Древнерусская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 21:34, реферат

Описание работы

В данной работе речь пойдет о древнерусской культуре. Предметом истории русской культуры - одной из составных частей истории мировой культуры - является изучение характера проявления в русской культуре общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития культуры и особенностей ее функционирования в данных исторический условиях.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Становление древнерусской культуры………………………...…………...4
1.1. Влияние религии на культуру русского государства…….................................5
1.2. Феномен русской культуры……………………………………………………...6
Глава 2. Письменность и древнерусская архитектура…………………...………......7
2.1. Образование ……………………………………………………………………...7
2.2. Славянская азбука…………….………………………………………………….7
2.3. Грамотность……………………...……………………………………….………9
2.4. Берестяные грамоты ………………..……………………………………………9
2.5. Летописание………………………………………………………………….….11
2.6. Древнерусская литература……………………………………………………...12
2.7. Архитектура древней Руси……………………………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……………18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………..……………………………………20

Файлы: 1 файл

Древнерусской культуры.docx

— 53.18 Кб (Скачать файл)

Имевшие уже опыт в строительстве  крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы  с поразительной быстротой освоили  новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными  сооружениями.

Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его  основу; примы, кающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь, начиная со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы, применяли к традициям русской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь конца Х в., были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества. Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство-это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне - константинопольскому Софийскому собору.

В XII в., по образному выражению  одного искусствоведа, по всей Руси прошагали  русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол  возносился вверх на мощном, массивном  квадрате. Таким стал Дмитровский  собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском.

Большого расцвета архитектура  достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме. С его именем связаны постройка Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, Золотых ворот во Владимире - мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же было создано чудо русской архитектуры - храм Покрова на Нерли. Реставрационные работы и исследования сохранившихся памятников помогли за последние годы уточнить первоначальную форму зданий, а археологические раскопки в ряде древнерусских городов почти удвоили количество доступных для изучения памятников.

Исследования Н.Н. Воронина и М.К. Каргера показали эволюцию русской архитектурной мысли и ее связь с этапами развития феодальных отношений и с княжескими или боярско-посадскими элементами в городе. В ряде случаев архитектура очень чутко отражала политическую историю страны: кратковременное соперничество Чернигова и Киева сказалось в одновременной постройке монументальных соборов (Чернигов - 1036 г., Киев _ 1037 г.). Новгородское восстание 1136 г. приостановило княжеское строительство в Новгороде и открыло дорогу боярскому.

Раннее обособление Полоцкого  княжества сказалось в построении там своего Софийского собора с необычной  планировкой. Полнокровное развитие городов, соперничавших с Киевом, привело  к расцвету зодчества и созданию местных архитектурных школ в  Галиче, Смоленске, Новгороде, Чернигове, Владимире на Клязьме. При всем том русская архитектура XII-XIII вв. представляет собой известное единство. Нельзя сказать, чтобы русское зодчество этого времени находилось под каким-либо влиянием или воздействием, хотя Русь имела широчайшие связи с Востоком, Западом и Византией. Усвоив на рубеже Х и XI вв. византийскую форму, русские зодчие очень быстро видоизменили ее, внесли свои черты и создали свой, общерусский стиль, варьировавший по областям.

Появление в XII в. башнеобразных, стремящихся вверх стройных зданий (Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков) особенно ярко свидетельствовало о выработке русского национального стиля, родившегося в результате воздействия деревянного строительства.

Неустойчивые границы  феодальных государств не были преградами для взаимного культурного общения. Ярким показателем такой общности «стиля эпохи», говорящим о том, что романское искусство - понятие не столько географическое, сколько хронологическое, является белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси с его удивительными пропорциями и тонкой декоративной резьбой, воскрешающей в памяти замечательные изделия из слоновой кости.

Постройки Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо - вполне русские по своим традициям и строительным приемам, но по ряду деталей они близки к архитектуре романского стиля XII в. Белокаменные храмы Владимира с их щедрой резной орнаментикой исследователи с полным правом сопоставляют по общей стройности и богатству сюжетов со «Словом о полку Игореве», где народное, языческое, также заслоняет собой христианское.

Тщательное изучение пропорций  древнерусских зданий позволило  раскрыть своеобразные геометрические приемы русских зодчих XI-XII вв., помогавшие им создавать здания, изумительные по соразмерности частей.

Недавние находки в  Старой Рязани и Тмутаракани геометрических чертежей из системы вписанных квадратов  и прямоугольников, позволили раскрыть еще один метод математических расчетов, метод, восходящий в основе к вавилонской  архитектуре и попавший на Русь через  посредство Закавказья и Тмутаракани.

Многообразная и богатая  русская архитектура надолго  сохранила силу художественного  воздействия.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

От всех остальных живых  существ, населяющих Землю, человек  отличается, прежде всего, тем, что он осваивает природу, преобразует  её и создаёт культуру - творение его разума, души и рук. В течение  столетий многие поколения людей  создают язык народа, его письменность, литературу, памятники искусства  и архитектуры, формируют традиции и обычаи.

Вне культуры человек не может существовать. Она - не только наследие, оставленное тысячами поколений, живших до него, но и необходимое  условие развития человека, формирующее  его поведение, нравственные ценности, эстетические представления. Одним  словом, именно культура делает человека человеком. Культура каждого народа является частью мировой культуры, включая в себя всё, что было создано  умом и руками людей на определённом этапе.

Судьба русской культуры и прекрасна и драматична. Прекрасна, потому что оставила заметный след в отечественной истории. Трудно представить нашу культуру без «Слова о полку Игореве», рублевской «Троицы», Московского Кремля, собора Василия Блаженного, сокровищ Оружейной палаты и многого другого. Драматична же потому, что, как всякое явление своего времени, культура средневековья исторически была обречена. С началом петровских реформ изменился ее характер - она лишилась своего религиозного содержания и стала по преимуществу светской. Словно забыв свои византийские корни, русская архитектура, живопись, декоративное искусство стали осваивать западный художественный опыт. Получила развитие скульптура, почти неизвестная в Древней Руси. Изменился облик городов. Да и сами горожане преобразились - стали иначе одеваться, питаться, усвоили новые нормы повеления.

Правда, перемены те коснулись  в основном дворянства. Жизнь крестьян почти не изменилась. Деревня сохраняла свой традиционный быт и культуру, сложившиеся еще в средние века. Болезненная ломка крестьянской культуры произошла уже в XX в., в советское время. После 1917 г. началась борьба с «пережитками старой идеологии», подорвавшая устои духовной жизни деревни. Искоренялись старые обычаи и традиции, исчезли многие праздники. Последовавшая за этим массовая коллективизация разрушила традиционный уклад крестьянской жизни.

За последние семь десятилетий  погибло немало памятников средневековой  культуры. В годы революции и гражданской  войны под предлогом борьбы с  религией уничтожали церковную утварь, сжигали иконы, разбивали колокола. В 30_е годы в старых русских городах безжалостно разрушали выдающиеся памятники средневекового зодчества - храмы, монастыри, палаты,

В годы Великой Отечественной  войны русской культуре был нанесен  новый удар. Фашисты погубили многие памятники древнего искусства в  Киеве, Новгороде, Пскова, Смоленске  и других городах. Потери оказались  невосполнимы, Многие древнерусские  шедевры можно увидеть теперь только на фотографиях.

Немало воды утекло с того далекого времени. Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, не дань мимолетной моде, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.

Начиная с древнейших времён славянские народы искали пути к объединению. Несколько раз их культурный уровень поднимался до создания единого государства, и каждый раз нашествие кочевых племён отбрасывали их на века в своём развитии. Наконец в VI веке им удалось объединиться в единое Русское государство. Уже тогда Россия была достаточно развитой страной, уже были города, ремесло активно развивалась, купцы с русским товаром ходили в далёкие страны, и судя по размерам тайников с греческими и византийскими монетами находимыми на территории древней Руси, торговля шла весьма бойко. Новый шаг в своём культурном развитии Русь делает в конце X, начале XI веков. Появляется общая религия, письменность, появляются школы, вводиться единое право. Уже в это время Русь не отстаёт от других стран. Происходит рассвет культуры и искусства. Заставив считаться с собой даже могуществе ную Византию, Киевская Русь становиться одной из ведущих стран тогдашнего мира.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАРУРЫ

1. Даркевич В.П. Происхождение и развитие городов древней Руси. // Вопросы истории. - №4. - 1994.

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России. учебное пособие, 2 издание. - М.: Просвещение. - 2006.

3. История России с  древнейших времен до конца  XVII века /Под ред. А.Н. Сахарова, А.П. Новосельцева. - М. - 1996.

4. Карамзин Н.М. История  государства Российского / Примеч. А.М. Кузнецова - Калуга: Золотая  аллея. - 1994.

5. Мельникова А.А. Клады  земли русской. // Наука и жизнь. - №9. - 1979.

6. Поляков Г.Б. Всемирная  история. - Москва. - 1999.

7. Рыбаков Б.А. Мир Истории.  Начальные века русской истории. - М.: Молодая гвардия. - 1987.

8. Рябцев Ю.С. Путешествие  в Древнюю Русь: Рассказы о  русской культуре. - М., Владос. - 1995.

9. Седова М.В. Восточные  славяне в 6-13 вв. М.: Просвещение. - 1982.

10. Смирнов А.Н. Древние  славяне. - М. Москва -1990.

11. Хрестоматия по истории  России: В 4-х тт. - Т. 1. С древнейших  времен до XVII века /Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. - М.: Мирос. - 1994.

12. Шелов Д.Б. Славяне. Заря цивилизации. Москва. - 1972.

 


Информация о работе Древнерусская культура