Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:52, реферат
проследив развитие искусства Древнего Египта, мы можем сделать некоторые выводы относительно его культуры. Древнейшая цивилизация Востока была египетская – на Ниле. Здесь впервые появились различные науки, литература, философская мысль, изобразительное искусство, и, наконец, письменность. Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития. Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царства.
Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа.
Введение……………………………………………………………….
1. Особенности "речной цивилизации" и основные периоды ее развития. …………………………………………………………….…… ………….
2. Устройство египетского общества, его социальная структура. ………
3. Наука, техника, сельское хозяйство Египта. Письменность, иероглифы. ……………………………………………………………………………...
4. Религия и мифология египтян. Заупокойный культ…………………..
5. Искусство Древнего Египта: архитектура (пирамиды и храмы), живопись, скульптура. ……………………………………………………………
Заключение……………………………………..………………………………..
Библиографический список………………………………………………….…
Залежи медной руды еще в раннюю эпоху привлекли внимание египтян к Синайскому п-ову, и добыча меди в большом количестве на синайских рудниках стала процветающей отраслью древнеегипетского хозяйства. Добывали на Синае и бирюзу. Золото и в меньшем количестве серебро египтяне получали из юго-восточной пустыни и Нубии. Своего железа Египет не знал, и оно почти не применялось в производстве и обиходе. В Египете было обнаружено несколько кусков метеоритного железа; некоторые изделия из этого металла были привезены сюда из других стран. В гробнице Тутанхамона найден изящный железный кинжал с золотой рукояткой. Грузы разнообразных иноземных товаров доставлялись в Египет из Западной Азии, с Кипра, Крита, из верховьев Нила и с восточного побережья Африки. Специальные экспедиции отправляли по Красному морю к берегам современного Сомали для покупки предметов роскоши и благовоний (ладана, мирры и др.), необходимых для богослужений.
На шахтах и рудниках работали в основном пленные иноземцы. На этих и других общественных работах, требовавших приложения больших физических сил, нередко использовались подразделения египетских войск. Вероятно, существовало и рабство, но о положении и правах рабов сохранилось мало сведений.
Ремесленники - столяры, плотники, каменотесы, а также зодчие, скульпторы, живописцы, ювелиры Древнего Египта были невпревзойденными мастерами. Самые выразительные образцы их мастерства демонстрируют сокровища из гробницы Тутанхамона.
Письменность, иероглифы
Египтяне были искусными рисовальщиками. Они необычайно точно и тонко рисовали различные предметы, вещи, людей. Можно подумать, что египтяне изначально рисовали и записывали свои мысли иероглифами.
Начнём с того, что принимается за иероглиф. Иероглиф это система письма, принятая в Древнем Египте, сочетавшая черты идеографического и фонетического письма.
Слово иероглиф происходит от древне – греческого hieroglyphe (иероглифика грамота) — священно вырезанные письмена. Сами египтяне называли свою письменность «письмо слова бога».
Иероглифы бывают разные. У каждого написанного иероглифа имеется транслитерация на коптский язык. В свою очередь коптский это ещё одна ветвь ( причём самая первая) египетской письменности.
С самого начала все знаки письменности Древнего Египта были довольно сложные. Их сложно было воспроизвести с точностью, как исходный вариант, но так как система письма этого типа являлась довольно сложной и требовала немалого художественного таланта, спустя некоторое время знаки были упрощены до самых необходимых контуров.
Так возникло иератическое письмо. Им пользовались главным образом египетские жрецы, делая надписи в храмах и на гробницах. В последний период появилось демотическое письмо, т. е. народное. Оно состояло из черточек, дуг и кружков, было легким в написании, хотя распознать в нем.
По внешнему облику иероглифы Древнего Египта представляли собой рисунки живых существ и различных предметов. Иероглифы или прямо «изображали» слово, например, изображение быка, означало слово «бык», или косвенно намекали на содержание слова, например, изображение палицы – оружия соседних племен – означало название их страны «Ливия». Первые иероглифы носили явно картиночный характер.
Всего известно до 5000 разных египетских иероглифов, однако в каждую эпоху использовалось не более 700-800. Среди египетских иероглифов различают:
К своим богам египтяне обращались на особом, священном языке – он, собственно, и был языком первых иероглифов.
Вообще, все известные мировые культуры опираются на использование символического значения букв – как в их графическом, так и в фонетическом значениях. В ряду алфавитов буква была представлена по принципу сходства с предметами и вещами, в форме которых угадывалось её очертание. В наши дни так рисуют детские азбуки, для наглядности изображая букву А в виде арбуза, а букву Я – в виде яблока. Изучение символики букв позволяет распознавать связи, лежащие в основе иероглифов, священных преданий, космогоний.
Предания решительно всех народов, которым была свойственна собственная письменность, указывают, что она была дарована людям богам. Древние египтяне просто называли свои иероглифы «языком богов».
Религия и мифология египтян. Заупокойный культ.
Мифология и религия Древнего Египта
Египетская
мифология была, по-видимому, очень
богата, но до нас дошла сравнительно
небольшая ее часть. В ней отразились
религиозные представления
Космогонических мифов у египтян было, видимо, много, и они противоречили один другому. Возможно, что в каждой местности существовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местному божеству. Древнейший из таких мифов, дошедший до нас, содержится в Мемфисском богословском трактате, относящемся, как считают, ко времени 3-й или 4-й династии, когда Мемфис был столицей. В этом трактате создание мира приписывается местному богу Птаху (Пта), который вытеснил Гора, Тота и других богов и как бы сам создал их: «И он родил богов, он создал города, он основал номы, он поставил богов в их святилища, он учредил их жертвы, он основал их храмы, он создал их тела (статуи) по желанию их сердец...». Птах выполняет здесь, таким образом, функции не только творца и демиурга, но и культурного героя.
Гелиопольское же жречество приписывало создание мира своему солнечному богу Ра (Атуму). Гелиопольская космогония представляет собой, следовательно, цепь олицетворении, соединенных идеей взаимного порождения и магического творения. Здесь есть известная доля и эволюционной идеи. По другому мифу, Геб и Нут, земля и небо, вначале были плотно слиты и держали друг друга в объятиях. Бог Шу (воздух) отделил их друг от друга, подняв Нут высоко вверх. Сохранилось наглядное изображение этого мифа
В мифологических олицетворениях явлений природы у египтян одно из первых мест вообще занимает солнце. Солярные мифы египтян были очень разнообразны. В одном мифе солнце в образе великого кота борется с огромным змеем. Содержание другого мифа -- борьба Ра (солнце) с подземным змеем Апопом -- отражает, конечно, суточное движение солнца и его нисхождение за западный горизонт. Ходячее мифологическое представление египтян заставляло солнце совершать свой ежедневный путь в б арке (ведь лодка была вообще главнейшим средством передвижения в Египте, стране, вытянутой вдоль узкой долины реки). Олицетворялось солнце и в виде разных животных: жука-скарабея, сокола, змеи, кота, ранее уже говорилось о мифологической связи дневного светила с космогонией, а также с представлениями о загробной жизни.
Заупокойный культ
Египтяне верили в бессмертие души; это была с незапамятных времен главная доктрина египетской религии. Благодаря ней установились все своеобразные похоронные обряды и обычаи, а также и все эмблемы, изображавшиеся на гробах и надгробных памятниках. Эта была эпоха возведения великих пирамид, эпоха сложения основных видов древнеегипетского искусства, его стилистических особенностей. Главной из них была строгая система композиционных и иконографических правил, получивших название "канона". В древнеегипетском искусстве каноны не менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы сооружались как усыпальницы. В гробницы помещали портретные статуи в качестве нетленных двойников покойных, убежищ для их бессмертных душ – "Ка". Внутри стены гробниц обильно украшались росписями и рельефами, прославлявшими владельцев и рассказавшими об их подвигах в жизни. Бессмертие было обещано тем душам, которые Осирис, верховный судья, признает праведными. Эти души должны были вернуться в их телесную оболочку и оживить ее новою жизнью, не знающей смерти. Души же грешных подвергались вторичной смерти, за которой следовало небытие. Вся эта доктрина о бессмертии души ясно изложена в египетском похоронном требнике – «Книге мертвых».
Эта священная книга, которая должна была находиться в каждом гробу, состояла из гимнов, молитв и разных похоронных обрядов. Глава вторая этой книги вся посвящена жизни, начинающейся после смерти, а глава сорок четвертая ясно и определенно говорит о том, что эта новая жизнь будет бессмертна. Этот-то принцип вместе с санитарными мерами, обусловленными климатическими требованиями страны, ввел обычай бальзамирования тела для сохранения его от разложения и порчи, или же для того, как говорит текст требника, "чтобы душа могла вновь соединиться со своим телом". Душа умершего представала перед судьями, помощниками далекого Осириса; они ее допрашивали; затем на весах взвешивалось все добро и зло, содеянное этой душой. Сердце умершего помещалось на одну чашу весов, на другой лежало перо - символ богини Маат. Если умерший совершил больше добра, чем зла, он становится "праведником" и мог стать частью мистического тела бога Осириса; в противном случае его сердце пожирало чудовище с головой крокодила и туловищем гиппопотама, и он терял всякую надежду на загробную жизнь. А "праведный" мог попасть в Ялу, то есть в Елисейские поля. Бог Тот записывал решение, а Осирис выносил приговор. Иногда наказание состояло в том, что душа должна была воплотиться в тело какого-нибудь нечистого животного, например в свинью, и священная лодка отвозила эту душу уже в образе животного на землю среди живущих. Затем для этой души вместе со второй смертью наступало небытие, потому что, по мнению египтян, бессмертие души приобреталось или утрачивалось человеком сообразно с его жизнью и поведением на земле.
Искусство Древнего Египта: архитектура (пирамиды и храмы), живопись, скульптура
В древнем Египте
размышляли о значении ремесла, учёбы
и искусстве. Искусство имело
высокий социальный статус, он был божественного происхождения.
Сущность людей в этом мире - приготовиться
к смертельной жизни, которая основывается
на мифах и разноцветных картинках.
Египтяне верили ,что душа умерших людей
живет дальше и иногда посещает их. Поэтому
они тщательно охраняли тело умершего
и хранили его в крепком сооружении. Консервативными
мумификационными материалами были различные
масла, глина, песок, смола, опилки, шерсть,
духи и лук. На сердце умершим ложили омулет,
который был сделан из камня, дерева или
металла,а так же на них ложили украшения
и дорогие вещи.
АРХИТЕКТУРА - это одна основная ветвь
культуры древнего Египта.
С древних времён Египет привлекал путешествеников,
школьников, внешние соседние страны.
Греки египедской цивилизации удивлялись
ее памятникам и характеру жизни, восхищалисьуму
и воображению. Две большие пирамиды Хеопса
и Хефрена - причисленны к семи чудесам
света. Заинтересованность Египтом началась
во времена Ренесанса. Изучение памятников
Египта началось только в 19 веке, после
того когда, посетившие его участники,
наполеоновской экспедиции выпустили
собрание "Описание Египта" (1798-1801),
а ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬЁН в 1822г. огласил
работу, помогшую читать иероглифы. Примите
к сведению, что только археологические
раскопки помогают воссоздать и понять
жизнь и искусство Древнего Египта. Большое
значение имело чтение текстов написанных
иероглифами, которые помогли понять историю,
ремесло, культуру и искусство Древнего
Египта.В этот край приезжали грабители,
они уничтожали памятники, а краденные
произведения искусства продавали в музеи
европейских стран.
В живописи и рельефах, прежде всего, бросается в глаза то обстоятельство, что голова, руки и ноги человеческой фигуры изображены в профиль, а тело - анфас. Это наиболее характерный силуэт древнеегипетского искусства. Древние египтяне не знали законов перспективы, и в многокомпонентных изображениях фигуры часто перекрывают одна другую.
Скульптурные изображения так же достаточно условны по пластике и представляют собой вид предмета спереди. Изобразительное искусство тесно связано с архитектурой. Его произведения хорошо вписываются в строгую церемониальность зданий.
В искусстве Древнего царства огромную роль играла скульптура. Обилие статуй в гробницах и храмах диктовалось нуждами погребального ритуала: статуи, изображавшие усопших, служили вместилищем их душ, их наличие в гробницах было непременным условием, обеспечивающим покойнику вечную жизнь. Статуи ставились также в заупокойных храмах и других погребальных помещениях, с тем чтобы душа умершего, войдя в ту или иную статую, могла наблюдать за разного рода церемониями, а также «участвовать» в тех обрядах, которые требовали ее «присутствия».
С момента возникновения скульптуры установились принципы, определявшие приемы изображения. Эти принципы считались универсальными и просуществовали длительное время без каких-либо изменений. Все египетские скульптуры, независимо от их размера, отвечали одним и тем же изобразительным законам, главные из которых сводились к следующему. Первое: всякая скульптура создается для того, чтобы быть созерцаемой исключительно с фронтальной стороны. Второе: основные объемы скульптуры должны распределяться симметрично относительно вертикальной оси.
Египетские
скульпторы начинали свою работу с
того, что из каменных глыб изготавливали
призмы правильной формы. На лицевой
стороне призмы намечалась сетка, которая
служила разметкой при
Заключение
Таким образом, проследив развитие искусства Древнего Египта, мы можем сделать некоторые выводы относительно его культуры. Древнейшая цивилизация Востока была египетская – на Ниле. Здесь впервые появились различные науки, литература, философская мысль, изобразительное искусство, и, наконец, письменность. Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития. Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царства.
Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа.
Развитие архитектуры и искусства в Древнем
Египте находится в самой тесной зависимости
от изменений в религиозных представлениях
египтян о загробной жизни и об обряде
погребения умершего фараона и его вельмож.
Земная жизнь и благополучие племени и
всей большой страны считались напрямую
зависимыми от того, как был приготовлен
к смерти и как был похоронен правитель
племени или страны. Искусство Древнего
Египта поражает своей грандиозностью,
необыкновенными масштабами, величественностью
и красотой.
Египетское искусство явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини – матери Исиды- получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него- европейским. Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов.