Древний Египет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:52, реферат

Описание работы

проследив развитие искусства Древнего Египта, мы можем сделать некоторые выводы относительно его культуры. Древнейшая цивилизация Востока была египетская – на Ниле. Здесь впервые появились различные науки, литература, философская мысль, изобразительное искусство, и, наконец, письменность. Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития. Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царства.
Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….
1. Особенности "речной цивилизации" и основные периоды ее развития. …………………………………………………………….…… ………….
2. Устройство египетского общества, его социальная структура. ………
3. Наука, техника, сельское хозяйство Египта. Письменность, иероглифы. ……………………………………………………………………………...
4. Религия и мифология египтян. Заупокойный культ…………………..
5. Искусство Древнего Египта: архитектура (пирамиды и храмы), живопись, скульптура. ……………………………………………………………
Заключение……………………………………..………………………………..
Библиографический список………………………………………………….…

Файлы: 1 файл

египет.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

Залежи медной руды еще в раннюю эпоху привлекли внимание египтян к Синайскому п-ову, и добыча меди в большом количестве на синайских рудниках стала процветающей отраслью древнеегипетского хозяйства. Добывали на Синае и бирюзу. Золото и в меньшем количестве серебро египтяне получали из юго-восточной пустыни и Нубии. Своего железа Египет не знал, и оно почти не применялось в производстве и обиходе. В Египете было обнаружено несколько кусков метеоритного железа; некоторые изделия из этого металла были привезены сюда из других стран. В гробнице Тутанхамона найден изящный железный кинжал с золотой рукояткой. Грузы разнообразных иноземных товаров доставлялись в Египет из Западной Азии, с Кипра, Крита, из верховьев Нила и с восточного побережья Африки. Специальные экспедиции отправляли по Красному морю к берегам современного Сомали для покупки предметов роскоши и благовоний (ладана, мирры и др.), необходимых для богослужений.

На шахтах и  рудниках работали в основном пленные  иноземцы. На этих и других общественных работах, требовавших приложения больших  физических сил, нередко использовались подразделения египетских войск. Вероятно, существовало и рабство, но о положении  и правах рабов сохранилось мало сведений.

Ремесленники - столяры, плотники, каменотесы, а также  зодчие, скульпторы, живописцы, ювелиры  Древнего Египта были невпревзойденными  мастерами. Самые выразительные  образцы их мастерства демонстрируют  сокровища из гробницы Тутанхамона.

Письменность, иероглифы

Египтяне были искусными рисовальщиками. Они необычайно точно и тонко рисовали различные  предметы, вещи, людей. Можно подумать, что египтяне изначально рисовали и записывали свои мысли иероглифами.

Начнём с  того, что принимается за иероглиф. Иероглиф это система письма, принятая в Древнем Египте, сочетавшая черты идеографического и фонетического письма.

Слово иероглиф происходит от древне – греческого hieroglyphe (иероглифика грамота) — священно вырезанные письмена. Сами египтяне называли свою письменность «письмо слова бога».

Иероглифы бывают разные. У каждого  написанного иероглифа имеется транслитерация на коптский язык. В свою очередь коптский это ещё одна ветвь ( причём самая первая) египетской письменности.

С самого начала все знаки письменности Древнего Египта были довольно сложные. Их сложно было воспроизвести с точностью, как исходный вариант, но так как система письма этого типа являлась довольно сложной и требовала немалого художественного таланта, спустя некоторое время знаки были упрощены до самых необходимых контуров.

Так возникло иератическое письмо. Им пользовались главным образом египетские жрецы, делая надписи в храмах и на гробницах. В последний период появилось демотическое письмо, т. е. народное. Оно состояло из черточек, дуг и кружков, было легким в написании, хотя распознать в нем.

По внешнему облику иероглифы Древнего Египта представляли собой рисунки живых существ и различных предметов. Иероглифы или прямо «изображали» слово, например, изображение быка, означало слово «бык», или косвенно намекали на содержание слова, например, изображение палицы – оружия соседних племен – означало название их страны «Ливия». Первые иероглифы носили явно картиночный характер.

Всего известно до 5000 разных египетских иероглифов, однако в каждую эпоху использовалось не более 700-800. Среди египетских иероглифов различают:

  • одноконсонантные знаки (около 30), обозначавшие согласные звуки египетского языка;
  • двух-трехконсонантные знаки для фонетической передачи морфем;
  • идеограммы – для обозначения целых слов;
  • детерминативы – вспомогательные (непроизносимые) идеографические знаки, уточняющие значения слов.

К своим богам египтяне обращались на особом, священном языке – он, собственно, и был языком первых иероглифов.

Вообще, все  известные мировые культуры опираются на использование символического значения букв – как в их графическом, так и в фонетическом значениях. В ряду алфавитов буква была представлена по принципу сходства с предметами и вещами, в форме которых угадывалось её очертание. В наши дни так рисуют детские азбуки, для наглядности изображая букву А в виде арбуза, а букву Я – в виде яблока. Изучение символики букв позволяет распознавать связи, лежащие в основе иероглифов, священных преданий, космогоний.

Предания решительно всех народов, которым была свойственна собственная письменность, указывают, что она была дарована людям богам. Древние египтяне просто называли свои иероглифы «языком богов».

 

 

 

Религия и мифология египтян. Заупокойный  культ.

Мифология и  религия Древнего Египта

Египетская  мифология была, по-видимому, очень  богата, но до нас дошла сравнительно небольшая ее часть. В ней отразились религиозные представления египтян. Мифология лает возможность лучше  всего проследить постепенное развитие самой египетской религии, ее последовательные наслоения, а также выделить в ней местные культы, боровшиеся между собой за преобладание.

Космогонических мифов у египтян было, видимо, много, и они противоречили один другому. Возможно, что в каждой местности  существовал свой миф о начале мира, где главная роль отводилась местному божеству. Древнейший из таких мифов, дошедший до нас, содержится в Мемфисском богословском трактате, относящемся, как считают, ко времени 3-й или 4-й династии, когда Мемфис был столицей. В этом трактате создание мира приписывается местному богу Птаху (Пта), который вытеснил Гора, Тота и других богов и как бы сам создал их: «И он родил богов, он создал города, он основал номы, он поставил богов в их святилища, он учредил их жертвы, он основал их храмы, он создал их тела (статуи) по желанию их сердец...». Птах выполняет здесь, таким образом, функции не только творца и демиурга, но и культурного героя.

Гелиопольское же жречество приписывало создание мира своему солнечному богу Ра (Атуму). Гелиопольская космогония представляет собой, следовательно, цепь олицетворении, соединенных идеей взаимного порождения и магического творения. Здесь есть известная доля и эволюционной идеи. По другому мифу, Геб и Нут, земля и небо, вначале были плотно слиты и держали друг друга в объятиях. Бог Шу (воздух) отделил их друг от друга, подняв Нут высоко вверх. Сохранилось наглядное изображение этого мифа

В мифологических олицетворениях явлений природы  у египтян одно из первых мест вообще занимает солнце. Солярные мифы египтян  были очень разнообразны. В одном мифе солнце в образе великого кота борется с огромным змеем. Содержание другого мифа -- борьба Ра (солнце) с подземным змеем Апопом -- отражает, конечно, суточное движение солнца и его нисхождение за западный горизонт. Ходячее мифологическое представление египтян заставляло солнце совершать свой ежедневный путь в б арке (ведь лодка была вообще главнейшим средством передвижения в Египте, стране, вытянутой вдоль узкой долины реки). Олицетворялось солнце и в виде разных животных: жука-скарабея, сокола, змеи, кота, ранее уже говорилось о мифологической связи дневного светила с космогонией, а также с представлениями о загробной жизни.

Заупокойный культ

Египтяне  верили в бессмертие души; это была с незапамятных времен главная доктрина египетской религии. Благодаря ней установились все своеобразные похоронные обряды и обычаи, а также и все эмблемы, изображавшиеся на гробах и надгробных памятниках. Эта была эпоха возведения великих пирамид, эпоха сложения основных видов древнеегипетского искусства, его стилистических особенностей. Главной из них была строгая система композиционных и иконографических правил, получивших название "канона". В древнеегипетском искусстве каноны не менялись на протяжении многих столетий. Пирамиды и храмы сооружались как усыпальницы. В гробницы помещали портретные статуи в качестве нетленных двойников покойных, убежищ для их бессмертных душ – "Ка". Внутри стены гробниц обильно украшались росписями и рельефами, прославлявшими владельцев и рассказавшими об их подвигах в жизни. Бессмертие было обещано тем душам, которые Осирис, верховный судья, признает праведными. Эти души должны были вернуться в их телесную оболочку и оживить ее новою жизнью, не знающей смерти. Души же грешных подвергались вторичной смерти, за которой следовало небытие. Вся эта доктрина о бессмертии души ясно изложена в египетском похоронном требнике – «Книге мертвых».

Эта священная  книга, которая должна была находиться в каждом гробу, состояла из гимнов, молитв и разных похоронных обрядов. Глава вторая этой книги вся посвящена жизни, начинающейся после смерти, а глава сорок четвертая ясно и определенно говорит о том, что эта новая жизнь будет бессмертна. Этот-то принцип вместе с санитарными мерами, обусловленными климатическими требованиями страны, ввел обычай бальзамирования тела для сохранения его от разложения и порчи, или же для того, как говорит текст требника, "чтобы душа могла вновь соединиться со своим телом". Душа умершего представала перед судьями, помощниками далекого Осириса; они ее допрашивали; затем на весах взвешивалось все добро и зло, содеянное этой душой. Сердце умершего помещалось на одну чашу весов, на другой лежало перо - символ богини Маат. Если умерший совершил больше добра, чем зла, он становится "праведником" и мог стать частью мистического тела бога Осириса; в противном случае его сердце пожирало чудовище с головой крокодила и туловищем гиппопотама, и он терял всякую надежду на загробную жизнь. А "праведный" мог попасть в Ялу, то есть в Елисейские поля. Бог Тот записывал решение, а Осирис выносил приговор. Иногда наказание состояло в том, что душа должна была воплотиться в тело какого-нибудь нечистого животного, например в свинью, и священная лодка отвозила эту душу уже в образе животного на землю среди живущих. Затем для этой души вместе со второй смертью наступало небытие, потому что, по мнению египтян, бессмертие души приобреталось или утрачивалось человеком сообразно с его жизнью и поведением на земле.

Искусство Древнего Египта: архитектура (пирамиды и храмы), живопись, скульптура

В древнем Египте размышляли о значении ремесла, учёбы  и искусстве. Искусство имело  высокий социальный статус, он был божественного происхождения. Сущность людей в этом мире - приготовиться к смертельной жизни, которая основывается на мифах и разноцветных картинках.  
 
Египтяне верили ,что душа умерших людей живет дальше и иногда посещает их. Поэтому они тщательно охраняли тело умершего и хранили его в крепком сооружении. Консервативными мумификационными материалами были различные масла, глина, песок, смола, опилки, шерсть, духи и лук. На сердце умершим ложили омулет, который был сделан из камня, дерева или металла,а так же на них ложили украшения и дорогие вещи.  
 
АРХИТЕКТУРА - это одна основная ветвь культуры древнего Египта.  
 
С древних времён Египет привлекал путешествеников, школьников, внешние соседние страны. Греки египедской цивилизации удивлялись ее памятникам и характеру жизни, восхищалисьуму и воображению. Две большие пирамиды Хеопса и Хефрена - причисленны к семи чудесам света. Заинтересованность Египтом началась во времена Ренесанса. Изучение памятников Египта началось только в 19 веке, после того когда, посетившие его участники, наполеоновской экспедиции выпустили собрание "Описание Египта" (1798-1801), а ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬЁН в 1822г. огласил работу, помогшую читать иероглифы. Примите к сведению, что только археологические раскопки помогают воссоздать и понять жизнь и искусство Древнего Египта. Большое значение имело чтение текстов написанных иероглифами, которые помогли понять историю, ремесло, культуру и искусство Древнего Египта.В этот край приезжали грабители, они уничтожали памятники, а краденные произведения искусства продавали в музеи европейских стран.

В живописи и рельефах, прежде всего, бросается  в глаза то обстоятельство, что  голова, руки и ноги человеческой фигуры изображены в профиль, а тело - анфас. Это наиболее характерный силуэт древнеегипетского искусства. Древние египтяне не знали законов перспективы, и  в многокомпонентных изображениях фигуры часто перекрывают одна другую.

Скульптурные изображения так же достаточно условны по пластике и представляют собой вид предмета спереди. Изобразительное искусство тесно связано с архитектурой. Его произведения хорошо вписываются в строгую церемониальность зданий.

В искусстве  Древнего царства огромную роль играла скульптура. Обилие статуй в гробницах и храмах диктовалось нуждами погребального ритуала: статуи, изображавшие усопших, служили вместилищем их душ, их наличие в гробницах было непременным условием, обеспечивающим покойнику вечную жизнь. Статуи ставились также в заупокойных храмах и других погребальных помещениях, с тем чтобы душа умершего, войдя в ту или иную статую, могла наблюдать за разного рода церемониями, а также «участвовать» в тех обрядах, которые требовали ее «присутствия».

С момента возникновения  скульптуры установились принципы, определявшие приемы изображения. Эти принципы считались  универсальными и просуществовали  длительное время без каких-либо изменений. Все египетские скульптуры, независимо от их размера, отвечали одним и тем же изобразительным законам, главные из которых сводились к следующему. Первое: всякая скульптура создается для того, чтобы быть созерцаемой исключительно с фронтальной стороны. Второе: основные объемы скульптуры должны распределяться симметрично относительно вертикальной оси.

Египетские  скульпторы начинали свою работу с  того, что из каменных глыб изготавливали  призмы правильной формы. На лицевой  стороне призмы намечалась сетка, которая  служила разметкой при изготовлениии  фигуры. Эта сетка чертилась с двух сторон блока — в фас и в профиль. Исходя из этих двух чертежей и высекалась скульптура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, проследив развитие искусства Древнего Египта, мы    можем сделать некоторые выводы относительно  его культуры. Древнейшая цивилизация Востока была египетская – на Ниле. Здесь впервые появились различные науки, литература, философская мысль, изобразительное искусство, и, наконец, письменность. Культура Древнего Египта прошла ряд последовательных стадий развития.  Особого расцвета она достигла в эпохи Древнего, Среднего и Нового царства.

Самобытная  культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей  цивилизацией вавилонского народа.

 
Развитие архитектуры и искусства в Древнем Египте находится в самой тесной зависимости от изменений в религиозных представлениях египтян о загробной жизни и об обряде погребения умершего фараона и его вельмож. Земная жизнь и благополучие племени и всей большой страны считались напрямую зависимыми от того, как был приготовлен к смерти и как был похоронен правитель племени или страны. Искусство Древнего Египта поражает своей грандиозностью, необыкновенными масштабами, величественностью и красотой.

 Египетское  искусство явилось образцом для крито-микенской культуры в Древней Греции. Египетская культура оказала большое влияние и на древних римлян. Культ Египетской богини – матери Исиды- получил широкое распространение в Риме. Египетский скульптурный портрет, пейзажная живопись, обелиски и другие элементы архитектуры, львы и сфинксы были восприняты античным искусством, а через него- европейским. Древнеегипетская культура и цивилизация заложили основу для последующего культурного развития многих народов.

 

Информация о работе Древний Египет