Древняя Греция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 23:24, реферат

Описание работы

Цель данной исследовательской работы: показать развитие античной культуры и ее влияние на становление европейской культуры.
Задачи исследования:
- показать становление античной культуры, ее развитие;
- передача выразительности греческого искусства;
- на основе изученных источников рассмотреть особенности античной культуры;
- в ходе работы сделать выводы о влиянии античной культуры на становление европейской культуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..с.3-6
1 Архитектура и скульптура Древней Греции……………………….. с.7-22
1.1 Крито – микенская культура………………………………………..с.7-10
1.2 Культура греческой архаики……………….……………………..с.11-14
1.3 Культура греческой классики………………..……………………с.15-19
1.4 Эллинистическое искусство……………………………………...с.20-22
Заключение……………………………………………………….…. с.23-25
Список литературы………………………………………..……………… с.26
Приложение………………………………………………………………… с.27

Файлы: 1 файл

Древняя Греция.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ. 
 
Введение……………………………………………………………………..с.3-6 
1 Архитектура и скульптура Древней Греции……………………….. с.7-22 
1.1 Крито – микенская культура………………………………………..с.7-10 
1.2 Культура греческой архаики……………….……………………..с.11-14 
1.3 Культура греческой классики………………..……………………с.15-19 
1.4 Эллинистическое искусство……………………………………...с.20-22 
Заключение……………………………………………………….…. с.23-25 
Список литературы………………………………………..……………… с.26 
Приложение………………………………………………………………… с.27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 
 
 Не умаляя значения древних цивилизаций, мы должны признать, что особое влияние на развитие культуры народов Европы оказала Древняя Греция. Ее культура, богатая событиями и довольно подробно изученная и описанная, во многом известна всем. Однако, не будет лишним еще раз обратиться к ней. Чем обогатила эта древняя цивилизация человечество? Почему память о них сохраняется в веках, а интерес к их культуре не уменьшается с течением времени? 
 Цель данной исследовательской работы: показать развитие античной культуры и ее влияние на становление европейской культуры. 
Задачи исследования: 
- показать становление античной культуры, ее развитие; 
- передача выразительности греческого искусства; 
- на основе изученных источников рассмотреть особенности античной культуры; 
- в ходе работы сделать выводы о влиянии античной культуры на становление европейской культуры. 
 В целом искусство античной Греции имело огромное значение для всей последующей истории мировой культуры. В нем впервые в истории человечества были осуществлены представления о красоте и достоинстве человека; с особой полнотой они воплощены в античной драме, поэзии и изобразительном искусстве. Замечательное зодчество, монументальная архитектура и скульптура. На фундаменте философии, литературы Древней Греции развивалась культура Европейской культуры. 
 При работе над темой возникла необходимость изучения многочисленных источников. Тема достаточно изучена, но многие авторы рассматривают некоторые вопросы с разных точек зрения. 
Один из выдающихся исследователей Древней Греции – Генрих Шлиман – немецкий археолог XIX века. В 1871 г. он начал раскопки на холме Гиссалык. 
 Результатом раскопок было открытие 7 сменяющих друг друга городов. По – мнению Шлимана, 5 нижних были доисторическими, 6-й – лидийский, а 7-й – Греко-римским Илионом. По убеждению Шлимана, Троя находилась в нижних слоях холма. Троей оказался 6-й город, исследованный уже после смерти Шлимана его сотрудником В.Дерпфельдом. В 1874-76 гг. Шлиман провел раскопки в Микенах. Он изучил развалины стен с Львиными воротами XIV – XIII вв., алтарь, несколько каменных стел и 5 гробниц с золотыми масками, украшениями, оружием. Г.Шлиман открыл целую эпоху в истории Греции – микенскую (гомеровскую) Грецию. 
Другой исследователь Древней Греции – Артур Эванс – английский археолог XX века. Он открыл руины Кносского дворца – дворца Миноса – и его окрестности. Эту цивилизацию он назвал минойской. А.Эванс создал периодизацию древностей Крита. В Кноссе А.Эванс нашел глиняные таблички с линейным письмом А и В. 
А английский ученый XX в. Майкл Вентрис доказал, что линейное письмо В являлось ранней формой греческого языка. 
Л.Г.Емохонова считала, что культура древней Греции складывалась стремительно. Если в Египте в течение нескольких тысячелетий образ жизни и мышления не менялся, то Греция за несколько веков проделала огромный путь, чему способствовали особые этнические и географические особенности. Балканский полуостров, огромные горы, богатая растительность, множество островов, близость к морским путям способствовали сближению человека с природой, проникновение других культур. Эллины называли мир Космосом и считали его разумным. Особенность эллинского мышления в том, что они анализировали все, что вызывало их удивление, а затем рационально объясняли. Отсюда реалистическое искусство, прежде всего, архитектура и скульптура с их соразмерностью пропорциям человеческого тела.  
 Древнегреческое искусство складывалось из трех основных потоков: 1).древнего Крито-Микенского искусства жителей островов Эгейского моря  (богатая архитектура дворцов Крита, Микен, красочная настенная живопись, керамика, золотые изделия); 
2).влияние искусства Древнего Египта; 
3). Искусство дорийцев, пришедших с севера и принесших геометрический стиль. 
 Б.Бродский утверждал, что древние греки любили все яркое. Мраморные изваяния богов и героев они раскрашивали или покрывали позолотой, храмы украшали цветным орнаментом – синим, красным и коричневым, рельефы красили золотой охрой. Если сравнить греческую статую с египетской, то заметна разница: египтянин всегда в спокойной, застывшей позе, со взором, устремленным перед собой. Неподвижность была достоинством фараонов и богов в Древнем Египте. Двигались и суетились лишь рабы. Греки считали, что неподвижны только мертвецы. Богов и атлетов греки изображали в движении. Греки любили танцы, музыку, спорт. Стремились воспитать гармонично развитую личность. 
Греческое искусство прошло длинный путь. Первые греческие скульптуры относятся к VII в. до н.э. – так называемый архаический период – они немного напоминают египетские: сидят или стоят в скованных позах, устремив взгляд вперед. Но, в отличии от египетских, губы греческих статуй растянуты в радостной улыбке. К V в. до н.э. фигуры обретают движение, пропорции – естественность, лица – одухотворенность. Например, статуя «Дискобол» Мирона изображена в момент, когда юноша – атлет замахнулся тяжелым диском, под упругой кожей тренированные мускулы. Полны напряженной жизни и статуи Поликлета, который любил изображать атлетов в состоянии покоя. Но это не статичный покой, его копьеносец чуть согнул одну ногу, переместив тяжесть тела на другую. Кажется, пройдет время, и он сделает шаг вперед, повернет голову. А.А.Оганесян впервые назвал культуру Древней Греции и Древнего Рима античной. Другие исследователи этот термин относят только к Греции, считая ее колыбелью европейской цивилизации.  
 О населении Древней Греции нет достоверных данных. Наиболее изученными являются критяне, ахейцы, ионийцы. 
Факторы, благоприятствовавшие возникновению древнегреческой культуры: 
– особое положение Греции, благодаря которому она поддерживала обширные связи с другими странами; 
– синтез культурных достижений многих народов, живших в разные времена на ее территории; 
– умелое использование греками ценностей чужих культур.  
В греческой культуре преобладало духовное начало, духовное многообразие, подвижность, свобода. Эти черты обеспечили древнегреческой культуре универсализм, позволяющий ей и сегодня быть актуальной.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

1.1. Крито-Микенская культура 
 

Греческое искусство не возникло сразу, как Афродита из морской пены. У него длительная предыстория. В конце XIX и начале XX века раскопки археологов в Греции и на острове Крите приоткрыли перед нами ранний этап античности. Его центром в конце 3 и середине 2 тысячелетия до н.э. был Крит, а несколько позже – та часть греческого материка, где находится город Микены. В целом культуру этой эпохи называют крито – микенской, или эгейской.  Ее следы первым открыл Генрих Шлиман, который вел раскопки в Микенах и Тиринфе. После Шлимана Артур Эванс приступил к раскопкам в Кноссе, древнем городе Крита. В Кноссе Эванс открыл остатки обширного дворца. Это комплексы построек, группирующихся вокруг большого внутреннего двора. Расположены они на разных уровнях, соединяются между собой лестницами, коридорами; некоторые уходят под землю. Свет проникал в них через отверстия в потолке – световые колодцы. Одни помещения освещены ярче, другие погружены в полумрак. Кносский дворец заставил вспомнить греческий миф о Лабиринте. К главным входам во дворец вели широкие парадные лестницы. В центре дворцового комплекса находился большой прямоугольный двор протяженностью около 50 метров. В центре Кносского дворца располагался тронный зал.  Во дворцах были обнаружены ванные комнаты, водопровод, водяная уборная, кладовые, ремесленные мастерские Стены дворца покрыты многочисленными фресками, фрагменты которых хорошо сохранились. На них встречаются изображения быка, мирно пасущегося или разъяренного. Бык являлся как бы эмблемой критян, играл значительную роль в их укладе жизни и в религии. Искусство Крита имеет сходство с искусством Египта – охота на львов, кошки, ловящие птиц. Критяне  
были мореплавателями, поддерживали торговые отношения с Египтом и, конечно, знали его культуру. В Кносском дворце найден большой раскрашенный рельеф – увенчанный лилиями юноша, держа в руке жезл, идет плавным, широким шагом по цветущему лугу среди порхающих бабочек. Фигура юного «царя-жреца» (как назвали его археологи) построена по типу египетских: плечи, грудь и глаз даны в фас, лицо и ноги – в профиль. Но «царь-жрец» со своей осиной талией, змеевидными кудрями и произвольными пропорциями тела отходит от египетских правил.  В так называемом «тронном зале» кносского дворца на стене изображены грифоны – мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой орла. Они окружены цветущими лилиями. Кносские грифоны не чудовища, а какие-то обитатели райского сада. У них длинные лебединые шеи, львиный хвост поднят кверху и оканчивается завитком. 
Еще интереснее изображения женщин, которые в критской живописи встречаются очень часто. Этих критских женщин археологи прозвали «парижанками», «дамами в голубом», «придворными дамами». У них тончайшие талии, голубые и гранатовые платья с пышными кринолинами, открытые корсажи, затейливые прически, перевитые жемчугом, с локонами, выпущенными на лоб, холеные обнаженные руки, тонкие носы с горбинкой и маленькие ротики с застывшей полуулыбкой. 
 Основным изображением в кносском дворце была двойная секира: она присутствовала в орнаменте на стенах, в руках у богов и молящихся. Она была символом плодородия. В критских дворцах царит асимметрия. Та же асимметрия прослеживается и в критских вазах. Интересны критские вазы стиля камарес (по названию места, где эти вазы были найдены, это пещера Камарес близ Феста). На темную поверхность сосуда наносились спиралевидные, словно кружевные, светлые узоры. Такова знаменитая ваза с осьминогом. Асимметрия в том, что ваза как будто расплывается, то сокращается, колышется и пульсирует, как осьминог. 
 Дворцовый стиль критских ваз: роскошные вазы, украшенные растениями, цветами, полипами, кораллами. Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, - от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками (их называют “яичной скорлупой”) до громадных глиняных яйцевидных сосудов – пифосов, достигавших двух метров в высоту, в которых хранили зерно, вино, воду. У ваз нет тяжёлых широких поддонов. Они тяготеют к объёмным, сферическим формам. Для устойчивости их иногда полностью или частично закапывали в землю. Вазы раскрашивали ярко, и смело, применяя красную, белую, синюю и чёрную краски. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Весьма часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы, осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особенно были любимы цветы – лилии, тюльпаны, нежные и хрупкие крокусы. Их изображали как в вазонах, так и на грядках. Но более всего поражают цветы, склоняющие головки под порывами сильного ветра.  
 В конце XVI века Крит постигла катастрофа. Его города превратились в развалины. По-видимому, главной причиной было какое-то страшное стихийное бедствие: извержение вулкана, землетрясение. Падение критских городов было довершено нападениями ахейских племен. Критской культуры не стало, но еще около трех столетий близкая ей микенская культура существовала на греческом материке. Близкая, но не точно такая же: росписи суше, строже, архитектура более сурова. В критских городах не было крепостных стен, военных укреплений. Микенских и тиринфский дворцы – настоящие крепости. Они воздвигались на высоких холмах и окружались стенами, сложенными из огромных каменных глыб. Такую кладку греки позже назовут циклопической – по их мнению, циклопы – великаны могли поднимать эти камни. Толщина крепостной стены Тиринфа достигает восьми метров. Из мощных блоков сложены знаменитые «Львиные ворота», ведущие на микенский Акрополь; большие надвратные рельефы двух львиц – единственный сохранившийся образец монументальной скульптуры Эгейского мира. 
Люди микенской эпохи недаром строили крепости: войны длились годами. О Троянской войне рассказано «Илиаде» Гомером. 
В Микенах Г.Шлиман обнаружил целый ряд царских погребений – шахтных гробниц. В них оказалось множество украшений, кубков, оружия, золотые маски усопших. Одна из них доныне именуется маской «Агамемнона». Приблизительно в XI веке до н.э. в Грецию вторглись дорийцы. Эгейская культура уступила их натиску, на смену крито–микенской культуре пришел более низкий уровень – «геометрический стиль искусства» эпохи неолита: в основе росписей лежала линия, геометрические рисунки в виде ромбов, кругов, треугольников, меандра (узор в виде изломанной линии)

 

1.2 Культура греческой архаики . 
 
 В конце VIII, главным образом, в VII –VI столетиях складываются черты греческой архаики. В искусстве греческой архаики видны черты крито-микенской культуры, геометрического стиля, следы влияния соседних восточных культур. В искусстве архаики возникли основные типы и формы, которые позже будут развиты. Искусство архаики обладает своим неповторимым обликом. 
 В архитектуре – это храмы на вершинах холмов, посвященные божеству – покровителю полиса. Эти торжественные жилища богов имеют своим прообразом человеческое жилище, так называемый мегарон, - простая балочно-стоечная конструкция с входным портиком и двускатной кровлей. Взятая за основу, она усложняется при строительстве храмов: портик разрастается в колоннаду, окружающую храм. Четко расчленяются основные элементы его конструкции: постамент, колонны, несущие и несомые части. Образуемая композиция называется орденом. В греческой архаике сложились три основных ордера: дорийский, ионический, коринфский. В дорийском ордере колонны приземистые, сужаются кверху. В ионическом ордере колонны прямые, пропорции облегчены. Коринфский ордер отличается от ионического более сложной формой капители в виде листьев аканфа. В дорийском стиле построен храм Геры в Олимпии (VII век до н.э.), храм Аполлона в Коринфе (VI в. до н.э.). Храм Артемиды в Эфесе построен в ионическом стиле. Этот храм был сожжен Геростратом, который стремился достичь славы любым путем.  Все три стиля имеют одну функцию – поддерживать горизонтальные балки, они окружают внутреннюю постройку с глухими стенами, где «живет» статуя божества. 
Основным материалом строителям служил сначала известняк, затем мрамор 
 В архаическую эпоху сложились основные принципы градостроительства: кремль - акрополь с храмом, агора - рыночная площадь, пританеи – общественные здания, булевтерии – место совета старейшин, гостиницы, театры, палестры – школы. 
В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи стройных обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек – куросы и коры. Художников привлекала только молодость и совершенство. Куросы всегда стоят прямо, тело готово к движению, полуулыбка на лице. В корах афинского Акрополя идеал женственности выражен в его первозданной чистоте. Улыбка светла, взор доверчив, радостно изумлен, фигура задрапирована пеплосом – покрывалом, или легким одеянием – хитоном, волосы струятся по плечам вьющимися прядями. Фигуры сохранили следы раскраски – волосы были золотистыми, щеки розовыми, глаза голубыми.  Особо необходимо сказать об архаической вазописи. На глиняных сосудах, употреблявшихся в быту, изображались сложные сюжетные композиции – пиры, битвы, подвиги Геракла, колесницы и многое другое. Особенно часто рисовали на вазах эпизоды из истории Диониса – бога виноделия. 
 Самой распространенной формой греческих сосудов была двуручная амфора с яйцевидным туловищем и сужающейся горловиной, предназначенная для хранения вина. Существовали и многие другие: килик – плоская чаша на подставке, из которой пили вино; узкий кувшин – лекиф, в который наливали масло или благовония. Вино разливалось по чашам посредством особого черпака – киафа. Гидрия – кувшин о трех ручках: одной длинной, за которую носили пустой сосуд, двух маленьких, за которые поддерживали кувшин, когда наливали воду. Большие широкие кратеры служили для смешивания вина с водой. Знаменитый кратер, так называемая «ваза Франсуа», покрыт росписью, расположенной в несколько поясов, где изображено более 200 фигур, рассказана вся история подвигов Ахилла, героя Троянской войны. Автор этой вазы Клитий.  
 Стиль росписи ваз был сначала ориентализирующим, затем чернофигурным, в конце VI в. до н.э. возникла краснофигурная техника. 
 Ориентализирующий стиль развивался под воздействием культур Сирии и Египта. Отсюда крылатые грифоны, чудовища, сирены, горгоны, спиралевидный узор, которым покрывали все свободное пространство на вазе, поэтому ваза иной раз напоминает ковер. Отсюда, этот стиль еще называют ковровым. 
Чернофигурный стиль зародился в Аттике в конце VII в. до н.э. и некоторое время существовал параллельно с ковровым. Слово «керамика» происходит от предместья Афин Керамик, где работали искусные мастера чернофигурного стиля. Секрет стиля утрачен, это чернолаковые силуэты на красновато-желтом фоне обожженной глины. Легенда рассказывает, что первой художницей была девушка, которая очертила на стене тень от фигуры любимого. Чаще всего изображали мифологические сцены или сцены из обыденной жизни (битвы, хороводы, состязания, пиры). Голова и нижняя часть фигуры на вазе изображалась в профиль, туловище – в фас. Обилие надписей на вазах свидетельствует о широкой грамотности. В конце VI в. до н.э. появляется краснофигурная техника. Фон делался черным, а фигуры – желто-красными. Фигуры становятся пластичнее, рисунок делает шаг к живописи. В краснофигурном стиле работал известный вазописец Евфроний. Лучшая из его ваз – пелика с ласточкой. Юноша, мужчина и мальчик увидели ласточку и по - разному выражают восторг от увиденного. Краснофигурный стиль принято делить на строгий, роскошный и беглый стили.  Строгий стиль: мифологические сцены, сюжеты близки по тематике рисункам на чернофигурных вазах. Во второй четверти V в. до н. э. происходит переход от плоскостного к объемному изображению фигур. Вазописцы роскошного стиля обращались к сюжетам сложным, перегруженным сценами борьбы, фигуры перекрывают друг друга, введены элементы пейзажа. Примером является амфора с Пелопсом, похищающим Гипподамию. Небрежная манера рисунков на вазах IV в. до н.э. дала основание именовать их росписями беглого стиля. Росписи делали не пером, а кистью размашистыми мазками. Стали применять розовую, голубую, зеленую и другие краски. Все эти новшества привели к утрате некоторых традиций в вазописном мастерстве.  В целом, искусство греческой архаики основано на уравновешенности, соразмерности, порядке. 
 
1.3 Культура греческой классики. 

В искусстве греческой  классики слиты чувство меры, рациональность, чувственность. Эти качества ощущаются в архитектуре, в живописи, в пластике. 
 Высшей точки экономического и политического подъема Греция достигла в середине V в. до н.э. после победы над персидской державой. Во главе греков в борьбе против персов находился город Афины. Афинам принадлежала и роль главного культурного центра, которую они сохранили надолго. 
 В V в. до н. э. стали строить специальные помещения для театральных зрелищ – амфитеатры под открытым небом, расположенные на склоне холмов, рассчитанные на десятки тысяч зрителей. Строители амфитеатров владели секретом необычайной акустики: каждое слово актера было слышно даже в верхних рядах. 
Афинский Акрополь, разрушенный персами, был заново отстроен. Акрополь – большой продолговатый холм, возвышающийся над городом и венчающий его храмами, посвященными покровительнице города Афине – богине мудрости и труда. Комплекс Акрополя органически связан с окружающим ландшафтом: морем, горами. Акрополь был и святилищем, и укреплением, и общественным центром, здесь хранилась государственная казна, помещалась библиотека и картинная галерея. На празднествах в честь Афины происходило всенародное шествие на Акрополь. Процессия поднималась по каменистой тропе к главному западному входу в Акрополь – Пропилеям. По сторонам шестиколонного портика Пропилей располагались два боковых крыла: одно – более массивное с глухими стенами (здесь помещалась Пинакотека), другое – в виде выступающего вперед высокого постамента, увенчанного маленьким изящным храмиком Ники Аптерос – Бескрылой Победы (бескрылой ее изображали, чтобы она не могла улететь из города). Пройдя через Пропилеи, процессия оказывалась на большой площади, где высилась восьмиметровая статуя Афины – воительницы из бронзы, отлитая знаменитым скульптором Фидием. Она была центром всего ансамбля, была видна издалека. Справа от площади находился Парфенон – главное и самое большое сооружение Акрополя, посвященное Афине Парфенос – Афине Деве. История сохранила имена его зодчих – Иктин и Калликрат, они выстроили Парфенон в 447 – 438 гг. до н. э. Весь из светлого мрамора, с 46-ю дорийскими колоннами. С одной стороны фронтон со скульптурами, изображающими спор Посейдона и Афины; с другой – вход в храм, где находился алтарь Афины. Парфенон стоит на южной стороне холма. 
А на северной стороне холма находился Эрехтейон. Строился он позже, уже в последней четверти V века до н. э., но в согласии с общей планировкой. Каждый из четырех фасадов Эрехтейона оформлен по-разному. На западном фасаде шесть тонких, стройных ионических полуколонн стоят на высоком цоколе. Северный портик выдается далеко вперед так, что виден в профиль одновременно с западным, его колонны стоят прямо на земле. Длинная южная сторона храма, гладкая, сложенная из мраморных квадров, служит фоном для маленького, сдвинутого к западу, портика кариатид, где роль колонн выполняют женские фигуры. И, наконец, восточный фасад – портик обычного типа с колоннами на трехступенчатом постаменте. 
Таким образом, различные типы решения ионического портика объединяются в Эрехтейоне в очень своеобразное целое. 
В восточном крыле Парфенона помещался главный алтарь Афины. Скульптурная группа фронтона над входом изображала рождение Афины из головы Зевса. Эта сцена трактовалась Фидием как грандиозное космическое событие; его созерцают божества солнца и ночи и богини судьбы Мойры. Мойры хорошо сохранились, но головы отбиты.  
 Внутри алтаря находилась статуя Афины Парфенос, сделанная из слоновой кости и золота, работы Фидия. Афина опиралась на круглый щит с рельефами,  изображавшими борьбу греков с амазонками. Один воин с лицом Перикла, а другого Фидий лепил с себя. 
 Планировка Акрополя непринужденна. Зодчие избегали фронтальности, симметрии, параллелизма. Но в этой свободной живописной планировке все продумано и выверено, простая симметрия заменена равновесием. В самом деле, справа от Пропилей – храм беседка Ники – Аптерос, а слева - большее по размерам помещение Пинакотеки. А дальше обратное расположение: справа величественный Парфенон, слева небольшой Эрехтейон. Эрехтейон созвучен храму Ники, а Парфенон – зданию Пинакотеки. 
 Присмотримся к Парфенону. Он как будто бы геометричен – прямоугольник в плане, по 8 колонн на коротких сторонах, по 17 - на длинных, простая двускатная кровля. Кажется, что он выстроен не с помощью линейки, а рожден землей Греции. Вырос на вершине холма. 
 Оказывается, геометрическая правильность Парфенона сопровождается легкими отклонениями: колонны по углам поставлены теснее, чем в середине, промежутки между ними не равны. Горизонтальные линии Парфенона тоже не строго горизонтальны, они имеют некоторую кривизну, волнообразно приподнимаясь к центру и понижаясь по сторонам. У подножия Акрополя с южной стороны был построен театр Диониса, ставший основным типом театра для всех греческих городов. Одним из прославленных сооружений классической Греции является Галикарнасский мавзолей, одно из «семи чудес света». Это прямоугольное в плане здание – усыпальница галикарнасского царя Мавзола, которая расположена на первом этаже. Над огромным цоколем располагались фризы с рельефами, затем ионическая колоннада со статуями и ступенчатая пирамида с колесницей Артемизы (жены Мавзола) и самого царя Мавзола. В украшении Галикарнасского мавзолея принимал участие Скопас – один из самых выдающихся скульпторов времени поздней классики.  
 Архитектурными памятниками греческой классики являются: храм Афины Аллеи в Теге, автором которого является Скопас; комплекс в Эпидавре.  В скульптуре классической Греции преобладал мужественный, строгий стиль: битвы, схватки, подвиги героев. Из источников известны имена живописцев: Полиглот, Аполлодор, Зевксис, Апеллес и другие. Человеческое тело изображалось в динамике, они действуют, движутся. Таков «Дискобол» Мирона.  
Но сохранились и скульптуры не воинов. Например, рельеф с изображением «Рождение Афродины» на троне Людовизи. 
Скульптуры фронтонов Парфенона сохранились частично и в сильно поврежденном состоянии. Сохранился фронтон западной стены Парфенона с изображением всадников, каждый из которых не похож друг на друга. У них разные движения, позы, лица. 
Человеческий облик был преобладающей темой пластических искусств. Скульпторы показывали человека крупным планом, язык тела был и языком души, показывали чувства, переживания, эмоции. Тела греческих статуй необычайно одухотворены. Движения просты, естественны, не связаны с чем – то возвышенным: мальчик вынимает занозу, Ника развязывает сандалию, бегунья готовится к бегу. Статуи в спокойных позах легкого движения. Таков Дорифор (копьеносец) Поликлета. Головы греческих статуй приведены к общему типу: прямая линия носа, правильный овал, продолговатый разрез глубоко сидящих глаз, небольшой рот, полные губы, волнистые волосы, округлая форма черепной коробки.  В эпоху поздней классики меняется поза стоящей фигуры – это поза мечтательного отдыха, фигура легко опирается на столб, опору: «Отдыхающий сатир» Праксителя, «Раненая амазонка» Поликлета.  
Деметрий из Алопеки изображал людей такими, какие они есть: с животами и лысинами. Некрасивость понималась им как физический недостаток.  
 Другие, напротив, изображали только прекрасное. Таким был Леохард, создавший статую Аполлона Бельведерского – эталон красоты. 
 Скульптуры из бронзы создавал Лисипп, чаще всего это были мужские фигуры. Любимое его изображение – подвиги Геракла. Новым явился разворот фигуры в пространстве, она должна была смотреться кругом. В музее Ватикана находится статуя Лисиппа «Апоксиомен». 
Сохранилось достаточно много надгробий периода греческой классики. В сценах на них тихая, печальная задумчивость. Смерть – это покой, греки олицетворяли ее в фигуре мальчика – Танатоса, близнеца Гипноса – сна. 
В эпоху эллинизма глиняные сосуды были вытеснены богатой утварью: из драгоценных металлов и бронзы. Но керамика сохранилась и особо популярна, стала рельефная керамика с изображениями венков, гирлянд, музыкальных инструментов. 
В конце IV в. до н. э. наступил период разложения и гибели демократического полиса. Начало этому было положено возвышением Македонии, северной части Греции, продолжено завоевательными походами Александра Македонского. 
 
1.4 Эллинистическое искусство . 
 
 Эпоха эллинизма – объединение эллинской и восточных культур после распада державы Александра Македонского. Страны Востока (Египет, Сирия, Малая Азия) обладали своими древними художественными традициями, но экспансия греческой культуры их пересилила. В планировке города бралась за основу система регулярной застройки, создателем которой был греческий архитектор Гипподам, живший в V в. до н. э. Применялись античные ордеры, но с большей свободой и разнообразием сочетаний, чем в классической архитектуре. 
 Эллинистическое искусство полно контрастов – гигантского и миниатюрного, парадного и бытового, аллегорического и натурального. Состратом был построен Фаросский маяк, одно из «семи чудес света», расположенный у входа в Александрийскую гавань на о. Фарос. Это гигантское здание, состоящее из прямоугольного основания и двухъярусных башен, увенчанных фонарем, где поддерживался огонь. Произошел отход от обобщенного человеческого типа к пониманию человека как существа конкретного, индивидуального. Но скульптуры не достигают гармонии и целостности: голова статуи «Диадоха» не вяжется с его обнаженным торсом, повторяющим тип классического атлета. Но эллинистическое искусство полно и великих памятников искусства, таких как Афродита Мелосская, Ника Самофракийская, алтарь Зевса в Пергаме. Неизвестные авторы этих скульптур работали в русле классической традиции, развивая ее творчески. Крупнейшим центром эллинистического искусства был Пергам, а также остров Родос. В Родосе была воздвигнута грандиозная статуя Гелиоса (Колосс Родосский) высотой 37 метров, ее изваял Харес, ученик Лисиппа. Это одно из «семи чудес света». Очевидно, Харесу принадлежит и статуя Ники Самофракийской, которая изображена в момент приземления на нос корабля,  отсюда впечатление только что завершившегося полета. В правой руке Ники была зажата труба, звучанием которой она возвещала победу греков. В ней - чувство широты мира, огромности пространства, слиянии с природой.  Скульптором Агесандром или Александром создана статуя Афродиты или Венеры Мелосской во II в. до н.э. Она, обнаженная только наполовину, задрапированная до бедер, строга и возвышенно спокойна. Она олицетворяет не столько идеал женской прелести, сколько идеал человека в общем и высшем значении. У статуи отбиты руки, неизвестно, что было у нее в руках. Перед нами мраморная загадка, полная красоты и величия. 
Еще один замечательный памятник эллинизма – алтарь Зевса в Пергаме, построенный в честь победы над галлами, тоже «одно из семи чудес света». Почти квадратный в плане Пергамский алтарь спереди открывался величественной лестницей. Высокое основание подиумов (прямоугольная платформа с лестницей), расположенных буквой «П», украшал большой фриз, расположенный на цоколе здания. Фриз изображал борьбу богов и гигантов, и ступени, по которым поднимались наверх к жертвеннику, служили опорой каменным участникам битвы. Все сооружение увенчивалось ионическим портиком. В центре открытого прямоугольного пространства находился жертвенный алтарь. На площади пергамского Акрополя стояли скульптурные группы, изображающие исторические события: галл, убивающий жену и себя, чтобы избежать плена; умирающий галл и другие. На рельефе Пергамского алтаря изображены сражения не на жизнь, а на смерть, тела переплетены так, что образуют бурное месиво тел. Самым характерным для эллинизма скульптурным произведением явился «Лаокоон» великого Агесандра. Лаокоон и его сыновья погибают от двух чудовищных змей. 
В скульптуре появляется интерес к житейским подробностям, к повседневному быту, начинают изображать стариков, детей, неимущий люд. В классическую эпоху детей изображали как миниатюрных взрослых. Мы видим, насколько разнообразны художественные течения эллинизма: сохраняются некоторые классические традиции, но появляются и новые черты. 
Во всех скульптурах эллинистического периода запечатлен момент крайнего напряжения, неудержимое стремление вперед. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 
 
 Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке Греческой цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады "греческим чудом". Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Греция заложила основы будущей европейской культуры. Общество и культура Древнего Египта уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры находилась на той ступени развития, которая позволяет говорить о переходе от варварства к цивилизации. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет. Разве не было это чудом. Греки, знакомясь с египетской культурой и культурой других стран Древнего Востока, многое заимствовали. Древним грекам было присуще глубокое уважение к старине. Вот почему греки были готовы щедро отдать другим народам свои собственные достижения. Древняя Греция открыла человека как прекрасное и совершенное творение природы, как меру всех вещей.  
У истоков греческой культуры находится крито - микенская цивилизация. Отличительной чертой данной цивилизации является наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержащих обширные кладовые, помещения административного и культурного назначения. Такого рода дворец — средоточие сложной экономической военной и религиозной жизни. Дворец, прежде всего, это храм – место поклонения богу. Со временем греческая архитектура все больше соединяется с общественными процессами. По мере роста благосостояния и развития демократии важнейшим центром полиса становится — агора, площадь, где  
собирался народ для решения, как политических, так и экономических вопросов, начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд — разного рода правительственные учреждения: здание городского совета — булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греки стремились к тому, чтобы архитектура вселяла в их сердца чувство бодрости и уверенности, а не подавляла своей величиной, как египетский храм. Архитектура классической Греции разумна и понятна: величина, форма, место каждой детали имеют ясное и простое объяснение.  
Одним из видимых результатов развития греческой цивилизации стала античная скульптура. Заимствованная греками из цивилизации Египта она отличается большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. Скульпторы древней Греции находили новые приемы изображения, пытаясь передать все пластику, гибкость человеческого тела, эмоции, одухотворенность лица, пластичность движений. 
 Особенностью греческой культуры является искусство вазописи, которое несколько раз изменяло свой стиль на протяжении веков, оставаясь прекрасным творением человека. 
В целом искусство античной Греции имело огромное значение для всей последующей истории мировой культуры. В нем впервые осуществлены представления о красоте и достоинстве человека. Создав замечательное зодчество, древние эллины создали и классические решения синтеза архитектуры с величавыми творениями монументальной скульптуры и живописи. Велика была роль греческого искусства для культуры Римской империи, для цивилизаций Востока. Но особую роль наследие античности сыграло в эпоху Возрождения, когда зодчие, скульпторы широко пользовались культурными достижениями Греции. Многие культурные ценности древней Греции погибли, были разрушены, были уничтожены; меньшая часть дошла до нас. Но поиски продолжаются и,  возможно, мы еще будем иметь возможность познакомиться с диковинными культурными ценностями древнегреческой цивилизации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 
 
1. Алпатов М.В. Искусство. М., 1987. 
2. Бродский Б. Каменные страницы истории. М., 1960. 
3. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. М., 1988. 
4. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. М., 2000. 
5. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. 
6. Памятники мирового искусства. М., 1970.

Информация о работе Древняя Греция