Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 19:39, реферат
Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия Древней Греции стали отправной точкой в развитии европейской культуры. Географические рамки – территория Древней Греции и Рима, хронологические – от истоков крито-микенской культуры (рубеж 3-2 тыс. до н.э.) до кризиса Римской империи в III в. н.э. Однако воздействие античной культуры на мировую (прежде всего европейскую) выходит далеко за эти пределы, что говорит об её специфике – специфике культуры, обладающей парадигматической функцией. Общие черты античной культурной парадигмы: целостность, космологизм (космоцентризм), рационализм. Сущность античного способа отношения к миру определялась специфической, но естественной и гармонической моделью мира. Центральным событием модели мира был космос, управляемый богами. В это событие вписывались события великого и вечного, богоизбранного и богохранимого античного общества и события античного человека, на которого возложена божественная миссия. В качестве основных черт этой модели можно подчеркнуть следующие:
а) Гомер;
Письменные памятники
б) древнегреческая драматургия;
Древнегреческий театр развивается в VI-V вв. до н.э. Важную роль в развитии театра сыграл культ бога Диониса, появившийся в VIII-VI вв. до н.э. Дионис сначала считался богом творческих сил природы. Затем он стал богом виноградарства, виноделия, веселья, а позже покровителем театрального искусства. Во время процессий в честь Диониса – Дионисий разыгрывались сценки из жизни бога. В них рассказывалось, как Дионис принес в Грецию виноградную лозу, о борьбе Диониса с врагами, о его гибели, воскресении и победе над противником. Изображалось прибытие Диониса из-за моря на увитом плющом корабле. Его сопровождала толпа ряженных в козлиные шкуры и маски, изображавшая сатиров – козлоногих спутников бога. Жрец и хор сатиров в хвалебных песнях (дифирамбах) рассказывали о странствиях и страданиях бога. Из этой серьезной стороны дионисийских обрядов родилась греческая трагедия. Слово «трагедия» значит «песнь козлов» (от «трагос» – козел, которого приносили в жертву Дионису, и «оде» – песнь). Комедия родилась из веселой карнавальной стороны этих праздников. Из праздников в честь Диониса родилась и сатировская драма – веселая пьеса с благополучным концом, названная так потому, что хор в ней составляли сатиры. По мере развития театра в трагедиях стало рассказываться не только о Дионисе, но и о других богах, а позднее и о героях – Геракле, Эдипе, Тесее. Хор стал изображать не спутников бога, а обычных людей. Жизненные мотивы все больше проникают в трагедию, а в комедии становятся преобладающими. Весной 534 г. до н.э. в Афинах на празднике великих дионисий состоялось первое представление трагедии. Автором был первый трагический поэт Феспид. Греческая трагедия использовала мифологические сюжеты. Но сквозь оболочку мифа драматургии отражали важные явления того времени. Комедию V в. до н.э. называют древней аттической комедией. Она соединяла в себе веселую вольность народных обрядовых игр с постановкой важных вопросов государственной и общественной жизни. Воспитание молодежи, литературная борьба, вопросы войны и мира, организация государственных учреждений – эти проблемы поднимались в комедиях. Острая карикатура, нападки на реальных лиц, полет фантазии – основные черты комедии. Расцвета театральное искусство достигло в V в. до н.э. в творчестве трех виликих трагических поэтов: Эсхила (525 – 456), Софокла (ок. 496 – 406), Еврипида (ок. 480 – 406) и комического поэта Аристофана (ок. 445 – ок. 385). Их практика была теоретически обобщена Аристотелем (384 – 322) в трактате «Поэтика». Театр был государственным учреждением, и организацией представлений заведовали специальные должностные лица – архонты. Они давали драматургу хор и назначали хорега – богатого гражданина, который соглашался нести расходы, связанные с подготовкой спектакля. Представления устраивались три раза в год во время праздников, посвященных богу Дионису. Представления приняли форму состязаний. К участию в драматических состязаниях допускались три трагических и три комических поэта. Каждый трагический поэт должен был представить тетралогию – три трагедии и одну сатировскую драму, а комический поэт – одну комедию. Имена победителей – актеров, драматургов и хорегов заносились в специальные документы. Театры сооружались открытыми и достигали огромных размеров: театр Диониса в Афинах, вмещал 17 тыс. человек, а театр в Мегалополе – 44 тыс. В первых трагедиях партии хора чередовались партией единственного актера. По мере роста интереса к человеку, его внутреннему миру возникает потребность показать героев с разными характерами, по-разному решающих жизненные проблемы. Это привело к введению второго, а затем третьего актера. Диалоги героев увеличились, а партии хора сократились. Число актеров не превышало трех. Действующих лиц же было больше, поэтому каждый актер исполнял несколько ролей. Женские роли играли мужчины. Актеры должны были владеть искусством слова, петь, танцевать. Трагические актеры играли в масках, закрывавших лицо и всю голову. Костюмы их состояли из хитона (рубашки до пят с длинными рукавами) и плаща – короткого (хламиды) или длинного (гиматия). На ногах была обувь на высокой (до 27 см.) подошве – котурны. Трагический хор состоял из 12-15 человек (комический – из 24) и выступал под предводительством корифея. Большинство трагедий кончалось гибелью главного героя. Но трагедия не оставляла впечатления безысходности. Страдания и мужество героев вызывали восхищение зрителей, учили спокойно встречать удары судьбы и достойно умирать за общее благо. Персонажи комедий должны были вызывать смех, поэтому комические маски имели приплюснутые носы, оттопыренные губы, вытаращенные глаза. Если поэт выводил в комедии своего современника, маска часть была его шаржированным портретом. Костюмы тоже должны были вызывать смех. О трагедии IV – III вв. до н.э. известно мало. Комедия этого времени называется новой аттической. Она изображала только семейно-бытовые отношения, конец ее всегда благополучен. Комедия стремилась глубже разрабатывать человеческие характеры, призывала быть внимательнее и добрее к людям, независимо от их сословного положения. Черты новой комедии нашли отражение в творчестве Менандра (ок. 343 – ок. 291 до н.э.). Были популярны зрелища народного театра – мимы. Мим – небольшая сценка бытового или пародийно-сатирического характера, в которой изображались и рыночные воришки, и мифологические герои. В мимах выступали не только мужчины, но и женщины. Актеры играли без масок. В IV-I вв. до н.э. распространение получил пантомим – представление, напоминающее балет. Мим и пантомим постепенно оттесняют другие театральные жанры.
От Эсхила дошло 7 трагедий, из которых выделяются “Прометей прикованный” (часть утерянной трилогии) и трилогия “Орестея” (“Агамемнон”, “Хоэфоры”, “Эвмениды”). Эсхил – создатель трагедии-оратории, где песнь хора, песни актера, так называемые монодии, совместные песни хора и актеров, так называемые коммос, занимали важнейшее место.
Софокл и Еврипид. В трагедиях этих драматургов (трилогии уже не писали) мировой порядок нарушен. После всех страданий и мучений героев хору остается только констатировать наличие высших сил, непонятных и неподвластных человеку, творящих свою справедливость. Слышится пессимизм и вера в неизбежность слепой судьбы. Трагедии Софокла: “Антигона”, “Эдип-царь”, “Эдип в Колонне” и др. Софокл – мастер перипетий, т.е. резких переходов от одной ситуации к другой, от счастья к несчастью, от незнания к знанию. В трагедиях Еврипида (“Медея”, “Ипполит”, “Гераклиды”, “Финикиянки”, “Ифигения в Авлиде”) патетика самопожертвования, человеческие страсти безграничны. Еврипида возмущает бесправие женщины. Хороший человек для него часто простой человек, честный, свободный земледелец (“Электра”), верный раб-воспитатель, педагог или рабыня-кормилица. В его попытке создания не трагических типов, а психологически углубленных характеров ощущается приближение эллинистической литературы.
Аристофан – создатель политически
идейной, отвечающей на злобу дня
комедии. Его герои – ремесленники
и земледельцы, мелкий люд, ничуть не
героические, но ловкие, хитрые, с недоверием
относящиеся к продажным
в) древнегреческая лирика.
Древнегреческая лирика зародилась в VII в. до н.э. Греческое слово “лирика” означает “песнь под аккомпанемент лиры”. В древности стихотворения пели под аккомпанемент музыкальных инструментов: лиры, кифары, форминги, флейты и др. Зачастую поэт был автором текста и композитором. До нас дошло немного лирических стихотворений, но по ним можно судить, как богата была лирическая поэзия разнообразием тем и стихотворных размеров. В зависимости от стихотворного размера лирику подразделяют на два вида: декламационную (элегия и ямб) и мелическую, песенную поэзию (от греческого слова “мелос” – “песнь”). Декламационная – нечто вроде речитатива в сопровождении кифары (лиры), мелическая – самая настоящая песнь, исполняемая певцом или хором. Античная лирика не существует вне музыки, так же как античная музыка не существует сама по себе, в чистом виде. Греческая лирика не нуждается в рифме. Она опирается на четкость, гибкость и разнообразие ритма, возможности которого безграничны, так как стихотворная строка не скандируется, а произносится нараспев или поется. Содержание лирического произведения и его размер связаны с ритмикой музыкального сопровождения. Так, стремительный, живой ямб выражает насмешку и критический задор поэта. Элегический стих, плавный и задумчивый, хорош для размышления – любовного, философского, общественно-политического. Архилох с острова Парос (середина VII в. до н.э.) – один из первых поэтов-ямбографов и элегиков, прославившийся сарказмом и беспощадной сатирой. Наемный солдат, бродяга, сын богатого человека и рабыни (поэтому он был лишен гражданских прав), Архилох мстит своим острым стихом врагам и отвернувшейся от него невесте. Известны три мелических поэта, писавших для исполнения соло: Алкей, Сафо, Анакреонт. Алкей (VII-VI вв. до н.э.), будучи участником политической борьбы в родном городе Митиленах на острове Лесбос, воспевает мятеж и восстание. Излюбленный образ Алкея – корабль-государство, попавший в бурю. Паруса его изодраны, он дал течь, мачта сломана, но корабль еще держится на воде и гордо принимает на себя ветры. Но не только мятеж и восстание воспевает Алкей. Он замечает первые зеленые всходы весны, и пушистые шапки камыша, и журчанье ручьев, “хоры птиц на дубах”, ”гулко-болтливую” кукушку и “тонкое теньканье” ласточек под крышей (“Весна”). Буря жизни с ее ливнями и грозами умеряется дружескими беседами, веселым огнем в очаге (“Зима”). Сафо (конец VII-VI в. до н.э.) также уроженка острова Лесбос, друг и современница Алкея, поэтесса, глава “дома муз” – школы для молодых поэтесс. Сафо называли десятой музой, и ее профиль был отчеканен на монетах. Поэтесса создала много песен, удивительных по искренности и трепетному чувству любви к земле, небу, друзьям. Наследие Сафо дошло до нас в фрагментах, отрывках. Для поэтессы мир прекрасен цветами, травами, ароматами, красками и птичьими голосами. Миф и реальность переплетаются в песнях поэтессы. Поэт Анакреонт (ок.570-487 до н.э.) с острова Теос (Малая Азия) легкостью и беззаботностью мироощущения отличается от лесбосских лириков. В стихах заметна автобиографичность. V в. до н.э. – хоровая лирика Пиндара, Симонида Кеосского и Вакхилида. Хоровые песни исполнялись на празднествах. Это были гимны в честь богов: пеаны (песни-молитвы) – в честь Аполлона, дифирамбы – в честь Диониса и т.д. Кроме того, исполнялись эпиникии – хоровые песни, прославлявшие героев, победителей спортивных состязаний. Тысячеголосый хор исполнял сложнейшие по ритмике песни, воздавая хвалу лучшему из атлетов. Бессмертную славу принесли эпиникии Пиндару (конец VI- начало V в. до н.э.). Его песни составили четыре книги соответственно четырем местам спортивных общегреческих состязаний: Олимпийские, Пифийские, Истмийские, Немейские. Герои Фермопил, триста спартанцев во главе с царем Леонидом, были воспеты Симонидом Кеосским. Эпитафий Симонида – надгробная песнь героям – провозглашает павшим воинам “память вместо рыданий” и “похвалу вместо жалости”. Племянник Симонида – Вакхилид кроме эпиникиев пишет пеаны. Единственный дошедший из античной поэзии дифирамб “Тезей” также принадлежит Вакхилиду.
а) искусство Трои, Крита и Микен;
Наивысшего расцвета искусство достигло в V в. до н.э., но корни его уходят в далекое прошлое. Уже в период неолита (VII-III тысячелетия до н.э.) земледельцы умели изготовлять глиняные сосуды, окрашенные красной, черной и белой красками. Высокого расцвета достигло искусство на островах Эгейского моря и на побережье Малой Азии в эпоху бронзы, в III тысячелетии до н.э. Наиболее развитой была северо-восточная часть Малой Азии. Здесь возник город Троя, укрепленный мощными каменными стенами. Троянцы возвели каменные дома и дворцы, проложили мощеные улицы. Троянцы хорошо владели искусством обработки металлов: было найдено несколько кладов с золотыми, серебряными и бронзовыми сосудами, с ювелирными украшениями тонкой работы. В XIII в. до н.э. город был захвачен ахейцами – греческим племенем, населявшим материковую Грецию, и сожжен. В первой половине II тысячелетия до н.э. на первое место выдвигается культура Крита – острова в южной части Эгейского моря. Резиденцией правителя Крита был Кнос, город близ северного побережья острова. Археологи нашли остатки домов и дворца. Дворец был многоэтажным, нижние этажи, лишенные окон, освещались с помощью узких двориков – световых колодцев, прорезавших здание сверху донизу. Помещения группировались вокруг центрального двора, вымощенного каменными плитами. На складах в глиняных бочках – пифосах хранились припасы. Жилые и парадные комнаты дворца были украшены росписями, отражающими жизнь его обитателей. На стенах длинного коридора изображено шествие данников, несущих дары правителю. В одной из комнат – общество нарядно одетых мужчин и женщин, любующихся каким-то зрелищем. Может быть, таким зрелищем были акробатические игры с быком, представленные в другом помещении: акробаты, юноши и девушки, вскакивают на спину несущегося быка, кувыркаются на нем. В росписях часто встречаются изображения растений и животных. Любимы были морские животные – рыбы, дельфины, моллюски. Фрески поражают живописностью, естественностью и достоверностью. На фрески похожи росписи глиняных ваз. Делали они и каменные сосуды с рельефами, изображающими борьбу или игры с быками. Это животное играло большую роль в жизни критян; возможно, в его облике критяне представляли божество. Почитали они и богиню-мать. В Кносе найдены статуэтки женщин со змеями – изображения богини или жриц. Критские города были разрушены в середине II тысячелетия до н.э. в результате извержения вулкана на острове Санторин в Эгейском море и землетрясения. Господство перешло к ахейцам. Ахейцы жили в городах-крепостях материковой Греции: Микенах, Тиринфе и др. Остатки их укреплений поражают мощными стенами из огромных камней. Ахейцы многому научились у критян, которых они, видимо, подчинили своей власти. В погребениях ахейских царей – глубоких шахтовых гробницах или каменных склепах – найдены изделия критских ремесленников – бронзовые кинжалы с инкрустированными золотом и серебром изображениями, золотые и серебряные вазы. Золотые маски, закрывавшие лица умерших и передававшие их внешность, были творениями микенских мастеров. Дворцы ахейских правителей были устроены иначе, чем критские: вместо двора в центре находилось помещение с очагом – мегарон. Но стены украшены росписями, похожими на критские. У критян научились микенцы изготовлять металлические вазы и расписывать глиняные.
б)
искусство геометрического
Ахейцы были сильным, воинственным народом. Но их могуществу положили конец племена дорийских греков. Доряне в культурном отношении стояли ниже ахейцев. Но они умели делать оружие из железа, и это помогло им одолеть ахейцев, располагавших бронзовым оружием. Города сменились бедными селениями. Культура конца II – начала I тысячелетия до н.э. оказалась отброшенной назад по сравнению с культурой II тысячелетия. События микенского времени остались в памяти греков I тысячелетия до н.э. в виде мифов – легенд о богах и героях. Искусство гомеровского периода складывалось постепенно. Древнейшие его памятники – глиняные вазы XI-VIII вв. до н.э., украшенные геометрическими узорами и геометризированными фигурками людей, животных.
в) искусство эпохи архаики;
В VIII-VI вв. до н.э. появляются каменные статуи. Спортивные состязания были праздниками. В честь победителей ставились статуи. Так возник самый распространенный тип статуи – стоящий юноша-атлет (курос). Первые статуи конца VII – начала VI в. до н.э., отличались неподвижностью, они как бы застыли в напряженных позах. Уже в этих ранних скульптурах греки стремились передать красоту обнаженного тела, сильного, пропорционально сложенного. Образ прекрасного и доблестного человека лежит в основе искусства. Были распространены статуи девушек – кор – в нарядных одеждах. Лица кор оживлены легкой улыбкой. Человечность характерна и для архитектуры. Греки не старались строить храмы грандиозными, подавляющими человека. Они стремились к тому, чтобы здания были соразмерны людям, чтобы человек рядом с ними чувствовал себя значительным и сильным. Греки выработали особую систему – ордер – установленное, математически точное соотношение несущих и несомых частей здания. Различаются три ордера – дорический, ионический и коринфский. Первые храмы были построены в дорическом ордере. Эти храмы построены в виде периптера – здания, окруженного колоннадой. Фризы храмов украшались рельефами; рельефы или статуи помещались и на фронтонах – плоских треугольниках, образованных двускатной кровлей на торцовых сторонах храма. На фризах храмов VI в. до н.э. изображались подвиги Геракла и Тесея, мифические чудовища. Фигуры плоски, непропорциональны, движения угловаты, неестественны. К концу VI в. до н.э. был достигнут успех в этом отношении. Сражающиеся воины на фронтоне храма Афины Афайи на острове Эгина (ок. 500 до н.э.) представлены в движении. Правда, скованность и застылость еще не преодолены полностью. Высокого развития достигла живопись. Но фрески и картины, писавшиеся на деревянных досках, до нас не дошли. Представление о живописных картинах дают изображения на глиняных вазах. В VI в. до н.э. вазы расписывались силуэтными изображениями, нанесенными черным лаком на оранжевую поверхность. Такие вазы назывались чернофигурными. На многих вазах сохранились подписи мастеров. Крупным мастером второй половины VI в. до н.э. был Эксекий. Известна расписанная им чаша для питья – килик, на которой изображен плывущий по морю в лодке бог вина Дионис. На амфоре – вазе для вина – работы Андокида изображен Геракл, похищающий трехглавого пса Цербера – стража подземного царства. В конце VI в. до н.э. распространился новый прием: фигуры оставлялись цвета глины, а фон покрывался черным лаком. Такие вазы назывались краснофигурными. Стали изображаться сцены из повседневной жизни. Так, Евфроний на большой вазе – кратере – представил готовящихся к состязаниям атлетов (ок. 500 до н.э.).