Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:34, доклад
Культура представляет одну из наиболее общих форм человеческой деятельности. Она выражает меру осознания и овладения человеком сил природы, своих отношений и самого себя. Тем самым она дает целостную комплексную характеристику человека. Первоначальное понятие культуры, восходящее к латинскому слову Сultura (возделывание, обработка), употреблялось главным образом для определения воздействия человека на природу, что указывает на связь происхождения этого понятия с активной, преобразующей деятельностью людей . Впоследствии оно получило и другое, переносное значение - просвещенность, воспитанность, образованность человека.
Культура представляет одну из наиболее общих форм человеческой деятельности. Она выражает меру осознания и овладения человеком сил природы, своих отношений и самого себя. Тем самым она дает целостную комплексную характеристику человека. Первоначальное понятие культуры, восходящее к латинскому слову Сultura (возделывание, обработка), употреблялось главным образом для определения воздействия человека на природу, что указывает на связь происхождения этого понятия с активной, преобразующей деятельностью людей . Впоследствии оно получило и другое, переносное значение - просвещенность, воспитанность, образованность человека.
Число ее определений в
настоящее время достигает
Наконец, то обстоятельство,
что формами ее определения являются:
язык, литература, искусство, которые
можно рассматривать как
Она включает два аспекта: культуру материальную и культуру духовную и материальная, и духовная культура существует в двух основных формах: предметной, существующей вне человека (в виде технических сооружений, научных выводов, зафиксированных в формулах, книгах), и личностно-деятельностной, т.е. в знаниях и желаниях людей она существует наряду с субъектом как субъективная культура.
По мысли ряда исследователей под культурой следует понимать не сами по себе материальные и духовные ценности, а уровень их создания и их качественную характеристику. Как считает А. К. Уледов, культура присуща всем без исключения явлениям общественной жизни как их качественная сторона, которая находит свое выражение в уровне и характере развития производительных сил и производственных отношений, материального и духовного производства, науки и литературы. Культура в таком понимании предстает как сотворенная человеком "вторая природа", отличная от естественной. Иначе говоря, она выступает как технологический контекст человеческой деятельности, которая лежит у истоков возникновения общества и является основой его существования и развития. При этом надо иметь в виду, что главным в культуре является не просто деятельность, а человек. Деятельность - это только способ и средство, результат и предпосылка его существования. Поэтому культуру следует рассматривать как процесс становления функционирования, развития человеческой сущности, воспроизводства человека как субъекта социальной деятельности
В данный момент самое существенное из достигнутого в исследовании культуры можно суммировать следующим образом: 1) ее следует рассматривать как социальное явление, порожденное обществом; 2) культура связана с человеческой деятельностью, общие признаки которой - активность, социальность, преобразовательный характер - свойственны и культуре; 3) человек выступает не только как объект культурной деятельности, но и как субъект, активное творческое начало культурно-исторического процесса; 4) культура, не может быть связана только с какой-то определенной стороной жизни общества, поскольку она присутствует во всех ее проявлениях.
Анализ всего комплекса явлений, включенных в понятие культуры, позволяет дать следующее ее обобщенное определений "Культура - это активная творческая деятельность людей по освоению мира, в процессе которой производятся и потребляются материальные и духовные ценности и происходит становление человека как субъекта культурной деятельности"
Понимание культуры как целостного
общественного явления
Важное значение для понимания сущности культуры имеет выявление закономерностей ее развития. Главнейшей из них является обусловленность культуры материальным производством.
Другой ее закономерностью является преемственность, что означает передачу и использование новыми поколениями ранее накопленного культурного опыта и ценностей. Третья закономерность - классовый характер культуры Следующей закономерностью развития культуры является ее противоречивый характер.
Необходимо учитывать различие понятий "культура" и "цивилизация". Становление цивилизации - процесс исторический. В условиях первобытного строя человек был слит с обществом (родом, племенем). В таких условиях социальные и культурные условия общества не разделялись, социальная жизнь была одновременно жизнью самой культуры. Разложение и распад родоплеменной целостности и переход к классовому обществу был одновременно переворотом в механизмах его функционирования и развития, означавшим становление цивилизации.
Однозначной трактовки этого термина в литературе не существует. В большинстве словарей термин "цивилизация" интерпретируется как синоним культуры. В широком смысле под цивилизацией понимают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле - только материальную культуру.
Первоначально это понятие
возникло в русле толкования прогресса
и употреблялось как
Цивилизация же - тот ее этап, который связан с разделением труда обменом, товарным производством, усложнением социальной структуры общества и взаимоотношений между социальными субъектами, индивидами и классами
Если понятие культуры характеризует человека, определяет меру его развития и самовыражения в деятельности, то цивилизация характеризует бытие самой культуры.
Шпенглер, понимая цивилизацию
как совокупность технико-механических
факторов, противопоставлял ее культуре
как царству органически
Более четкую установку на соотношение понятий культуры и цивилизации провел А.Вебер Находясь под влиянием идей О.Шпенглера о расколотости культуры на восемь культурно-исторических типов, он вслед за ним излагал мировую историю на ряд всемирно-исторических эпох. "Культуры, несмотря на уникальность и неповторимость, сходны в том, что каждая из них переживает период молодости, зрелости и упадка. В отличие от Шпенглера он рассматривает культуру и цивилизацию не как два относительно самостоятельных аспекта истории - собственно духовного и научно-технического, а как взаимодействующие между собой, но протекающие по разным законам процессы. Кроме того, он еще выделяет и третий социальный аспект истории (государство). Развитие цивилизации происходит в определенных социально-исторических и культурных условиях, зависящих от экономических и политических факторов. Поэтому если цивилизация употребляется для обозначения определенной ступени развития общества, то под понятием культуры А. Вебер имеет в виду качественную сторону цивилизации.
Цивилизация возникает на определенной ступени развития общества и представляет собой такой аспект человеческой деятельности, который обеспечивает самоорганизацию, саморегуляцию социального организма, осуществляемых путем регламентации взаимоотношений между социальными субъектами на основе норм, законов социальных институтов и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие общества.
Предельным уровнем типизации исторического процесса является мировая цивилизация. Это понятие включает в себя всю совокупность общечеловеческих достижений и ценностей, затрагивающих интересы всего человечества, безотносительно к их формационным, расовым, национальным, классовым и иным различиям.