Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 01:58, доклад
КУЛЬТУРНАЯ МАРКИРОВКА – феномен, тесно связанный с процессом культурной самоидентификации и являющийся одной из форм внешней манифестации этой идентичности.
Маркировка бывает латентной и намеренной, коллективной и индивидуальной.
Московский государственный университет культуры и искусств
Институт культурологии и музееведения
РЕФЕРАТ
Еда как культурный маркер
Студентки
курса
Москва
2011
КУЛЬТУРНАЯ МАРКИРОВКА – феномен, тесно связанный с процессом культурной самоидентификации и являющийся одной из форм внешней манифестации этой идентичности.
Маркировка бывает латентной и намеренной, коллективной и индивидуальной.
Латентная форма культурной маркировки – когда цели маркировки не преследуются специально.
Любой народ в процессе своего исторического развития обретает и развивает специфические формы и черты своей культуры, которые выражаются в традициях, нравах, обычаях, стереотипах сознания и поведения, языке и системе письменности, специфике художественно-образного мировосприятия и отражения в литературе и искусстве, в материальной культуре – постройках, одежде, украшениях, орудиях труда и пр. Даже при значительной близости или идентичности отдельных форм или черт этого комплекса у разных народов, все равно их национальная композиция отличается неповторимым своеобразием. В этом случае можно без труда отличить представителя одного народа от другого.
Система питания занимает особое место в материальной культуре любого народа. Ведь пища — это один из самых ярких культурных маркеров, отражающих этническое своеобразие народов. Для определения традиционной модели питания народа важным является изучение характера питания, состава потребляемых блюд и продуктов, способов приготовления и приема пищи, особенностей годового и ежедневного пищевого рациона.
Традиционная еда, национальная кухня, присущие каждому народу обычаи застолья — результат удивительного сплава биологии, истории и культуры.
«Человечество начинается с кухни», – однажды заметил Клод Леви-Стросс, рассматривая роль пищевых пристрастий в истории homo sapiens.
Кулинарный треугольник К. Леви-Стросса базируется на структуре взаимодействия стихий в отношении обработки природного, которое в зависимости от кулинарного отношения к нему приобретает статус жареного, вареного, копченого – как приготовленного; или остается сырым (вне культурного воздействия), или становится гнилым (как, наоборот, подвергшееся природному воздействию). К. Леви-Стросс делает замечания в отношении гендерной архитектоники кухни: внутренняя кухня (т.е. повседневная пища – та, что изо дня в день формирует телесную идентичность человека как носителя данной национальной культуры) есть дело женщины – в этом смысле, приготавливая повседневную еду, она становится автором кулинарного тела культуры. Пища же праздничная (внешняя) является делом мужчины, так как она не столько формирует идентичность, сколько ее разрушает – впрочем, это периодическое разрушение есть также способ ее формирования в качестве жертвы, утверждающей принятый порядок бытия.
Мы используем различные виды пищи и питья, специально обработанные и приготовленные, как типовые маркеры, тот способ, каким это делается в рамках какого-либо единичного культурного контекста, воспроизводится систематически.
Своеобразная
Продукты, которые изначально являлись пищевыми маркерами, в современном мире трансформировались в стереотипы. Говоря о национальной кухне, мы многие этносы ассоциируем с определенными блюдами и продуктами, как и наоборот, тому или иному продукту даем этническую характеристику. Например,
Все это примеры латентной маркировки, исторически сложившейся в национальных кухнях, основа которых – это продукты, выращенные в данной местности, как результат всей совокупности природных условий – земли, климата, особенностей географического расположения, принятых способов возделывания земли и т.д.
По Г.Д. Гачеву, в основе национальной культуры лежит паттерн взаимоотношения народа – земли (сына – матери, рожденного – рождающей). Логика такого взаимоотношения включает в себя и процесс кормления матерью-землею своего сына-народа, поэтому этническая идентичность предполагает и задействованность земли – в качестве пищи, произведенной на ней.
Намеренная форма культурной маркировки – осознанная маркировка с определенной целью, чаще всего с целью выделить «своих».
Типичными примерами намеренной маркировки служат национальный флаг, гимн, герб, в каких-то случаях используются и другие символические формы (ношение символических предметов на шее, на руке, нашивание на одежду символических изображений – все это более характерно в качестве маркеров принадлежности человека к какой-то локальной группе).
Культуре питания также присуща намеренная маркировка.
К ней можно отнести выделение и употребление из всемозможной еды только избранных или разрешенных продуктов, формируются группы по пищевым предпочтениям:
Или пищевым табу (например, религиозным):
Маркировка социальной принадлежности (коллективная маркировка) сводилась к ношению одежды определенного типа, определенным типам причесок, определенному образу жизни, стилю поведения, жаргону.
По употреблению в пищу тех или иных продуктов также можно судить о социальной принадлежности индивида, его материальном благополучии: фуа-гра – олигарх, роллтон (бомж-пакет, бич-пакет) - студент или гастрбайтер, перловка – солдат.
Половозрастные маркеры в пище также ярко представлены: манная каша – ребенок, чипсы – подросток, ряженка/кефир – бабушки/дедушки. Осмотр холодильника может дать массу информации о своем владельце: пол, состав семьи, национальность, возраст, вероисповедание (холодильник холостяка сильно отличается от холодильника незамужней женщины, оба они отличаются от холодильника семьи или одинокого пенсионера).
Пища является и показателем социальной престижности. В СССР наличие на столе сервелата, икры и ананасов говорило о том, что хозяин дома не последний человек в социальной иерархии. Сейчас престижно, то что модно, деликатесами стали исконные этнические продукты, например, российская элита развлекается полбой и полугаром, продуктами, которые изначально были признаком крайней нищеты. Очень популярны строганина и хамон - термически необработанные продукты. Идет волна популярности так называемой фермерской продукции, экологически чистой, выращенной в маленьких частных хозяйствах.
Индивидуальная самомаркиовка обычно выражается в одежде, украшениях, но более всего – в татуировках и других «несмываемых» маркерах, наносимых, как правило, хирургическим путем.
Интересно, что в эпоху
первобытности для коллективной
маркировки использовались преимущественно
те средства, которые в последующем
стали индивидуальными
В пище индивидуальная маркировка мало заметна, вкусовые предпочтения того или иного индивида так или иначе относят его к какой-либо группе. Индивидуальна реакция организма на тот или иной продукт: молоко, рыба, клубника, апельсины, морепродукты, но и у этой индивидуальной реакции есть объединяющий маркер – аллергики.
Для конца XX – начала XXI вв. характерна такая тенденция, как постепенное снижение значимости пищевой маркировки, ее своеобразной стандартизации. Способствует этому развитие сегмента фаст-фуда, Магдональдсы и прочие подобные заведения существуют практически во всех странах, в них нет акцента на национальные кухни (если и есть какие-то этнические названия, то это суррогат, который не имеет ничего общего с национальным продуктом), они стирают социальные и половозрастные отличия (гамбургер может съесть и олигарх, и студент, и пенсионер, и ребенок), открываются даже халяльные и кашерные Макдональдсы.
Пищевые маркеры активно используются в искусстве:
Литературе
Описании е завтрака
Евгения Онегина –
«Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Стразбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым».
Кино
«Гостья из будущего», разговор о еде точно маркирует девочек: Алиса из 21 века, Юля из 20-го.
– Так из чего же делают
твой брамбрулет?
– Не брамбрулет, а брамбулет. Я его сама
готовлю. Ты берёшь обыкновенный мангустин
и жаришь его на питяровом масле. Минут 5.
– Значит, именно на питяровом?
– Именно на питяровом!
– А если на сливочном?
– А если на сливочном, то не получится.
– А из чего же делают питяровое масло?
– Из ангельдинских питяров, разве непонятно?
– Совершенно понятно! Обожаю ангельдинские
питяры! А… обыкновенные мангустины где
водятся?
– Где? в Индии, где же ещё?!
Живописи
Завтрак аристократа Федотова - ложь, надувательство, скрывающиеся за видимым благополучием
В УНТ
Пословицы и поговорки
У каждого свой вкус, никто никому не указчик… - национальные кухни
Для кого-то щи жидковаты, а для кого-то жемчуг мелковат – материальное благосостояние
Таким образом, можно выделить наиболее устойчивую исторически латентную маркировку разных народов, сравнительно устойчивую специально разрабатываемую социальную маркировку, отчасти стихийную, а отчасти специально разрабатываемую маркировку малых социальных групп и маркер индивидуальный.
Список литературы
1. Гачев Г.Д. Космо-Психо-Логос: Национальные образы мира. М.: Академический проект, 2007. 511 с.
2. Леви-Стросс К. Мифологики:
происхождение застольных
3. Лотман Ю.М., Погосян Е.А. Великосветские обеды. Панорама столичной жизни. СПб.: Изд-во Пушкинского фонда, 2006. 320 с.
Акт еды у большинства народов был сакрален,
он не был процессом простого насыщения,
а воспринимался как обряд – достижение
искомого состояния, обращение к новому
рождению, новой жизни, воскресению. Отсюда
такие параллели: еда – жертва, стол – алтарь, скатерть – покров, столовые принадлежности – орудия жертвоприношения, повар –
жрец.
В этих контекстах изображения Еды встречается
в мифологии различных народов мира, во
многих произведениях архаического искусства,
а также в религиозных сюжетах христианской
живописи и других мировых религий.