Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 21:45, доклад
Система письменности в Древнем Египте сложилась на рубеже 4-го и 3-го тыс. до н. э. (к началу правления I династии). На протяжении многих лет самыми ранними иероглифическими надписями считались надписи на палетке фараона Нармера. Однако в 1998 году немецкая группа археологов под руководством Гюнтера Дрейера на раскопках в древнеегипетском городе Абджу (др.-греч. Абидос, совр. Умм-эль-Кааб) обнаружили в гробнице додинастическогоправителя триста глиняных табличек, покрытых протоиероглифами (датируются XXXIII в. до н. э.). Первое предложение, написанное иероглифами, найдено на печати времен II династии из могилы фараона Сет-Перибсена в Абидосе.
Еги́петское иероглифи́ческое
письмо́, Иероглифика — одна из систем
(наряду с иератикой и демотикой) египе
Иероглифы обычно вырезались в камне, также существует ещё так называемая линейная иероглифика деревянных саркофагов и папирусов.
Система письменности в Древнем Египте сложилась на
рубеже 4-го и 3-го тыс. до н. э. (к началу правления I династии). На протяжении многих
лет самыми ранними иероглифическими
надписями считались надписи на палетке фараона Нармера. Однако
в 1998 году немецкая группа археологов
под руководством Гюнтера Дрейера на раскопках
в древнеегипетском городе Абджу (др.-греч. Абидос, совр. Умм-эль-Кааб) обнаружили в
гробнице додинастическогоправи
Первоначально египетское письмо было пиктографическим (рисуночным): слова изображались наглядными рисунками, например:
|
— солнце,
|
— бык.
Следующим шагом было создание идеографического
(смыслового) письма. При помощи знаков
этого письма, идеограмм, можно было записывать
некоторые отвлечённые понятия, — например,
знаком
|
(горы) — горную, то есть чужеземную, страну;
|
(солнце) — слово «день», исходя из того, что солнце светит лишь днём. Идеограммы играют большую роль и впоследствии в развитой системе египетской письменности. Например, все смысловые определители являются идеограммами.
Позже появляются звуковые знаки, в которых изображенный рисунок связан уже не со значением слова, а с его звуковой стороной.
Во время Старого, Среднего и Н
Формальный и декоративный
характер иероглифов обусловил то,
что они использовались в основном
для монументальных надписей и записей
священных текстов. Для ежедневных
административных и деловых документов
и для переписки существовало
более простое иератическое письмо,
которое, однако, не вытеснило иероглифическое.
Иероглифами продолжали пользоваться
как в период персидского, так и греко-римского
правления в Египте. Однако, до IV в. осталось
немного людей, способных читать и писать,
используя эту сложную систему письма.
Греки и римляне особо не интересовались
ей, а с принятием христианства иерогли
Классификация иероглифов
На сегодняшний день проблема единой классификации древнеегипетских иероглифов остаётся открытой. В 1920 году английский египтолог и филолог Уоллис Бадж одним из первых каталогизировал знаки письменности Древнего Египта в «Словаре египетских иероглифов»[1]. Классификацию он провёл основываясь на внешних признаках этих знаков. Вслед за ним, в 1927 году, также основываясь на разделении иероглифов по внешнему признаку, составил список другой английский египтолог и лингвист — А. Х. Гардинер, в своей «Египетской грамматике»[2]. В его классификации иероглифы делятся на группы обозначаемые латинскими буквами, а внутри групп им присвоены номера. Со временем список из «Египетской грамматики» А. Х. Гардинера стал общепринятым, а база данных иероглифов пополнялась путём добавления новых знаков в предложенные им группы — большинству из новооткрытых иероглифов стали присваивать дополнительные буквенные значения уже после цифр.
Параллельно с расширением
перечня иероглифов на основе списка
А. Х. Гардинера, у некоторых исследователей
возникли мысли о неправильном разнесении
по группам и в 80-е годы появился четырёхтомный
каталог знаков эпохи Птолемеев, разделяемых по
значениям, созданный в соавторстве нескольких
исследователей[3]. По прошествию какого-то
время стали переосмысливать и этот классификатор,
следствием чего стало появление в 2007—2008
годах грамматики Д. Курта[4], который скорректировал
вышеуказанный четырёхтомник и список
А. Х. Гардинера, а также ввёл новое разделение
на группы. Хотя этот труд достаточно информативен
и полезен для практики переводов с египетского языка, однако
неизвестно, приживется ли в египтологии
новая кодификация, которая также не является
последней формой классификации иероглифов,
так как имеет некоторые изъяны и ошибки,
о чём было две рецензии (например рецензия М. В.
С развитием компьютерных технологий в 1991 году был предложен стандарт Юникод, для кодирования символов практически всех письменных языков, в том числе и египетских иероглифов. В его последней версии — Unicode 5.2, существует список основных иероглифов, где им отводится диапазон от U+13000 до U+1342F (на декабрь 2009 года поддерживается только шрифтом «Aegyptus»). В наши дни также появляются различные электронные каталоги-классификаторы иероглифов, обычно в графических редакторах для набора египетских текстов. В России был создан редактор «Hieroglyphica» (2006—2011, М. В. Панов, Э. В. Балюк, регистрационный номер Библиотеки при Конгрессе США — TXu001579886).
Знаки египетского письма до сих пор не все каталогизированы и классифицированы, в связи с их огромным количеством. Периодически обнаруживаются новые иероглифы или их новые фонетические значения.
Древние египтяне чаще всего писали горизонтальными строчками, справа налево, реже — слева направо. Иногда писали вертикальными столбцами, которые всегда читались сверху вниз. Несмотря на преимущественное направление египетского письма справа налево, в современной научной литературе из практических соображений принято написание слева направо.
Знаки, представляющие изображения людей, животных, птиц, всегда повернуты лицом к началу строки.
В строке верхний знак имеет первенство перед нижним. Например, порядок чтения знаков в слове
В иероглифическом письме не было разделителей слов или предложений (то есть знаков препинания и т. п.). Каллиграфические знаки стремились располагать симметрично и без пробелов, создавая квадраты или прямоугольники.
Система письма
Среди египетских иероглифов различают две основные группы символов: звуковые знаки (фонограммы) и смысловые знаки (идеограммы).
Фонограммы — знаки, использующиеся для обозначения звуков. Бывают трёх видов[5]:
Идеограммы обозначают целое слово или понятие. Делятся на два типа:
Звуковые знаки
Односогласные или алфавитные знаки
Односогласные (алфавитные)
знаки служат для обозначения одного согласного
звука. Точные названия алфавитных знаков
неизвестны, порядок следования выработан
египтологами. Для транслитерации используетс
Двусогласные знаки
Двусогласные знаки — иероглифы, передающие два согласных знака. Достаточно распространены среди иероглифов (более 80 двусогласных знаков). Некоторые двусогласные иероглифы полифоничны, т.е передают несколько звуковых сочетаний, например знак
|
— ḥw и bḥ.
Для удобства двусогласные знаки принято разделять на 17 групп согласно второй согласной. Ниже приведены примеры двусогласных знаков.(Таблица2)
Трёхсогласные знаки
Трёхсогласные знаки — иероглифические знаки, передающие сочетание трёх согласных. Также, как и двусогласные знаки, широко представлены в египетской письменности (до 60 знаков).
Особенно распространены следующие трёхсогласные знаки: (Таблица3)
Звуковые дополнения (фонетические комплементы)
Двусогласные и трёхсогласные знаки обычно сопровождаются односогласными (алфавитными) знаками, которые полностью или частично отражают их звучание. Односогласные знаки, употребляемые таким образом, называются звуковыми дополнениями.
Идеограммы
Логограммы
Логограмма — это символ, наглядно изображающий то, что он обозначает. Например, знак, изображающий солнце — , может обозначать день, свет, солнце, время. Для уточнения смысла слова логограммы, как правило, дополняются звуковыми знаками.
|
Детерминатив
Детерминативы (определители) — идеограммы, служащие для обозначения грамматических категорий слов в логографическом письме. Детерминатив помещался в конце слова и служил для пояснения смысла написанного и не обозначал никаких звуков или слов. Определители могут иметь прямое и переносное значение. Например, знак свитка папируса
|
мог обозначать не только книгу,
свиток, но и отвлечённое, абстрактное
понятие.
У небольшой части самых распространенных
слов, таких, как
|
«говорить»,
|
«вместе с» детерминатив отсутствует. Многие слова (например,
|
«голодный человек») имеют
несколько детерминативов.
Детерминативы также использовались для
расширения значения символов. Например,
если определитель
|
— «ходить» поставит перед символом «дом», то он обозначает «покидать», «выходить».
Примеры некоторых детерминативов: (Таблица4)
Пример
Фрагмент иероглифической надписи с древнеегипетской стелы # 31664 из Field Museum of Natural History (Чикаго) эпохи Среднего царства. Здесь приведены две строчки, которые следует читать справа налево (фотография и передача той же надписи «стандартными иероглифами»):
|
|
Разъяснение
Верхняя строчка
|
написано кратко вместо |
|
Здесь три одноконсонантных знака:
|
ḏ | ||
|
d | ||
|
f |
ḏd — глагол «говорить», .f — местоимение-
|
читается jnk — независимое местоимение 1 л. ед. ч. | ||||||
|
nb — «господин, хозяин, владыка» | ||||||
|
двусогласный знак qd | ||||||
|
d, фонетический комплемент к слову qd | ||||||
|
написано вместо близкого по форме иероглифического знака |
|
, детерминатив в словах qd «строить» и qd «образ» | ||||
|
детерминатив в словах, обозначающих абстрактные
понятия. |