Факторы определяющие развитие памяти. Упражнения для развития памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:02, реферат

Описание работы

Длительность сохранения отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать, Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти - готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

Содержание работы

I. Введение. Основные процессы и механизмы памяти.
II. Факторы, определяющие развитие памяти.
1. Запоминание.
2. Сохранение.
3. Воспроизведение и узнавание.
4. Забывание и борьба с ним.

III. Упражнения для развития памяти.

IV. Заключение.

Файлы: 1 файл

Реферат .docx

— 21.04 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

По предмету : Культура умственного труда

Тема: Факторы определяющие развитие памяти. Упражнения для развития памяти.

 

 

 

 

 

Работу выполнил: Ачылов М.Б

Работу проверила: Толок Т.В

 

 

Казань 2013

Содержание

 

I. Введение. Основные процессы и механизмы памяти.

II. Факторы, определяющие развитие памяти.

1. Запоминание.

2. Сохранение.

3. Воспроизведение и узнавание.

4. Забывание и борьба с ним.

 

III. Упражнения для развития памяти.

 

IV. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Введение

Основные процессы и механизмы памяти

Память, как и любой другой познавательный психический процесс, обладает

определенными характеристиками. Основными характеристиками памяти являются:

объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность

сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

06ъем памяти — это важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации,

Быстрота воспроизведения характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу или проблему, человек обращается к информации, которая хранится в памяти.

Точность воспроизведения отражает способность человека точно сохранять, а самое главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию.

Длительность сохранения отражает способность человека удерживать

определенное время необходимую информацию. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, то он не смог этого сделать, Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти - готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

II. Факторы, определяющие развитие памяти.

1. Запоминание

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения

воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято

выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и

пред­намеренное (или произвольное).

Непреднамеренное запоминание — это запоминание без заранее поставленной

цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это

простое запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след

от возбуждения в коре головного мозга. Лучше всего запоминается то, что имеет

жизненно важное значение для человека: все, что связано с его интересами и

потребностями, с целя­ми и задачами его деятельности.

В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или

преднамерен­ное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед

собой определенную цель — запомнить некую информацию — и использует специальные

при­емы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и

слож­ную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того,

произвольное запоминание включает в себя разнообразные действия, выполняе­мые

для того, чтобы лучше достичь поставленной цели. К таким действиям относится

заучивание, суть которого заключа­ется в многократном повторении учебного

материала до полного и безошибочно­го его запоминания.

Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых

усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение

позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем

индивидуальной кратковременной памяти.

Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель действия.

Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, при

произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой —

запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти. Такая

деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного

материала, называется мнемической деятельностью.

По другому признаку — по характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе

памяти,— запоминание делится на механиче­ское и осмысленное.

Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи

между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического

запоминания являются ассоциации по смежности.

В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании

внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Если сравнивать эти способы запоминания материала, то можно прийти к выводу о

том, что осмысленное запоминание намного продуктивней. При механическом

запоминании в памяти через один час остается только 40 % материала, а еще

через несколько часов — всего 20 %, а в случае осмысленного запоминания 40 %

материала сохраняется в памяти даже через 30 дней.

Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выделением

в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана.

Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахожде­ние

сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д.

Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой

прочности его сохранения является метод повторения. Повторение

-важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть

продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Во-первых,

заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может

наступить некоторое его снижение. Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда

несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но

затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема

запомненного материала. В-третьих, если материал в целом не представляет труда для запоминании, то первые повторения дают лучший результат, чем последующие.

В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала

медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений

из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого

мате­риала возрастает лишь при многократных повторениях. В-пятых, повторения

нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и тогда, когда надо закрепить

в памяти то, что мы уже выучили. При повторении наученного материала его

прочность и длительность сохранения возрастают мно­гократно.

Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В психологии

известны два способа повторения: концентрированное и

распределенное. При первом способе материал заучивается в один прием,

повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном повторении

каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком. Исследования

показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно

экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний.

Очень близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во

время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал,

который еще полностью не выучен. Например, выучить материал можно двумя

способами:

а) ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет

уверенность, что он выучен;

б) прочитать материал один-два раза, затем попытаться его произнести, после

чего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и

т.д.

Эксперименты показывают, что второй вариант намного продуктивнее и

целесообразнее. Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более

прочным.

Успех запоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Проявлением

самоконтроля являются попытки воспроизвести материал при его заучивании.

Такие попытки помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем чтении.

Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала.

Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически

связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения.

2. Сохранение

Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения

материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания.

Хорошо осмысленный материал запоминает­ся лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается. Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание сильнее, затем оно идет медленнее. Вот почему повторение нельзя откладывать, повторять надо вскоре после заучивания, пока ма­териал не забыт.

Иногда при сохранении наблюдается явление реминисценции. Суть ее в том,

что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказывается лучше, чем

непосредственно после заучивания. Реми­нисценция проявляется особенно ярко, если первоначальное вос­произведение не было достаточно осмысленным. С физиологи­ческой точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкци<span class="normal__Char" style=" font-family: '


Информация о работе Факторы определяющие развитие памяти. Упражнения для развития памяти