Феномен буддийского искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 13:38, курсовая работа

Описание работы

Данная работа посвящена рассмотрению буддизма не с религиозной точки зрения, а с точки зрения искусства. Искусство стран Юго-Восточной Азии поражает великолепием и неисчисляемым богатством форм. За многие века сложился неповторимо самобытный художественный облик Индии, Китая и Японии. И в этой курсовой работе раскрывается, как буддизм повлиял на культуру стран Юго-Восточной Азии, какие навеял тенденции в архитектуре и скульптуре. В искусство буддизм привнес совершенно определенные социальные идеи; это идеи несовершения зла и насилия, которые в искусстве приобрели конкретно-образный характер.

Файлы: 1 файл

Курсач.Начало.docx

— 2.36 Мб (Скачать файл)

Буддийская чайтья - это храм-молельня, где верующие совершают обряд поклонения ступе. Буддийские чайтья стали создаваться после того, как появился материальный предмет культа в виде ступы и возникла необходимость в сооружении закрытого помещения для хранения реликвий и для молящихся. До этого все обряды проводились на открытом пространстве. Перед входом в чайтья обычно размещались открытый вестибюль и расположенный впереди него дворик, замкнутый с трех сторон, с четвертой располагалась деревянная ограда. В буддийских же памятниках Средней Азии планировка храма с целлой, обрамленной коридорами, была приспособлена для нужд такого важного элемента буддийской обрядности, как ритуальный обход - прадакшина, в данном случае - обход буддийских святынь, размещавшихся в святилище - целле, по коридорам, окружавшим ее. Появление в первые века нашего летосчисления нового типа буддийских святынь было связано с тем, что в это время помимо поклонения ранним символам - ступе, изображениям ее, лотосу и "колесу Закона" появилась ритуальная практика почитания Будды, Бодхисаттв и других буддийских персонажей. Это привело к тому, что помимо "дома символа" для совершения ритуалов начал создаваться "дом образа" - святилище, вмещающее разнообразную скульптуру. При этом "дома символа" и "дома образа" выступали в различных сочетаниях, то четко отделяясь один от другого, то совмещая обе функции. (Приложение 1. Рис 16.)

Кроме общегородских буддийских сооружений в Средней Азии известны особые святилища для знати. Так, на городище Кафыр-кала было обнаружено буддийское святилище, представляющее культовое сооружение "камерного" характера: в нем совершали буддийские ритуалы правитель и члены его семьи. Это святилище демонстрирует распространение буддизма среди представителей правящих кругов раннесредневекового Тохаристана. Как и ступы, монастыри в Средней Азии появились вместе с буддийскими общинами. Все известные сейчас монастырские постройки Средней Азии выполнены по единому четкому замыслу и следуют индийской традиции. Таковы Фаяз-тепа и Уштур-мулло (кушанская эпоха), Аджинатепа и Хишттепа (эпоха арабских завоеваний). В Уштур-мулло, северной вершине Каратепа и, возможно, Хишттепа монастырские помещения размещались вокруг одного внутреннего двора, Аджинатепа насчитывала два таких двора, а Фаязтепа - три.

Согласно данным современных исследователей, во второй половине I - начале II в. н.э. на северо-западе Индии в районе Таксилы для сооружения наземных буддийских монастырей была выработана планировка, основу которой составляла дворовая композиция - центральный двор с помещениями по периметру. Как правило, это был ряд одинаковых монашеских келий, составляющих жилую зону. К ней с одной стороны примыкали помещения культового характера (святилища, залы для собраний), с другой - помещения хозяйственного назначения (кухни, кладовые). Одним из обязательных элементов монастыря являлась ступа, которая могла располагаться как внутри монастыря, так и за его пределами. Такая планировка, называемая "типично кушанской", применялась при строительстве монастырей от Таксилы до Санчи на протяжении нескольких столетий. Сведения о количестве жилых помещений (келий) в раскопанных монастырях Бактрии - Тохаристана и Мерва позволяют установить примерное число постоянно живших или временно поселившихся там монахов или паломников Уникальным в своем роде является монастырь Каратепа в Старом Термезе. (Приложение 1. Рисунок 17). Он объединяет наземную постройку с большим двором и кельями монахов по периметру, а также со святилищами и Большой ступой (Северный холм) с двумя наземно-пещерными комплексами на Южной и Западной вершинах. Пещерная часть была высечена в мягкой (четвертичный песчаник) породе холма, наземная располагалась на выровненном, либо срезанном для этого, либо надстроенном склоне по соседству с пещерной частью комплекса, с которой двор, составлявший основу наземной части, сообщался через входной проем. Все эти комплексы многократно ремонтировались, а то и кардинально перестраивались. На южной, наиболее изученной вершине их было не менее 15 - 20. Геология Старого Термеза, к сожалению, не позволяет возводить храмовые помещения приближенных к индийским больших объемов. Несмотря на это, применяя совершенно иные формы и методы декорирования и отделки помещений, местным мастерам удалось создать настоящие шедевры искусства, впечатляющие и поныне.

4.1 Буддийская архитектура в Японии

В середине VI века в Японии возникло государство. В то же время в стране распространился буддизм — мировая религия, пришедшая в Японию из Китая через Корею. Буддизм стал носителем не только новой идеологии общества, но и новых форм искусства. Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное для средневекового искусства осознание человеком единства духа и плоти, неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры. Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы, развивалась и новая техника строительства. Для японского храмового строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса. Важнейшим техническим новшеством стало сооружение каменных фундаментов. В древнейших синтоистских постройках вся тяжесть здания приходилась на врытые в землю сваи, что, естественно, ограничивало возможные размеры зданий. Начиная с периода Асука (552г.-645г.) получают распространение крыши с изогнутыми поверхностями и приподнятыми углами.

Буддизм стал носителем не только новой идеологии общества, но и новых форм искусства. Проникновение в Японию буддизма, с которым было связано столь важное для средневекового искусства осознание человеком единства духа и плоти, неба и земли, отразилось и на развитии японского искусства, в частности архитектуры. Буддизм принес в Японию не только новые архитектурные формы, развивалась и новая техника строительства. Для японского храмового строительства складывается особый тип планировки храмового комплекса. Важнейшим техническим новшеством стало сооружение каменных фундаментов. В древнейших синтоистских постройках вся тяжесть здания приходилась на врытые в землю сваи, что, естественно, ограничивало возможные размеры зданий. Начиная с периода Асука (552-645) получают распространение крыши с изогнутыми поверхностями и приподнятыми углами, без которых сегодня невозможно представить японские храмы и пагоды.

Буддийские храмовые комплексы различались по планировке в зависимости от того, строились ли они в горах или на равнине. Для храмовых ансамблей, построенных на равнине, характерно симметричное расположение зданий. В горных условиях по самому характеру местности симметричное расположение зданий обычно просто невозможно, и архитекторам приходилось каждый раз находить конкретное решение задачи наиболее удобного расположения сооружений храмового комплекса.

Японский храм-монастырь состоял первоначально из семи элементов: 1) внешние ворота (самон), 2) главный, или золотой зал (кондо), 3) зал для проповедей (кодо), 4) барабанная или колокольная башня (коро или суро), 5) хранилище сутр (кёдзо), 6) сокровищница, (сёсоин) и, наконец, 7) многоярусная пагода. Крытые галереи, как и ведущие на территорию храма ворота, нередко представляли собой примечательные в архитектурном отношении самостоятельные сооружения. Также в комплекс включались жилое помещение для монахов, обеденный зал. В храмовых комплексах внутренняя площадь прямоугольной формы была окружена крытым крышей коридором, в котором размещались ворота. Всю монастырскую территорию окружали внешними земляными стенами с воротами с каждой стороны. Ворота назывались по тому направлению, на которое они указывали. Главными были нандаймон — Великие южные ворота. Внутренние ворота — тюмон — считались третьими по значимости строениями в храме после главного зала и пагоды. Самым распространенным типом ворот были двухъярусные. (Приложение 1. Рисунок 18).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав буддийское искусство можно сделать выводы:

1)Буддизм стремился локализовать  народно-мифологический слой культуры, слой искусства, придать ему чисто религиозный смысл. В определенных исторических условиях это была социально-актуальная задача создания художественно-религиозной целостности. Но в дальнейшем эта актуальность оказалась застывшей, косной, она стремилась сделать это единство неизменным, с абсолютным господством «социально-актуального» религиозного начала.

2)Храм, прежде всего, должен символизировать  «дом бога», и строители делали  все, чтобы человек почувствовал  это. Делался упор на большие  размеры, на прочность, позже стали  более искусно украшать внутренний интерьер и внешние детали. Развитие религиозной мысли, распространение вероучения тесно связаны со строительством храмов. Также в зависимости от режима власти, господствующего в тот или иной период, храмовый комплекс нес на себе его отпечаток.

Покровительство того или иного верховного сословия частично определяло стилевые характеристики зданий в монастырском ансамбле. Так, когда страной фактически управляло военное сословие, храм был склонен к тенденции большего декорирования внешних и внутренних частей конструкции.

Храм был и религиозным местом, и общественным. В праздничный день на территории храма устраивались торжественные процессии в честь божества этого праздника. Но для того, чтобы побыть наедине с богом, и строились храмы. Хотя в прошлом вход в храм был разрешен только священнослужителям, сегодня насладиться духовным общением с высшими силами могут все. Почитание своих предков тесно связано с храмовым культом, надежды на хороший год люди могут доверить только всемогущим божественным существам. Поэтому строительство религиозных помещений всегда будет актуальным. Человечество с самого начала своего развития обозначало такие места. В наше время, когда религии установились, храмы, церкви и другие священные места продолжают играть огромную роль в жизни людей.

3)Таким образом, искусство, включенное  в структуру социальных идей  буддизма, нейтрализовало социальную индифферентность буддизма, возвращало человека из мира абстрактных философских спекуляций и религиозно-нравственных поучений в мир человеческих чувств, действий и проблем; именно это делало искусство в буддизме более эстетически значимым, глубоким и неповторимым. Это связано также с тем, что искусство «соединилось» с буддизмом тогда, когда уже сложились теология, представления, и в особенности — этически-философская система последнего, когда искусство в значительной степени могло спонтанно развертывать свою сущность.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.БУДДИЗМ: СЛОВАРЬ. Абаев Л.Л., Андросов  В.П. Бакаев Э.П. — М.: "Республика" 1992

2. Жуковская Н.П., Корнев В. БУДДИЗМ  КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.

3.СОВРЕМЕННЫЙ БУДДИЗМ В ЯПОНИИ. Марина Барнетт

4.Бадлуева В.М. "Религиозная архитектура  Японии: синтоистские и буддийские  храмы"

5. Культурология. История мировой  культуры. Учебное пособие. Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М.: Издательский центр  «Академия», 2003

6.Дом Солнца. Эзотерический мегапортал. (электронный ресурс) http://www.sunhome.ru/

7.Буддизм Алмазного Пути. Линия  Карма Кагью. (электронный ресурс) http://www.buddhism.ru/

8.Буддийский форум.(электронный ресурс) http://board.buddhist.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

                    

         Рис.1. Тысячерукий  Будда                                    Рис.2. Палден Лхамо

 

 

 

 

                     

           Рис.3.  Дордже Дролло                                             Рис.4. Будда Медицины

                      

 Рис.5. Будда, держащий дордже и колокольчик                                              Рис.6. Дордже и колокольчик

 

                                                    Рис.7. Мандала Зеленой Тары              

                                                             Рис.8. Колесо Жизни

                     

    Рис.9. Бодхисатва. II в. Камень.                        Рис.10. Сидящий Будда. XIX в. Бронза. Китай                                                                

    Гандхара. Париж, Музей Гимэ.

 

                     

        Рис.11. Дакини Курукулла                               Рис.12. Татхагата(Будда Медитации)

 

 

 

 

 

             

 Рис.13. Большая Ступа в Санчи                     Рис.14. Ступа, сооруженная с буддийским                                     

                                                                    монастырем Фаязтепа  

 

 

 

 

 

 

        

Рис.15. Айртам, Каратепа, Уштур-мулло                        Рис.16. Чайтьи, Боробудур

 

 

 

 

Рис.17. Монастырь Каратепа

 

Рис.18. Монастырь Кофукудзи, город Нагасаки


Информация о работе Феномен буддийского искусства