Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:37, реферат
В современном мире усиление разнообразного обмена и взаимодействия между нациями не отменяет соревнования между ними. Чьи-либо успехи привлекают внимание других, которые не прочь перенять удачные решения, обусловившие успех. Здесь изложена версия объяснения поразительных успехов древнегреческой цивилизации — феномена, прозванного «греческим чудом». Целью данной работы является выявление предпосылок образования классической греческой культуры, в частности, теоретической науки и философии.
1.Введение, цель данной работы
2.Происхождение выражения «греческое чудо»
3.Трактовки «греческого чуда» (в чем оно состоит и на чем оно основано)
4.Исследование «греческого чуда» Ю.В.Андреева
5.Вывод
6.Список используемой литературы
Ростовский Государственный Строительный Университет
Кафедра права, культуры и психолого-педагогических
дисциплин
Тема : «Феномен греческого чуда»
План
В современном мире усиление разнообразного обмена и взаимодействия между нациями не отменяет соревнования между ними. Чьи-либо успехи привлекают внимание других, которые не прочь перенять удачные решения, обусловившие успех. Здесь изложена версия объяснения поразительных успехов древнегреческой цивилизации — феномена, прозванного «греческим чудом». Целью данной работы является выявление предпосылок образования классической греческой культуры, в частности, теоретической науки и философии.
Происхождение выражения «греческого чуда»
Выражение «греческое чудо» ввел в употребление Эрнест Ренан, французский филолог-востоковед, историк и писатель XIX в. Он считал, что зарождению и расцвету философии, науки, литературы, искусства в Древней Греции способствовали особенности арийских языков, в частности, древнегреческого, а именно их абстрактный и метафизический характер. Образное выражение Ренана многим пришлось по вкусу, в дальнейшем исследователи древнегреческой цивилизации охотно им пользовались, хотя предлагали разные способы его интерпретации и объяснения. Рассмотрим вкратце трактовки «греческого чуда» (в чем оно состоит и на чем оно основано), излагавшиеся в относительно недавних исследованиях начиная с середины XX в.
Трактовки «греческого чуда»
Ряд выразительных характеристик
стремительного подъема греческой
цивилизации дал английский математик
и философ Бертран Рассел. Он писал: «Во
всей истории нет ничего более удивительного
и ничего более трудного для объяснения,
чем внезапное возникновение цивилизации
в Греции. <...> Чего они достигли в искусстве
и литературе, известно каждому, но то,
что они сделали в чисто интеллектуальной
области, является даже еще более исключительным.
Они изобрели математику, науку и философию...»
[1]. У Рассела мы не находим строго последовательного
объяснения причин греческих достижений,
однако много внимания он уделил плодотворной
роли конфликта, стимулирующего творческую
активность, конфликта между благоразумием,
с одной стороны, и страстями, «энтузиазмом», дионисийским оп
Вообще математики и историки математики
проявили к «греческому чуду» заметный
интерес. Так, Б. Л. Ван дер Варден, известный голландский математик и
историк математики, в своем докладе на
Оксфордском симпозиуме по истории науки
усматривал суть «греческого чуда» в выдающихся
научных достижениях древних греков и
объяснял их особенностями греческого
«духа» [2]. Видный советский математик
А. Н. Колмогоров отметил принципиальную
новизну мышления древних греков «в систематическом
и логическом построении основ математической
науки». Новый способ мышления у греков,
по Колмогорову, обусловлен тем, что «появилась
потребность в отчетливых математических
доказательствах». Общим основанием интеллектуальных
новаций стал особый характер общественной
жизни эллинов: «Это изменение характера математиче
В трактовке французского историка и антрополога Ж.-П. Вернана суть интеллектуального переворота, совершенного древними греками, выражают три принципа: «светский и рациональный характер видения мира, понятие умопостигаемого и упорядоченного космоса и геометрическая картина вселенной... В своей совокупности они определяют то новое и оригинальное, что внес греческий рационализм как по форме, так и по содержанию по сравнению с прошлыми и теми ближневосточными цивилизациями, с которыми греки могли быть знакомы» [5]. Далее Вернан отметил, что произведенная греками «интеллектуальная революция представляется столь внезапной и глубокой, что ее считали необъяснимой в терминах исторической причинности и потому говорили “о греческом чуде”» [5, с. 128]. Основанием, на котором выросло «греческое чудо», Вернан считал полис как особую форму социальной организации, созданную греками: «Становлениеполиса, рождение философии — весьма тесные связи между этими явлениями объясняют возникновение рациональной мысли, истоки которой восходят к социальным структурам и складу мышления, присущим греческому полису» [5, с. 156]. В конечном счете, «греческий разум», по Вернану, это — «дитя полиса» [5, с. 159].
В воззрениях на «греческое чудо»
известного специалиста по истории древнегреческой
философии Ф. Х. Кессиди заметна некоторая
эволюция. В монографии, появившейся четыре десятилетия
назад, он полагал, что «хотя рационализм
милетских мыслителей производит сильнейшее
впечатление, однако разрыв с традиционными
представлениями, совершенный ими, и возникновение
нового взгляда на мир нисколько не удивительны
и не «чудесны», если учесть, что почва
для теоретического мышления была подготовлена
как социально-политическим развитием
ионийских полисов, так и предшествующими
взглядами на мир» [6]. Однако в одной недавней статье Кессиди
указаны уже иные основания «греческого
чуда». Оно представляется обусловленным
психическим складом греческого народа.
Объясняя перемены, происшедшие в менталитете
эллинов, Кессиди высказал мнение, что
у деятелей гомеровской эпохи, участников
Троянской войны активность правого полушария
головного мозга была выше, чем левого
полушария и, соответственно, образное
мышление преобладало над логическим. Позднее, в условиях античной
демократии оба типа мышления получили
исключительное развитие, а результатом
явилось то, что Энгельс назвал «универсальной
одаренностью» древних греков [7]. Таким
образом, Кессиди перешел от социально-
Исследование «греческого чуда» Ю.В. Андреева
Обширное, разноплановое и интригующее исследование «греческого чуда» представлено в труде Ю. В. Андреева, которому мы уделим несколько больше внимания, чем прочим. Уже на уровне описания этого феномена автору удалось выделить черты древнегреческой цивилизации, убедительно свидетельствующие о ее неординарности, незаурядности. Андреев пишет: «“Греческое чудо”. С помощью этих двух слов авторы книг и статей, посвященных греческой цивилизации, ее зарождению и развитию, нередко пытаются выразить всю ту сложную гамму мыслей и чувств, которая связана в их сознании с этим во всех отношениях необычным историческим феноменом» [8]. «...Греческая цивилизация воспринимается как нечто и в самом деле необыкновенное, как некое чудо или, если перейти на язык строгой науки, как резкое отклонение от общих норм, как неповторимое, уникальное явление, нигде и никогда более не встречающееся в истории человечества» [8, с. 8]. К уникальным проявлениям Андреев отнес «исключительный динамизм греческой цивилизации», не имеющий аналогов в древней истории, создание принципиально нового типа цивилизации, обеспечившей условия для свободного и всестороннего раскрытия физических и духовных способностей людей. В результате, «говоря о замечательных культурных достижениях древних греков, все время приходится употреблять слово «первые»...» [8, с. 9].
Андреев критически оценил ряд известных подходов к объяснению феноменальности греческой цивилизации. Так, по его мнению, не являются вполне убедительными и достаточными объяснения, даваемые с позиций географического, геополитического, языкового, экономического или технологического детерминизма, а также исторического материализма. Сам Андреев склонен рассматривать цивилизацию вообще как «воплощение психики этноса, его духовной жизни, его интеллекта и эмоций, его сознания и подсознания» [8, с. 6]. Каким-то особым термином он свой подход не обозначил, но, видимо, его можно охарактеризовать как этнопсихологический подход. Правда, термин «этнопсихология» имеет различные толкования. Квалифицируя объяснительную модель Ю. В. Андреева как этнопсихологическую, мы будем иметь в виду подход, согласно которому такие явления социальной жизни, как религия, право, язык, искусство, наука, быт, нравы и прочие, объясняются психологией народа, являющегося носителем коллективного разума, воли, чувств, характера, темперамента. При таком рассмотрении социальная жизнь в различных ее аспектах является как бы «эманацией народного духа». Пожалуй, позиция Андреева соответствует так толкуемой этнопсихологии. Это предположение косвенно подтверждается близкой трактовкой этнопсихологии у Л. Н. Гумилева, на которого Андреев неоднократно ссылался в своей работе. Впрочем и сам Андреев вполне определенно высказался, что «в поисках ключа к разгадке проблемы греческого свободомыслия» он обращается к этнопсихологии [8, с. 236–237].Опираясь на этнопсихологический подход, Андреев полагал, что «“греческое чудо” было создано гением греческого народа. Но гений — это всегда неожиданность, всегда отклонение от нормы, всегда счастливый случай» [8, с. 18]. Под гениальностью здесь подразумевается некая особая природная одаренность, генетически передаваемая и наследуемая. Благодаря ей «в сравнении с историей стран Древнего Востока история Греции характеризовалась гораздо большим динамизмом и большей интенсивностью всех участвовавших в ней процессов, что в значительной мере могло быть обусловлено особой энергичностью и подвижностью греческого менталитета или ярко выраженной избыточностью всего комплекса составляющих его духовных сил (сверходаренностью греков)» [8, с. 337]. При таком ходе мысли причины социально-культурного подъема древних греков, а также «предпосылки упадка и гибели их цивилизации следует искать в сфере не столько экономики или политики, сколько этнопсихологии. Факторы внешнего, объективного характера могли лишь ускорить или замедлить спонтанное развитие тех или иных психических состояний или процессов, типичных для греческого менталитета и заложенных в него самой природой, т. е. на чисто генетическом уровне» [8, с. 339]. Или вот еще одно суждение Андреева, подтверждающее правильность нашей квалификации его воззрений. Говоря о римлянах, что у них в отличие от греков «не было настоящего вкуса ни к занятиям наукой, ни к занятиям атлетикой», автор не преминул подчеркнуть, что «в психический склад греков обе эти склонности были заложены самой природой и генетически там закреплены» [8, с. 238].
Андреев высказывался о