Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:14, курсовая работа
Таким образом, цель данной работы - рассмотреть особенности бюджетного финансирования театров, как учреждений культуры. В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи:
- рассмотреть финансовые отношения в сфере культуры и финансировании театров;
- рассмотреть особенности бюджетного и проектного финансирования театров, состав и структуру расходов бюджетов различных уровней на социально-культурные мероприятия;
- изучить особенности финансирования муниципальных театров.
ВВЕДЕНИЕ
1. ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Эволюция финансовых отношений в сфере культуры
1.2 Государственные расходы, порядок и формы финансирования культурной деятельности
1.3 Бюджетное и проектное финансирование, федеральные и региональные целевые программы учреждений культуры
2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕАТРОВ
2.1 Театр как учреждение культуры, показатели деятельности
2.2 Особенности финансирования театров
ЗАДАНИЕ 2. ВАРИАНТ6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Третья федеральная целевая программа «Культура России. 2001-2005 гг.» была принята правительством Российской Федерации 14 декабря 2000 г. Составленная в полном соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ программа была сформирована с учетом прогноза социально-экономического развития РФ и отдельных регионов на указанные годы и определенных на основе этого прогноза приоритетов. Кодекс предопределил и структуру программы, включающую: технико-экономическое обоснование; прогноз ожидаемых результатов; наименование заказчика; сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам. В структуру программы включены три подпрограммы: «Развитие культуры и сохранение культурного наследия России», «Кинематография России» и «Архивы России». Сохраняя преемственность с федеральными целевыми программами 1993-1999 гг., разработчики программы определили ее основные цели:
- сохранение
культурного потенциала и
- обеспечение
единства культурного
- формирование
ориентации личности и
В части реформирования отрасли эта программа призвана обеспечить:
- гарантированную поддержку государством профессионального творчества, создание условий для его развития и участия граждан в культурной жизни;
- сохранение культурного наследия России;
- развитие и
укрепление инфраструктуры
- достижение
устойчивого развития
- повышение
роли культуры в укреплении инс
- концентрацию
бюджетных средств на
Десятилетняя практика финансирования культуры на основе федеральных и региональных программ подтвердила целесообразность дальнейшего расширения этого метода управления процессом культурного развития; но накопленный здесь опыт показал, что программные, проектные методы экономической поддержки культуры не могут заменить сметное финансирование текущей деятельности учреждений культуры.
2. ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕАТРОВ
2.1 Театр как учреждение культуры, показатели деятельности
Культура - это социальная сфера способствующая повышению интеллектуального потенциала общества, формированию ценностных ориентиров и норм поведения индивидуумов, создает предпосылки для модернизации экономики, социальной активности личности. Результаты культурной деятельности выражаются, как правило, в отложенном социальном эффекте и не всегда поддаются обычным статистическим измерениям. Современная сфера культуры является индустрией с многомиллионными рабочими местами, она выходит за пределы той или иной страны на глобальные рынки через сети обмена информацией, развития коммуникаций, теле-, медиа-, кинопроизводства. Тенденция совмещения производства сочетается с усилением конкуренции, общественный сектор культуры тесно взаимодействует с бизнесом в интересах достижения социокультурных целей государства.
К учреждениям культуры и искусства относятся музеи, дома, дворцы культуры, театры, организации кинематографии, средства массовой информации (телевидение, радиовещание, периодическая печать и издательства, концертные организаций (эстрадные, филармонические), библиотеки, учебные заведения. В городах наиболее популярными объектами культуры являются парки, театры, цирки.
Профессиональный театр (театр-студия) - творческий коллектив работников искусства, имеющий в своем составе профессиональную труппу, находящуюся на самостоятельном балансе. Театры подразделяются на музыкальные, оперы и балета, музыкально-драматические, драматические, детские, юного зрителя и пр. Показателями развития служат материальная база театра, коммерческая вместимость зрительного зала, число спектаклей, численность зрителей, сумма сборов. Сводные показатели деятельности театров разрабатываются по территории и жанрам театров.
Состояние и уровень развития подразделений культуры определяются абсолютными и относительными показателями.
Абсолютные показатели определяют соотношение между количеством учреждений культуры и численностью населения:
- число массовых библиотек, клубных учреждений, киноустановок на 10 тыс. человек населения;
- число книг,
журналов и брошюр в массовых
библиотеках, мест в
Рассчитываются
показатели, характеризующие посещаемость
учреждений культуры: численность посетителей
музеев, зрителей в театрах на 1000
человек населения, а также число
посещений киносеансов в
Вместимость зрелищного учреждения характеризуют два показателя: общая вместимость (число всех посадочных мест, в том числе служебных) и коммерческая вместимость (число мест, поступающих в продажу, без служебных).
К основным относительным
показателям относятся
Посещаемость зрелищного предприятия - показатель численности зрителей на спектакле, концерте и других представлениях. Устанавливается по числу проданных билетов, определяется по каждому спектаклю, концерту, киносеансу, а также зрелищному предприятию или группе их в абсолютном и относительном выражении (на 1000 человек населения).
Наполняемость зрительного зала театра - отношение посещаемости театра к общей пропускной способности, умноженное на 100.
Анализ показателей служит основанием для оценки достигнутого уровня развития различных подразделений культуры в сравнении с потребностями по научно обоснованным нормативам.
По данным Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается 2,2 тыс. государственных музеев, в которых сосредоточено более 60,2 млн единиц хранения, фонд 51 тыс. массовых библиотек приближается к миллиарду книг, сотни миллионов историко-культурных документов хранятся в 2,5 тыс. государственных и муниципальных архивах, на государственной охране находится около 85 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, в регионах функционирует более 50 тыс. клубов и домов культуры, около 600 театров и 250 концертных организаций, 64 цирка, 48 зоопарков, 18,3 тыс. киноустановок, 542 парка культуры и отдыха.
В сфере электронных и печатных средств массовой информации работают 43850 периодических печатных изданий и 1290 электронных периодических изданий, 7200 вещательных компаний, свыше 11000 издающих организаций, 6000 полиграфических предприятий.
Потребность в объектах культуры и искусства муниципальных, образований определяется по клубам или учреждениям клубного типа, библиотекам, паркам культуры и отдыха, музеям, выставочным залам, театрам, концертным залам в соответствии с Методикой, одобренной распоряжением Правительства РФ № 1683-р от 19 октября 1999 г.
Многообразие направлений в сфере культуры (театры, музеи, кинематография, библиотеки и т.п.) делает невозможным решение стоящих перед ней проблем изолированно, без широкого взаимодействия органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и других субъектов культурной деятельности.
В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» произошли существенные изменения в перечне вопросов местного значениям сфере культуры, которые относятся к компетенции местного самоуправления. Функции по организации и поддержке учреждений культуры и искусства между региональными и местными бюджетами распределяются следующим образом (табл. 3).
Таблица 3 – Распределение функций между бюджетами
Вид расходного обязательства |
Бюджет |
Охрана и сохранение объектов культурного наследия регионального значения |
региональный |
Охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа |
местный |
Организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ |
региональный |
Организация библиотечного обслуживания населения |
местный |
Создание и
поддержка государственных |
региональный |
Поддержка народных художественных промыслов (за исключением организаций народных художественных промыслов, перечень которых утверждается Правительством РФ) |
региональный |
Поддержка региональных
и местных национально- |
региональный |
Обеспечение условий для развития на территории городского округа массовой физической культуры и спорта |
местный |
Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры |
местный |
В соответствии
с Законом «Основы
на региональном уровне |
на муниципальном уровне |
- на содержание
и организацию работы - проведение прочих мероприятий (в расчете на одного жителя). |
- на содержание и организацию работы дворцов, домов культуры, других учреждений клубного типа; - организацию работы сельских киноустановок; - на содержание
библиотек, музеев и - на проведение прочих мероприятий (в расчете на одного жителя). |
Кроме того, рассчитываются нормативы на одного жителя муниципального образования: на строительство, содержание и организацию работы муниципальных учреждений культуры (домов культуры, библиотек, театров, кинотеатров); на создание условий для деятельности учреждений культуры, средств массовой информации; на организацию зрелищных, культурных мероприятий; на организацию и содержание муниципальной информационной службы; на сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности; на реставрацию и содержание местных памятников истории и культуры - по смете на каждый конкретный местный памятник истории культуры; на содействие сохранению и развитию местных традиций и обычаев.
В расчет нормативов включаются расходы на заработную плату, исчисленные на основе тарифных ставок (окладов), введенных в соответствии с законодательством для работников организаций бюджетной сферы с учетом доплат и надбавок, установленных законодательством Российской Федерации (доплаты и надбавки, установленные законодательством области, не учитываются). При расчете нормативов материальные затраты определяют с применением индексов-дефляторов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, на текущий и прогнозируемый финансовые годы.
Расчет нормативов на учреждение в системе культуры проводится по единой формуле независимо от уровней бюджета: Ну=(Рот + Мз*Идп*Идт):Чу
где Ну - норматив
на содержание и организацию работы
учреждения областной (муниципальной)
собственности в системе
Расчет норматива на проведение прочих мероприятий в системе культуры и искусства проводится по формуле: Нм = Мз*Идт*Идп : Чж,