Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 16:51, курсовая работа
Цель данной работы - анализ особенностей бюджетного финансирования театров, как учреждений культуры.
При изучении данной темы, мной были поставлены следующие задачи:
рассмотрение роли театров в сохранении российской культуры, изучение методов финансирования театров, описание особенностей муниципальных театров.
Потому в предстоящие годы основные усилия государства должны быть сосредоточены не на сокращении государственных расходов на культуру - продолжение этого «пути в никуда» грозит уже необратимыми последствиями - а на повышении эффективности использования бюджетных средств и восстановление хотя бы того уровня финансирования, который был не в слишком благополучном в 1990 году. Понимая, что только бюджетная поддержка отрасли была, есть и останется в будущем гарантией выполнения культурой и искусством тех социальных задач, которые ставит перед ними любое цивилизованное государство, следует ясно сознавать, что сама система бюджетного финансирования культуры нуждается в серьезной модернизации.
Внебюджетные источники финансирования учреждений культуры и искусства |
Поступило из внебюджетных источников ВСЕГО |
Темпы Роста |
|||
2002 |
2004 |
||||
млн. руб. |
млн. руб. |
в% к общему объему финансовых |
|||
1. По системе ВСЕГО |
2111,1 |
7399,2 |
23,0 |
3,5 |
|
в том числе: Федеральное ведение Региональное ведение |
711,4 1399,7 |
2637,6 4761,6 |
35,4 19,0 |
3,7 3,4 |
|
2. Театры ВСЕГО |
569,3 |
2526,9 |
39,1 |
4,4 |
|
в том числе: Федеральное ведение Региональное ведение |
171,6 397,7 |
1199,9 1327,0 |
52,7 32,0 |
7,0 3,3 |
|
2. Финансирование
2.1 Состав источников финансирования деятельности театра
Содержание организаций культуры и искусства, в том числе театров, является хотя и важным, но далеко не единственным направлением расходования бюджетных ассигнований на культуру и искусство. Значительная часть средств направляется на финансирование культурных программ, проектов, выплату стипендий, предоставление грантов и т.п. Во многих регионах разработаны и реализуются соответствующие региональные программы в области культуры и искусства.
Необходимость бюджетного
финансирования государственных и
муниципальных театров
Из всех организационно-правовых форм некоммерческих организаций, предусмотренных современным законодательством, государственным и муниципальным театрам пока наиболее адекватна форма учреждения (хотя не исключено и использование других организационно-правовых форм некоммерческих организаций). И все-таки часть театров зарегистрирована как предприятия. Но если нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что учреждение полностью или частично финансируется собственником (в нашем случае - государственными и муниципальными органами власти), то в отношении предприятия такой записи нет. Для государственных и муниципальных учреждений культуры и искусства в последние годы защищенной была только одна статья - заработная плата работников. Для театров, зарегистрированных в форме предприятия, даже выделение средств на выплату заработной платы ничем не гарантировано, не говоря уже об оплате коммунальных услуг, затратах на новые постановки и т.п. Театр как предприятие, приносящее убытки, даже может попасть под действие законодательства о банкротстве.
Источники финансирования
государственных и
Основным каналом
Так и не получили должного
распространения социально-
В Федеральном законе от 28.08.95 г. №154-ФЗ (ред. от 17.03.97 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 33 «Муниципальный заказ» указано, что органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком по производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории.
Классическими примерами социально-творческого закона для театров являются целевые заказы на создание драматических и музыкальных произведений, постановку спектаклей, их видеофиксацию, проведение гастролей, участие в фестивалях и смотрах и т.п.
Источниками финансирования деятельности театра являются:
а) ассигнования учредителя (учредителей);
б) сборы от продажи билетов на спектакли и другие представления, а также от предоставления сопутствующих услуг;
в) поступления по договорам на проведение работ и оказание услуг, заключенным с органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, включая учредителя (учредителей) театра;
г) добровольные взносы и дары, средства, полученные по завещаниям;
д) кредиты банков и иных кредитных организаций;
е) доходы от предпринимательской деятельности.
Право театра на получение от российских и иностранных юридических лиц и граждан безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) не ограничивается.
Средства, оставшиеся у театра после выплаты заработной платы работникам, осуществления иных выплат по обязательствам, распределяются театром самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Финансирование
Финансирование должно обеспечить:
а) создание необходимых условий для творческой деятельности театра и предотвращение его коммерциализации;
б) комплектование театральных трупп, способных выполнить высокие художественные задачи;
в) создание необходимых условий для работы театра, обеспечивающих наиболее полную реализацию творческого потенциала;
г) необходимый минимум затрат на полноценное художественное воплощение творческих замыслов коллектива театра.
Нормативы финансирования
государственных и
Данные нормативы определяются учредителем театра:
а) по организации труда
- на основании нормативной
б) по финансовому обеспечению творческого процесса - на основании минимальной суммы средств, выделяемой на создание нового и прокат текущего репертуара в следующих размерах: театр оперы и балета - 1200 тыс. рублей; театр музыкальной комедии - 800 тыс. рублей; драматический театр и театр юного зрителя - 500 тыс. рублей; театр кукол - 150 тыс. рублей в год. Указанные нормативы корректируются по общегосударственной методологии с учетом изменения оптовых цен и тарифов;
в) по организации творческого
процесса - на основании минимального
нормативного количества спектаклей -
280 спектаклей в год. Средства, поступившие
из внебюджетных источников, не влияют
на нормативы и размеры
2.2 Особенности определения
нормативной численности
Нормативы численности
персонала и нормативы
Каждый государственный
или муниципальный театр
Учредитель государственного
или муниципального театра в зависимости
от национальных, социальных и экономических
условий при расчете
Нормативы бюджетного финансирования
государственных и
а) существенных изменений условий деятельности театра (переезд в другое здание, реконструкция и техническое перевооружение и т.п.);
б) реализации мероприятий по пересмотру ставок, должностных окладов и т.п.;
в) разовых существенных изменений цен на основные материалы и тарифов на услуги, используемые театром.
Театр самостоятельно планирует
свою деятельность и определяет перспективы
ее развития, исходя из целей, предусмотренных
его уставом, наличия собственных
творческих и хозяйственных ресурсов
и необходимости творческо-
Театр самостоятельно устанавливает
цены на билеты. Цены (тарифы) на другие
платные услуги и продукцию, реализуемые
театром, устанавливаются в порядке,
предусмотренном
Нормативные расходы театра состоят из:
· - расходов на оплату труда;
· - материальных и приравненных к ним затрат.
Нормативные расходы на оплату труда определяются путем суммирования произведений по каждому виду персонала среднемесячной заработной платы на нормативную или расчетную численность и умножением полученной суммы на 12 месяцев.
Среднемесячная заработная
плата устанавливается в
Расчетная численность другого (кроме артистического и художественного) персонала в зависимости от вида театра и строительного объема (в тыс. куб. метров) его основного здания (без учета других зданий производственного и социально - бытового назначения).
Нормативные расходы по материальным и приравненным к ним затратам включают в себя:
Начисления на сумму нормативной заработной платы, определенной в п. 6.1 в установленном в РФ размере (в процентах).
Нормативные затраты на создание нового и прокат текущего репертуара (создание новых постановок, пополнение, содержание и текущий ремонт материального оформления спектаклей, исходящий реквизит, грим, билеты), которые определяются на уровне не ниже общереспубликанских нормативов по финансовому обеспечению творческого процесса, установленных в следующих размерах (по видам театров):
· - театр оперы и балета - 250 тыс. руб.
· - театр музыкальной комедии - 170 тыс. руб.
· - драматический театр и театр юного зрителя - 100 тыс. руб.
· - театр кукол - 30 тыс. руб.
Указанные нормативные суммы ежегодно, начиная с расчета финансирования на 1992 год, корректируются с учетом изменения оптовых цен и тарифов по общегосударственной методологии. Кроме того, учредитель в зависимости от специфики национальных, социальных и экономических условий может увеличивать размер этих нормативных затрат.
По театрам, которые не
могут быть однозначно отнесены ни
к одному из указанных выше видов,
нормативные затраты на создание
нового и прокат текущего репертуара
устанавливаются договором
Расчетные расходы на содержание собственных зданий, оборудования, транспорта и / или затраты на их аренду; к ним относятся:
· - полный комплекс расходов по содержанию зданий и оборудования:
· отопление, водоснабжение, канализация, мытье, натирка полов, уборка
· помещений, очистка территории и т.п.;
· - все виды ремонта основных средств (включая здание);
· - возмещение износа малоценного и быстроизнашивающегося
· инвентаря;
· - амортизация основных средств;
· - электроэнергия;
· - охрана труда;
· - арендная плата за пользование помещениями и оборудованием, транспортными и другими основными средствами по месту постоянного базирования театра.
Указанные расходы не включают в себя заработную плату работников
театра (она учтена в п. 6.1), а также затраты по содержанию, аренде
зданий, оборудования, транспорта, не связанных с основными видами
деятельности.
Расчет нормативных затрат на содержание собственных зданий, оборудования, транспорта и / или затрат на их аренду производится исходя из фактически складывающихся расходов в предшествующем году, с учетом их возможного увеличения (переезд в новое здание, его реконструкция, техническое перевооружение; изменение оптовых цен, тарифов на коммунальные услуги и т.п.).