Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:40, реферат
В данной работе я хочу более подробно рассмотреть город который является колыбелью эпохи Возрождения. Выбранная мною тема мне импонирует т.к во первых, Флоренция до сих пор является оживленным художественным и культурным центром, а во вторых, потому что мне удалось посетить этот чудесный город и ощутить на себе его незабываемую, романтическую атмосферу.
Введение 3
Глава 1. Эпоха Возрождения 4
1.1. Зарождение культуры Возрождения 4
1.2 Основные этапы развития искусства Возрождения 8
Глава 2. Флоренция - колыбель итальянского Возрождения 15
2.1. История города Флоренция 15
2.2 Флоренция- центр Возрождения 17
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Глава 2. Флоренция - колыбель итальянского Возрождения
2.1 История города Флоренция
Возникновение Флоренции относится к эпохе владычества этрусков, когда, возвышающийся на холме г. Фьезоле, господствовал над всей долиной. Часть жителей этого города спустилась на берега р. Арно и основала там поселение, сначала маленькое, но вскоре, получившее бурное развитие, благодаря расположению, на дороге, ведущей непосредственно с севера на юг Италии; такое расположение, однако, делало вероятным вражески нападения и захватнические набеги. Вскоре римляне создали здесь свою колонию с пророческим названием Флоренция (что означает "Цветущая"). Уже в 1 в. до н.э. новый муниципий приобрел лидирующее положение среди городов римской Тусции. Пережив наиболее темные века Средневековья, город постепенно начал возрождаться в эпоху правителей династии Каролингов. вначале Флоренция входит в феодальные владения маркграфов Тосканы, среди которых следует упомянуть Уго и Матильду, но начиная с 11 в., город обретает все большую автономию: в 1115 году, по завершению борьбы против духовенства симонии и окрестных феодалов, в основном сформировалась Флорентийская коммуна; спустя десять лет новый город превосходил своего соперника г. Фьезоле. Вскоре внутри города, окруженного новыми стенами, выявились первые противоречия между феодалами и классом ремесленников, объединенных в Цехи и профессиональные корпорации. Эти противоречия привели к образованию двух партий- "гвельфов" (сторонников римского папы) и "гибеллинов" (сторонников императора), с заметным преобладанием первых. Гвельфы, в свою очередь, в конце 13 в. разделились на две партии, "белых" и "№черных"; в основе этого деления лежало давнее соперничество; партия "черных" поддерживаемая папой, в 1303 году отправила в изгнание приверженцев "белых", среди которых был и Данте алигьери. Тем временем Флоренция наращивала свою мощь, сражаясь с городами соперниками (Пистойей, Ареццо, Вольтеррой, Сиеной) и расширяя свою территорию. В конце 13 - начале 15 в., Флоренция стала одним из наиболее важных экономических и культурных центров Италии. Это была эпоха крупных объединений банкиров и купцов, а также расцвета производства шерсти и шелка. В первые десятилетия 15 в., Флоренция переживает ряд политических и экономических изменений; сначала в борьбе с последними гибеллинами, а затем в период господства Карло герцога Калабрийского и Готье ди Бриенн, герцога Афинского(1343г.). В 1348 году Флоренцию охватила сильнейшая эпидемия чумы, описанная Бокаччо в начальных главах его "Декамерона". В последние десятилетия 15 в. становятся все более яростными противоречия между "жирным народом", то есть богатой буржуазией, правящей городом посредством Старших цехов, и "тощим народом". Борьба достигла своего накала в "восстании чомпи" (бедных чесальщиков шерсти Средних и Младших цехов), в ходе которой наиболее низкие социальные слои населения, образовали свое правительство (1378г.). Но вскоре олигархия, возглавляемая Альбиции, одержала верх. Тем временем, богатое семейство Медичи, опираясь на " тощий народ", обретало все большое политическое влияние; вскоре была учреждена Синьория, которая, однако, продолжала сохранять внешние признаки республики. Основателю династии Медичи, Козимо старшему, наследовал Лоренцо великолепный, тонкий политик и большой меценат. время правления Лоренцо Великолепного (ум.1492 г.) является одним из наиболее ярких периодов в истории Флоренции, особенно то, что касается процветания культуры и искусства: это - эпоха Гуманизма и возвышенного искусства Возрождения. В конце 15 начале 16 вв., после изгнания Пьеро Медичи, сменившего Лоренцо, в городе возрождается свободная республика.
Этот период ознаменован появлением Фигуры Джироламо Савонаролы. По возвращении Медичи Флоренция оставалась под их владычеством вплоть до 1527 года, когда в результате нового восстания, городу был возвращен республиканский общественный строй. Но Медичи, поддерживаемым императором и римским папой, после ожесточайшей осады, удалось вернуться в город (1530 г.) Несмотря на неспокойную политическую жизнь, период между концом 15в. и первым десятилетием 16 в. был ознаменован выдающимися личностями искусства и литературы такими как Микеланджело, Макъявелли, Гвиччардини.
2.2 Флоренция - центр Возрождения
Эпоха Возрождения
в Италии прошла несколько этапов:
раннее Возрождение, высокое Возрождение,
позднее Возрождение. Родиной Возрождения
стала Флоренция.В XV веке Флоренция
- мощная и агрессивная республика,
во владениях которой
Во Флоренции в XV-XVI веков высокого художественного уровня достигло искусство портрета. В галерее Уффици хранится портрет Козимо Медичи, написанный Понтормо. Некоронованный властитель Флоренции изображен в спокойной позе: он сидит в кресле, сложив руки и- повернув слегка склоненную голову боком к зрителю. В главе рода Медичи нет ничего парадного и театрального; на нем однотонное красное одеяние с глухим воротом и просторными рукавами. На портрете изображен некрасивый человек, худощавый и немолодой; на его умном и энергичном лице видна печаль, а пальцы рук плотно стиснуты. Он весь полон раздумий и забот, а жизнь его, как видно, очень далека от безмятежности и блаженства. Глядя на этот портрет, можно вспомнить слова Н. Макьявелли: «И все же в последние годы жизни Козимо испытал немало горя, ибо из двух его сыновей. Пьеро и Джованни, последний, на коего возлагал он больше всего надежд, умер, а первый, Пьеро, был человек больной и по телесной своей слабости не мог должным образом заниматься ни общественными, ни даже личными своими делами. Так что, когда однажды, вскоре после смерти сына, несомый слугами, он делал обход своего дома, случилось ему со вздохом промолвить: «Очень уж велик этот дом для такой небольшой семьи». Благородная душа его страдала и оттого, что не удалось ему увеличить владений Флорентийской республики каким-либо славным приобретением... Кроме того, он понимал, что из-за старческих своих недугов не может с прежним рвением вести ни общественные, ни личные свои дела, и видел, что и то, и другое идет плохо, ибо государство губят сами граждане, а имущество расхищают управители и сыновья. И все это не давало ему покоя в конце его жизни». Одним из выдающихся художников эпохи Возрождения был Андреа дель Кастаньо. В 1440-1450-х годах он создал замечательные фрески на вилле Пандольфини в Леньяйя (сейчас они находятся в Уффици), на которых изобразил знаменитых людей Флоренции; гибеллина-патриота Фаринату дельи Уберти, кондотьера (наемного предводителя войск) Пиппо Спано, великого Данте Алигьери. Это не портреты в прямом смысле слова, ибо художник никогда не видел этих давно умерших людей. Важно то, что у флорентийцев пробудился интерес к своей истории и выдающиеся предки изображены как люди активные и умные.Первые итальянские живописцы раннего Возрождения сохранили в своих работах многое из канонов средневековья. Это в первую очередь относится к знаменитым флорентийским художникам Джотто (1266-1337) и Мазаччо (1401-1428). Они расписывали храмы фресками, писали на религиозные сюжеты. Своим творчеством Джотто освободил живопись от канонов и влияния византийской иконописи. По аналогии с Данте Джотто считается последним живописцем средневековья и первым живописцем Возрождения. В XV в. были открыты законы перспективы. Мазаччо первым применил эти законы в живописи. Это позволило ему создавать объемные фигуры и помещать их как бы в трехмерном пространстве. В области скульптуры раннего Возрождения прославился Донателло (1386-1466), скрупулезно изучивший античные образцы, работы Фидия и Праксителя, а также римскую скульптуру. Самыми знаменитыми его работами были конная статуя известного кондотьера Гаттамелаты и статуя Давида.3 Повторимся, что в это же время складываются каноны итальянской гуманистической архитектуры и появляются первые ее теоретики, авторы концепции возрожденческой архитектуры. Одним из них был Леон Баттист Альберти (1404-1472), написавший "Десять книг об архитектуре", в которых излагалась новая архитектурная теория, основанная на творчестве античных зодчих. Альберти был также теоретиком возрожденческой живописи. Ему принадлежит трактат "О живописи", где он сформулировал теорию искусства живописи, опираясь на античное наследие и достижения своих современников. Один из крупнейших архитекторов Брунеллески (1377-1445) выработал свой самобытный стиль из сплава античной и романской архитектуры. Брунеллески возвел купол на знаменитом соборе Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, строил церковные и гражданские здания. Ему принадлежит знаменитый палаццо Питти. Во второй половине XV в. в итальянском гуманизме оформилось философское направление Возрождения - флорентийский неоплатонизм. Крупнейшими его представителями являлись Марсилио Фичино (1433-1499) и Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494). В XV в. гуманистическое движение распространяется из Флоренции по всей Италии. Появляются новые центры ренессансной культуры, такие как Рим, Неаполь, Венеция, Милан. Правители украшали города прекрасными палаццо (дворцами), храмами, капеллами, построенными по возрожденческим архитектурным концепциям. Они собирали богатые библиотеки, редкие рукописи, антиквариат. Особенно в этом преуспели знаменитые Медичи, правители Флоренции. В период правления Лоренцо Медичи, получившего прозвище Лоренцо Великолепного, расцвет культуры Возрождения во Флоренции достигает своего апогея. Лоренцо Великолепный приглашал к своему двору знаменитых писателей, поэтов, художников, скульпторов и архитекторов со всей Италии. Некоторое время на службе у него находился знаменитый Микельанджело Буонаротти. Непримиримым противником флорентийских гуманистов выступил настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции Джироламо Савонарола (1452-1498). Он выступал против правления Медичей, обличал папство, призывал церковь к аскетизму. Резко осуждая гуманистическую культуру, Савонарола организовывал публичные сожжения произведений итальянского искусства. В его кострах сгорели некоторые картины выдающегося итальянского художника Сандро Боттичелли (1445-1510), написавшего всемирно известные картины "Рождение Венеры", "Весна" и др. и создавшего серию рисунков к "Божественной комедии" Данте.
Величайший
мыслитель и художник Леонардо да
Винчи (1452-1519), живший с 1469 года во Флоренции,
остался также вне сферы
Зал предназначался для заседаний Совета Пятисот граждан, которые должны были здесь избрать Совет Восьмидесяти, созданный в помощь Синьории после изгнания Медичи. В XVI в. стены его украсились грандиозными фресками на батальные темы из истории Флоренции, написанные Джорджо Вазари и другими художниками; в нише между окнами стоит аллегорическая статуя «Победа», изваянная Микеланджело около 1532-1534 годах. В 1501 году Микеланджело вернулся из Рима, прославившись своей великолепной скульптурной группой «Оплакивание Христа» (Pieta). Между тем во Флоренции продолжались работы по отделке собора. Во дворе, отведенном для этого около собора, уже несколько лет находилась гигантская глыба превосходного белого мрамора; один ваятель принялся было высекать из нее статую, но только испортил камень и бросил работу. На просьбу Микеланджело отдать ему этот мрамор лица, руководившие строительством собора, охотно ответили согласием, рассудив, что камень все равно испорчен и что бы из него ни сделали, все будет лучше, чем валяться ему без всякой пользы. В 1504 году Микеланджело закончил работу, создав одно из величайших творений искусства. Он изваял библейского героя Давида в момент высшего напряжения сил, когда тот готов метнуть из пращи смертоносный камень в злого великана Голиафа. Бронзовые Давиды, созданные в XV веке. Донателло и Верроккьо, были изящными мальчиками-подростками, преисполненными гармонии и очарования юности. Давид, созданный Микеланджело, - гигантская статуя, достигающая в высоту более 4 метров. Это едва ли не самый героичный образ во всем мировом искусстве; он весь наполнен монументальной энергией, движением, целеустремленностью и вместе с тем являет собой образец возвышенной и одухотворенной красоты; он воплотил в себе, все лучшие человеческие качества, и прежде всего стремление к свободе и активную: борьбу за нее. Именно это отвечало в тот момент настроениям большинства флорентийцев, избавившихся от единовластия Медичи и гордившихся обретенной независимостью. Давида торжественно установили на площади Синьории у входа в Палаццо Веккьо на том месте, где стояла бронзовая «Юдифь с головою Олоферна» Донателло. Флорентийцы передвинули ее на другое место, считая, что она приносит несчастье, ибо тема ее - смерть, и «нехорошо, когда женщина убивает мужчину. Сначала мрачную Юдифь перенесли в Палаццо Веккьо, затем в Лоджию деи Ланци, а в 1919 году вернули на прежнее место, где она и стоит рядом с мраморной копией Мардзокко, геральдического льва, символа флорентийской республики, изваянного тоже Донателло (подлинник находится в Барджелло).
Давида в 1873 году перевезли в Галерею Академии, а на прежнее место водрузили мраморную копию; справа от копии Давида стоит скульптурная группа почти такого же размера, изображающая Геркулеса, победившего Какуса. Ее изваял в 1534 году Баччо Бандинелли, соперник Микеланджело, безуспешно пытавшийся его превзойти. В 1504 году Микеланджело заказали роспись стены (роспись другой стены выполнял Леонардо Ла Винчи). Оба мастера сначала создали эскизы на картоне: Леонардо изобразил битву флорентийцев с миланцами в 1440 году при Ангиари, Микеланджело - битву своих соотечественников с пизанцами в 1364 году при Кашине. В 1505 году оба картона были представлены в готовом виде и произвели потрясающее впечатление. К величайшему сожалению, картоны впоследствии погибли, а роспись по ним так и не была осуществлена.5
Информация о работе Флоренция - колыбель итальянского Возрождения