Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:52, доклад
Архитектура XVIII столетия во Франции традиционно разделяется на два периода, которым соответствуют два архитектурных стиля: в первой половине XVIII в. господствующее положение занимает рококо, во второй — неоклассицизм. Два этих стиля во всем диаметрально противоположны друг другу, поэтому переход от рококо к неоклассицизму часто называют «бунтом». Стиль рококо отошел от строгих правил классицизма XVII в., его мастеров больше привлекали чувственные, свободные формы. Архитектура рококо еще сильнее, чем барокко, стремилась сделать очертания сооружений более динамичными, а их убранство — более декоративным, однако она отвергла торжественность барокко и его тесную связь с католической церковью.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1933
Доклад по Мировой художественной культуре
на тему: «Франция XVIII века»
Выполнила:
ученица 9 класса «Б»
Аминова Алина
Москва 2012
Архитектура
Габриель. Малый Трианон, 1762-1768, Версаль
Архитектура XVIII столетия во Франции традиционно разделяется на два периода, которым соответствуют два архитектурных стиля: в первой половине XVIII в. господствующее положение занимает рококо, во второй — неоклассицизм. Два этих стиля во всем диаметрально противоположны друг другу, поэтому переход от рококо к неоклассицизму часто называют «бунтом». Стиль рококо отошел от строгих правил классицизма XVII в., его мастеров больше привлекали чувственные, свободные формы. Архитектура рококо еще сильнее, чем барокко, стремилась сделать очертания сооружений более динамичными, а их убранство — более декоративным, однако она отвергла торжественность барокко и его тесную связь с католической церковью.
Суфло. Пантеон, церковь святой Женевьевы, 1755-1789, Париж
Самого слова «неоклассицизм» в XVIII в. еще не существовало. Критики и художники пользовались другими определениями — «истинный стиль», «возрождение искусств». Интерес к античности в XVIII в. приобрел научный характер: археологи начали методические раскопки древних памятников, архитекторы стали делать точные обмеры и чертежи сохранившихся фрагментов и руин. Для неоклассицистов архитектура была способом переустройства мира. Появились утопические проекты, в которых воплощались идеалы эпохи Просвещения; позднее они получили название «говорящая архитектура».
Скульптура
Почти все скульпторы XVIII в. работали одновременно в нескольких жанрах — историческом, мифологическом, портретном. Отношение скульпторов к господствующим стилям — рококо и неоклассицизму — также было весьма свободным. Один и тот же мастер с легкостью переходил от изящных статуэток в стиле рококо к монументальным неоклассицистическим композициям.
В начале XVIII столетия традиции классицизма развивал Эдм Бушардон (1698—1762). Самые известные его работы — фонтан на улице Гренель и статуя Людовика XV на одноименной площади в Париже (ныне площадь Согласия). Однако наибольшее число произведений он создал в жанре портрета, преимущественно женского. Для этого рода произведений Бушардона характерны утонченность, изящество и аристократизм.
Наиболее известным мастером рококо был Жан Батист Лемуан Младший (1704—1778), выполнивший скульптурные украшения для отеля Субиз в Париже (Астрономия). Грациозность поз, тонкий лиризм, необычная асимметричность композиций отличают его статуи, которые гармонично дополняют убранство залов в стиле рококо. Лемуан обладал и незаурядными педагогическими способностями: из его мастерской вышли два выдающихся скульптора середины века — Пигаль и Фальконе.
Жан Батист Пигаль (1714—85), работая в стиле, переходном от рококо к неоклассицизму, выполнил ряд статуй и групп на мифологические и аллегорические темы («Меркурий, завязывающий сандалию»). Особенности дарования Пигаля, сочетающего гражданский пафос с тяготением к острой, порой натуралистической правдивости, наиболее ярко проявились в надгробиях и памятниках (надгробие маршала Морица Саксонского, 1753—76, церковь Сен-Тома, Страсбург), статуе Вольтера, представленного «героически обнажённым», острых по характеристике портретах («Автопортрет»).
Другой ученик Лемуана, Этьен Морис Фальконе (1716—91), виртуозно владевший техникой ваяния, отличался блестящей эрудицией: прекрасно знал античную скульптуру, древние языки и литературу (а ведь он, придя в восемнадцать лет в мастерскую Лемуана, почти не умел читать и писать). Более десяти лет Фальконе руководил фарфоровой мануфактурой в Севре (близ Парижа). Его маленькие композиции в стиле рококо на античные сюжеты — «Грозящий Амур», «Пигмалион и Галатея», «Аполлон и Дафна» и другие — тонко передают оттенки настроения, а фарфор словно обработан ювелиром. И все же скульптор больше тяготел к монументальным и драматичным образам.
Очень выразительна его ранняя композиция «Милон Кротонский» (существует в двух вариантах: 1744 и 1754 гг.). Античный герой Милон бросил вызов богам, заявив, что сумеет руками расщепить дерево. Но рука тщеславного героя застряла в трещине ствола, и Милона, «прикованного» к дереву, растерзал лев. В сложной позе героя, в его искаженном ужасом лице есть некоторая доля театральности, однако чувствуется и подлинное эмоциональное напряжение. Вершиной творчества Фальконе стал «памятник Петру I» в Санкт-Петербурге (так называемый «Медный всадник»). Самым удивительным было то, что скульптор приступил к работе, не зная техники бронзового литья, и освоил ее в пятьдесят восемь лет.
Жан-Антуан Гудон (1741—1828)
Гудон, Диана
Статуя Гудона в Версале
Жан Антуан Гудон прошел серьезную художественную школу: он обучался в академии и стажировался в Риме. Мастер отдал дань традиционным для классицизма античным сюжетам (наиболее известна композиция «Диана», существующая в двух вариантах: 1776 и 1780), но по-настоящему нашел себя в жанре портрета. Гудон создал галерею жизненно ярких портретов видных представителей эпохи Просвещения и Великой французской революции, подчеркнув в их характерах общественно-деятельное начало, их незаурядность. Гудону позировали Ж. Ж. Руссо, О. Г. Мирабо, Дени Дидро, Бенджамин Франклин, Дж. Вашингтон, Т. Джефферсон, Людовик XVI, Р. Фултон, Наполеон Бонапарт. Портретам Гудона присущи острота и многогранность психологической характеристики, непосредственная обращенность к публике, усиленная выразительным взглядом портретируемого. В портрете Кристофа Виллибальда Глюка (1775) Гудон удивительным образом передал движение души композитора — в порыве вдохновения его изуродованное оспой лицо преображается, становится прекрасным. Более лиричные детские и женские образы («Мадам Гудон») отличаются простотой и естественностью. Особое место в творчестве Гудона занимают портреты Вольтера. Скульптор создал несколько портретов знаменитого французского мыслителя, а также две «статуи», почти одинаковые (одна из них была заказана русской императрицей Екатериной II). Вольтер сидит в кресле. Черты его лица переданы с предельной точностью. Легкий наклон тела вперед, острый взгляд, саркастическая усмешка, застывшая на тонких губах, создают впечатление живого контакта модели со зрителем. Одеяние, которое трудно отнести к какой-либо определенной эпохе, естественно в изображении философа и заставляет задуматься об истинном масштабе его личности. Вольтер стал для мастера воплощением главных духовных ценностей своего времени. Портрет конкретного человека превратился у Гудона в некий идеальный образ мыслителя — мудреца, вобравшего в себя и знание современной жизни, и опыт древности.
Живопись
Франсуа Буше, «Диана после купания», 1742 г., Лувр, Париж
Жан Антуан Ватто, «Паломничество на остров Кифера», 1717 г., Лувр, Париж
В живописи характерные традиции искусства
XVIII века определились в произведениях Антуана Ватто, открывшего особую сферу тончайших
эмоциональных оттенков, созвучных лирике
пейзажа и музыкальности композиционных
ритмов и колорита. Декоративная изысканность
его произведений отчасти послужила основой
для рококо как стилевого направления.
С развитием стиля рококо связано творчество Франсуа Буше, для произведений которого характерны
тонкие изысканные формы, лирически нежный
колорит и очаровательная грациозность,
кокетливость, порой доходящая до жеманности.
Демократические взгляды французского
искусства воплотились в творчестве «живописца
третьего сословия» Жана Батиста Симеона Шардена, аналитически точных портретах Мориса Кантена де Латура. Своеобразный сплав «галантной» живописи
и бытового жанра отличает творчество Жана Оноре Фрагонара, ученика Ф. Буше и Ж.Б.С.Шардена. В середине
XVIII века выдвинутое просветителями требование
общественной активности искусства как
средства воспитания нравов привело не
только к коренному видоизменению классицистических
идеалов, но и к появлению сентиментально-
Декоративно-прикладное искусство
В декоративно-прикладном искусстве Франции XVIII века наиболее интересно оформление интерьера.
Внутреннее убранство
Большой популярностью в этот период пользовались декоративные композиции, выполненные в стиле шинуазри (франц. chinoiserie — «китайщина»). Мода на китайские ширмы, фарфор и лаковую живопись получила отражение в гобеленах с изображениями цветов, птиц, пагод, мужчин и женщин в китайских одеждах. Они органично дополняли экзотическую картину, создаваемую в интерьерах рококо подлинными китайскими изделиями. В середине 60-х гг. XVIII в., с развитием неоклассицизма, убранство помещений стало простым и изысканно строгим. Яркий пример нового стиля — интерьеры покоев Людовика XV в Версале, выполненные Жаком Анжем Габриелем в 1735—74 гг. Предметов мебели здесь немного, но все они устойчивы и просты. На смену изогнутым формам рококо пришли строгие прямые линии. Вместо прихотливых по форме часов и подсвечников, сложной по рисунку лепнины появились беломраморные медальоны с античными профилями, строгие пилястры и полуколонны.
Изменились и представления о пространстве. В эпоху рококо даже большое по площади помещение должно было производить впечатление будуара. Декораторы неоклассицизма стремились к обратному эффекту — они создавали иллюзию большого, масштабного пространства независимо от реальных размеров комнат и залов.
С конца XVII столетия во Франции изготовлялись фарфоровые изделия. Расцвет этого ремесла пришелся на середину XVIII в. и прежде всего был связан с королевской мануфактурой в городе Севре (Поднос для чашек; Кубок). В 1757—67 гг. мануфактуру возглавлял Этьен Морис Фальконе. Он наладил производство изделий из бисквита — особо приготовленного фарфора с матовой поверхностью, который в отличие от обычного не имел блестящего стекловидного покрытия — глазури. Небольшие статуэтки из бисквита кроме Фальконе создавали Жан Батист Пигаль и другие известные скульпторы. Нередко в их сюжетах воспроизводились композиции Франсуа Буше. Матовая поверхность придавала статуэтке особую изысканность и лирическую теплоту, а миниатюрные размеры — удивительную грациозность и легкость.
Клод Жилло, «Два соперника», 1716 г., Лувр, Париж
Франсуа Лемуан, «Апофеоз Геракла», 1732-1736 гг., Версаль
Жан Батист Ванлоо, «Триумф Галатеи», 1722 г.
Жан Франсуа Жанине, портрет Марии Антуанетты, 1777 г.