Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 06:59, лекция
Цель: Сформировать представления о фрейдизме и неофрейдизме, как направлений классического психоанализа и аналитической психологии. Задачи:
Образовательная:
познакомить студентов с направлениями классического психоанализа и его представителями;
Развивающая:
научить, на примере данных направлений, использовать метод сравнений при анализе полученной информации;
формировать навыки самостоятельного исследования и публичного выступления.
Таковы в самых общих
чертах основные постулаты фрейдистского
учения. Нетрудно заметить, что предложенная
Фрейдом схема позволяла по-
Сделав эти предварительные замечания, можно приступить к рассмотрению психоаналитической теории культуры. Наиболее полно фрейдовская концепция культуры изложена в его работе «Неудовлетворенность культурой», которая вышла в свет в 1930 г.. Культуру Фрейд трактует как все, что способствует обработке земли, защите человека от природы, что приносит ему практическую пользу, имеет самое непосредственное отношение к миру культуры. Первыми подлинно культурными деяниями, как утверждает Фрейд, было: а) укрощение огня, б) постройка жилища, в) изобретение орудий труда, благодаря которым человек получил возможность резко уменьшить свою зависимость от природы.
Однако, по мысли Фрейда, не только установление подобных взаимоотношений между человеком и природой свидетельствует о существовании культуры в том или ином обществе. «В ряду требований, предъявляемых культурой, — пишет он, — чистоплотность, красота и порядок занимают особое место»43. Хотя они и не обладают статусом жизненно необходимых и полезность их для некоторых сомнительна, их, по мнению Фрейда, нельзя рассматривать как нечто второстепенное. Создатель классического психоанализа задается таким вопросом:
К числу конституирующих характеристик культуры Фрейд относит и наличие уважительного отношения к высшим формам психической деятельности, интеллекту, к достижениям науки и искусства. Если в какой-либо стране, отмечал Фрейд, существует пиететное отношение к тем, кто создает художественные полотна и архитектурные ансамбли, кто пишет стихи и драматические произведения, кто занимается исследовательским и преподавательским трудом, то тогда есть весомые основания назвать такую страну культурной. Особо Фрейд подчеркивает, что в стране с высокой культурой непременно должна быть развита философия и существовать интенсивная религиозная жизнь. Искания в области философской и религиозной мысли Фрейд склонен относить к высшим достижениям человеческого духа. Именно по ним, утверждает он, необходимо судить о том, на какой ступени культурного развития находится та или иная общественная система. Но самой важной чертой подлинно культурного общества Фрейд считает наличие в нем определенного типа отношений между людьми, которые базируются не на признании права сильного, а на признании принципа равноправия и взаимозависимости людей друг от друга.
Отсюда Фрейд делает вывод,
имеющий принципиальное значение для
понимания его
Фрейд ставит под сомнение широко распространенный тезис о том, что каждый шаг на пути культуры есть одновременно и шаг к свободе.
Рассуждая о природе культуры, Фрейд устанавливает аналогию между процессом ее развития и процессом формирования либидо у индивида. На конкретных примерах он показывает, что по мере взросления человека происходит переключение его сексуальной энергии на другие предметы, в результате чего возникают такие свойства характера, как бережливость, чистоплотность, стремление к порядку. Этими же обстоятельствами он объясняет возникновение в ходе культурного развития человечества норых моральных и правовых норм, эстетических принципов, обычаев и традиций.
Фрейд, подчеркивая то огромное значение, которое имеет сублимация в процессе создания продуктов духовной деятельности человека, определяет ее как «связанную культурой судьбу первичных позывов». Он обращает внимание на то, что неудовлетворенность инстинктивных влечений чревата самыми серьезными последствиями. Именно поэтому искусство, «переключающее» энергию либидо с одних предметов на другие, позволяющее снимать психологическое напряжение путем погружения человека в вымышленный мир образов, красок и звуков, играет такую большую роль в общественном бытии.
Говоря о краеугольных камнях, на которых зиждется психоаналитическая концепция культуры, необходимо остановиться на фрейдовском понимании любви. Выделяя тему любви в качестве предмета особого внимания, Фрейд, по сути, действовал в русле традиции, сложившейся в европейской философской мысли в незапамятные времена. Однако нет никакого сомнения в том, что он был первым, кто связал идею любви с идеей культуры. Более того, он показал, что любовь является краеугольным камнем культуры, без которого здание культуры рухнет в одночасье. Любовь, в понимании Фрейда, — единственный путь, позволяющий достичь максимального чувственного наслаждения, а следовательно, счастья. Без нее существование человека как социального существа невозможно, как невозможно его существование без воздуха, пищи и воды. Но главная функция любви, с точки зрения создателя классического психоанализа, состоит в том, что она снимает противоречие между культурой и биологической природой человека. Говоря другими словами, она является единственным средством разрешения антиномии культура-натура, если использовать термины культурологической теории.
Культура в
психоаналитической концепции не есть
нечто неизменное, ставшее, данное раз
и навсегда. Она возникает на определенной
стадии общественного развития, когда
появляются представления о морали,
когда регуляция поведения
Таково в самых общих чертах понимание культуры, выработанное классическим психоанализом. Естественно, в ней много спорного и противоречивого. Прежде всего это касается базовых посылок, которые были поставлены под сомнение еще учениками Фрейда, резко критиковавшими своего учителя за пансексуализм. Явно недопустимым является сведение всего многообразия культуры к особенностям индивида. Нельзя принять и идею о возникновении мира культурных ценностей в результате сублимации. Опровергаются данными современной науки и представления Фрейда о генезисе культуры. «Циклопическая семья» — это плод воображения шотландского этнолога Аткинсона (его позиция была некритически принята Фрейдом), как и акт первичного отцеубийства, ставший прологом к культурной истории человечества. Можно привести и другие существенные просчеты в психоаналитическом понимании культуры, которые сегодня очевидны. Тем не менее это не ставит под сомнение вывод, что в рамках классического психоанализа была создана оригинальная теоретическая конструкция, обладающая известным эвристическим потенциалом, занимающая почетное место в ряду других концепций культуры.
Астраханский государственный университет
Урок-лекция на тему: Фрейдизм и неофрейдизм
Работу выполнили:
студентки Кп-41
Ажигереева З.
Слащева М.