Фрейм как тип лексического концепта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 21:02, реферат

Описание работы

Для рассмотрения фрейма как типа лексического концепта необходимо остановиться на таких понятиях как когнитология и когнитивная лингвистика, т.к. именно в когнитологии рассматривается понятие концепта. Когнитология объединила в себе те дисциплины, которые в той или иной мере связаны с изучением и работой человеческого мозга, а также познанием мира: философию, психологию, лингвистику, медицину, математику, программирование.

Файлы: 1 файл

фрейм 1.docx

— 15.73 Кб (Скачать файл)

Кульчицкая Н.А.

 

Горловский государственный педагогический институт иностранных языков

 

ФРЕЙМ КАК ТИП ЛЕКСИЧЕСКОГО КОНЦЕПТА

 

(о новых взглядах на  проблему фрейма в лингвистике)

 

 

 

Для рассмотрения фрейма как  типа лексического концепта необходимо остановиться на таких понятиях как  когнитология и когнитивная лингвистика, т.к. именно в когнитологии рассматривается понятие концепта. Когнитология объединила в себе те дисциплины, которые в той или иной мере связаны с изучением и работой человеческого мозга, а также познанием мира: философию, психологию, лингвистику, медицину, математику, программирование. Если когнитологию можно определить как науку о познании человека и о переработке информации человеком, то когнитивная лингвистика определяется как направление в лингвистике, изучающее язык как механизм в познавательной деятельности человека. В свою очередь в когнитивной лингвистике можно выделить когнитивную семантику, которая ставит своей задачей изучения понятия слова с точки зрения познания и сознания человека. Е.В.Падучева говорит о том, что всю современную семантику ‘‘конечно можно было бы назвать когнитивной’’ [4, 38].

 

Основным понятием когнитивной  лингвистики и семантики является понятие концепта. Концепт – это  не только и несколько языковое явление. Концепт нужно рассматривать  в первую очередь как невербальное, а затем уже и вербальное воспроизведение  действительности, со всеми  существующими  в ней отношениями и связями. Концепт возникает как образ, а затем уже вербализуется. В исследованиях когнитивной семантики фигурирует понятие лексический концепт, которым мы будем пользоваться. Существует несколько типов лексических концептов. Проанализировав предложенные разными авторами типы концептов, мы пришли к выводу, что классификации однородны, хотя часто виды концептов имеют неодинаковые названия. Одной из самых полных классификаций нам кажется классификация А.П.Бабушкина, на которую мы и будем опираться [1]. А.П. Бабушкин выделяет следующие типы концептов: мыслительная картинка, концепт-схема, концепт-гипероним, концепт-фрейм, концепт-инсайт, концепт-сценарий и калейдоскопический концепт [1, 21-28]. Мы не можем не согласиться с данной классификацией в общем, хотя в частности не находим разницы между мыслительной картинкой и концептом-инсайтом и выделяем их в один тип концепта: концепт-представление.

 

Фрейм – это многокомпонентный, объёмный концепт, он в самой большей  мере связан с понятием семантического поля. Фрейм, являясь составной гештальта,  интересен для лингвистических исследований. Идея фреймовых сетей была заимствована в когнитивную лингвистику из программирования. Она объединила в себе понятия лексико-семантических полей, фреймовую теорию и ориентирована на создание семантических сетей. Семантическая сеть является одним из видов фреймовой сети, но т.к. в лингвистике только она и используется, то мы её можем называть более общим понятием – понятием фреймовой сети. В работах по прикладной лингвистике мы обнаружили термин ‘тезаурусная сеть’. На первый взгляд между понятиями тезаурусная сеть и семантическая сеть нет особого различия. Понятие тезаурусная сеть используется в прикладной лингвистике и обозначает на практике то же, что и семантическая сеть. Понятие семантическая сеть является новым понятием, которое только начинает употребляться в лингвистике. Оно пришло в лингвистику из программирования.  Концепцию семантической сети как новой формы веб-контента выдвинул известный ученый, один из изобретателей Интернета, сэр Тим Бернерс-Ли, который в 2001 году опубликовал соответствующий трактат [2]. Семантическая сеть должна сделать компьютер вообще и Интернет в частности более осмысленным. Она даёт возможность создания искусственного интеллекта при помощи языковой семантики. Для этого нужно исследовать языковой состав языка и проследить связи между словами. Фреймовая, или семантическая, сеть должна включить в себя весь язык, его оттенки и значения, что обеспечит создание осмысленного компьютера.

 

С.А.Жаботинская выделяет пять видов фреймов, составляющих между  собой фреймовую сеть [3, 16]. Это  предметный фрейм, таксономический  фрейм, посессивный фрейм, акциональный фрейм и компаративный фрейм. Мы придерживаемся отличного от С.А.Жаботинской мнения. По-нашему мнению, фреймовую сеть составляют не пять базовых видов фреймов, относящихся к одному концепту, а различные концепты и составляющие их виды фреймов. Концепты соединены в сеть при помощи фреймов, которые могу описывать два и более концептов. То, что С.А.Жаботинская называет фреймовой сетью, мы назовём общим фреймом или просто фреймом. Из таких фреймов и состоит фреймовая сеть. Из этого мы можем сделать вывод, что все языковые концепты можно объединить в одну фреймовую сеть, которая является моделью языка. Если вспомнить о том, что тезаурус – это словарь, отражающий словарный состав данного языка в полном объёме, такая модель языка будет называться тезаурусной сетью. Возвращаясь к различию понятий семантическая сеть и тезаурусная сеть, теперь мы можем сделать вывод, что семантическая сеть, будучи лингвистическим аналогом фреймовой сети, составляет также и понятие тезаурусной сети. Говорить о создании единой тезаурусной сети какого-либо языка ещё рано, т.к. нет достаточного количества проработанного материала. Но попытки создания семантических сетей предпринимаются как на материале английского языка (Semantic Web), так и на материале русского языка (RussNet).

 

Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что фрейм, будучи типом лексического концепта, является материалом для дальнейшего  развития когнитивной науки, как  науки интегрирующей множество  дисциплин – в данном случае лингвистику  и программирование.    

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА                                  

 

1.     Бабушкин А.П.  Типы концептов в лексико-фразеологической  семантике. – Воронеж: Изд-во  Воронежского государственного  университета, 1996. – 104с.

 

2.     Бернерс-Ли Т., Хендлер Дж.,  Лассила О. Семантическая Сеть (перевод: Евгений Золин)/ http://ezolin.pisem.net/logic/semantic_web_rus.html

 

3.     Жаботинская  С.А. Концептуальный анализ: типы  фреймов // Вісник Черкаського ун-та. Сер. Філолог. науки. – Черкаси, 1999. – Вип.11. С. 12-25

 

4.     Падучева Е.В.  Нужен ли лингвистике эпитет  ‘‘когнитивная’’? (о новых идеях  и подходах в семантике)//Информ. процессы и системы, 2003. №11. С.38-43

 

 

 


Информация о работе Фрейм как тип лексического концепта