Введение.
Психика является свойством мозга. “Ощущение,
мысль, сознание есть высший продукт особым
образом организованной материи”.
Психическая деятельность организма осуществляется
посредством множества специальных телесных
устройств. Одни из них воспринимают воздействия,
другие — преобразуют их в сигналы, строят
план поведения и контролируют его, третьи
— придают поведению энергию и стремительность,
четвертые — приводят в движение мышцы
и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает
активную ориентацию организма в среде
и решение жизненных задач.
«Сознательное» и «бессознательное» —
это соотносительные понятия, выражающие
особенности работы человеческой психики.
Человек обдумывает ситуации и принимает
решения. Такие действия называют осознанными.
Однако часто человек поступает необдуманно,
а иногда он сам не может понять, почему
он так поступил. Бессознательные действия
предполагают, что человек поступает по
внутреннему побуждению, но без всякого
анализа ситуации, без выяснения возможных
следствий. Слова, которые он использует
для характеристики этого состояния, разные:
необдуманно, неосознанно, спонтанно,
интуитивно. Все эти слова выступают в
таком случае как синонимы слова «бессознательное»,
хотя полной синонимичности здесь, разумеется,
нет. Значение слова «бессознательное»
может расширяться или сужаться в зависимости
от его соотнесенности со словом «сознательное».
Так, при обдумывании воспринимаемой ситуации
человек имеет дело не только с тем, что
ему является. У него в голове всплывают
события прошлого, в чем-то схожие с наблюдаемыми,
он сопоставляет их. Всплывающие в сознании
факты, законы, оценки откуда-то приходят.
В них есть какой-то порядок. Возникает
вопрос: откуда все это? Может быть из бессознательного,
а может быть, из глубин сознательного.
Разбираясь во всем этом, приходим к пониманию
объемности сознания, наличию у него своих
механизмов. Этим бессознательное отодвигается
еще дальше и возникает вопрос об условной
границе, отделяющей сознательное от бессознательного.
Вторая характеристика сознания — закрепленное
в нем отчетливое различение субъекта
и объекта, т.е. того, что принадлежит «я»
человека и его «не-я». Человек, впервые
в истории органического мира выделившийся
из него и противопоставивший себя ему,
сохраняет в своем сознании это противопоставление
и различие. Он — единственный среди живых
существ способен осуществлять самопознание,
т.е. обратить психическую деятельность
на исследование самого себя: человек
производит сознательную самооценку своих
поступков и себя самого в целом. Отделение
«я» от «не-я» — путь, который проходит
каждый человек в детстве, осуществляется
в процессе формирования самосознания
человека.
Третья характеристика сознания — обеспечение
целеполагающей деятельности человека.
Приступая к какой-либо деятельности,
человек ставит перед собой те или иные
цели. При этом складываются и взвешиваются
ее мотивы, принимаются волевые решения,
учитывается ход выполнения действий
и вносятся в него необходимые коррективы
и т.д. Невозможность осуществлять целеполагающую
деятельность, ее координацию и направленность
в результате болезни или по каким-то иным
причинам рассматриваются как нарушение
сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания
– наличие эмоциональных оценок в межличностных
отношениях. И здесь, как и во многих других
случаях, патология помогает лучше понять
сущность нормального сознания. При некоторых
душевных заболеваниях нарушение сознания
характеризуется расстройством именно
в сфере чувств и отношений: больной ненавидит
мать, которую до этого горячо любил, со
злобой говорит о близких людях и т.д.
Что же касается философских характеристик
сознания, то сознание в современной трактовке
– это способность направлять свое внимание
на предметы внешнего мира и одновременно
сосредоточиваться на тех состояниях
внутреннего духовного опыта, которые
сопровождают это внимание; особое состояние
человека, в котором ему одновременно
доступен и мир и он сам.
М.К.Мамардашвили, советский философ, гуманист
определял сознание как светящуюся точку,
какой-то таинственный центр перспективы,
в котором мгновенно приводятся в связь,
в соотнесение то, что я увидел, что я почувствовал,
что я пережил, что я подумал. В своей работе
«Как я понимаю философию» он пишет: «Сознание
– это прежде всего сознание иного. Но
не в том смысле, что человек остранен
от привычного ему, обыденного мира, в
котором он находится. В этот момент человек
смотрит на него как бы глазами другого
мира, и он начинает казаться ему непривычным,
не само собой разумеющимся. Это и есть
сознание как свидетельство. То есть, я
подчеркиваю, во-первых, что есть сознание
и, во-вторых, что термин «сознание» в принципе
означает какую-то связь или соотнесенность
человека с иной реальностью поверх или
через голову окружающей реальности».
Однако философы всегда искали связь сознания
с космическим идеальным. Они обратили
внимание на то, что в сознание прорывается
нечто такое, что лежит где-то в его глубине
или же за его пределами. У многих людей
возникают предчувствия, которые значительно
опережают реальные восприятия. Многие
чувствуют опасность в условиях, когда
казалось бы ничто о ней не напоминает.
Более сложный пример связан с тем, что
человек часто прислушивается к внутреннему
голосу и действует в соответствии с его
советом, не зная, кому этот голос принадлежит.
Глубоко религиозные люди часто отождествляют
его с голосом Бога, Христа, ангелов. Порой
они сомневаются, чей это голос: Бога или
дьявола.
Конечно, в любой момент работы сознания
в нем есть нечто осознаваемое и неосознаваемое.
Осознавать сразу все невозможно. При
сосредоточении на одном упускается из
поля внутреннего внимания многое другое.
А процессы идут во всем сознании. Будучи
целостностью, сознание влияет на осознаваемое
посредством тех процессов, которые не
осознаются. И все же неосознаваемое существует
в сознании, и это проверяется путем перемены
внимания. В поле внимания могут быть взяты
те моменты сознания, которые до этого
не осознавались. Итак, осознаваемое и
неосознаваемое постоянно переплетаются
в сознании, и движение мысли связано с
существованием этой соотносительности.
Все это как будто бы не выводит нас за
пределы тезиса тех ученых, которые отрицают
связь сознания с космосом как некую мистику.
И все же философы заметили, что неосознаваемое,
в определенной мере присущее самому сознанию,
выходит за рамки сознания. Так, Платон
свидетельствует о своем внутреннем голосе,
который он узнавал и которому доверял.
Он всегда к нему прислушивался и с ним
советовался. Его внутренний голос можно
отнести к осознаваемому. Но возникает
вопрос: кому же принадлежит этот голос?
Когда в обыденной жизни мы слышим за дверью
голос и не можем определить, кому он принадлежит,
то открываем дверь и видим его владельца.
В случае же с голосом Платона все попытки
изменения ситуации ни к чему не приводят.
Значит, есть такое — неосознаваемое,
которое невозможно перевести в свою противоположность.
Сознание предполагает, что акты «я мыслю»,
«я переживаю», «я вижу» и т.д., вызванные
взаимодействием «я» и внешнего мира,
одновременно порождают сопровождающие
их акты: «я мыслю, что я мыслю», «я переживаю,
что я переживаю», «я вижу, что я вижу»
и т.д. Эти сопровождающие акты составляют
содержание рефлексии и самосознания.
В сознании человек, напр., не просто переживает,
но отдает себе отчет в том, что он переживает
и наделяет переживание смыслом. Другой
пример: психическая процедура «я мыслю»
не тождественна сознанию. Для его возникновения
необходимо, чтобы человек взял свое мышление
о чем бы то ни было под контроль самой
мысли, т.е. занялся процедурой понимания
того, почему он об этом мыслит, как он
мыслит, есть ли какая-либо цель в его мыслительном
внимании к данному предмету и т.д. Сознание
обеспечивает человеку прояснение всех
смысло-жизненных проблем: для чего он
живет, достойно ли живет, есть ли цель
в его существовании и т.п. Направленность
на внешние предметы присуща и психике
животных, но без актов рефлексии и самосознания,
предполагающих формирование «я», как
состояния выделенности человека из природы,
из сообщества других людей (других «я»).
Без «я» нет сознания, поэтому оно присуще
только людям.
Сознание управляет самыми сложными формами
поведения, требующими постоянного внимания
и сознательного контроля, и включается
в действие в следующих случаях: (а) когда
перед человеком возникают неожиданные,
интеллектуально сложные проблемы, не
имеющие очевидного решения, (б) когда
человеку требуется преодолеть физическое
или психологическое сопротивление на
пути движения мысли или телесного органа,
(в) когда необходимо осознать и найти
выход из какой-либо конфликтной ситуации,
которая сама собой разрешиться без волевого
решения не может, (г) когда человек неожиданно
оказывается в ситуации, содержащей в
себе потенциальную угрозу для него в
случае непринятия немедленных действий.
Таким образом, можно сделать вывод, что
сознание – это свойство высокоорганизованной
материи мозга. Поэтому основой сознания
является мозг человека, а также его органы
чувств. Исходя из этого еще древнегреческий
философ Эпикур утверждал: «В здоровом
теле здоровый дух». В настоящее время
это стало своего рода пословицей, но она
права отчасти, т.к. современная наука
доказывает, что более существенное воздействие
на бытие человека оказывает сознание,
нежели тело.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая
на направленность и характер поступков,
многое другое, не осознаваемое человеком
в психических процессах, свойствах и
состояниях. Бессознательное в личности
человека — это те качества, интересы,
потребности и т. п., которые человек не
осознает у себя, но которые ему присущи
и проявляются в разнообразных непроизвольных
реакциях, действиях, психических явлениях.
Одно из таких явлений — ошибочные действия,
оговорки, описки. В основе другой группы
бессознательных явлений лежит непроизвольное
забывание имен, обещаний, намерений, предметов,
событий и другого, что прямо или косвенно
связано для человека с неприятными переживаниями.
Третья группа бессознательных явлений
личностного характера относится, к разряду
представлений и связана с восприятием,
памятью и воображением: сновидения, грезы,
мечты.
Итак, согласно последней точке зрения
бессознательное непосредственно связано
с космическим идеальным. Оно формируется
под воздействием космического информационного
поля и в соответствии с ним отдает команды
человеческому телу. Сознательное связано
с общественным информационным полем.
Оно регулирует поведение человеческого
тела в соответствии с требованиями общества.
Оно не понимает языка бессознательного
и его управление телом часто идет вразрез
с требованиями бессознательного. Разлад
сознательного и бессознательного ведет
к драматическим ситуациям. Человек испытывает
неудовлетворенность жизнью, его посещает
угнетенность, страх, растет раздражительность.
Напротив, когда они работают в унисон,
человек достигает счастья жизни. Отсюда
извечное стремление человека найти это
состояние, уловить его мгновение. Философские
размышления о сознательном и бессознательном
направлены на поиски данной гармонии.
О ней говорят как о единстве тела и духа,
космического и человеческого.
Наличие сознательного и бессознательного
в психике усложняет задачу индивида.
Ему необходимо уловить и одно, и другое,
найти гармонию. Этого можно достигнуть
лишь путем самопознания. Углубляясь в
себя, важно не потерять ориентацию в поиске
соотнесенности сознательного и бессознательного.
Потеря ориентации заключена в том, что
принижается значение одной из противоположностей.
Рассмотрим один из вариантов такой потери,
когда принижают значение сознательного,
уходят в сферу бессознательного. Такое
проникновение в бессознательное не превращает
его в сознательное. Напротив, бессознательное
приобретает силу и проникает в ту часть
психики, которая относится к сфере сознания,
Бессознательное не следует понимать
как нечто аморфное, оно обладает динамичностью
и способностью к агрессивности. В этой
связи встает вопрос, может ли человек
оказаться во власти бессознательного?
Думается, что да. Ослабление сознания,
вялость и инертность его ведут к агрессии
бессознательного. Этой агрессии человек
помогает сам, если он возвышает бессознательное
и через него хочет обо всем узнать. Слова
«познай себя и ты познаешь весь мир» интерпретируются
в этом случае как исключительная направленность
на бессознательное. Конечно, это достигается
через общение, но обычно с людьми, склонными
к мистицизму, наделенными даром экстрасенсорности.
Погружение в этот мир, поиски скрытых
сил имеют свою отрицательную сторону
тогда, когда на этой почве начинают с
презрением относиться к науке, к светской
литературе, к прогрессивным явлениям
общественной жизни. Этим самым подрывается
сознание и усиливается коллективное
бессознательное.
Третий тип бессознательных явлений —
те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся
личностного бессознательного. Это —
желания, мысли, намерения, потребности,
вытесненные из сферы человеческого сознания
под влиянием цензуры. Каждый из типов
бессознательных явлений по-разному связан
с поведением человека и его сознательной
регуляцией.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно
отражается в сознании ее современников,
и с изменением исторических условий существования
людей меняется их сознание.
Бессознательное образует низший уровень
психики. Бессознательное — это совокупность
психических процессов, актов и состояний,
обусловленных воздействиями, во влиянии
которых человек не дает себе отчета. Являясь
психическим (поскольку понятие психики
шире, чем понятие «сознание», «сознательное»),
бессознательное представляет собой такую
форму отражения действительности, при
которой утрачивается полнота ориентировки
во времени и месте действия, нарушается
речевое регулирование поведения. В бессознательном,
в отличие от сознания, невозможен целенаправленный
контроль за совершаемыми действиями,
невозможна и оценка их результата.
В область бессознательного входят психические
явления, возникающие во сне (сновидения);
ответные реакции, которые вызываются
неощущаемыми, но реально воздействующими
раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные»
реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными,
но благодаря повторению автоматизировавшиеся
и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые
побуждения к деятельности, в которых
отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным
явлениям относятся некоторые патологические
явления, возникающие в психике больного
человека: бред, галлюцинации и т.д.
Неосознаваемые побуждения исследовались
в ситуациях так называемых постгипнотических
состояний. Загипнотизированному человеку
в экспериментальных целях внушалось,
что он после выхода из гипноза должен
выполнить некоторые действия; например,
подойти к одному из сотрудников и развязать
его галстук. Испытуемый, испытывая явную
неловкость, выполнил указание, хотя и
не мог объяснить, почему ему пришло в
голову совершить столь странный поступок.
Попытки оправдать свое действие тем,
что галстук был плохо завязан, не только
для окружающих, но и для него самого выглядели
явно неубедительными. Тем не менее, в
связи с тем, что все происходившее во
время гипнотического сеанса выпало из
его памяти, побуждение функционировало
на уровне бессознательного, и он был уверен
в том, что действовал в какой-то мере целенаправленно
и правильно.
Разнообразие форм и проявлений бессознательного
исключительно велико. В некоторых случаях
можно говорить не только о бессознательном,
но и надсознательном в поведении и деятельности
человека. Усвоение социального опыта,
культуры, духовных ценностей и создание
этих ценностей художником или ученым,
совершаясь реально, не всегда становятся
предметом рефлексии и фактически оказываются
соединением сознания и бессознательного.
Вообще, сознание – это понятие, имеющее
очень широкий спектр толкования, начиная
от автоматических действий человека
(не получающих отражения в его сознании)
и кончая особой сферой психической реальности,
в основном определяющей жизнь и поступки
людей. Представление о многослойности
психики человека существовало ухе в древневосточной
философии. Концепция бессознания впервые
была четко сформулирована Лейбницем
(«Монадология», 1720), трактовавшим бессознание
как низшую форму душевной деятельности,
лежащую за порогом осознанных представлений,
возвышающихся, подобно островкам, над
океаном тёмных перцепций (восприятий).
В европейской традиции об этом также
писал Кант, свою концепцию бессознательного
создали Э.Гартман и И.Ф.Гербарт. В теории
З.Фрейда бессознательное представлено
в виде мощной иррациональной силы, определяющей
поведение человека. К.Г.Юнгом введено
понятие «коллективного бессознательного»,
характерного для каждого народа и этноса
и формирующего его творческий дух, чувства
и ценности. В современной глубинной психологии
это понятие широко используется для трактовки
всех психических форм жизни человека.
В современной оно толкуется как совокупность
психических процессов, состояний и схем
поведения, не представленных отчетливо
в сознании людей. Термин «бессознательное»
применяется также для характеристики
группового поведения, цели и последствия
которого не осознаются членами и лидерами
группы. Личное бессознательное и коллективное
бессознательное влияют на жизнь индивида
и ход исторического процесса.
Быть сознательным — это прежде всего
чисто описательный термин, который опирается
на самое непосредственное и надежное
восприятие. Опыт показывает нам далее,
что любой психический элемент, например
представление, обыкновенно не бывает
длительно сознательным. Наоборот, характерным
является то, что состояние сознательности
быстро проходит под воздействием каких-либо,
иногда незначительных факторов; представление
в данный момент сознательное, в следующее
мгновение перестает быть таковым, однако
может вновь стать сознательным при известных,
легко достижимых условиях. Каким оно
было в промежуточный период, мы не знаем;
можно сказать, что оно было скрытым (латент),
подразумевая под этим то, что оно в любой
момент способно было стать сознательным.
Если мы скажем, что оно было бессознательным,
мы также дадим правильное описание. Это
бессознательное в таком случае совпадает
со скрыто или потенциально сознательным.
Правда, философы возразили бы нам: нет,
термин «бессознательное» не может иметь
здесь применения; пока представление
находилось в скрытом состоянии, оно вообще
не было психическим. Но если бы уже в этом
месте мы стали возражать им, то затеяли
бы совершенно бесплодный спор о словах.
К термину или понятию бессознательного
мы пришли другим путем, путем разработки
опыта, в котором большую роль играет душевная
динамика. Мы видели, т.е. вынуждены были
признать, что существуют весьма напряженные
душевные процессы или представления
— здесь прежде всего приходится иметь
дело с некоторым количественным, т.е.
экономическим, моментом, — которые могут
иметь такие же последствия для душевной
жизни, как и все другие представления,
между прочим, и такие последствия, которые
могут быть осознаны опять-таки как представления,
хотя в действительности и не становятся
сознательными.
Состояние, в котором они находились до
осознания, мы называем вытеснением, а
сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая
его, ощущается нами во время нашей психоаналитической
работы как сопротивление.
Понятие бессознательного мы, таким образом,
получаем из учения о вытеснении. Вытесненное
мы рассматриваем как типичный пример
бессознательного. Мы видим, однако, что
есть двоякое бессознательное: скрытое,
но способное стать сознательным, и вытесненное,
которое само по себе и без дальнейшего
не может стать сознательным»(.
Таким образом, уровень бессознательного,
выражающий переход его в сознательное
и наоборот выражает осознание человеком
ранее неосознаваемой мысли. Однако и
осознаваемая в настоящем мысль переходит
в сферу бессознательного.
Самоустраненность действительно ведет
к созданию мистики и религиозности, но
никогда не способствовала развитию общества
и личности. У Ницше его герой Заратустра
ушел от людей в горы и жил там долго в
одиночестве. Затем, продумав все, он решил
вернуться к людям и обратить их к тому,
что он осознал за годы одиночества. Люди
не поняли его речей и посмеялись над ним.
Так Заратустра понял, что нужно сначала
завести учеников и через их посредство
распространять свое учение. Заратустра
хорошо разобрался в жизни, прежде чем
уйти в горы. В горах он все обдумал и, вернувшись,
обнаружил, что только опыт и размышления
дают возможность правильно действовать.
Без опыта сразу же наступают ошибки и
неверные действия. Нельзя полагаться
лишь на свое бессознательное и свою интуицию.
Нужно считаться с другими людьми, а это
возможно лишь через опыт и диалог.
Таким образом, уход во внутренний мир
не означает разрыва с внешним миром. Напротив,
в границах развивающегося сознания эта
связь постоянна и устойчива. Человек
осознает свой внутренний мир и отличает
его от мира внешнего. Раз открыв его, человек
никогда его не теряет. В то же время этот
мир является величиной изменчивой и зависит
от усилий личности. В течение жизни человек
может расширять и углублять свой мир.
Работа в этом направлении означает, что
человек сам создает свое сознание. Получается
так, что сознание — это не дар, а результат
труда по самопознанию. И значит широта
и глубина сознания зависят от человека
и тех благоприятных общественных условий,
которые для этого создаются.
Самопознание наталкивает человека как
бы на три слоя сознания: сознание, находящееся
вне его, с которым он еще не знаком; сознание
в нем самом, которым он еще не овладел;
и, наконец, сознание, которое он уже имеет.
Отсюда расширение последнего сознания
идет за счет приобщения к тому, что есть
в нем самом и вне его. Это как бы жизнь
индивида в сфере духа. Относительно каждого
человека можно говорить о том, насколько
он овладел сознанием. Наверное, можно
так говорить и о каждом поколении.
В этой связи закономерен вопрос о языке.
Принято считать. что мысль появляется
раньше ее языкового оформления. Многие
мыслители, исходя из своего опыта, заметили,
что их мысль после своего рождения как
бы ищет свое языковое оформление. Отсюда
распространенность мнения о том, что
при своем зарождении мысль существует
вне языка. Это действительно так, если
отождествить понятие «язык» с тем, что
возникает в результате человеческого
общения и составляет часть его культуры.
Но если допустить, что есть разные языки:
языки животных, языки машин, а словесный
язык — это лишь один из языков, тогда
вполне можно согласиться с тем, что мысль
возникает лишь посредством языка и не
существует вне его. Сначала мысль возникает
на языке мозга, языке бессознательного
и лишь позднее переводится на словесный
язык, язык сознания. Сделав такое допущение,
мы тем самым увидим значение бессознательного
в создании мысли. Если же признать, что
бессознательное непосредственно связано
с космическим, тогда приходится принять
во внимание возможность воздействия
космического на человеческую мысль. Во
всяком случае благодаря космическому
она может осуществиться. А по более большому
счету космическое может воздействовать
на содержание мысли
Существует масса примеров, на которых
можно отобразить бессознательное, как
модель. Присвоить ей определённые характеристики.
Исследовать её. Например пробуждение
человека от сна является ничем иным, как
конфронтацией двух взаимно противоположных
сторон. С одной стороны -это сознание
человека, стрем
Сознательное и бессознательное
Сознательное, осознаваемое связано
с природой и структурой сознания.
Представители различных философских
школ по-разному отвечают на вопрос о природе
сознания и особенностях его формирования.
1) Естественно-научный подход: сознание
— проявление функций головного мозга,
вторичное по сравнению с телесной организацией
человека.
2) Религиозно-идеалистический подход:
сознание — первично, а человек «телесный»
— его производная.
Сознание — способность человека целенаправленно,
обобщенно и оценочно отражать объективную
реальность в чувственных и логических
образах.
Структура сознания
• Восприятие органами чувств окружающего
мира и самого себя — получение первичных
знаний.
• Логико-понятийные способности и знания,
получаемые на их основе — возможность
выйти за пределы непосредственно чувственно
данного, достичь сущностного понимания
объектов;
• Эмоциональные компоненты — это сфера
личностных переживаний, воспоминаний,
предчувствий и т. п.
• Ценностно-смысловые компоненты —
это сфера высших мотивов деятельности,
ее духовных идеалов, способности к их
формированию и пониманию (воображение,
интуиция).
Исследователи человеческого сознания
обращают внимание на то, что оно не только
сложное, но еще и системное, органически
целостное, упорядоченное образование.
Одно из важнейших свойств сознания человека
— его активность.
Проявления активности сознания: отражает
мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает
прогнозы развития природных и социальных
явлений и процессов; конструирует теоретические
модели, объясняющие закономерности окружающего
мира; служит основой преобразовательной
деятельности человека.
Возникновение сознания является результатом
эволюции природы. С усложнением жизни
на Земле появляется живая природа, характеризующаяся
наличием элементарных форм отражения:
раздражимости, возбудимости, чувствительности.
Дальнейшие эволюционные процессы приводят
к формированию мозга, центральной нервной
системы, психики животного, а затем и
психики человека. Качественно новый этап
развития психики — возникновение сознания
человека — был обусловлен такими социальными
факторами, как изобретение орудий труда,
создание предметов культуры и возникновение
на определенном уровне развития человека
знаковых систем.
Человек не только осознает мир, его сознание
обращено на самого себя — он осознает
себя как личность. Это явление принято
называть самосознанием.
Самосознание — осознание человеком
своих действий, чувств, мыслей, мотивов
поведения, интересов, своего положения
в обществе.
Сознание не является единственным уровнем,
на котором представлены психические
процессы, свойства и состояния человека.
Кроме сознательного, у человека есть
и сфера бессознательного.
Бессознательное — это те явления, процессы,
свойства и состояния, которые оказывают
влияние на поведение человека, но не осознаются
им.
Бессознательное начало представлено
практически во всех психических процессах,
состояниях и свойствах человека. У человека
есть бессознательная память, бессознательное
мышление, бессознательная мотивация,
бессознательные ощущения и др.
К бессознательному в личности человека
относят такие качества, потребности,
интересы и т. п., которые человек не осознает,
но которые находят свое проявление в
различных его непроизвольных действиях
и психических явлениях.
Бессознательное в личности проявляется
в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.);
забываний (имен, обещаний, намерений,
фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты,
грез или сновидений).
По мнению 3. Фрейда (1856—1939) — австрийского
психолога и невропатолога, основателя
психоанализа, — ошибки не являются случайными
нарушениями письменной или устной речи.
Ошибки возникают в результате столкновения
бессознательных намерений человека с
четко осознаваемой им целью действия.
Ошибка есть результат преобладания бессознательного
над сознательным.
Сновидениями грезы, по Фрейду, свидетельствуют
о бессознательных желаниях, чувствах,
намерениях человека, его неудовлетворенных
или не вполне удовлетворенных жизненных
потребностях. Для расшифровки сновидений
необходим специальный метод, который
называется психоанализом.
Бессознательные явления вместе с сознанием
управляют поведением человека. Однако
роль их в этом управлении различна. Сознание
управляет самыми сложными формами поведения:
— когда перед человеком возникают неожиданные,
интеллектуальные, сложные проблемы, не
имеющие очевидного решения;
— когда человеку требуется преодолеть
некоторое сопротивление (физическое
или психологическое);
— когда человеку нужно осознать, что
он находится в сложной конфликтной ситуации,
и найти из нее оптимальный выход;
— когда человек попадает в ситуацию,
которая содержит для него угрозу в случае
непринятия немедленных действий.
Отличия сознательного от бессознательного:
1) Сознательное отделяет себя от объекта.
Бессознательное не отделяет себя от объекта,
сливается с ним в переживании.
2) Сознательное обладает механизмом
психических связей. Бессознательное
не обладает механизмом психических связей.
3) Сознательное - производятся причинно-следственные
связи, пространственно-временные ориентиры.
Бессознательное - не производятся причинно-следственные
связи, пространственно-временные ориентиры.
4) Сознательное проявляется в желаниях,
мыслях, намерениях, потребностях и др.,
которые осознаются субъектом. Бессознательное
проявляется в простых психических реакциях:
аффектах, сновидениях, эмоциональных
переживаниях и др., которые не осознаются
субъектом. |
|
|