Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 00:39, реферат
Возможность построения обобщающей модели культу-ры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археоло-гии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и воз-можности специального межпредметного исследования культуры.
Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.
Введение
Понятие “культура”………………………………………………………3
Функции культуры:………………………………………………………4
2.1. Познавательная (гносеологическая) функция………………….5
Человекотворческая функция…………………………………...6
2.3. Деятельностная функция………………………………………..6
2.4. Информационная функция……………………………………...7
2.5. Коммуникативная функция……………………………………..8
2.6. Регулятивная (нормативная) функция…………………………10
2.7. Ценностная (аксиологическая) функция………………………11
2.8. Эстетическая функция…………………………………………..12
2.9. Гедонистическая функция………………………………………13
2.10 Гуманистическая функция………………………………………13
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
2.1. Познавательная (гносеологическая) функция………………….5
2.3. Деятельностная функция………………………………………..6
2.4. Информационная функция……………………………………...7
2.5. Коммуникативная функция……………………………………..8
2.6. Регулятивная (нормативная) функция…………………………10
2.7. Ценностная (аксиологическая) функция………………………11
2.8. Эстетическая функция…………………………………………..12
2.9. Гедонистическая функция………………………………………13
2.10 Гуманистическая функция………………………………………13
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Феномен культуры является
исторической категорией, вбирающей
в себя множество значений и смыслов,
которые формировались и
Возможность построения обобщающей модели культу-ры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археоло-гии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и воз-можности специального межпредметного исследования культуры.
Культура, являясь, прежде всего социальной категорией имеет соответственно свои особенности, и несет в себе некоторые социальные функции, которые и будут рассмотрены в данной работе.
1. Понятие “культура”.
Человек живет в
мире вещей, но и в мире
понятий. Одни из них отражают
наш повседневный быт и
Культура многогранна, и только в системе ценностей можно достаточно содержательно понять ее проявления. А проявления ее бесконечны.
Многогранность культуры нашла свое отражение в многочисленных попытках ее определения и в разнообразии самих подходов к ее определению (антропологический, философский и социологический).
Прежде всего, необходимо подчеркнуть мысль, что понятие "культура" относится к числу тех общеисторических категорий, которые имеют силу для всех эпох. Культура возникает вместе с появлением на земле человечества, и каждый шаг человека по пути общественного прогресса был одновременно шагом вперед в развитии культуры, каждая историческая эпоха, каждая особая форма общества обладала своей, только ей свойственной культурой.
Человек осознает себя культурным существом в той мере, в какой освобождается от власти внешних и первоначально еще чисто природных сил. Культура осознается, как то, что порождено, создано самим человеком в отличие от того, что существует независимо от него. В этом смысле можно сказать, что в открытии культуры нашло выражение осознание человеком своей зависимости от самого себя, от своей деятельности, от собственной творчески-продуктивной мощи. Этот вывод подтверждается историей самого термина "культура". У большинства лингвистов не вызывает сомнения, что оно произошло от латинского "сu1tuга" (возделывание, обработка, уход, улучшение). В классической латыни понятие "культура" употребляется, как правило, в значении обработки почвы земледельческого труда - агрикультура. Происхождение термина обнаруживает его связь с активной преобразующей деятельностью людей.
В понятии "культура" фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития. Культура также характеризует особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни.
Сложная, многоплановая и разноуровневая структура культуры, ее органическая взаимосвязь со всеми сферами жизни общества позволяет ей осуществлять в обществе ряд социальных функций.
Действительно, культура
как форма деятельности в конечном
итоге предназначена для
Схематично функции культуры можно изобразить следующим образом:
2.1. Познавательная, гносеологическая функция.
Культура определяется определенным критерием познания, овладения человеческими силами природы и общества, а также степени развития "человеческого" в самом человеке. Охватывая все формы общественного сознания, взятые .в их единстве, культура дает целостную картину познания и освоения мира. Конечно, культура не сводится к совокупности знаний о мире, но систематизированные научные знания выступают одним из важнейших ее элементов.
Однако культура не только характеризует степень познания человеком окружающего мира. При этом культура раскрывает не только степень развития форм общественного сознания в их единстве, но и уровень навыков и умений людей, проявляющихся в их практической деятельности. Жизнь необычайно сложна и все время перед людьми ставит все новые и новые проблемы. Это вызывает потребность познания процессов, происходящих в обществе, осознание их как с научных, так и с художественно-эстетических позиций.
2.2 Человекотворческой функции
В сегодняшних представлениях о функциях культуры важнейшее место, как правило, отводится человекотворческой функции.
Так что усилия великих мыслителей, призывавших видеть в культуре лишь условие для развития человеческих качеств, не пропали даром. Но реальная жизнь культуры все же не ограничена человекотворческой функцией. Многообразие потребностей человека послужило основанием для появления самых различных функций. Культура —это своеобразное самопознание человека, поскольку она показывает ему не только окружающий его мир, но и его самого. Это своего рода зеркало, где человек видит себя и таким, каким бы он должен стать, и таким, каким он был и есть. Результаты познания и самопознания передаются в виде опыта, житейской мудрости, посредством знаков, символов от поколения к поколению, от одного народа к другому.
2.3 Деятельностная функция
Начнем с того, что сам термин “культура” первоначально означал возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Камень, отшлифованный морским прибоем, так и остается компонентом природы, и тот же камень, обработанный дикарем, — искусственный объект, выполняющий определенную функцию, принятую в данном сообществе, — орудийную или магическую. Таким образом, в этом первоначальном содержании термина выражена важная особенность культуры — заложенное в ней человеческое начало — и акцентировано внимание на единство культуры, человека и его деятельности.
Согласно наиболее распространенному
сегодня пониманию этого
2.4 Информационная функция.
Это передача социального опыта. В обществе нет другого механизма передачи социального опыта помимо культуры. Социальные качества человека не передаются генетической программой. Благодаря культуре осуществляется передача, трансляция социального опыта как от одного поколения к другому, так и между странами и народами.
Эту важную социальную функцию культура выполняет посредством сложной знаковой системы, которая сохраняет социальный опыт поколений в понятиях и словах, математических символах и формулах науки, своеобразных языках искусства, в продуктах человеческого труда - орудиях производства, предметах потребления, т.е. заключает в себе все те знаки, которые рассказывают о человеке, его творческих силах и возможностях. В этом смысле культуру можно назвать "памятью" человечества. Однако необходимо подчеркнуть, что культура не просто "кладовая" накопленного человечеством социального опыта, а средство его активной переработки, отбора именно той информации, которая необходима обществу, которая представляет национальную и общечеловеческую ценность.
Человек — сам культурная ценность, и самую важную часть этой ценности составляют его творческие возможности, весь механизм реализации замыслов и планов: от вовлеченных в творческой процесс природных задатков, нейродинамических систем мозга до самых утонченных и возвышенных эстетических идеалов и “диких” научных абстракций, от эмоциональных переживаний, рвущихся выразиться во вне, до сложнейших знаковых систем. И естественно, что адекватным способом реализации творческих возможностей человека является культура, смыслонесущий и смыслопередающий аспект человеческой практики и ее результатов.
Тем самым в культуре смыкается как субъективный мир творческой личности, так и объективный мир культурных ценностей. Смыкается для того, чтобы человек всем напряжением своей нелегкой жизни мог разорвать это единство и в очередной раз, на новой основе своими творческими усилиями воссоздать его. Вне такого единства бытие человека невозможно.
2.5. Коммуникативная функция.
Эта функция неразрывно связана с информационной. Воспринимая информацию, заключенную в памятниках материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает в косвенное. Опосредованное общение с людьми, создавшими эти памятники.
Средством общения людей выступает, прежде всего, словесный язык. Слово сопровождает все процессы культурной деятельности людей. Язык, в первую очередь литературный, является "ключом" к овладению той или иной национальной культурой. В процессе общения люди используют и специфические языки искусства (музыки, театра, кино и т.д.), а также языки науки (математические, физические, химические и другие символы и формулы). Благодаря культуре и, прежде всего, искусству, человек может переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми, в чьих образах художник .отразил не только свои собственные представления, но и современные ему чувства, настроения, взгляды.
Культуры разных народов, как и люди — представители различных культур, взаимно обогащаются благодаря информативной функции. Известно сравнение Б. Шоу результатов обмена идеями с обменом яблоками. Когда обмениваются яблоками, у каждой из сторон остается лишь по яблоку, когда же обмениваются идеями, то у каждой из сторон оказывается по две идеи. Обмен идеями в отличие от обмена предметами взращивает в человеке его личностную культуру. Дело ведь не только в получении знаний, но и в том отклике, в том ответном идейном или эмоциональном движении, которое они рождают в человеке. Если такого движения нет, то нет и культурного роста. Человек растет к человечеству, а не к числу прожитых лет. Культура — это культ роста, как иногда говорят. А рост происходит оттого, что человек приобщается, не теряя себя, к мудрости человеческого рода.
Понятие «массовая культура» отражает существенные сдвиги в механизме современной культуры: развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, газета, журнал, грампластинка, магнитофон); становление индустриально-коммерческого типа производства и распределение стандартизированных духовных благ; относительная демократизация культуры и повышение уровня образованности масс; увеличение времени досуга и затрат на досуг в бюджете семьи. Все перечисленное преобразует культуру в отрасль экономики, превращая ее в массовую культуру.