Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 00:05, реферат
Мир культуры тесно связан с процессом перехода от животного к человеку, одним из аспектов которого является переход от определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к человеческому знанию. У животного мир восприятия и мир действия (поведения) сопряжены. У человека же эти два мира опосредованы миром социальной истории и в связи с этим только человек может попасть в ситуацию, когда он действительно не знает, что должен делать.
«Финансовый университет при правительстве РФ»
Факультет «Менеджмент»
Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
«Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации»
Кафедра «Философия»
Реферат
по дисциплине Культурология
Тема: Генезис культуры, особенности первобытности как культуры
Выполнила студентка ЗБ3-МН1-16
Дружинина Маргарита
Научный руководитель
Кандидат фил. наук Самсонова Н.Г.
Москва 2015
Оглавление
Мир культуры тесно связан с процессом перехода от животного к человеку, одним из аспектов которого является переход от определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к человеческому знанию. У животного мир восприятия и мир действия (поведения) сопряжены. У человека же эти два мира опосредованы миром социальной истории и в связи с этим только человек может попасть в ситуацию, когда он действительно не знает, что должен делать.
Таким
образом, у человека возникла потребность
в принятии надежного решения и определения
меры этой надежности. Именно эта потребность
и лежит в основе генезиса культуры (мифологии,
религии, искусства и пр.) с ее разнообразным
арсеналом физических и духовных техник.
Только культура дает
Другой стратегией является индивидуальное систематическое наблюдение пространственно-временных связей и зависимостей. Один из множества примеров такого типа содержится в сообщениях об индейцах племени «черная стопа»: они заблаговременно предсказывали приход весны по степени развития плода в чреве убитой самки бизона. Такое предсказание, как правило, оказывается достаточно точным.
Третья стратегия — умозаключение на основе выделения сходных признаков анимистическим мышлением, которое населяет природу божествами, демонами и духами. Примеры, иллюстрирующие эту стратегию, весьма многочисленны. Овладение огнем в эпоху палеолита сыграло колоссальную роль в культурной эволюции человечества. В преданиях всех народов огонь — символ вечности. Поэтому огонь в легендах не создан, а украден у богов и отдан людям (именно так, например, описывает это событие древнегреческий драматург Эсхил). Существенно здесь то, что огонь необходимо поддерживать, «подкармливать» как животное, а это породило традицию сохранения его жрицей огня — весталкой. С факелом в руках человек наконец стал господином самых сильных и самых быстрых животных, использование огня привело к появлению различного рода технических устройств, что оказало влияние на развитие общества. Именно культура позволяет вырабатывать различные стратегии, устраняющие неопределенность принимаемых человеком или группой людей решений и тем самым снимать страх перед будущим. Таким образом, в основе происхождения и функционирования культуры лежит эта потребность, органически присущая природе человека.
Необходимо учитывать сложный характер человеческой природы, которая имеет космический, биологический, психический, социальный и культурный аспекты. Вместе с тем человеческую природу, как бы она ни была определена, следует рассматривать как некое целое, чьей функцией является культура. Поэтому можно считать, что человеческая культура в основном функционирует одинаково в прошлом и настоящем. В связи с этим представляет интерес первобытная культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями.
Первобытный период культурной истории
продолжался от появления древнейших
ископаемых людей около 2 млн лет назад
до возникновения первых государств Древнего
Востока в IV–III тыс. до н.э. «Первобытность»
в данном случае трактуется как исходное
состояние человечества и не связано с
определенной научно-философской доктриной.
Культуры, отмеченные чертами первобытности
(простое аграрное хозяйство, догосударственное
устройство жизни, отсутствие городов,
письменности), долгое время сосуществуют
с более поздними цивилизациями, теряя
свое всемирно-историческое значение,
и доживают до XXI столетия в труднодоступных
местах планеты на положении осколков
первоначальной эпохи человечества. В
общепринятой классификации первобытная
эпоха человечества – каменный век –
включает палеолит (от греч. palaios – древний
и litos – камень), мезолит (средний каменный
век) и неолит (новый каменный век). Палеолит
разделяется на ранний (нижний) и поздний
(верхний). Иногда последний период раннего
палеолита – мустьерскую культуру – выделяют
в средний палеолит. Наиболее древние
свидетельства существования человеческой
культуры найдены в Восточной Африке,
их возраст – 2,7 млн. лет. Это примитивные
орудия, изготовленные из кремня. С появлением
человека и первых созданных им предметов
– артефактов, начинается самый длительный
период истории – каменный век. Он, в свою
очередь, делится на палеолит (древний
каменный век), мезолит (средний каменный
век) и неолит (новый каменный век). В эпоху
палеолита человек овладел огнем, научился
изготовлять десятки типов каменных, костяных
и деревянных орудий, строить искусственные
жилища, стал прикрывать тело шкурами
животных – появилась примитивная одежда.
В конце периода, около 40 тыс. лет назад,
появились вкладыши из кремневых пластинок,
украшения из кости и рога. Были изобретены
копьеметательный снаряд, рыболовный
крючок, гарпун, игла, нож и жировой светильник
с фитилем. Люди научились сооружать довольно
сложные жилища – обтягивать шкурами
деревянный каркас, в качестве строительного
материала использовали также кости крупных
животных, например, мамонтов. Шили меховую
одежду типа комбинезона. Мезолит характерен
главным образом для Северной и Средней
Европы (10–6-е тыс. до н.э.). В этот период
человек начал шлифовать и сверлить камни,
изготавливать топоры с рукояткой, однополозные
сани, лодку и весло, лук и стрелы. Для наконечников
стрел стал использовать миниатюрные
каменные пластины – микролиты, размер
которых не превышал 2,5 см. Они же, вставленные
в деревянную или костяную рукоятку, служили
режущей кромкой жатвенного ножа (серпа)
для сбора дикорастущих злаков. Изобретение
лодки, а также сетей резко повысило роль
рыболовства. На Ближнем Востоке около
9000 г. до н.э. начинается переход к производящему
хозяйству – земледелию и животноводству
(“неолитическая революция”). На европейском
континенте первые следы производящей
экономики относятся к рубежу 7–6-го тыс.
до н.э. В Европе в целом неолит датируется
5–3-м тыс. до н.э. Этой эпохе принадлежит
целый ряд культурных инноваций, среди
которых посуда из обожженной глины (керамика),
прядение и ткачество (с помощью простейшего
ткацкого станка) из шерсти, конопли, крапивы,
льна. Одежда из шкур стала отходить в
прошлое. Появились кремнедобывающие
шахты, что свидетельствует о начале горного
дела. Значительные изменения произошли
в строительстве. Стена и дом, изобретенные
еще в период мезолита на Ближнем Востоке,
появились и в других районах мира. Строительными
материалами служили кирпич-сырец, глина
для обмазки, дерево (жерди и целые стволы);
появились землянки. Кремневые изделия
в период неолита достигли совершенства.
Изготавливались мелкие и крупные орудия
из камня и кости, в том числе для обработки
дерева – шлифованные топоры, долота,
тесла, а также связанные с земледелием
мотыги и зернотерки. Одним из величайших
культурных достижений человечества явилась
металлургия, зародившаяся на Ближнем
Востоке около 6000 лет до н.э. Человек начал
производить мелкие изделия (орудия труда,
оружие, украшения) из самородной меди
и других металлов, обработанных методом
холодной ковки. Наступал меднокаменный
век – особая промежуточная эпоха, связанная
с формированием предпосылок цивилизации.
Эта стадия отмечена изобретением колеса,
паруса, гончарного круга, лошадиной сбруи.
В Северной Европе медь появилась только
около 3000-го года до н.э. Однако везде преобладали
еще неметаллические орудия. Железные
орудия получили широкое распространение
в начале 1-го тыс. до н.э. И только в 1-м тыс.
н.э. на базе развитой черной металлургии
в Центральной и Северной Европе сложились
государства и цивилизации. Если судить
по роли железа и стали в мировой экономике,
железный век в известном смысле продолжается
до сих пор. Социальная и семейная организация
людей (неандертальцев), совпадали – племя
составлял один род с неупорядоченными
половыми отношениями (промискуитет).
Такая форма общества была прогрессивной
по сравнению с иерархической праобщиной,
напоминающей стадо: равенство всех мужчин
и женщин в половых отношениях вело к устранению
конфликтов, к сплочению общества. Однако
при небольших размерах первичных родов
и отсутствии контактов между ними в течение
больших промежутков времени все члены
их становились близкими родственниками.
Кровосмешение вело к биологическому
вырождению и исчезновению вида. Другим
недостатком промискуитета была культурная
замкнутость племени: рядом в течение
тысяч лет сосуществовали стоянки людей,
принадлежащих к различным археологическим
культурам (17, 252–253).
На этом уровне развития у человека и общества
уже проявилось культовое сознание. Самая
древняя его форма – фетишизм, поклонение
предметам труда, растениям, животным,
камням, огню, которые играли важную роль
в первобытной жизнедеятельности. Становление
первичного племени-рода, осознание своего
единства через кровное родство послужило
превращению фетишей в тотемы, которые
первобытные люди воспринимали как своих
первопредков, прародителей. В представлении
первобытного человека о мире отразилось
прежде всего его отношение к природе,
стихии, которые противостояли человеку
и его освоенному пространству (хаос у
древних греков или лес у славян). Древнее
название леса (”ванам”, т. е. “вне” человека)
сохранилось в одном из названий славян
– венеды (лесные люди). Дикие животные
стали объектом поклонения; медведь, змей,
позже – леший, олицетворяли лес, затем
они воплотились в одном из божеств славянского
пантеона – Велесе, боге-покровителе скота,
покрытого шкурой, с козлиными рогами.
Его особое положение выразилось, например,
в том, что в Киеве он стоял не среди других
богов на Владимирской горке, а отдельно,
на Подоле. Лес ассоциировался у древнего
человека с темнотой, холодом, а потому
и с севером, с землей, поскольку солнце
уходит под землю. Природе противостоял
прежде всего сам человек, который являлся
единственной основой упорядоченного
и потому не враждебного мира (космоса).
Поэтому, например, в древнеиндийских
ведах боги сделали мир из тела первого
человека (Пуруши); отсюда – символика
всякой жертвы, которая лишь замещает
настоящую – человеческую. Жертвоприношение
иногда сопровождалось и каннибализмом.
Древний человек был уверен в у спехе лишь
того дела, за которое приносил самый ценный
дар – человеческую жизнь. Например, без
человеческой жертвы нельзя было построить
дом. Даже в ХIV в. христианский номоканон
налагает 12 лет церковного покаяния и
300 поклонов на того, кто положит в фундамент
дома человека . Очеловечивается и сам
дом – у него есть лицо (“наличники”),
глаза (око – окно) и т. п. Только мир, над
которым человек произвел какое- то действие,
не враждебен. Работающий в лесу должен
был хотя бы очертить себя кругом. Отсюда,
видимо, и “черт” – тот , кто за чертой,
и магия кольца, пояса, и т. п. Память о первобытной
жизни сохранилась в некоторых современных
представлениях и обрядах. Речь идет о
негативных культах предков, некоторых
моментах погребального ритуала. Память
о каннибализме от- разилась в представлении
об упырях – живых на вид, розовощеких,
но пьющих кровь и не имеющих имени. Современный
человек появился в результате перехода
от коммунальной праобщины к дуальной
организации: племени из двух родов, в
котором мужчины одного племени берут
в жены женщин из другого. Это изменение
было связано с запретом на половые отношения
внутри праобщины в период охоты, полевых
работ и т.п. для повышения работоспособности.
Число запретов со временем возрастало,
но они не касались представителей других
общин. Отношения между членами соседних
общин эволюционировали: от похищения
женщин (невест) и встреч в священных рощах,
где парам не угрожало преследование,
до “узаконенных” отношений между женщинами
и мужчинами разных племен. Дуальной организации
племени соответствует возникновение
парной семьи – крайне неустойчивой, не
локализованной (без постоянного жилища).
Появление дуальной организации племени,
по-видимому, тесно связано с матриархатом.
Главенствующая роль женщины в родоплеменной
структуре привела и к развитию традиционно
женских видов труда, собирательство превращалось
в огородничество, постепенно форми- ровалось
мотыжное земледелие. Таким образом именно
изменение семейно-социальных отношений
стимулировало новый этап развития производительных
сил, которое содействовало, в свою очередь,
ликвидации матриархата. В общественном
сознании и ритуальных обрядах матриархат
отразился в культе богини-матери и других
женских божеств: матери-оленихи (сохраняется
связь с тотемизмом), рожаниц (мойры в греческой
мифологии – богини судьбы). Культ предков
получил положительное звучание, в орнаментах
появились женские фигуры и родовое древо.
Утверждение женщины во главе рода и приоритет
женских видов труда привел к изменению
мировосприятия. Дуализм племени отражался
в дуальном восприятии мира – дуализм
неба и земли. Причем мать-земля имеет
приоритетное значение. Женщина становилась
символом продолжения рода, плодородия,
что нашло выражение во многих ритуалах,
праздниках – весенних праздниках любви.
В русском языке душа, отождествляющаяся
у многих народов с ночным мотыльком, обозначалась
словом “бабочка” – от “ баба”. Так как
фактически понятие семьи еще отсутствовало,
праздники – общественные (в частности,
предков поминали в обществен- ном месте,
например, на кладбище). Когда матриархат
изжил себя, признаком этого стало критическое
отношение к женскому божеству (высмеивание),
раздвоение божества (в дальнейшем – героя).
Появляются боги-близнецы, один из которых
продолжает восприниматься как положительный,
а другой – как комический (или отрицательный)
зеркальный персонаж. Дальнейшее развитие
земледелия привело общество к неолитической
революции. В 6–3-м тыс. до н.э. присваивающее
хозяйство сменилось производящим, наметилось
первое разделение труда на земледелие
и скотоводство.
Понимание важности сезонных сельскохозяйственных
работ привело к выдвижению на первое
место культа солнца. Если ранее солнце
отождествлялось только с огнем (символ
его – крест – скрещенные палочки для
добывания огня трением), то теперь оно
становится верховным божеством. Появилась
сюжетная мифология – цикл праздников
солярного (солнечного) культа: святки
(от слова “свет”) – рождение нового солнца,
начало годового цикла; масленица – весеннее
равноденствие (позднее перенесенная
на более ранний срок в связи с Пасхой
и постом); Ивана-купалы – летний солнцеворот
и т. д. В обиход вошло понятие сторон света,
с чем связан и переход к квад- ратному
жилищу. Круг, который прежде отделял человека
от леса (ха- оса), становится символом
дикой природы, а вписанный в него квадрат
– символом жилища, культуры вообще. У
ариев выработался ритуал сожжения покойника
– в квадратном срубе под насыпанным сверху
круглым курганом. Появляются культы животных,
связанных с солнцем: петуха, коня (беременность
лошади длится солнечный год, 12 месяцев,
в отличие от коровы, у которой – 10 месяцев,
с ней связан культ луны). Второстепенное
положение мужчины при матриархате привело
к двум сдвигам в структуре общества: к
относительному уменьшению их численности
и тем самым к фактическому увеличению
социальной ценности, а главное, к относительному
обособлению мужчины в роде и таким образом
к увеличению его работоспособности. Так,
в австралий- ских племенах и до ныне все
женщины с детского возраста оказываются
замужем (реализация преимуществ матриархата,
хотя главенствует в семье уже мужчина),
а практически все мужчины наиболее работоспособного
возраста (до 30 лет) неженаты и производят
значительную часть общественного продукта,
отдавая его в качестве выкупа за будущую
жену. Кроме того, обряд оплодотворения
матери-земли проводился мужчинами, –
и пропашное земледелие считалось мужским
занятием. Повышение значимости труда
мужчины и переход к патриархальному роду
отразились на содержании обрядов. Так,
появился обряд, напоминающий свадьбу.
В ходе ритуала высмеивались неженатые
мужчины, символически хоронили женское
божество. Собственно мужские праздники,
связанные со сбором урожая, – осенние,
семейные: поминки предков в кругу семьи,
введение в дом животных (символ одомашнивания),
внесение в дом огня. Вырождение мифов
каждой предыдущей ступени социального
развития привело к появлению различных
литературных жанров (фольклора), в частности,
сказок. В них отразилась и борьба человека
с природой, единоборство со змеем, медведем,
великаном. В сказках о животных отразился
и тотемизм: воспроизводятся отношения
между
тотемами, некоторые животные
(тотемные группы) выступают как очеловеченные
герои. Наиболее типичны сказки о животных-плутах.
В них содержится не только моральная
оценка отдельного тотема, но и всего прошлого
состояния общества как аморального (с
позиций чело- века более поздней культуры).
Для родового общества характерны сказки,
главными мотивами которых были сватовство
и поиск невесты. Распространены темы
о сиротках и приемышах, которые призваны
вызывать сочувствие и укреплять заветы
родовой взаимопомощи. Богатырские сказки
и героические песни являются отражением
индивидуализации, выделения личности
из общества, служат основой для возникновения
героического эпоса – становятся и идеологией,
и литературой. Первобытная культура имеет
синкретический характер, т. е. функции
отдельных форм общественного сознания
не специализированы, да и сами функции
выделяются весьма условно. Искусное выполнение
наскальной живописи указывает на их эстетическое
предназначение, но несомненна и их культовая,
магическая роль. Рисунки животных, растений,
змей – это тотемные изображения. Раненые
животные, по- раженные нарисованными
и реальными копьями (о чем говорят царапины
на них – следы попаданий) рисовались
с явной целью обеспечить удачную охоту
и т. п. Некоторыми чертами наскальная
живопись (30–15 тыс. до н. э.) на- поминает
детский рисунок. Расположены изображения
совершенно произвольно относительно
вертикали и горизонтали, часто перекрывают
друг друга, на их фотографиях невозможно
отличить, где верх, где низ. Очевидно,
для автора было главным общее значение
изображений, а не его отдельных деталей:
отсутствуют некоторые части тела (даже
голова); незаконченные рисунки указывают
на то, что художнику безразлично, откуда
начинать рисунок – с хвоста, ноги и т.
п. Развитие информационной функции рисунка
ведет к его схематизации и превращению
в орнамент (культовая функция), в письменность,
в чертеж – схему разделки туши – “рентгеновский
стиль”. Позд- няя многоцветная живопись
(например, в Тассили) изображает различные
скотоводческие обряды и вполне успешно
могла выполнять функцию учебного пособия.
Первобытное искусство эволюционирует
и в техническом отноше- нии, причем в различных
направлениях: от рисунка пальцем на глине
и отпечатков рук – к многоцветной живописи;
от царапин и гравировки – к барельефу;
от фетишизации скалы, камня с очертаниями
животного – к скульптуре. Человек учился
измерять пространство и время, что создало
пред- посылки к возникновению научного
знания. Основой измерения пространства
человеку служило его собственное тело
и его части: пядь (расстояние между большим
и указательным пальцами), стопа, локоть,
шаг, размах плеч (сажень), верста (расстояние
слышимости голоса – от слова “верещать”).
Измерение времени (позднее) было неразрывно
связано с конкретными трудовыми процессами
и важными для их выполнения явлениями
природы: “тулуп о трех зим”, “борзая
по другой осени”, “корова по четвертой
траве”, “лошадь по третьей сохе”, “расшива
(лодка) по второй воде”, “сокол трех мытей
(линек)”. Названия числам давались в неразрывной
связи с конкретными предметами, поэтому
в примитивных культурах они различались
в зависимости от того, нужно считать животных,
дни или неодушевленные предметы и т.п.
Например, современные обитатели острова
Фиджи 10 лодок называют “боло”, а 10 кокосовых
орехов – “каро”; точно так же североамериканские
индейцы 10 лодок, участвующих в военных
действиях, называют не так, как те же самые
лодки, используемые для перевозки продовольствия.
Для создания арифметики числа должны
были стать не только универсальными,
т.е. применимыми к любым качественно различным
множествам, но и иметь одинаковый статус.
Однако в архаической культуре числа были
неразрывно связаны с мифологией и космологией.
Число один не только обозначало единичный
предмет, но и того Единого, от которого
произошел весь мир. Смысловую нагрузку
несут и другие члены числового ряда, даже
в наши дни известны священные числа 3,
7 и 9, несчастливое число 13 и др. Количественное
содержание числа стояло на втором плане.
Мифологической оставалась и астрономическая
картина мира: звезды, луна, солнце, планеты
и созвездия не просто одухотворялись,
но и отождествлялись с героями или животными.
Обряды поклонения светилам требовали
знания, когда они появятся в той или иной
точке неба, а потому и астрономических
наблюдений – более точных, нежели определение
по звездам сроков сельскохозяйственных
работ. Именно духовные и идеологические
потребности общества были основными
стимулами развития точной “практической”
астрономии культового направления. Первыми
астрономами стали жрецы, накопившие багаж
эмпирических знаний уже к 4–3-му тыс. до
н.э.
Выделим основные особенности первобытной культуры :
2.1
Однородность
Одной из особенностей первобытной
культуры является ее гомогенность (однородность).
В современной культурологии выделяется
три типа социокультурных систем: гетерогенные
(неоднородные), гомогенные и гомеостатические.
Первым присущи: 1) ценностный плюрализм
и 2) существование множества социальных
групп с дифференцированными интересами.
Эти системы, типичные для европейского
круга культур, являются гетерогенными
в двойном смысле: культурном и социальном.
Более того, эти гетерогенные структуры
взаимно усиливают друг друга, способствуя,
с одной стороны, распространению новых
культурных ценностей, с другой же — стимулируя
эволюцию групповых интересов.
Между гетерогенной системой, характерной для европейского круга культур, и гомогенной системой, типичной для первобытных культур, находится большая группа промежуточных социокультурных систем, иллюстрацией которых является древняя Греция и императорский Китай. О промежуточных социокультурных системах можно сказать, что они гомогенны культурно, но гетерогенны социально, и поэтому социальный плюрализм дополняется культурной однородностью. Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития, которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры. Эта система при отсутствии действия внешних факторов не подвержена никаким существенным изменениям, повторяя периодически ритуалы обновления.
Другой особенностью первобытной культуры
является ее неразделенность (синкретизм),
которая нашла воплощение в тотемизме.
На первых этапах своего развития люди
гораздо лучше (чем мы теперь) чувствовали
свое единство с природой, и поэтому охотно
отождествляли себя с ее конкретными проявлениями.
В культуре эта идентификация приняла
форму тотемизма, то есть убежденности,
что каждая группа людей тесно связана
с каким-либо животным, реже растением-тотемом,
находится с ними в родственных отношениях.
Такого рода идентификация является выражением
факта неспособности первобытных людей
при помощи рациональных средств труда
преодолеть иррациональное поведение
объекта труда животных, поэтому они старались
это компенсировать иллюзорно-магическими
средствами. Необходимо наряду с этим
подчеркнуть, что на основе концепции
Дж. Фрэзера о родстве магии с наукой можно
прийти к выводу, что первоначально магический
тотемизм представлял собой единую недифференцированную
сферу культуры. Он содержал в себе не
только науку, но и мораль, искусство слова,
а также магию изображения, существующую
благодаря эстетическому, затем происходит
его превращение в ряд относительно самостоятельных
сфер обыденной и специализированной
культуры.
Синкретизм делает практически
невозможным разграничение
Следовательно, все члены сообщества данного вида, несмотря на все различия тождественны друг другу. Отсюда еще одна особенность первобытной культуры - равномерность, справедливость и по отношению друг к другу в границах своего племени, и в распределении материальных ценностей.
Следующая особенность первобытной культуры
состоит в том, что она представляет собой
культуру табу (запретов). Обычай табуирования
возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях
выступает в виде важнейшего механизма
контроля и регулирования социальных
отношений. Так, половозрастное табу регулировало
половые связи в коллективе, пищевое табу
определяло характер пищи, предназначенной
вождю, воинам, женщинам, детям и др.
Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода. На последний момент нужно обратить особое внимание, ибо с ним связаны явления альтернативности и многовариантности в мировой истории и многообразия культур. Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-экономической сфере; детерминация прогрессивного развития, импульсы которой идут из этой сферы, пресекается в случае, если противоположные данной детерминации нормы поведения становятся внутренними побудительными стимулами жизнедеятельности людей, превращаются в стереотипы поведения. Этот феномен с наибольшей, «классической» ясностью проявляется на стадии первобытного развития человечества, когда особую роль играют различного рода ритуалы.
Сквозь призму ритуалов рассматриваются природа и социальное бытие, дается оценка поступков и действий людей, а также разнообразных явлений окружающего мира. Ведь ритуал переживается как непосредственная данность, он актуализирует глубинные смыслы человеческого существования. Ритуал — основное средство обновления мира, чтобы обеспечить непрерывность его существования и тем самым гарантировать выживание коллектива в экстремальных условиях. Главное здесь в том, что в основе ритуальной человеческой деятельности лежит принцип подражания явлениям природы — они воспроизводились путем соответствующих ритуальных символических эквивалентов. Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия человека и главным воплощением человеческой способности к деятельности. Из него впоследствии развились производственно-экономическая, духовно-религиозная и общественная деятельность.
Информация о работе Генезис культуры, особенности первобытности как культуры