Генезис культуры, особенности первобытности как культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 00:05, реферат

Описание работы

Мир культуры тесно связан с процессом перехода от животного к человеку, одним из аспектов которого является переход от определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к человеческому знанию. У животного мир восприятия и мир действия (поведения) сопряжены. У человека же эти два мира опосредованы миром социальной истории и в связи с этим только человек может попасть в ситуацию, когда он действительно не знает, что должен делать.

Файлы: 1 файл

referat_kulturologia (1).docx

— 48.98 Кб (Скачать файл)

«Финансовый университет при правительстве РФ»

Факультет «Менеджмент»

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования

«Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации»

Кафедра «Философия»

Реферат

по дисциплине Культурология

Тема: Генезис культуры, особенности первобытности как культуры

Выполнила студентка ЗБ3-МН1-16

Дружинина Маргарита

Научный руководитель

Кандидат фил. наук Самсонова Н.Г.

Москва 2015

 

Оглавление

 

 

Введение

Мир культуры тесно связан с процессом перехода от животного к человеку, одним из аспектов которого является переход от определенных инстинктивных, рефлекторных реакций животного на мир к человеческому знанию. У животного мир восприятия и мир действия (поведения) сопряжены. У человека же эти два мира опосредованы миром социальной истории и в связи с этим только человек может попасть в ситуацию, когда он действительно не знает, что должен делать.

Таким образом, у человека возникла потребность в принятии надежного решения и определения меры этой надежности. Именно эта потребность и лежит в основе генезиса культуры (мифологии, религии, искусства и пр.) с ее разнообразным арсеналом физических и духовных техник. 

1. Генезис культуры

 
 Только культура дает возможность  человеку строить свое поведение  на основе предсказания будущих, еще не существующих событий  при помощи различных стратегий. Одной из таких трех стратегий  в первобытных, архаических культурах  является стратегия подражания, когда предугадывание будущего  исходит из подражания воспринимаемым  свойствам тех или иных явлений  окружающего мира. С этой стратегией  органически связаны процедуры  магии и колдовства, когда будущее  не столько предсказывается, сколько  вынуждается: жертва умиротворяет  гневных богов и заставляет  их выполнить ту или иную  просьбу человека или племени. В этом плане существенно то, что эта стратегия создает  у человека религиозную веру, снимая тем самым неопределенность  ситуации принятия решения. В  общем оказывается, что неопределенность  знания снимается определенностью  веры. Такого рода стратегия обеспечивает  надежность поведенческих решений  в тех ситуациях, где с рациональной  точки зрения можно было бы  ожидать от индивида полной  беспомощности.

Другой стратегией является индивидуальное систематическое наблюдение пространственно-временных связей и зависимостей. Один из множества примеров такого типа содержится в сообщениях об индейцах племени «черная стопа»: они заблаговременно предсказывали приход весны по степени развития плода в чреве убитой самки бизона. Такое предсказание, как правило, оказывается достаточно точным.

Третья стратегия — умозаключение на основе выделения сходных признаков анимистическим мышлением, которое населяет природу божествами, демонами и духами. Примеры, иллюстрирующие эту стратегию, весьма многочисленны. Овладение огнем в эпоху палеолита сыграло колоссальную роль в культурной эволюции человечества. В преданиях всех народов огонь — символ вечности. Поэтому огонь в легендах не создан, а украден у богов и отдан людям (именно так, например, описывает это событие древнегреческий драматург Эсхил). Существенно здесь то, что огонь необходимо поддерживать, «подкармливать» как животное, а это породило традицию сохранения его жрицей огня — весталкой. С факелом в руках человек наконец стал господином самых сильных и самых быстрых животных, использование огня привело к появлению различного рода технических устройств, что оказало влияние на развитие общества. Именно культура позволяет вырабатывать различные стратегии, устраняющие неопределенность принимаемых человеком или группой людей решений и тем самым снимать страх перед будущим. Таким образом, в основе происхождения и функционирования культуры лежит эта потребность, органически присущая природе человека.

Необходимо учитывать сложный характер человеческой природы, которая имеет космический, биологический, психический, социальный и культурный аспекты. Вместе с тем человеческую природу, как бы она ни была определена, следует рассматривать как некое целое, чьей функцией является культура. Поэтому можно считать, что человеческая культура в основном функционирует одинаково в прошлом и настоящем. В связи с этим представляет интерес первобытная культура — культура собирательства и охоты, имеющая весьма длинную историю и являющаяся в известном смысле культурой исходной, базовой, со всеми вытекающими отсюда особенностями.

2. Особенности первобытной культуры

 
Первобытный период культурной истории продолжался от появления древнейших ископаемых людей около 2 млн лет назад до возникновения первых государств Древнего Востока в IV–III тыс. до н.э. «Первобытность» в данном случае трактуется как исходное состояние человечества и не связано с определенной научно-философской доктриной. Культуры, отмеченные чертами первобытности (простое аграрное хозяйство, догосударственное устройство жизни, отсутствие городов, письменности), долгое время сосуществуют с более поздними цивилизациями, теряя свое всемирно-историческое значение, и доживают до XXI столетия в труднодоступных местах планеты на положении осколков первоначальной эпохи человечества. В общепринятой классификации первобытная эпоха человечества – каменный век – включает палеолит (от греч. palaios – древний и litos – камень), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). Палеолит разделяется на ранний (нижний) и поздний (верхний). Иногда последний период раннего палеолита – мустьерскую культуру – выделяют в средний палеолит. Наиболее древние свидетельства существования человеческой культуры найдены в Восточной Африке, их возраст – 2,7 млн. лет. Это примитивные орудия, изготовленные из кремня. С появлением человека и первых  созданных им предметов – артефактов, начинается самый длительный период истории – каменный век. Он, в свою очередь, делится на палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). В эпоху палеолита человек овладел огнем, научился изготовлять десятки типов каменных, костяных и деревянных орудий, строить искусственные жилища, стал прикрывать тело шкурами животных – появилась примитивная одежда. В конце периода, около 40 тыс. лет назад, появились вкладыши из кремневых пластинок, украшения из кости и рога. Были изобретены копьеметательный снаряд, рыболовный крючок, гарпун, игла, нож и жировой светильник с фитилем. Люди научились сооружать довольно сложные жилища – обтягивать шкурами деревянный каркас, в качестве строительного материала использовали также кости крупных животных, например, мамонтов. Шили меховую одежду типа комбинезона. Мезолит характерен главным образом для Северной и Средней Европы (10–6-е тыс. до н.э.). В этот период человек начал шлифовать и сверлить камни, изготавливать топоры с рукояткой, однополозные сани, лодку и весло, лук и стрелы. Для наконечников стрел стал использовать миниатюрные каменные пластины – микролиты, размер которых не превышал 2,5 см. Они же, вставленные в деревянную или костяную рукоятку, служили режущей кромкой жатвенного ножа (серпа) для сбора дикорастущих злаков. Изобретение лодки, а также сетей резко повысило роль рыболовства. На Ближнем Востоке около 9000 г. до н.э. начинается переход к производящему хозяйству – земледелию и животноводству (“неолитическая революция”). На европейском континенте первые следы производящей экономики относятся к рубежу 7–6-го тыс. до н.э. В Европе в целом неолит датируется 5–3-м тыс. до н.э. Этой эпохе принадлежит целый ряд культурных инноваций, среди которых посуда из обожженной глины (керамика), прядение и ткачество (с помощью простейшего ткацкого станка) из шерсти, конопли, крапивы, льна. Одежда из шкур стала отходить в прошлое. Появились кремнедобывающие шахты, что свидетельствует о начале горного дела. Значительные изменения произошли в строительстве. Стена и дом, изобретенные еще в период мезолита на Ближнем Востоке, появились и в других районах мира. Строительными материалами служили кирпич-сырец, глина для обмазки, дерево (жерди и целые стволы); появились землянки. Кремневые изделия в период неолита достигли совершенства. Изготавливались мелкие и крупные орудия из камня и кости, в том числе для обработки дерева – шлифованные топоры, долота, тесла, а также связанные с земледелием мотыги и зернотерки. Одним из величайших культурных достижений человечества явилась металлургия, зародившаяся на Ближнем Востоке около 6000 лет до н.э. Человек начал производить мелкие изделия (орудия труда, оружие, украшения) из самородной меди и других металлов, обработанных методом холодной ковки. Наступал меднокаменный век – особая промежуточная эпоха, связанная с формированием предпосылок цивилизации. Эта стадия отмечена изобретением колеса, паруса, гончарного круга, лошадиной сбруи. В Северной Европе медь появилась только около 3000-го года до н.э. Однако везде преобладали еще неметаллические орудия. Железные орудия получили широкое распространение в начале 1-го тыс. до н.э. И только в 1-м тыс. н.э. на базе развитой черной металлургии в Центральной и Северной Европе сложились государства и цивилизации. Если судить по роли железа и стали в мировой экономике, железный век в известном смысле продолжается до сих пор. Социальная и семейная организация людей (неандертальцев), совпадали – племя составлял один род с неупорядоченными половыми отношениями (промискуитет). Такая форма общества была прогрессивной по сравнению с иерархической праобщиной, напоминающей стадо: равенство всех мужчин и женщин в половых отношениях вело к устранению конфликтов, к сплочению общества. Однако при небольших размерах первичных родов и отсутствии контактов между ними в течение больших промежутков времени все члены их становились близкими родственниками. Кровосмешение вело к биологическому вырождению и исчезновению вида. Другим недостатком промискуитета была культурная замкнутость племени: рядом в течение тысяч лет сосуществовали стоянки людей, принадлежащих к различным археологическим культурам (17, 252–253). 
На этом уровне развития у человека и общества уже проявилось культовое сознание. Самая древняя его форма – фетишизм, поклонение предметам труда, растениям, животным, камням, огню, которые играли важную роль в первобытной жизнедеятельности. Становление первичного племени-рода, осознание своего единства через кровное родство послужило превращению фетишей в тотемы, которые первобытные люди воспринимали как своих первопредков, прародителей. В представлении первобытного человека о мире отразилось прежде всего его отношение к природе, стихии, которые противостояли человеку и его освоенному пространству (хаос у древних греков или лес у славян). Древнее название леса (”ванам”, т. е. “вне” человека) сохранилось в одном из названий славян – венеды (лесные люди). Дикие животные стали объектом поклонения; медведь, змей, позже – леший, олицетворяли лес, затем они воплотились в одном из божеств славянского пантеона – Велесе, боге-покровителе скота, покрытого шкурой, с козлиными рогами. Его особое положение выразилось, например, в том, что в Киеве он стоял не среди других богов на Владимирской горке, а отдельно, на Подоле. Лес ассоциировался у древнего человека с темнотой, холодом, а потому и с севером, с землей, поскольку солнце уходит под землю. Природе противостоял прежде всего сам человек, который являлся единственной основой упорядоченного и потому не враждебного мира (космоса). Поэтому, например, в древнеиндийских ведах боги сделали мир из тела первого человека (Пуруши); отсюда – символика всякой жертвы, которая лишь замещает настоящую – человеческую. Жертвоприношение иногда сопровождалось и каннибализмом. Древний человек был уверен в у спехе лишь того дела, за которое приносил самый ценный дар – человеческую жизнь. Например, без человеческой жертвы нельзя было построить дом. Даже в ХIV в. христианский номоканон налагает 12 лет церковного покаяния и 300 поклонов на того, кто положит в фундамент дома человека . Очеловечивается и сам дом – у него есть лицо (“наличники”), глаза (око – окно) и т. п. Только мир, над которым человек произвел какое- то действие, не враждебен. Работающий в лесу должен был хотя бы очертить себя кругом. Отсюда, видимо, и “черт” – тот , кто за чертой, и магия кольца, пояса, и т. п. Память о первобытной жизни сохранилась в некоторых современных представлениях и обрядах. Речь идет о негативных культах предков, некоторых моментах погребального ритуала. Память о каннибализме от- разилась в представлении об упырях – живых на вид, розовощеких, но пьющих кровь и не имеющих имени. Современный человек появился в результате перехода от коммунальной праобщины к дуальной организации: племени из двух родов, в котором мужчины одного племени берут в жены женщин из другого. Это изменение было связано с запретом на половые отношения внутри праобщины в период охоты, полевых работ и т.п. для повышения работоспособности. Число запретов со временем возрастало, но они не касались представителей других общин. Отношения между членами соседних общин эволюционировали: от похищения женщин (невест) и встреч в священных рощах, где парам не угрожало преследование, до “узаконенных” отношений между женщинами и мужчинами разных племен. Дуальной организации племени соответствует возникновение парной семьи – крайне неустойчивой, не локализованной (без постоянного жилища). Появление дуальной организации племени, по-видимому, тесно связано с матриархатом. Главенствующая роль женщины в родоплеменной структуре привела и к развитию традиционно женских видов труда, собирательство превращалось в огородничество, постепенно форми- ровалось мотыжное земледелие. Таким образом именно изменение семейно-социальных отношений стимулировало новый этап развития производительных сил, которое содействовало, в свою очередь, ликвидации матриархата. В общественном сознании и ритуальных обрядах матриархат отразился в культе богини-матери и других женских божеств: матери-оленихи (сохраняется связь с тотемизмом), рожаниц (мойры в греческой мифологии – богини судьбы). Культ предков получил положительное звучание, в орнаментах появились женские фигуры и родовое древо. Утверждение женщины во главе рода и приоритет женских видов труда привел к изменению мировосприятия. Дуализм племени отражался в дуальном восприятии мира – дуализм неба и земли. Причем мать-земля имеет приоритетное значение. Женщина становилась символом продолжения рода, плодородия, что нашло выражение во многих ритуалах, праздниках – весенних праздниках любви. В русском языке душа, отождествляющаяся у многих народов с ночным мотыльком, обозначалась словом “бабочка” – от “ баба”. Так как фактически понятие семьи еще отсутствовало, праздники – общественные (в частности, предков поминали в обществен- ном месте, например, на кладбище). Когда матриархат изжил себя, признаком этого стало критическое отношение к женскому божеству (высмеивание), раздвоение божества (в дальнейшем – героя). Появляются боги-близнецы, один из которых продолжает восприниматься как положительный, а другой – как комический (или отрицательный) зеркальный персонаж. Дальнейшее развитие земледелия привело общество к неолитической революции. В 6–3-м тыс. до н.э. присваивающее хозяйство сменилось производящим, наметилось первое разделение труда на земледелие и скотоводство. 
Понимание важности сезонных сельскохозяйственных работ привело к выдвижению на первое место культа солнца. Если ранее солнце отождествлялось только с огнем (символ его – крест – скрещенные палочки для добывания огня трением), то теперь оно становится верховным божеством. Появилась сюжетная мифология – цикл праздников солярного (солнечного) культа: святки (от слова “свет”) – рождение нового солнца, начало годового цикла; масленица – весеннее равноденствие (позднее перенесенная на более ранний срок в связи с Пасхой и постом); Ивана-купалы – летний солнцеворот и т. д. В обиход вошло понятие сторон света, с чем связан и переход к квад- ратному жилищу. Круг, который прежде отделял человека от леса (ха- оса), становится символом дикой природы, а вписанный в него квадрат – символом жилища, культуры вообще. У ариев выработался ритуал сожжения покойника – в квадратном срубе под насыпанным сверху круглым курганом. Появляются культы животных, связанных с солнцем: петуха, коня (беременность лошади длится солнечный год, 12 месяцев, в отличие от коровы, у которой – 10 месяцев, с ней связан культ луны). Второстепенное положение мужчины при матриархате привело к двум сдвигам в структуре общества: к относительному уменьшению их численности и тем самым к фактическому увеличению социальной ценности, а главное, к относительному обособлению мужчины в роде и таким образом к увеличению его работоспособности. Так, в австралий- ских племенах и до ныне все женщины с детского возраста оказываются замужем (реализация преимуществ матриархата, хотя главенствует в семье уже мужчина), а практически все мужчины наиболее работоспособного возраста (до 30 лет) неженаты и производят значительную часть общественного продукта, отдавая его в качестве выкупа за будущую жену. Кроме того, обряд оплодотворения матери-земли проводился мужчинами, – и пропашное земледелие считалось мужским занятием. Повышение значимости труда мужчины и переход к патриархальному роду отразились на содержании обрядов. Так, появился обряд, напоминающий свадьбу. В ходе ритуала высмеивались неженатые мужчины, символически хоронили женское божество. Собственно мужские праздники, связанные со сбором урожая, – осенние, семейные: поминки предков в кругу семьи, введение в дом животных (символ одомашнивания), внесение в дом огня. Вырождение мифов каждой предыдущей ступени социального развития привело к появлению различных литературных жанров (фольклора), в частности, сказок. В них отразилась и борьба человека с природой, единоборство со змеем, медведем, великаном. В сказках о животных отразился и тотемизм: воспроизводятся отношения между

тотемами, некоторые животные (тотемные группы) выступают как очеловеченные герои. Наиболее типичны сказки о животных-плутах. В них содержится не только моральная оценка отдельного тотема, но и всего прошлого состояния общества как аморального (с позиций чело- века более поздней культуры). Для родового общества характерны сказки, главными мотивами которых были сватовство и поиск невесты. Распространены темы о сиротках и приемышах, которые призваны вызывать сочувствие и укреплять заветы родовой взаимопомощи. Богатырские сказки и героические песни являются отражением индивидуализации, выделения личности из общества, служат основой для возникновения героического эпоса – становятся и идеологией, и литературой. Первобытная культура имеет синкретический характер, т. е. функции отдельных форм общественного сознания не специализированы, да и сами функции выделяются весьма условно. Искусное выполнение наскальной живописи указывает на их эстетическое предназначение, но несомненна и их культовая, магическая роль. Рисунки животных, растений, змей – это тотемные изображения. Раненые животные, по- раженные нарисованными и реальными копьями (о чем говорят царапины на них – следы попаданий) рисовались с явной целью обеспечить удачную охоту и т. п. Некоторыми чертами наскальная живопись (30–15 тыс. до н. э.) на- поминает детский рисунок. Расположены изображения совершенно произвольно относительно вертикали и горизонтали, часто перекрывают друг друга, на их фотографиях невозможно отличить, где верх, где низ. Очевидно, для автора было главным общее значение изображений, а не его отдельных деталей: отсутствуют некоторые части тела (даже голова); незаконченные рисунки указывают на то, что художнику безразлично, откуда начинать рисунок – с хвоста, ноги и т. п. Развитие информационной функции рисунка ведет к его схематизации и превращению в орнамент (культовая функция), в письменность, в чертеж – схему разделки туши – “рентгеновский стиль”. Позд- няя многоцветная живопись (например, в Тассили) изображает различные скотоводческие обряды и вполне успешно могла выполнять функцию учебного пособия. Первобытное искусство эволюционирует и в техническом отноше- нии, причем в различных направлениях: от рисунка пальцем на глине и отпечатков рук – к многоцветной живописи; от царапин и гравировки – к барельефу; от фетишизации скалы, камня с очертаниями животного – к скульптуре. Человек учился измерять пространство и время, что создало пред- посылки к возникновению научного знания. Основой измерения пространства человеку служило его собственное тело и его части: пядь (расстояние между большим и указательным пальцами), стопа, локоть, шаг, размах плеч (сажень), верста (расстояние слышимости голоса – от слова “верещать”). Измерение времени (позднее) было неразрывно связано с конкретными трудовыми процессами и важными для их выполнения явлениями природы: “тулуп о трех зим”, “борзая по другой осени”, “корова по четвертой траве”, “лошадь по третьей сохе”, “расшива (лодка) по второй воде”, “сокол трех мытей (линек)”. Названия числам давались в неразрывной связи с конкретными предметами, поэтому в примитивных культурах они различались в зависимости от того, нужно считать животных, дни или неодушевленные предметы и т.п. Например, современные обитатели острова Фиджи 10 лодок называют “боло”, а 10 кокосовых орехов – “каро”; точно так же североамериканские индейцы 10 лодок, участвующих в военных действиях, называют не так, как те же самые лодки, используемые для перевозки продовольствия. Для создания арифметики числа должны были стать не только универсальными, т.е. применимыми к любым качественно различным множествам, но и иметь одинаковый статус. Однако в архаической культуре числа были неразрывно связаны с мифологией и космологией. Число один не только обозначало единичный предмет, но и того Единого, от которого произошел весь мир. Смысловую нагрузку несут и другие члены числового ряда, даже в наши дни известны священные числа 3, 7 и 9, несчастливое число 13 и др. Количественное содержание числа стояло на втором плане. Мифологической оставалась и астрономическая картина мира: звезды, луна, солнце, планеты и созвездия не просто одухотворялись, но и отождествлялись с героями или животными. Обряды поклонения светилам требовали знания, когда они появятся в той или иной точке неба, а потому и астрономических наблюдений – более точных, нежели определение по звездам сроков сельскохозяйственных работ. Именно духовные и идеологические потребности общества были основными стимулами развития точной “практической” астрономии культового направления. Первыми астрономами стали жрецы, накопившие багаж эмпирических знаний уже к 4–3-му тыс. до н.э. 

Выделим основные особенности первобытной культуры :

  
2.1 Однородность 
Одной из особенностей первобытной культуры является ее гомогенность (однородность). В современной культурологии выделяется три типа социокультурных систем: гетерогенные (неоднородные), гомогенные и гомеостатические. Первым присущи: 1) ценностный плюрализм и 2) существование множества социальных групп с дифференцированными интересами. Эти системы, типичные для европейского круга культур, являются гетерогенными в двойном смысле: культурном и социальном. Более того, эти гетерогенные структуры взаимно усиливают друг друга, способствуя, с одной стороны, распространению новых культурных ценностей, с другой же — стимулируя эволюцию групповых интересов.

Между гетерогенной системой, характерной для европейского круга культур, и гомогенной системой, типичной для первобытных культур, находится большая группа промежуточных социокультурных систем, иллюстрацией которых является древняя Греция и императорский Китай. О промежуточных социокультурных системах можно сказать, что они гомогенны культурно, но гетерогенны социально, и поэтому социальный плюрализм дополняется культурной однородностью. Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития, которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры. Эта система при отсутствии действия внешних факторов не подвержена никаким существенным изменениям, повторяя периодически ритуалы обновления.

 

2.2 Нераздельность (синкретизм), воплощенная в тотемизме.

 
Другой особенностью первобытной культуры является ее неразделенность (синкретизм), которая нашла воплощение в тотемизме. На первых этапах своего развития люди гораздо лучше (чем мы теперь) чувствовали свое единство с природой, и поэтому охотно отождествляли себя с ее конкретными проявлениями. В культуре эта идентификация приняла форму тотемизма, то есть убежденности, что каждая группа людей тесно связана с каким-либо животным, реже растением-тотемом, находится с ними в родственных отношениях. Такого рода идентификация является выражением факта неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда преодолеть иррациональное поведение объекта труда животных, поэтому они старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрэзера о родстве магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он содержал в себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и специализированной культуры.

  Синкретизм делает практически  невозможным разграничение субъективного  и объективного, наблюдаемого и  воображаемого, домысливаемого в  первобытной культуре, так как  все это не рефлектируется  в ней, а, напротив, однозначно переживается  и воспринимается. Функционально  тотемизм был способом осознания  коллективом людей их единства, которое проецировалось на внешний, существенно важный или близкий им объект природы. Возникло убеждение, что человеческий коллектив и связанный с ним вид животных образуют вместе общность.

Следовательно, все члены сообщества данного вида, несмотря на все различия тождественны друг другу. Отсюда еще одна особенность первобытной культуры - равномерность, справедливость и по отношению друг к другу в границах своего племени, и в распределении материальных ценностей.

2.3 Табу

 
Следующая особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др.

Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя. К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода. На последний момент нужно обратить особое внимание, ибо с ним связаны явления альтернативности и многовариантности в мировой истории и многообразия культур. Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-экономической сфере; детерминация прогрессивного развития, импульсы которой идут из этой сферы, пресекается в случае, если противоположные данной детерминации нормы поведения становятся внутренними побудительными стимулами жизнедеятельности людей, превращаются в стереотипы поведения. Этот феномен с наибольшей, «классической» ясностью проявляется на стадии первобытного развития человечества, когда особую роль играют различного рода ритуалы.

 

2.4 Ритуалы

Сквозь призму ритуалов рассматриваются природа и социальное бытие, дается оценка поступков и действий людей, а также разнообразных явлений окружающего мира. Ведь ритуал переживается как непосредственная данность, он актуализирует глубинные смыслы человеческого существования. Ритуал — основное средство обновления мира, чтобы обеспечить непрерывность его существования и тем самым гарантировать выживание коллектива в экстремальных условиях. Главное здесь в том, что в основе ритуальной человеческой деятельности лежит принцип подражания явлениям природы — они воспроизводились путем соответствующих ритуальных символических эквивалентов. Ритуал выступал в первобытную эпоху основной формой общественного бытия человека и главным воплощением человеческой способности к деятельности. Из него впоследствии развились производственно-экономическая, духовно-религиозная и общественная деятельность.

Информация о работе Генезис культуры, особенности первобытности как культуры