Гипотезы происхождения человека и культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:20, реферат

Описание работы

Существует два взгляда на возникновение культуры.
Трудовая концепция. Труд по созданию орудий труда, и деятельность самими орудиями труда была той причиной, которая преобразовала человека и затем привела к возникновению общества и культуры.
Человек, в отличии от животного, не приспосабливается к окружающей природе, а преобразует ее согласно своим требованиям и в конце концов создает свою особую среду - искусственно созданный мир культуры.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…2
Понятия культуры и культурогенеза…3
Теория Ч. Дарвина…3
Антидарвинские гипотезы…4
Гипотеза космического происхождения…6
Божественно-космическая гипотеза происхождения…7
Гипотеза космической катастрофы…11
Гипотеза влияния космических лучей…11
Гипотеза теплового стресса…11
Стохастическая модель Лема…12
Возникновение культуры…13
Классификация и красткая характеристика культур пелеолита…14
Орудийно-трудовая теория…16
Натуралистическая теория…16
Теория магического происхождения культуры…17
Игровая теория…17
Символическая теория…18
Трансцендентальная теория…18
Космологическая теория…19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

 

Культурогенез связан со стохастичностью мира и существованием в нем бифуркационных механизмов, связанных с неопределенностью  мирового эволюционного процесса. Биосфера в своем развитии породила человека с его культурой и обществом; ее место в глобальной эволюции Н.Н. Моисеев определяет следующим образом: «На некотором этапе развития Вселенной как единой системы она начала с помощью человека, его Разума познавать себя и обрела способность целенаправленно влиять на ход собственного развития».

 

Многообразие гипотез  возникновения человека приводит к  разнообразию теорий возникновения  культуры.

 

Возникновение культуры

 

Проблема возникновения  культуры - одна из самых сложных  в науке, она основывается на дошедшем до нас археологическом материале, который время от времени пополняется новыми фактическими данными.

 

В общепринятой классификации  первобытная эпоха человечества - каменный век - включает палеолит, мезолит  и неолит. Палеолит, в свою очередь, разделяется на ранний и поздний.

 

Указанное разделение в  археологии появилось в XIX веке и  отражало отчасти идею о роли технологии в развитии человека, отчасти специфику  археологического материала дописьменной эпохи. Неуничтожимый, изобильный камень служил источником датировок, классификаций, гипотез о древнейшем прошлом.

 

Поздний палеолит занимает ключевое положение в каменном веке.

 

На рубеже среднего и  верхнего палеолита заканчивается  эволюция ископаемых гоминид и появляется «настоящий» человек - Homo Sapiens.

 

Скачкообразно увеличивается разнообразие каменных и других орудий труда. Появляются составные: вкладыши, наконечники, сшитая одежда.

 

Главная социальная инновация  позднего палеолита - исключение из брачных  отношений ближайших родственников. Запрет инцеста требовал общественной регуляции брака, появились род и семья.

 

Замена эволюционного  типа развития на исторический тип  принесла столь радикальные изменения  в довольно сжатые (по сравнению  с темпами антропогенеза) сроки, что может быть определена как  палеолитическая революция. Продуктом этой революции стало фундаментальное антропологическое, психофизиологическое, психосоциальное духовное единство человечества, которое сохранится вопреки расхождениям в экономическом, политическом, социальном, языковом, бытовом развитии человеческих сообществ.

 

Верхний палеолит - это  эпоха, когда человечество вдобавок к биологически - видовому единообразию, приобретает тот уровень интегрирующих  связей, которые называются культурой. Культура рождается в конце каменного  века, как сложившаяся система, тогда как в исходной точке антропогенеза можно говорить только об отдельных зонах культурного поведения.

 

Сознание, речь, религия, искусство возникли примерно одновременно в итоге мощного переворота, закончившего трехмиллионнолетнюю эволюцию гоминид. Эпохи человека разумного живут последствиями этого переворота, поэтому, все люди познаваемы друг для друга, а все человеческие сообщества (даже в пределах 30 - 40 тысяч лет) - современники. Вопрос, откуда начинается культура, решается сам собой. Культура начинается там, куда простирается символическая традиция, где есть еще материал для человеческого понимания (свидетельства культуры).

 

Классификация и краткая характеристика культур  палеолита

 

Период

Археологические находки

 

Орудия труда

Предметы искусства, речь

 

Ранний палеолит

Расколотые гальки, грубые отщепы, кости

Общаться не с кем. Культуры нет.

 

Средний палеолит

Углубления в камне, кусочки охры, медвежьи черепа на каменном пьедестале, странные могильники

Эпоха бессловная (отдельные  звукосочетания), предкультурная.

 

Поздний палеолит

Развивается речь.

 

Перигорд (35 - 20 тыс. лет)

Кремневые пластинки  с ретушированными краями, костяные шилья, наконечники копий.

Барельефы, изображения  животных и человека.

 

Ориньяк (30 - 19 тыс. лет)

Кремневые растушированные пластины, скребки, резцы, костяные наконечники. Многочисленные лампы светильники, чашечки для приготовления краски

Искусство малых форм: резьба, мелкая скульптура, гравюры  на камне и кости. Отпечатки рук  на краске, контуры рук обведенные краской, меандровые линии, маленькие женские статуэтки.

 

Солютре (18 -15 тысяч лет)

Самая высокая в палеолите  техника обработки кремня. Наконечники  в виде лаврового и ивового  листа, кремневые скребки, резцы, проколки, костяные наконечники, иглы, жезлы.

Многочисленные статуэтки, гравюры на камне и кости.

 

Мадлен (15 - 10 тысяч лет)

Изделия из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шила. Из кремня: резцы, проколки, скребки.

Богатый символизм: круг, спираль, меандр, свастика. Пещерная живопись (натуралистична, точна). Изображения человека, животных (лошади, мамонты, бизоны), человеческие существа.

 

 

 

Существует несколько  теорий, каждая из которых по-своему объясняет причины возникновения  культуры у человека. Основными являются орудийно-трудовая, натуралистическая, магическая, игровая, символическая, трансцендентальная и космологическая теории происхождения культуры.

 

Орудийно-трудовая теория, Ф.Энгельс

 

Труд - единственный первоисточник  материальной и духовной культуры общества объяснение явлений культурной жизни с помощью категории трудовой деятельности.

 

В процессе трудовой деятельности появилась необходимость организовать и согласовать совместные усилия (коллективный характер труда как  обязательное условие выживания  вида) возникла потребность в средстве общения - языке.

 

Орудийно-трудовая теория рассматривает в качестве основы возникновения культуры человеческий труд. Эта теория изложена в работе Ф. Энгельса “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека” (1873--1876). Анализируя данные исследований множества ученых, он делает вывод, что становление человека непосредственно связано с его способностью к целенаправленной деятельности, результаты которой позволяют ему выделиться из животного мира. Наиболее полно и последовательно эта теория разработана в марксистской традиции. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, труд сделал обезьяну человеком, ибо в процессе трудовой деятельности, в связи с необходимостью организовать совместные усилия и согласовать их, возникла потребность в средстве общения. Язык и сознание, развивавшиеся параллельно, привели к переходу человека в совершенно иное качество. В конечном счете, труд породил культуру. На первый план в данной концепции выступают социальные отношения, связывающие участников общественного объединения, и необходимость регламентации этих отношений. Социальная концепция близка к этологическим представлениям о характере объединения животных в природе также для какой-то цели. Однако качество объединения, а также качество и характер знаков, которыми обмениваются между собой участники, существенно различаются у животных и у людей.

 

Однако орудийно-трудовая теория не способна объяснить некоторые  факты, касающиеся возникновения культуры. Содержание культурных ценностей, норм, традиций, верований, произведений искусства  у разных народов различны, хотя при этом характер трудовых операций, орудия труда, их функции практически одинаковы или даже полностью совпадают.

 

Натуралистическая теория, Ч.Дарвин, Г.Спенсер, К.Лоренц

 

Культура как естественное выражение эволюции человеческого  рода. Натуралистические предпосылки  лежат в основе концепций возникновения культуры как следствия саморазвития человеческого рода, как естественного выражения его эволюции. При этом основные “схемы” культурного движения человечества обнаруживают родство с процессами в животном мире, а человеческие феномены имеют, условно говоря, аналоги с теми явлениями, которые известны из жизни животных объединений. Таким образом, структура человеческой психики однотипна на всех этапах развития общества, а законы мышления универсальны и неизменны. Особенно много сторонников натуралистической концепции среди эволюционистов, представителей естественнонаучного знания, врачей и т.п. К данному направлению принадлежат Ч. Дарвин, Г. Спенсер, К. Лоренц и др.

 

Теория магического  происхождения культуры, Дж.Фрэзер, Л.Леви-Брюль, Б.Малиновский

 

Специфика первобытного мышления - в неразвитости логических компонентов и доминировании  магических представлений, компенсирующих недостаточность знаний о мире.

 

Неандертальцы (250 тыс. лет  назад) имели первые примитивные  элементы религиозного сознания - хоронили мёртвых, совершали простые обряды. Ритуалы, основанные на психологическом воздействии на людей и животных посредством замещающих их символических объектов.

 

Психологическая основа магии - ассоциация идей, между которыми не существует реальной причинной связи (Фрэзер). Теория магического происхождения культуры исходит из того, что первобытное мышление и поведение были пронизаны магическими представлениями и действиями. Неразвитость логических компонентов мышления, недостаточность знаний о мире приводили к тому, что человек восполнял недостающее знание фантазией и объединял события и явления вымышленными связями. Желание повлиять на ход событий, организовать их развитие в нужном направлении приводило к организации специальных действий, которые как бы программировали нужный результат, или к созданию особых словесных формул (заклинаний, молитв, заговоров), непосредственно призывающих силы стихий или духов вещей. Одушевление сил природы, за которыми древнему человеку виделись некие сверхъестественные силы, приводило к формированию первичных религиозных переживаний. Действительность реальная и действительность воображаемая обладали одинаковой силой, и ритуальные имитации сцен охоты должны были воздействовать на реальность и тем создавали уверенность в нужном исходе.

 

Игровая теория, Й.Хёйзинга, Г.Гадамер

 

Культура возникает  как реализация человека играющего. Состязательный характер игры. Целый  ряд исследователей развивает игровую  концепцию, согласно которой культура возникает как реализация “человека  играющего”. Данная идея легла в основу теории голландского историка культуры И. Хёйзинги, который посвятил ее развитию работы “О границах игры и серьезного в культуре” (1933). Хёйзинга рассматривает природу и значение игры как культурного феномена, выражение этого понятия в языке; так, мы говорим об игре света, игре мыслей, что отражает понимание игры как специфической организации. Хёйзинга анализирует соотношение игры и состязания, игры и войны, игры и науки, игры и поэзии (искусства), в связи, с чем рассматривает так называемые игровые формы философии и искусства. Он также рассматривает феномен игры и в историческом ракурсе, анализируя смену культур и эпох с точки зрения игры и вскрывая игровой элемент современной культуры. Так, например, можно с позиции игры рассматривать популярное сегодня понятие имиджа как обозначение явления, уведенного от сущности и даже противоречащего ей с некой определенной целью.

 

происхождение человек  культура

 

Символическая теория, Э. Кассирер, К.Г. Юнг

 

Сознание связано с  символами, через которые оно оформляет свой опыт общения с миром. Символ - исходная форма культурного выражения мира. О символической природе культуры говорят в своих теоретических построениях Э. Кассирер, К.Г. Юнг. О символических “шифрах” пишет

 

М. Хайдеггер. Сознание по своему происхождению, по своей природе связано с символами, через которые оно “оформляет” свой опыт общения с миром и его освоения. Символ связывает бытийность и рефлексивность в функционировании сознания и осуществления деятельности. Символ, в отличие от слова, относится не к предмету, а к значению его смысла, который выделяется на основе деятельности путем ее рефлексии. Как считает П.А. Флоренский, именно через символ осуществляется трансформация идеи в инструмент и инструмента в идею. Через символ происходит одухотворение вещи, т.е. открытие за ее предметным планом плана ее значения, смысла, ее духовного бытия для человека. Символы сознания воплощают интегрирующую функцию по отношению к уровням сознания; “систематизация” сознания и его деятельности непосредственно отражается в культурном проявлении человека, означая развитие нового уровня взаимодействия человека с миром.

 

Трансцендентальная  теория, П.А.Флоренский, В.С.Соловьев

 

Источник культуры - не в самой земной жизни, а привнесен  в нее свыше. О трансцендентальной природе культуры, возникновение которой могло быть определено извне или свыше, пишет целый ряд религиозно ориентированных философов. Источник культуры они полагают не в самой земной жизни и естественном развитии человека, а в некоем импульсе или замысле, который и привносит идею культуры в человеческое общество.

 

Космологическая теория, В.И.Вернадский, Л.Н.Гумилев, П.Тейяр  де Шарден

 

Причина возникновения  культуры - в действии особых космических  факторов, благодаря которым складываются благоприятные условия для развития человека. Космологические теории культурогенеза усматривают причину возникновения культуры в действии особых космических факторов, благодаря которым на Земле складываются благоприятные условия для прогрессивного развития человека, для повышения уровня его духовного напряжения, способствующего проявлению тех его особых качеств, которые приводят к возникновению культурного качества его жизни. Подобные теории развивались в русле учения русского космизма (идея “пневматосферы”, т.е. особой части вещества, вовлеченной в круговорот культуры, у П.А. Флоренского, ноосферы В.И. Вернадского), в учениях

Информация о работе Гипотезы происхождения человека и культуры