Глобальные компьютерные сети и их влияние на сферу культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 16:19, реферат

Описание работы

В наше время глобальные компьютерные сети (Интернет) приобретают всё большую актуальность. За небольшой промежуток времени Интернет, виртуальность, электронная почта, компьютерный дизайн очень прочно вошли в жизнь людей. Без них уже почти невозможно представить современный бизнес, науку, образование, СМИ, политику, некоторые виды искусств и многое другое. Возникли и продолжают возникать новые виды творчества, новые профессии, в корне меняется организация торговли, обслуживание. Всё это порождает невиданные ранее и ныне далеко идущие возможности, перспективы и интересные, порой даже удивительные ситуации. Глобальные изменения претерпевают не только процессы коммуникации, способы её осуществления, но и в целом сам образ жизни человека.
Цель данной работы состоит в том, чтобы проследить влияние всемирной сети на различные составляющие культуры и его значение.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…..3
Виртуальная культура и виртуальность. Их влияние в творчестве, быту и личностном мироощущении............................................................................4
Внедрение мировой паутины в сферу культуры…………………….……….7
Заключение…………………………………………………….………………...9
Список используемой литературы………………………………………....…10

Файлы: 1 файл

Реферат по культурологии.docx

— 29.90 Кб (Скачать файл)

  «Глобальные компьютерные сети и их влияние на сферу культуры»

 

 
 
 
 

Оглавление 

Введение……………………………………………………………………….…..3

Виртуальная культура и виртуальность. Их влияние в творчестве, быту и личностном мироощущении............................................................................4

Внедрение мировой паутины в сферу культуры…………………….……….7

Заключение…………………………………………………….………………...9

Список  используемой литературы………………………………………....…10

 

Введение 

В наше время глобальные компьютерные сети (Интернет) приобретают всё большую  актуальность. За небольшой промежуток времени Интернет, виртуальность, электронная почта, компьютерный дизайн очень прочно вошли в жизнь людей. Без них уже почти невозможно представить современный бизнес, науку, образование, СМИ, политику, некоторые виды искусств и многое другое. Возникли и продолжают возникать новые виды творчества, новые профессии, в корне меняется организация торговли, обслуживание. Всё это порождает невиданные ранее и ныне далеко идущие возможности, перспективы и интересные, порой даже удивительные ситуации. Глобальные изменения претерпевают не только процессы коммуникации, способы её осуществления, но и в целом сам образ жизни человека.

Цель  данной работы состоит в том, чтобы   проследить влияние всемирной сети на различные составляющие культуры и его значение.

Задачи:

  • разобраться в понятиях «виртуальность» и «виртуальная культура»;
  • определить оценку и отношение общества к происходящим процессам в культурной жизни;
 
 
 
 
 

 

Виртуальная культура и виртуальность. Их влияние в творчестве,  быту и личностном мироощущении 

Вокруг  виртуальности сложилось великое  множество мифов и фобий. Подменяет  ли Интернет реальность? Необычность  виртуальности не стоит преувеличивать, хотя она этимологически, и связана с духовностью (virtus как сила духа бойца), она отнюдь не просто игра ума и фантазии, нечто нереальное. Наоборот, это нечто реальное, обеспеченное  реальными программами, машинами, электрическими импульсами, информационной сетью. Следует помнить, что в основе всей современной культуры и цивилизации лежит рациональность. Именно она позволяет пользоваться плодами цивилизации.

В отношении  к новому всегда проявляются крайности: его либо идеализируют, либо демонизируют. Так, по мнению одного из участников Потсдамского форума питерского художника Андрея Охлобыстина, виртуальная культура, как и вся современная культура в целом дезориентирует человека, попадающего в глобальный кризис идентичности. Жизнь, показывает, что простые «пользователи» вообще спокойней и мудрее относятся к динамике современной культуры, чем интеллигенция с её фобиями.

Так что  виртуальность выражает отмеченную общую тенденцию развития культуры и цивилизации. Более того, виртуальность же, скорее, есть некоторая новая перекодировка традиции. Практикой таких перекодировок уже были фотография, кинематограф, телевидение. [4, стр.172]

Интернет  является  средством массовой коммуникации , он представляет собой особый социальный институт  в системе средств массовой коммуникации и в структуре всего общества, выполняет специфические функции по отношению к личности и обществу. Для более точного определения положения интернета, можно сказать, что он входит в число коммуникационных институтов, которые относятся к институтам культуры. Такие институты (коммуникационные) являются теми органами, через которые общество производит и распространяет информацию, выраженную в символах с помощью некоторых социальных структур. [3, стр.335]

Интернет  же больше относится к массовому  творчеству, нежели к массовой культуре. И мультимедиа, и виртуальность, и Интернет предоставляют исключительные возможности достижения известности, как творческой, так и скандальной. Но главное здесь это то, что виртуальность даёт колоссальные перспективы творчества, развития культуры и личности. Интернет является инструментом фантазии, а не её источником. Он открывает огромное количество возможностей для творчества. Выступает одновременно и системой образов, и нелинейным письмом, и всемирным музеем.

Также и политическая культура получает новое  развитие. Тщательное дозирование и  комбинирование образов в  СМИ, использование Интернета создают феномен виртуальной политики, которая моделирует проблемы, а иногда даже и события. Но это не ограничивается новыми возможностями манипулирования общественным сознанием. Интернет открывает нам возможности выражения плюрализма мнений, невиданные ранее. А в сочетании с мобильной телефонной связью он становится очень эффективным средством формирования организации политических демонстраций, акций протеста.

Некая авторитетная персона — галерист-имиджмейкер, Марат Гельман — считает, что виртуальная культура превращает традиционные организационные ресурсы практически в ничто: если, например, реальную художественную галерею за день может посетить не больше 300 человек, то 600-700 посещений электронного сайта- вполне обычная ситуация. Отменяется культурный фетишизм, возрастает ценность копии, изображения. Также, радикально меняется отношение к авторскому праву: оно оказывается совсем необязательным и очень часто его нарушение приносит большую пользу, чем защита, обеспечивая при этом огромные рекламные возможности.

В качестве примера можно привести случай, когда Стивен Кинг с помощью Сети за 24 часа получил доход в несколько миллионов долларов. В современном мире путь к серьёзному успеху лежит только через СМИ и Интернет.

Виртуальность, наряду с масс-медиа, транснациональным бизнесом, транспортными средствами, современными технологиями, средствами связи, кинематографом и другими проявлениями массовой культуры является мощнейшим фактором формирования глобальной культуры.

Виртуальная культура-это не всегда плохо: она  вводит в обыденную жизнь стандарты  и стереотипы, весьма облегчающие эту жизнь и оказывается полезной, давая знакомые привычные ориентиры и поиск решений.

Виртуальная культура  сама создает новые  общности и субкультуры, порождая новые формы идентичности личности, расширяя личностный опыт, давая возможность предстать в ином качестве. В данном случае речь идёт не только о возможностях самовыражения, презентации себя в ином образе, но и о формировании нового круга общения на этой основе. Материалом новых идентичностей выступают новые субкультуры, которые бурно формируются и развиваются в основном в условиях мегаполисов, в урбанистической среде. Ярким примером служит ситуация  с молодёжными субкультурами, которые образуются по месту проживания, вокруг своих спортивных команд и индивидуальных способов проведения личного досуга. Интернет сейчас неотъемлемая часть молодёжной культуры с её иными темпами жизни. Таким образом, и в этом случае виртуальная культура-это не хорошо и не плохо, она является средством человеческого самовыражения и самоопределения, но не целью этого. [1, стр.64]

И виртуальность-это  не что иное, как средство - эффективное, полезное, но и опасное. Всё зависит от того, кто и как им пользуется. И здесь справедлива старая мудрость: не плакать и не смеяться, но понимать. 
 

Внедрение мировой паутины в сферу культуры 

По обширности  влияния на мировую культуру Интернет можно сопоставить с изобретением книгопечатания и письменности. Известно, что обыкновенная книжная культура существует на основе текста, а как только появилась сеть Интернет, формой организации пространства культуры стал своеобразный новый текст. Сеть виртуального текста постепенно сменяет обычный книжный текст. Интернет положил начало "открытой" культуре, где каждый из участников имеет своё право голоса, отстаивает свои убеждения и принципы, может соглашаться с высказываниями других и тем самым воздействовать на общее мнение о чём-либо. Интернет открывает путь к глобальному творчеству и личному вкладу каждого человека.

Интернет  очень сильно влияет на всё образование. Его усовершенствованная система (образования)  включает  в себя новые технологии, которые основаны на огромных возможностях компьютеров. Их внедрение прокладывает дорогу к новым способам обучения, познаванию окружающего мира.

Чтобы убедиться в том, что всемирная сеть действительно играет немаловажную роль в культуре, приведём пример этого.

В  Томске реализуется проект по расширению кругозора  жителей в культурной жизни города «Культурные центры Томска в сети Интернет».

Проект  проводится Интернет-издательством «ИнфоСпектр»  при поддержке руководителей практически всех основных культурных центров г. Томска. Данный проект охватывает следующие тематические разделы: театры города Томска, музеи города, кинотеатры, культурно-досуговые центры, художественные коллективы и творческие союзы. Каждый из разделов разбит на ряд подразделов, относящихся к конкретному культурному центру, коллективу или союзу.

Уже разработаны общая концепция, общий дизайн, макет структуры представления информации и информационных связей для разделов, посвященных театрам и музеям города Томска. Произведено частичное информационное наполнение этих разделов. Периодически публикуются рецензии и отзывы о спектаклях и премьерах, размещаются различные информационные сообщения. Разработано и функционирует программное обеспечение по поддержке базы данных репертуаров театров. Оно дает возможность пользователю оперативно получать информацию о текущем репертуаре и осуществлять поиск. 
Ведутся работы по созданию интерактивных средств взаимодействия посетителей и театральных работников. Планируется также создание программных средств, позволяющих заказывать билеты на спектакли по Сети. 
На страницах музеев размещаются материалы о фондах музеев, статьи, публикации и исследования сотрудников музеев. В дальнейшем предполагается организация виртуальных экскурсий с использованием современных средств мультимедиа. Создана база данных и программное обеспечение для предоставления пользователям сведений о текущих и предстоящих выставках и экспозициях. Создается база данных по каталогу архивов художественного музея города Томска. 
В процессе работы над проектом ведется анализ посещаемости пользователями различных страниц и, таким образом, определяются первоочередные направления дальнейшего развития Web-сайта. 
Ведется работа по популяризации Web-сайта как в сети Интернет (размещение гиперссылок и рекламных баннеров), так и в прочих средствах массовой информации, а также в печатной продукции организаций, входящих в творческий коллектив (буклетах, программках, статьях и т.п.). 
Английская версия сайта будет полезна зарубежным пользователям сети Интернет, которые интересуются русским театром, изобразительным искусством, уникальной деревянной архитектурой Томска, проблемами истории культуры и т. п., а также тем иностранным пользователям сети Интернет, которые собираются посетить Томск и хотели бы заранее сориентироваться в возможностях знакомства с местными культурными ценностями. [2, стр.81]

 

 

Заключение 

В наше время очень активно развиваются  компьютерные технологии. Тем самым нам предлагаются новые способы коммуникации, обучения и производства. Информатизация выступает преобразователем системы образования, ценностью нашего общества и его развития. Сегодняшние информационные средства и СМИ с некоторых пор играют более весомую роль в жизни людей. Интернет с каждым годом вызывает всё больший интерес у молодёжи. Огромное количество знаний приобретается человеком за счёт его самостоятельного изучения многих предметов, поиска необходимой информации. Подобными способами он познаёт культуру своего народа, установленные правила поведения, которые даются ему семьёй, различные культурные учреждения и организации и многое другое. В условиях постоянного  развития  технического прогресса молодое поколение попадает под влияние СМИ, телевидения, радиовещания. Их воздействие на еще до конца не сформировавшиеся личности довольно-таки неоднозначно. Вследствие этого требуется контролировать данные процессы со стороны старшего поколения, педагогов для более эффективного использования имеющихся информационных ,познавательных ресурсов и корректного их влияния на личность  на стадиях её становления и развития.

 

Список  используемой литературы 

  1. С.Г. Козлов, Роль сети «Internet» в формировании глобального информационного пространства //Зарубежный опыт формирования региональной социально-ориентированной политики-Орёл-2007- с 61-65
  2. А.Н Мальцев, Д.А. Санкевич, О.Г. Шапарева, Культурные центры Томска в сети Интернет./ Интернет. Общество. Личность. // Муниципальная служба-2000-№3-с 81-83
  3. А.А. Напалков, Интернет как культурный коммуникативный институт// Регионология-2008-№4-с 332-339
  4. Г. Тульчинский, Виртуальная культура // Нева-2001-№3-с 170-176

Информация о работе Глобальные компьютерные сети и их влияние на сферу культуры