Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:34, реферат
Цели данной работы:
• выявить понятие и признаки государственного языка.
• определить задачи, решающиеся с помощью государственного языка.
• определить понятие «носитель государственного языка».
I.Введение
II.Главная часть.
1) Государственный язык как основа публично-языковых отношений.
2) Носители государственного языка.
3) Языковая проблема в нынешнем законодательстве.
4) Государственная языковая политика.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы
План:
I.Введение
II.Главная часть.
III. Заключение.
IV. Список использованной литературы.
Введение.
История нашей страны, очень богата и неоднозначна. На всем её протяжении Россия часто принимала «под своё крыло» многочисленные народы. Одни из них были захвачены силой, а другие сами приходили с миром и просьбой принять себя под защиту. В результате этого, сложилось уникальное многонациональное государство, расположенное на огромной территории. В этой связи, главным инструментом в процессе ослабления сепаратистских настроений и формировании единого государства был и есть государственный язык. Поэтому сегодня, в эпоху современной России, одной из главных является проблема его статуса.
Цели данной работы:
Актуальность данной проблемы заключается в том, что до сих пор нет четкого понятия, что такое «государственный язык». Но, несмотря на это, ряд ученыхкасались проблематики государственного языка, а именно: Барихин А.Б., Муртаза-Оглы, Тихомиров А.А., Цамерян И.П. и другие. В процессе исследования я неоднократно буду ссылаться на их научные труды.
Основную часть источников составляют труды отечественных ученых, а так же нормативно-правовые акты Российской Федерации.
Любая власть, стремясь достичь успехов в эффективности управления должна, прежде всего, добиться взаимопонимания с подчинёнными субъектами. Здесь основополагающим является единый язык общения. Иными словами, власть должна говорить на том языке, который должен быть понятен любому подчиненному.
Вышеназванное положение применимо к государству, в качестве отношений между государством и его гражданами .И средством для этого общения должен быть, вне всякого сомнения ,государственный язык.
Появление языка, его выделение в качестве государственного среди других языков достаточно долгий процесс. И мы попробуем его проследить.
«Язык возникает из настоятельной необходимости общения с другими людьми и становится, таким образом, важнейшим средством человеческого общения».1 Он развивается вместе с прогрессивным развитием общества.
«Язык есть важнейшее средство человеческого общения».2 Язык, как таковой, может существовать лишь в обществе, социуме, следовательно, носителями языка могут быть только физические лица, индивиды, их совокупность и, в конце концов, нация.
Нация же представляет собой «историческую общность людей, складывающуюся в процессе формирования их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера, которые составляют её признаки».3 А язык— это важнейший элемент, интегрирующий нацию, объединяющий её, отделяющий от других. Язык является одним из основных признаком нации потому, что, «во-первых, общий для нации язык не возникает вместе вновь вместе с её формированием, а переходит от предшествующей исторической общности.., во-вторых, общность языка— наиболее яркий и непосредственно воспринимаемый признак национальной общности, в-третьих, язык является важнейшим компонентом культуры нации, в-четвёртых, национальный язык— это наиболее устойчивый и, в этом смысле, консервативный элемент национальной общности, который будет существовать дольше всех других признаков нации».4
Однако этого недостаточно, чтоб язык стал государственным. Ведь он к тому же должен быть относительно развитым. Показателем этого являются: наличие богатой лексики, наличие научно-проработанной грамматики, сочетание относительной гибкости языка и его консерватизма, выраженное в устойчивости к внешним языковым влияниям и заимствованиям.
Только при этих обстоятельствах язык может стать государственным.
Так что же есть государственный язык? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выделить его необходимые признаки.
Во-первых, это государственный язык должен быть одним из национальных языков, употребляемых на данной территории.
Во-вторых, как уже указывалось в признаках развитости языка, государственный язык должен отличаться устойчивостью и стабильностью, то есть относительная продолжительность жизни языка вполне может быть длиннее относительной продолжительности жизни государства или даже цивилизации.
В-третьих, государственный язык является, прежде всего, языком официального делопроизводства государства и, как следствие, это язык официального общения внутри него. Ведь использование иного языка в качестве языка официального общения внутри государства лишь может породить излишнюю волокиту и недопонимание, что, в конце концов, может свести на нет эффективность всякого управления.
Исходя из признаков государственного языка, можно выделить его задачи: обеспечение делопроизводства внутри государства, взаимодействия государственных органов власти и управления с гражданами; официального общения внутри государства; обеспечение нормотворческой деятельности на территории всего государства; обеспечение эффективности управления на территории всего государства.
Таким образом, государственный язык направлен на решение задач общегосударственного значения.
Существуют объективные предпосылки выделения русского языка в качестве государственного. Русский язык— это родной язык большинства населения страны. По данным переписи населения 1989 года, в Российской Федерации русским языком владело 143,7 млн. человек, то есть 97,8 процента всего населения, а также 88 млн. человек в государствах, входивших в СССР. В Российской Федерации 16,4 млн. нерусских свободно владеют русским языком, а 7,5 млн. нерусских назвали его родным.5
Также русский язык имеет относительную внутреннюю однородность. Разговорный и литературный язык близки, что упрощает освоение и понимание устной и письменной речи. Диалекты же русского языка близки по произношению и пониманию (все русские диалекты группируются в два основных наречия русского языка: северо-великорусское и южно-велико-русское, каждое из которых распадается на множество говоров), что, в свою очередь каких-либо трудностей в восприятии речи не создадут. Близость письменной и устной речи, ведь «русская орфография для огромного большинства написаний (около 90 %) сохраняет связь с произношением».6
Русский язык достаточно богат и разнообразен, а так же достаточно разработан. Ведь именно благодаря богатому словарному запасу русского языка можно достаточно просто и точно изложить ту или иную мысль.
Русский язык достаточно распространён в мире, по оценкам лингвистов (данные на 1995 г.) русский язык занимает 7 место в 10 самых распространённых языков мира, а так же является одним из официальных языков ООН.7
Как уже указывалось выше, язык формируется, живёт и развивается только в условиях общества.
Прогресс общества, рост населения, конечно, влияют на развитие самого языка. И совершенствование, языка возможно только тогда, когда развивается его носитель. Ведь именно развитие носителя языка открывает, позволяет обретать новую лексику, и тем самым совершенствует общение. Поэтому достаточно важно исследовать вопрос носителя государственного языка.
Носитель языка— это субъект, который наделён возможностью общаться на том или ином языке, вступая тем самым в те или иные языковые отношения.
К носителям языка относится любое физической лицо или их совокупность, представляющая собой племя, народность, в конце концов целая нацию.
Учитывая, что государственный язык имеет национальные корни, то и признаки его носителей должны примерно совпадать с признаками носителей национального языка и иметь примерные характерные черты. Субъект должен свободно владеть языком Причём человек должен владеть как письмом, так и разговорной речью. Человек должен быть адаптирован к данной языковой среде, воспринимать её как свою родную, не иметь затруднений с общением в этой среде. В конце концов должна быть потребность носителя в самом языке, в сохранении языковых традиций, в стремлении к самовыражению на данном языке, заинтересованность в его совершенствовании и развитии, расширению сфер использования.
Таким образом, можно констатировать, что только при соблюдении данных условий можно будет признать индивида носителем и хранителем того или иного языка.
Примечательно так же то, что «русская нация включает в себя, во-первых, русских по происхождению; во-вторых, русских по убеждению; в-третьих, людей, на уровне субъективного выбора относящих себя не к русской, а к какой-то другой нации, но объективно включённых в процесс созидания и распространения русских ценностей и стандартов».8 Следовательно, носителями могут выступать как этнические русские, так и любые другие представителей народностей, впоследствии сливающиеся в единый русский народ. Ведь многонациональность России возрастала в ходе формирования Российской Империи. Новые территории и народы включались в состав Российского государства с единой границей. Кроме того, в России не было явно выраженного статуса имперской нации русских. На уровне простых людей, приобщение к русскому языку, к русской культуре шло достаточно активно и без принуждения.
Анализ этого исторического опыта говорит о следующем: «если различные этносы, их представители столетиями живут в одном государстве, в общей социально-экономической и культурной среде, то формирование их общности как народа, как граждан, как соотечественников объективно неизбежно; в полной мере необратимость этого процесса формирования межэтнической нации возможна на основе свободного развития каждого этноса в своей самобытности и в его равноправии; при этом все более определяющую роль в статусе человека, его прав и свобод, возможности реализации в государственной и общественной жизни своего человеческого потенциала играют уже не его родовые, этнические признаки, а гражданственность»9
Россия - многонациональное государство, поэтому почти все проблемы национальной политики фокусируются в языке. Не случайно реформирование российского общества, практически началось с языковой реформы.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года, Законом Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» русский язык стал государственным языком на всей территории Российской Федерации, а республики в составе Российской Федерации получили право устанавливать свои государственные языки, которые во многих сферах жизни употребляются наравне с государственным языком Российской Федерации.
Таким образом, в России юридически получил конституционное закрепление один из важнейших институтов государственного строительства - государственный язык.
Академик Е.П. Челышев очень точно и емко характеризовал значение и роль русского языка как государственного языка в современном мире:
«Вопрос о русском языке как государственном языке Российской Федерации - один из ключевых в языковой политике современной России. Русский язык, являясь основой духовной и художественной культуры русского народа, формирует и объединяет нацию, связывая поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Восприятие русского языка в других странах, и культурах во многом зависит от его состояния, его функционирования в обществе. Русский язык как государственный, выполняя консолидирующую роль в российском обществе, является главным средством межнационального общения народов России, способствует их сближению, взаимному духовному обогащению, обеспечивает связь с международным сообществом, с мировой культурой. Русский язык является одной из основ российской государственности. Поэтому государственная поддержка русского языка отвечает стратегическим интересам России». 10
Анализ современных тенденций языкового развития как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, показывает, что в настоящее время русский язык подвержен различным негативным воздействиям: засорению терминами и словесными оборотами иностранного происхождения, не свойственными русской словесности, широкому использованию в публичной речи слов и оборотов жаргонного происхождения, сокращению русскоязычного информационного, образовательного и культурного пространства во многих странах СНГ, определенной утрате позиций в качестве одного из мировых языков.
И в целях улучшения правового обеспечения функционирования русского языка как государственного языка Российской Федерации Государственная Дума приняла Федеральный закон «О государственном языке Российской Федерации», в который вошли нормы о статусе русского языка как государственного языка Российской Федерации, сферах его использования, о государственной защите и поддержке русского языка, об обеспечении права граждан Российской Федерации на пользование государственным языком Российской Федерации и об ответственности за нарушение законодательства.