Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 11:26, реферат
Месопотамией называют область между реками Тигром и Евфратом. Эта территория в настоящий момент преимущественно принадлежит Ираку. Древняя Месопотамия — историческая область, где согласно современным представлениям раньше всех на планете складывается государственность.
Очень долго эта цивилизация оставалась практически неизвестной науке. Основным источником знаний была Библия, где есть рассказы о строительстве Вавилонской башни, о правителе Навуходоносоре и пленении евреев, о халдеях — обитателях Вавилона, о столице Ассирии — Ниневию — «большую блудницу», о чашах гнева, которую семь ангелов вылили на приевфратские земли. Описание этих мест, встречается и у древнегреческого историка Геродота.
Государство Месопотамии
Строительство и архитектура
Искусство
Письменность
Литература
СОДЕРЖАНИЕ
ГОСУДАРСТВО МЕСОПОТАМИИ
Месопотамией называют область
между реками Тигром и Евфратом.
Эта территория в настоящий момент
преимущественно принадлежит
Очень долго эта цивилизация оставалась практически неизвестной науке. Основным источником знаний была Библия, где есть рассказы о строительстве Вавилонской башни, о правителе Навуходоносоре и пленении евреев, о халдеях — обитателях Вавилона, о столице Ассирии — Ниневию — «большую блудницу», о чашах гнева, которую семь ангелов вылили на приевфратские земли. Описание этих мест, встречается и у древнегреческого историка Геродота. Он увлекался стенами Вавилона — такой ширины, что на них могли разъехаться две боевых колесницы, причислил к чудесам света «висячие сады Семирамиды». Такие свидетельства долго вызывали сомнения, потому что было непонятно, куда могла исчезнуть большая цивилизация. В XIX в. состоялись грандиозные археологические открытия в долинах Тигра и Евфрата. Были откопаны главные города Месопотамии, расшифрована письменность, что позволило достаточно детально реконструировать прошлое Междуречья. Месопотамия — один из важнейших центров мировой цивилизации и древней городской культуры.
Особенность самой древней политической
истории Месопотамии
Культура этих государств имела определенные отличия, но четко прослеживается ее преемственность, общие черты. Месопотамию часто называют колыбелью человеческой цивилизации. Многое с того, что, теперь составляет современную культуру и окружает нас в повседневной жизни, возникло именно там.
Статуя Гудея
В Месопотамии рано начинают строить ирригационные сооружения. Ирригация имела планомерный, крупномасштабный характер. В конце IV тысячелетия до н.э. шумеры уже строят города. В них складываются и первые государственные структуры. Возникает монументальная архитектура. Во время раскопок была найдена статуя жреца, правителя шумерского города Лагаша, по имени Гудеа, который жил в XXI в. до н. э. Он изображен с планом будущего храма в руках. Это — свидетельство одновременно высокой строительной техники и значимости, которую правители предоставляли строительным работам. Монументальное строительство, как и ирригация, — яркий пример победы человека над неблагоприятными естественными условиями. Дело в том, что в Месопотамии нет готовых строительных материалов — камня, дерева. Все гигантские сооружения возводились из глиняного кирпича.
Башня – зиккурата.
Основными монументальными строениями были храмы и дворцы. Храмы часто размещались на вершине многоступенчатой башни — зиккурата. Зиккураты состояли из нескольких составленных сплошной кирпичной кладкой платформ, размеры которых уменьшались кверху. Считалось, что такие ступени соединяют землю и небо. Храм находился на верхней площадке, подняться к нему можно было длинной лестницей и наклонными подъемами. Такие процессии составляли часть религиозных церемоний. «Храмы-горы», которые создавались трудом селян-общин и рабов, становились символами всемогущества государства. Слава месопотамских строителей отразилась в библейском рассказе о Вавилонской башне. Кстати, при раскопках древнего Вавилона был найден фундамент гигантского зиккурата, который, вероятно, и был ее прообразом.
Величественными, как и культовые сооружения, были дворцы правителей Шумера, Аккада, Вавилона и особенно Ассирии. Вход к царскому дворцу в Ниневии был украшен огромными статуями божеств — крылатых людей-быков и людей-львов. На стенах залов — сюжетные рельефы, которые детально изображают жизнь правителя. Наиболее известные — рельефы, посвященные охоте — любимому занятию ассирийской знати. Зверей держали в специальных вольерах — первых предшественниках современных зоопарков, а перед охотой выпускали. Рельефы замечательно передают динамику, азарт погони. Особенное впечатление производят драматичные сцены гибели животных — львицы и льва, газелей, диких коней.
Раскопки в Вавилоне позволили уточнить, как выглядели легендарные «висячие сады» царицы Семирамиды. Это было каменное здание, которое состояло из ступенчатых террас. На каждой террасе был слой земли, где и разбивали сад. Вода вверх подавалась с помощью лопастного водопровода.
Постоянные войны требовали сводки оборонных сооружений. Города Междуречье становятся настоящими крепостями. О столице Ассирии Ниневию говорили: «Она, которая, своим сиянием отбрасывает врагов». Зубцы ее стен, которые достигали около 20 м в высоту, украшал кирпич, покрытый голубой глазурью с золотой блестящей полосой. Вавилон окружали четыре кольца стен. Главные ворота были посвящены богине Иштар. По приказу царя Навуходоносора к ним построили дорогу чрезвычайной красоты и абсолютной неприступности для возможного врага. С двух сторон вздымались семиметровые стены. Эта дорога была вымощена огромными плитами из белого известняка. На каждой плите выбита надпись: «Я — Навуходоносор. Вавилонскую улицу вымостил...». То, что делалось в государстве, считалось заслугой исключительно ее правителя.
Висячие сады Семирамиды
ИСКУССТВО
Мраморная печать из Урука 4-е тыс. до н.э.
В период III династии Ура в XXII— XXI вв. до н. э., когда по всей территории Месопотамии была создана единая широко разветвленная сеть бюрократического аппарата, памятники искусства также приобретают единообразие и стереотипность. Это в основном скульптурные портреты правителей в позе величавого спокойствия.
Во дворце царей Мари, сооруженном в начале II тысячелетия до н. э., археологи нашли многочисленные фрески с изображениями жертвоприношений и сцен дворцовой жизни. Художники сначала наносили контуры на гипсовую основу и после этого накладывали краски.
Особого расцвета искусство Месопотамии достигло во время существования Ассирийской державы в VIII— VII вв. до н. э. Этот расцвет нашел отражение прежде всего в ассирийских рельефах, которыми облицованы дворцовые покои. На рельефах изображены военные походы на вражескую территорию, захват городов и крепостей в соседних с Ассирией странах. Особенно тонко переданы характерные антропологические и этнографические особенности военнопленных и данников, представлявших различные народы и племена. Часть рельефов содержит также сцены охоты ассирийских царей. Для рельефов из дворца Ашшурбанапала в Ниневии характерны большая тонкость и отделка деталей при передаче страданий раненых львов. Художники, создававшие ассирийское дворцовое искусство, полностью отошли от древних традиций статичного изображения людей и предметов, одновременно придав совершенство жанровым сценам и обогатив их пейзажными картинами.
«Охота на львов». Рельеф дворца царя Ашшурбанипала. 7 в. до н. э.
ПИСЬМЕННОСТЬ
Немаловажную роль в
становлении и закреплении
Месопотамская письменность в своей древнейшей, пиктографической форме появляется на рубеже IV—III тыс. до н. э. По-видимому, она сложилась на основе системы «учетных фишек», которую вытеснила и заменила. В IX—IV тыс. до н. э. обитатели ближневосточных поселений от Западной Сирии до Центрального Ирана использовали для учета различных продуктов и товаров трехмерные символы— маленькие глиняные шарики, конусы и т. п. В IV тыс. до н. э. наборы таких фишек, регистрировавшие какие-то акты передачи тех или иных продуктов, начали заключать в глиняные оболочки размером с кулак. На внешней стенке «конверта» иногда оттискивали все фишки, заключаемые внутрь, чтобы иметь возможность вести точные подсчеты, не полагаясь на память и не разбивая опечатанных оболочек. Необходимость в самих фишках, таким образом, отпадала—достаточно было одних оттисков. Позже оттиски были заменены процарапанными палочкой 'значками-рисунками. Такая теория происхождения древнемесопотамского письма объясняет выбор глины в качестве писчего материала и специфическую, линзообразную форму табличек.
Полагают, что в ранней
пиктографической письменности было свыше
полутора тысяч знаков-рисунков. Каждый
знак означал слово или несколько
слов. Совершенствование
Первым литературным памятником человечества
стал шумерский эпос о Гильгамеше, фрагменты
которого впервые были обнаружены в библиотеке
Ашшурбанапала. В дальнейшем некоторые
темы этого эпоса (например, миф о всемирном
потопе) вошли в священные тексты других
народов этого (и не только этого) региона.
Литературные произведения в самых разных
жанрах пользовались в Шумере большой
популярностью. Достаточно сказать, что
регулярно "издавались" поэтические
антологии. Сохранились тексты шумерских
пословиц и поговорок, свидетельствующие,
что тип сознания и юмор шумеров мало чем
отличаются от нашего. Вот некоторые из
них:
Воин без командира - поле без пахаря; дружба на время - рабство навечно; поднял
бы ты гору, да тростинку на ветру не удержишь.
Шумерские "Поучения Шуруппака"
(середина III тыс. до н. э.) включают ряд
пословиц и сентенций, повторяющихся позже
во многих ближневосточных литературах
и у античных философов.
Древнейшими обитателями Двуречья
была создана высокая культура, которая
оказала исключительно сильное влияние
на дальнейшее развитие всего человечества,
став достоянием многих стран и народов.
На территории Месопотамии возникли и
получили оформление многие черты материальной
и духовной культуры, надолго определившей
весь последующий ход всемирной истории.
Здесь появились первые города-государства,
возникли письменность и литература, зародилась
наука. Цивилизация Древнего Двуречья
оказала огромное влияние на античную,
а через нее - и на средневесковую культуру
Европы, на Средний Восток, в конечном
итоге - на мировую культуру Нового и Новейшего
времени.
Величайшим достижением культуры Древней
Месопотамии было изобретение письменности
(именно шумерская письменность была самой
ранней в истории человечества - она относится
к 4 тыс. до н.э.).
Здесь же возникли сложные системы счета,
положено начало развитию научной мысли
- астрономии и математики.
Древнейшие мифы Двуречья оказали сильнейшее
влияние на последующее развитие мировых
религий: это мифы о сотворении мира, о
всемирном потопе.
Велики и бесспорны культурные достижения
древних народов Двуречья: ими созданы
первые в истории поэмы, элегии; составлен
первый в мире библиотечный каталог, собрана
Ашшурбанипалом (царь Ассирии) знаменитая
библиотека клинописных текстов. Архитектурные
формы, воплощенные в храмах, зиккуратах,
башнях вавилонскими зодчими, впоследствии
стали основой строительного искусства
Древнего Рима, а затем Средневековой
истории.