Художественная культура 20-30-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 10:00, реферат

Описание работы

Советский период – это сложное и противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. ХХ век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные школы, направления, течения, стили.

Содержание работы

ГЛАВА 1. творческие организации и союзы 5
ГЛАВА 2. литература и искусство 9
Заключение 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Файлы: 1 файл

Художественная культура 20-30-х годов.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

      Если  драматические театры к концу  первого советского десятилетия  перестроили свой репертуар, то главное место в деятельности оперных и  балетных коллективов занимала по-прежнему классика. Единственной крупной удачей в отражении современной темы стала постановка балета Р. Глиера “Красный мак” (“Красный цветок”).

      В странах Западной Европы и Америки  выступили Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, Н.С. Голованов, труппы МХАТа, Камерного  театра, Студии им. Е. Вахтангова, Квартет старинных русских инструментов

      Музыкальная жизнь страны в те годы связана  с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. В 1932 году был образован Союз композиторов СССР.

      Росту популярности кино способствовало появление  отечественных звуковых фильмов, первыми из которых были в 1931 году “Путевка в жизнь” (режиссер Н. Экк), “Одна” (режиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг), “Златые горы” (режиссер С. Юткевич). Лучшие фильмы 30-х годов рассказывали о современниках (“Семеро смелых”, “Комсомольск” С. Герасимова), о событиях революции и гражданской войны (“Чапаев С. и Г. Васильевых, “Мы из Кронштадта” Е. Дзигана, “Депутат Балтики” И. Хейфеца и А. Зархи, трилогия о Максиме режиссеры Г. Козинцева и Л. Трауберга). К этому же времени относятся музыкальные комедии Г. Александрова “Веселые ребята”, “Цирк”.

      В 1936 году было учреждено звание народного  артиста СССР. Первыми его были удостоены К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов, Б. В. Щукин, И. М. Москвин, А. В. Нежданова.

      Как и в других видах искусства  в живописи был утвержден метод  социалистического реализма. Высшим достижением советских художников считались картины Б. Иогансона («Допрос коммуниста»), Б. Грекова и его школы, посвященные военной тематике, портреты М. Нестерова, П. Корина, И. Грабаря, работы А. Дейнеки, воспевающие здорового, сильного человека. Огромное распространение получили парадные портреты вождей народа.

      Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов, изображающих В.И. Ленина, И. В. Сталина, других руководителей партии и государства. В каждом городе стояло по несколько памятников вождям. Шедевром монументального искусства того времени считалась созданная В. Мухиной скульптурная  группа «Рабочий и колхозница», изображающая двух стальных гигантов.

Заключение

 

      20-30-е  годы вошли в историю нашей  страны как период осуществления  «культурной революции», под которой  подразумевалось не только значительное повышение, по сравнению с дореволюционным периодом, образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры, но и безраздельное торжество марксистско-ленинского учения, превращение литературы и искусства в институт воздействия на массы. Одной из основных черт этого периода является всеохватывающий партийно-государственный контроль над духовной жизнью общества с целью формирования человека коммунистического типа, внедрения в массовое сознание единственной унифицированной идеологии, оправдывающей и обосновывающей все деяния режима.

  Революция сделала все сокровища культуры и искусства достоянием трудящихся. Широко раскрылись для народа двери дворцов, музеев, театров, концертных залов. Сюда пришли необычные зрители и слушатели: - рабочие и крестьяне, красногвардейцы и матросы. «Новый зритель оказался чрезвычайно театральным; он приходил в театр не мимоходом, а с трепетом и ожиданием чего-то важного, невиданного. Он относился к актеру с каким-то трогательным чувством». Росло и развивалось музыкальное творчество, оперно-театральная и концертная жизнь, музыкальное образование, массовая музыкальная самодеятельность.

      Произведения  тех лет призваны были способствовать культурному росту народа, пробуждать и поднимать новые, молодые творческие силы из его глубин. Хотя партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества, ее целью было поднимать в народных массах дух культуры, пробуждать тягу к искусству, в то же время не выпуская из под контроля. В.И.Ленин говорил: «Оно должно пробуждать в них художников и развивать их»1.

      Культурное  развитие данного периода очень  неоднозначно, что оставляет вопросы для размышления и по сей день. Хотя он глубоко ознаменовался в развитие страны по отношению к другим государствам.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Культурология.  Учебное пособие под редакцией  М.А. Барт. – М.: – МГУ, 1996. –  С. 35.

2. Ю.С.  Борисов, В.М. Курицын, Ю.С. Хван. Политическая система 20-30-х годов. – М.:  Московский рабочий , 1999. – С.152.

3. В.А.  Пономарев. Советская культура и российская действительность. – М.: Дрофа,  1997. – С. 93.

4. Ю.С. Борисов. Страницы истории советского общества. – М.: Издательство политической литературы , 1992. С.37.

5. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 45, С. 377.

6.Мандельштам  О. //Стихотворения. – [Электронное издание]. – Режим доступа: http://wikilivres.info/wiki/Мы_живём,_под_собою_не_чуя_страны_(Мандельштам)

(проверено: 30.04.2010) 
 

Информация о работе Художественная культура 20-30-х годов