ПАРАМЕТРЫ |
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ |
ЕВРОПА (Франция)
|
Природные и исторические
условия
|
|
- Франция - крупнейшая страна Европы;
- Территория страны в основном холмистая, с обширными низменностями. Плодородные почвы. Развиты зерновые, фруктовые сады, виноградники. Довольно хорошо развитое скотоводство. На большей части страны (исключая горы) зимние температуры положительны, снеговой покров обычно отсутствует, реки не замерзают.
- На севере и западе - равнины (2/3 общей территории) и низкогорья. Основными горными массивами являются: Альпы, Пиренеи, Юра, Арденны, Центральный массив и Вогезы. В центр. районах и на востоке — средневысотные горы (Центральный массив, Вогезы, Юра). На юго-западе, вдоль границы с Испанией, простирается горная цепь Пиренеев. На юго-востоке Альпы (самая высокая гора Западной Европы — гора Монблан, 4807 м.) частично образуют границу Франции с Италией и Швейцарией;
- Три типа климата: океанический (на западе), средиземноморский (на юге), континентальный (в центре и на востоке);
- Леса занимают 27 % территории страны;
- Крупнейшие водные артерии страны: Сена (775 км) — равнинная река, благоприятствует судоходству, и соединена каналами с другими реками; Гаронна (650 км); Рона (812 км) — самая полноводная река Франции, где сооружен ряд гидроэлектростанций; Луара (1020 км) — самая длинная река Франции, характерны частые наводнения;
- Французское королевство традиционно подразделялось на провинции. Во время французской революции (1790 г.) Франция была разбита на департаменты с целью заменить преданность населения своим феодальным регионам на лояльность центральному правительству в Париже. Старые названия провинций до сих пор используются географами для обозначения природных регионов, и некоторые регионы Франции называются так же, как провинции, чье место они заняли. Провинции Франции возникли на основании традиционного права, а не декрета правительства. Провинция определялась общими для её территории законами. Одна провинция могла быть частью другой.
|
Поселения
|
|
- Французский город представлял собой поселение, населенное по большей части ремесленниками и купцами, в то же время имел собственную выборную администрацию, чиновничество (как правило, назначаемое королем или сеньором, на чьей земле он располагался) и собственный договор с сеньором или короной, включавший в себя определенный набор вольностей и свобод.
- Франция — классическая страна феодализма( тип общества, характеризующийся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и простолюдинов (крестьян), занимающих по отношению к феодалам подчиненное положение).Здесь была настоящая «феодальная лестница», вся страна была застроена замками.
- Верса́ль — дворцово-парковый ансамбль во Франции), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющемся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения. Версаль сооружался под руководством Людовика XIV с 1661 года, и стал своеобразным памятником эпохи «короля-солнца». Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжавшие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время население Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако, оно быстро сократилось после того, как король был вынужден переселиться в Париж.
|
Государственное устройство
|
|
- Французский абсолютизм — абсолютная монархия, утвердившаяся во Франции в два последних столетия существования Старого порядка. Абсолютизм пришёл на смену периоду сословной монархии и был уничтожен Великой Французской революцией;
- Старый порядок — политический и социально-экономический режим, существовавший во Франции приблизительно с конца XVI - начала XVII вв. до Великой Французской революции;
- Во главе государства стоял король, которому подчинялись министры; в провинциях существовали губернаторы и парламенты, в городах — местные муниципальные органы;
- Городской совет занимался соответственно городскими делами и имел ограниченную автономию в делах полицейских, торговых и рыночных.
- Генеральные штаты — высшее сословно-представительское учреждение;
- Первое и второе сословия (дворянство и духовенство) были освобождены от уплаты любых налогов, имели исключительные политические права и ряд других привилегий по отношению к остальному населению. Большинство государственных должностей могли занимать только дворяне, они же формировали парламенты, куда практически невозможно было попасть представителям третьего сословия;
- Третье сословие включало около 98% населения Франции, и было неоднородным. Наиболее крупными социальными группами в его составе были крестьянство (более 85% населения) и буржуазия.
- Центральное управление государством осуществлялось королем при помощи различных советов;
|
Психологические особенности, место человека в мире.
|
|
- Человек Эпохи Барокко – это не столько Образ Бога или эталон Красоты, как это было в эпоху Возрождения, но прежде всего – существо, способное чувствовать и страдать, обладающее безграничным воображением.
- Предпосылкой стиля барокко явилась убежденность в необходимости спасать человека от зла, угрожающего ему из глубин его собственной природы.
- Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством; В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства.
- Эталоны красоты - Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен - мягкий, нежный, спокойный.
- Человек стал сознавать себя «чем-то средним между всем и ничем», «тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца».
- Мораль эпохи не превозносит отказ от земного и человеческого, а утверждает необходимость разумного самоограничения. Человек барокко все время стоит перед выбором - быть счастливым здесь и сейчас (то есть на земле) или потом и там (на небе).
|
Мифология
|
|
- Характерна идея спящего Бога — деизм. Деизм – это религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм; высоко ценит человеческий разум и свободу; стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога;
- Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели.
- Во Франции солнце выступало символом королевской власти и лично короля и до Людовика XIV. Светило становилось персонификацией монарха в стихах, торжественных одах и придворных балетах.
|
Наука и техника |
|
- Появляются новые школы и течения в медицине, развивается анатомия, хирургия, акушерство. Изобретение микроскопа позволило проникнуть в такие тайники жизни, которые были совершенно скрыты от невооружённого глаза исследователя.
- Успехи ученых привлекли внимание королей и министров. В 1666 году знаменитый министр Людовика XIV Жан-Батист Кольбер уговорил короля отпустить средства на создание Французской Академии наук. Это было восстановление традиций Александрийского Мусея, в Академии были созданы обсерватория, библиотека и исследовательские лаборатории, выпускался научный журнал.к Достижениям академии относится составление точной карты Франции- причем оказалось, что размеры страны меньше, чем полагали прежде.
- Ученый Дени Папен был создателем парового цилиндра и работал над созданием паровой машины.
Дени Папен
был протестантом; когда во Франции после отмены
Нантского эдикта (Нантский эдикт-
закон, даровавший французским
протестантам-гугенотам вероисповедные
права) начались гонения на протестантов,
он были вынуждены покинуть страну.
- В борьбе разнообразных течений, местных и общеевропейских традиций в XVII веке сложилась национальная школа живописи Франции, которой предстояло в последующие столетия вести за собой художников всей Европы.
|
Храм как модель мира
|
|
- Пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме;
|
Художественные образы
|
|
- вторую половину XVII века именуют «стилем Людовика XIV» - это самый пышный, «большой стиль», барокко на французский лад, более упорядоченное, академическое, без экстатичности итальянского барокко, не столь церковное, сколь светское; барокко в синтезе с классицизмом.
- Барокко создало культурное пространство (философское, литературное, живописное, архитектурное), где не было равновесия и соразмерности, а преобладали напряженный драматизм столкновений противоположных сил. В нем изобиловали контрасты, борьба страстей и картины страданий. В архитектурно-скульптурных и живописных композициях прежний ренессансный круг, являющийся символом гармонии, стал вытягиваться в эллипс, как символ напряженной, динамичной силы, преодолевающей сопротивление. Статичные фигуры и лица, исполненные спокойного достоинства, некогда характерные для творчества мастеров Возрождения, стали уступать место святым ликам, озаренным мистическими восторгами, и телам, изображенным в экстатических позах с причудливыми изгибами.
- Барокко противостояло рационализму и классицизму. Основополагающей сферой, которая наиболее ярко проявляется в жизни общества, и которое затронула новая эпоха, была живопись, архитектура, музыка. Деятели культуры эпохи Барокко всячески опровергали всякую естественность, которая отождествлялась с самодурством, дикостью, невежеством. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств.
|
Канон |
|
- Буйный динамизм форм, преувеличенные эмоции, синтез архитектуры и живописи, иллюзионистское использование пространства;
- Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение;
- Контрастность, броская цветистость, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств; одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров;
- Представления о сложности, многообразии, изменчивости мира;
- Любовь к прихотливой метафоре, к аллегории и символу достигает в стиле барокко своего апогея. Однако сквозь причудливые полуфантастические формы и смыслы, сквозь все метафоры в барокко проступает сильное натурное начало. Различные виды искусства активно взаимодействуют, составляя многогранный, но единый "театр жизни", сопутствующий реальному бытию в виде его праздничного двойника.
|
Доминирующие виды искусств
|
|
- Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, «плоскостью» и пышн<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-si
|