Художественная культура Ислама

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:08, доклад

Описание работы

В области изобразительного искусства мусульманские ортодоксы (от греч. – прямой, правильный) запрещают реалистическое творчество. Ибо единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним – грех. Этот запрет призван также избежать идолопоклонства, т.е. проявлений политеизма. Поэтому мусульманские художники обычно изображают либо стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов

Файлы: 1 файл

Художественная культура Ислама.ppt

— 1.43 Мб (Скачать файл)

Художественная культура

ислама

  • Ислам как мировая религия в целях укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры, т.е. средства эстетического воздействия на верующих. При этом деятели искусства ставятся в достаточно жесткие рамки. С одной стороны, они должны использовать доступные им средства для прославления Аллаха и институтов Ислама, с другой – эти средства, т.е. формы и содержание творческой деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов.
  • В области изобразительного искусства мусульманские ортодоксы (от греч. – прямой, правильный) запрещают реалистическое творчество. Ибо единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним – грех. Этот запрет призван также избежать идолопоклонства, т.е. проявлений политеизма. Поэтому мусульманские художники обычно изображают либо стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов 

      Не случайно восточные мыслители сравнивали арабеску с музыкой, призванной «создавать новую и более совершенную красоту». Как и музыка, орнамент обладает большой эмоциональной выразительностью, порождает сложную гамму чувств, настроений и мыслей.

       В культуре мусульманского востока особенно высоко ценилось искусство каллиграфии, тесно связанное с искусством арабески. Согласно учению пророка Мухаммеда, «письмо – половина знания», поэтому ислам признавал божественное происхождение письма. Чистота письма считалось признаком чистоты души.

Архитектура ислама

    

 

Медина (Ясриб) - город, куда в 622 г. н. э. переселился из Мекки пророк Мухаммед, спасаясь от преследований противников новой религии. В Медине Мухаммед прожил всю оставшуюся жизнь, покидая город лишь для руководства военными операциями и совершения паломничества в Мекку. В Медине Пророк основал первую мечеть (Масджид ан-Наби) и провозгласил значительную часть Корана, касающуюся прежде всего правил жизни мусульманской общины. В Медине ислам приобрел характер самостоятельной религии. Здесь же были заложены основы исламского государства, первой столицей которого и стала Медина. В Медине Мухаммед похоронен в мечети Масджид ан-Наби, к которой примыкал его дом. Паломники всегда посещают могилу Пророка, хотя поклонение ей не входит в число обрядов хаджа.

  • Во второй трети XVII в. представитель династии Моголов (1526–1858) Шихаб ад-дин Шах-Джихан I (1628–1657) построил великолепный мавзолей Тадж-Махал близ Агры. Мавзолей Тадж-Махал, воздвигнутый по велению Шах-Джахана для его рано умершей любимой жены Мумтаз, считается вершиной архитектурных сооружений мусульманского типа.

     Интерьер Тадж-Махала поражает сочетанием строгости и изящества. Его декоративное убранство составляют резьба и инкрустация самоцветами по белому мрамору. Особенно искусно выполнена золотая ширма с эмалью, украшенная драгоценными камнями. Она являет собой образец тончайшей ажурной работы, а потому по праву считается «шедевром элегантности» в индийском искусстве. Другой примечательностью интерьера усыпальницы является акустический эффект. Слово, произнесенное шепотом, многократно усиливается и звучит под сводом в течение 16 секунд.

 

      Золотая ширма в мавзолее Тадж-Махал.

  • Минарет Кутб-Минар (Башня Победы) – самая высокая башня в Индии, один из самых высоких минаретов в мире.
  • Называют "седьмым чудом Индостана".

Среди безмолвной, испепеленной  солнцем и пронизанной ветрами  пустыни возвышается минарет аль-Мальвия. Гигантское сооружение достигает 50 м в высоту и уже издалека открывается взору путников. Минарет стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным пандусом (наклонной плоскостью, заменяющей лестницу). Устремленный вверх минарет спирально «ввинчивается» в небо. Его ярусы постепенно уменьшаются по направлению к вершине, так что подъем к верхнему пандусу становится более крутым. С одной стороны обороты пандуса залиты лучами знойного солнца, а с другой погружены в прохладную тень.

 

Минарет аль-Мальвия Большой  мечети Мутаваккиля. Середина IX  в. Самарра, Ирак.

Литература Арабского Востока 

Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф  Низами Гянджеви

 

  • Слово, идущее от сердца, проникает в сердце.
  • Чтоб клады счастья обрести, прибегни ко всесилью слов.
  • Влюбленный слеп. Но страсти зримый след
  • Ведет его, где зрячим хода нет.
  • Бывает, что любовь пройдет сама,
  • Ни сердца не затронув, ни ума.
  • Дни свои влачить без друга — наигоршая из бед.
  • Жалости душа достойна, у которой друга нет.
  • Потворствуй преданным друзьям, их за поступки не гони.
  • Как напоит тебя сосуд, тобой разбитый в черепки?
  • Коль порою жало горя поражает в грудь,
  • В эти дни броню терпенья, сын мой, не забудь.

 

Омар Хайям 

 

  • "Надо жить, - нам внушают, - в постах и в труде!" 
    "Как живете вы - так и воскреснете-де!" 
    Я с подругой и чашей вина неразлучен,  
    Чтобы так и проснуться на страшном суде.

      Рубаи Омара Хайяма отличаются изяществом каждой фразы, глубиной философской мысли, яркими запоминающимися образами, непосредственностью взглядов на мир лирического героя, особой музыкальностью и ритмичностью. Значительная часть рубаи – это раздумья над Кораном, вот почему лирическому герою свойственны поиски духовных основ бытия. Человек, по мнению Омара Хайяма, устал тщетно уповать на счастье в загробном мире, он должен попытаться обрести его на земле.

 

Много лет размышлял  я над жизнью земной,

Непонятного нет для  меня под луной.

Мне известно, что мне  ничего неизвестно! –

Вот последняя правда, открытая мной.

 

Этот мир – эти горы, долины, моря –

Как волшебный фонарь. Словно лампа – заря.

Жизнь твоя – на стекло  нанесенный рисунок,

Неподвижно застывший  внутри фонаря.


Информация о работе Художественная культура Ислама