Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 08:08, доклад
В области изобразительного искусства мусульманские ортодоксы (от греч. – прямой, правильный) запрещают реалистическое творчество. Ибо единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним – грех. Этот запрет призван также избежать идолопоклонства, т.е. проявлений политеизма. Поэтому мусульманские художники обычно изображают либо стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов
Художественная культура
ислама
Не случайно восточные мыслители сравнивали арабеску с музыкой, призванной «создавать новую и более совершенную красоту». Как и музыка, орнамент обладает большой эмоциональной выразительностью, порождает сложную гамму чувств, настроений и мыслей.
В культуре мусульманского востока особенно высоко ценилось искусство каллиграфии, тесно связанное с искусством арабески. Согласно учению пророка Мухаммеда, «письмо – половина знания», поэтому ислам признавал божественное происхождение письма. Чистота письма считалось признаком чистоты души.
Архитектура ислама
Медина (Ясриб) - город, куда в 622 г. н. э. переселился из Мекки пророк Мухаммед, спасаясь от преследований противников новой религии. В Медине Мухаммед прожил всю оставшуюся жизнь, покидая город лишь для руководства военными операциями и совершения паломничества в Мекку. В Медине Пророк основал первую мечеть (Масджид ан-Наби) и провозгласил значительную часть Корана, касающуюся прежде всего правил жизни мусульманской общины. В Медине ислам приобрел характер самостоятельной религии. Здесь же были заложены основы исламского государства, первой столицей которого и стала Медина. В Медине Мухаммед похоронен в мечети Масджид ан-Наби, к которой примыкал его дом. Паломники всегда посещают могилу Пророка, хотя поклонение ей не входит в число обрядов хаджа.
Интерьер Тадж-Махала поражает сочетанием строгости и изящества. Его декоративное убранство составляют резьба и инкрустация самоцветами по белому мрамору. Особенно искусно выполнена золотая ширма с эмалью, украшенная драгоценными камнями. Она являет собой образец тончайшей ажурной работы, а потому по праву считается «шедевром элегантности» в индийском искусстве. Другой примечательностью интерьера усыпальницы является акустический эффект. Слово, произнесенное шепотом, многократно усиливается и звучит под сводом в течение 16 секунд.
Золотая ширма в мавзолее Тадж-Махал.
Среди безмолвной, испепеленной солнцем и пронизанной ветрами пустыни возвышается минарет аль-Мальвия. Гигантское сооружение достигает 50 м в высоту и уже издалека открывается взору путников. Минарет стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным пандусом (наклонной плоскостью, заменяющей лестницу). Устремленный вверх минарет спирально «ввинчивается» в небо. Его ярусы постепенно уменьшаются по направлению к вершине, так что подъем к верхнему пандусу становится более крутым. С одной стороны обороты пандуса залиты лучами знойного солнца, а с другой погружены в прохладную тень.
Минарет аль-Мальвия Большой мечети Мутаваккиля. Середина IX в. Самарра, Ирак.
Литература Арабского Востока
Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф Низами Гянджеви
Омар Хайям
Рубаи Омара Хайяма отличаются изяществом каждой фразы, глубиной философской мысли, яркими запоминающимися образами, непосредственностью взглядов на мир лирического героя, особой музыкальностью и ритмичностью. Значительная часть рубаи – это раздумья над Кораном, вот почему лирическому герою свойственны поиски духовных основ бытия. Человек, по мнению Омара Хайяма, устал тщетно уповать на счастье в загробном мире, он должен попытаться обрести его на земле.
Много лет размышлял я над жизнью земной,
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего неизвестно! –
Вот последняя правда, открытая мной.
Этот мир – эти горы, долины, моря –
Как волшебный фонарь. Словно лампа – заря.
Жизнь твоя – на стекло нанесенный рисунок,
Неподвижно застывший внутри фонаря.