Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 20:44, реферат
Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы пример¬но с 1000 года до возникновения готики, в
большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в
некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной
культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был прароманский
стиль.
Одо из Меца. Дворцовая капелла в Ахине |
Храм Сан-Витале в Равенне |
Фрагмент ковра из собора в Байё |
Реймский собор (XIII—XIV вв) |
Реймский собор изнутри |
Художественная культура средневековой Европы.
Романский стиль.
Первым самостоятельным, специфически европейским художественным стилем средневековой Европы был романский, которым характеризуются искусство и архитектура Западной Европы примерно с 1000 года до возникновения готики, в
большинстве регионов примерно до второй половины и конца XII века, а в
некоторых и позднее. Он возник в результате синтеза остатков художественной
культуры Рима и варварских племен. На первых порах это был пра-романский
стиль.
В конце пра-романского периода элементы романского стиля смешивались с
византийскими, с ближневосточными, особенно сирийскими, также пришедшими в
Сирию из Византии; с германскими, с кельтскими, с чертами стилей других
северных племен. Различные комбинации этих влияний создали в Западной Европе
множество локальных стилей, которые получили общее имя романского, в значении
«в манере римлян.
Здания часто создавались из элементов, изъятых из старых римских построек, или
декорировались ими. Во многих регионах такой стиль был продолжением
раннехристианского искусства. Круглые или многоугольные соборные церкви,
заимствованные из византийской архитектуры, строились в течение романского
периода; позднее они возводились в Аквитании на юго-западе Франции и в Скандинавии.
Наиболее известные и
лучше всего проработанные
Сан-Витало в Равенне и восьмиугольная дворцовая капелла в Ай-ля-Капелле ( в наст. время Аахен, Германия), прямо инспирированная собором Сан-Витало.
Важные здания конструировались также в монастырском стиле. Монастыри,
характерное религиозное и социальное явление той эпохи. Тщательно проработанные романские монастырские комплексы были возведены в Сент-Галле (Швейцария), на
острове Райхенау (Германская сторона озера Констанс) и в Монте-Кассино
(Италия) монахами-бенедиктинцами.
Выдающимся достижением архитекторов романского периода была разработка зданий
с каменными вольтами (арочными, поддерживающими конструкциями). Главной
причиной для разработки каменных арок была необходимость замены легко
воспламенявшихся деревянных перекрытий пра-романских зданий. Введение
вольтовых конструкций привело к всеобщему использованию тяжелых стен и
столбов. В качестве перекрытия чаще всего применялся каменный цилиндрический свод; толстые стены необходимы были для того, чтобы выдержать большой вес. Рассчитывать необходимый запас прочности строители еще не умели, и своды получались неуклюжие, массивные. Зодчие романского стиля применили конструкцию свода в виде крест-накрест: каждый квадрат потолка, образованного четырьмя колоннами, перекрывали двумя пересекающимися полуцилиндрами. Для облегчения нагрузки на стены дополнительно перекинули ещё четыре арки по сторонам квадрата. Пространство между ребрами заполнили тонкими облегченными каменными плитами.
Скульптура. Большинство романских скульптур было интегрировано в
церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и
эстетическим целям. Поэтому трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь
церковной архитектуры. Другие элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран Ближнего Востока
Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.
Живопись. Существующие образцы романской живописи включают в себя
украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными
орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные
композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из
жизни святых. В этих композициях фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.
Готическое искусство и архитектура
На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенствования
общественных отношений приходил новый стиль — готический. В этом стиле стали
исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное
стекло, иллюстрированные рукописи и другие произведения изобразительного
искусства в течение второй половины средних веков.
Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось по
всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в
Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы
и в XVI веке.
Применение термина «готика» было ограничено периодом позднего, высокого или классического средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры.
Основным представителем готического периода была архитектура. готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил развитие этой архитектуры.
Ребристые своды стали характерным признаком готического стиля.
Средневековые церкви имели мощные каменные своды, которые были очень
тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло
привести к обрушению здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и
тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали
ребристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки,
расположенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был
тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сторон), позволил
решить многие архитектурные проблемы.
Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов.
Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более
тонкими, включавшими обширные оконные проемы, и интерьеры получали
беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле поэтому произошла
настоящая революция.
С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и
планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер
легкости, устремленности ввысь.
Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери
(начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом
периода высокой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в
1210). Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры поздней готики.
Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Англию. В Италии оно было не столь сильным.
Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах
готических соборов
статуи, форма искусства, неизвестная в Западной Европе с римских времен. Самые
ранние из дошедших до нас — статуи-колонны в западном портале Шартрского
собора. Они находились еще в старом до-готическом соборе и датируются примерно
1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму колонн, к которым
они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском
стиле, который тем не менее придает фигурам впечатляющий характер
целеустремленной духовности.
С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи
приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так
называемый классический стиль достигает кульминации в первых десятилетиях
XIII века в больших сериях
скульптур на порталах
трансептов Шартрского собора.
Появление натурализма. Начиная примерно с 1210 года на Коронационном
портале собора Парижской богоматери и после 1225 года на западном портале
Амьенского собора, производящие впечатление ряби, классические черты
оформления поверхностей начинают уступать место более строгим объемам. У
статуй Реймсского собора и в интерьере собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки,
подчеркнуто миндалевидные глаза, расположенные пучками на маленьких головках
локоны и манерные позы производят парадоксальное впечатление синтеза
натуралистических форм, деликатной аффектации и тонкой одухотворенности.
Средневековая музыка и театр
Коротко.
Храмы строились "Modo Romano"
- по римским правилам. За образец был взят
молельный дом первых христиан - традиционная
римская базилика - большое, вместительное,
строгое здание, возведенное из хорошо
отесанных каменных блоков. Чаще всего
в качестве перекрытия применялся каменный
цилиндрический свод; толстые стены необходимы
были для того, чтобы выдержать большой
вес. Рассчитывать необходимый запас прочности
строители еще не умели, и своды получались
неуклюжие, массивные. Зодчие романского
стиля применили конструкцию свода в виде
крест-накрест: каждый квадрат потолка,
образованного четырьмя колоннами, перекрывали
двумя пересекающимися полуцилиндрами.
Для облегчения нагрузки на стены дополнительно
перекинули ещё четыре арки по сторонам
квадрата. Пространство между ребрами
заполнили тонкими облегченными каменными плитами. Это было новшество, которое
позже получило великолепное развитие
вготическом стиле
архитектуры.
В средневековой архитектуре колонна - один из важнейших
элементов конструкции и украшение храма.
Романские мастера чередованием колонн,
столбов, полуколонн добивались удивительного
впечатления музыкального ритма.
Для архитекторов средневековья - арка
- любимый элемент, любимое украшение.
Нередко одна арка охватывает другую
или даже несколько маленьких. Так
обычно строили окна: две маленькие
арочки с общей небольшой колонной посередине
в раме с большой аркой. В порталах дверей
арки образуют углубление в толще стены,
постепенно уменьшаясь. Они украшают свод
и вместе с тем подчеркивают мощь кладки.
Маленькие точёные арочки на маленьких
полуколоннах, как ожерелье окружают здание
под самой крышей.
Информация о работе Художественная культура средневековой Европы