3.3.Утварь
В чайной церемонии исключается
присутствие "чистой", а, следовательно,
с точки зрения японцев, бесполезной красоты.
Сущность чайной церемонии состоит в том,
что она выражает эстетику действительной
жизни, где полезность - первый принцип
красоты. Всего для чайной церемонии должно
быть двадцать четыре необходимых предмета
- "тяки", среди них чаша для чая "тяван",
"мидзусаси" - сосуд для холодной
воды, коробочки для чая "кого", бронзовый
котёл, деревянный черпак из бамбука и
другие. Все предметы для чайной церемонии,
кроме своего непосредственного назначения,
были объектами созерцания. В произведениях
японского прикладного искусства издавна
подчёркивалась непосредственная практическая
ценность самой вещи. Именно поэтому знатоки
чайной церемонии, известные своим изысканным
вкусом, отказываются от китайского фарфора
и обращаются к изделиям народного искусства.
Подбор чашек - также целая наука.
Толщина стенок и сама форма зависят, например,
от времени года: зимой - чашки более закрытые
и с утолщенными стенками, в теплый сезон
- наоборот. Кроме того, следует предусмотреть,
чтобы, с одной стороны, она не обжигала
руки, то есть была не слишком тонкой, а
с другой - "не мешала" и ее было удобно
держать, то есть не была чересчур толстой
и, следовательно, тяжелой.
3.4.Принципы чайной церемонии
Основных правил чайной "философии"
четыре: Ва (Гармония), Кэй (Почтительность),
Сэй (Чистота), Дзяку (Спокойствие). Ва (Гармония)
- сама атмосфера чайной церемонии. Когда
вы подходите к чайному домику, видите
мшистые камни, заросший водоем - вольную
природу, которой человек не навязал себя.
Чайный дом с соломенной крышей, подпорками
из неотесанного дерева или бамбука - естественное
продолжение сада. В комнате полумрак:
низкая крыша почти не пропускает света.
Ни одного лишнего предмета, ни одного
лишнего цвета. На полке в чайной комнате
стоят кувшин с водой, подставка для черпака,
чашка для воды. На всем патина старины,
дыхание вечности. Время как бы остановилось.
Только ковш из срезанного бамбука и свежая
полотняная скатерть. Вся обстановка призвана
отвлечь вас от повседневности, привести
дух в состояние умиротворенности, равновесия. Кэй
(Почтительность) предполагает чистосердечные,
добрые отношения между людьми. Чайный
дом - не только обитель простоты и естественности,
но и обитель Справедливости. Почтительность
предписывает, чтобы все чувствовали себя
равными и знатный не кичился своей знатностью,
а бедный не стыдился своей бедности. Когда
сёгун Асикага Ёсимаса спросил у Мурата
Сюко, каким образом искусство чая приводит
к Просветлению, Сюко ответил: "Тот,
кто входит в чайную комнату, должен преодолеть
в себе чувство превосходства". Третий
принцип - Сэй (Чистота), которая должна
быть во всем: в чувствах, в мыслях (чистота
души). "Цель ваби, - говорил Сокэй, - дать
почувствовать чистоту, незагрязненность
обители Будды". Истоки культа чистоты
восходят к синтоистскому обряду Великого
очищения (охараи). "Суть тя-но-ю в очищении
шести чувств от скверны. Когда человек
видит какэмоно в такономе (нише) и цветок
в вазе, очищается его чувство запаха,
когда он слушает, как кипит вода в железном
чайнике и как она капает из бамбуковой
трубки, очищается его слух, когда он пробует
чай, очищается вкус, и когда он держит
в руке чайные приборы, очищается его осязание.
Когда таким образом все органы чувств
очищаются, сам разум очищается от скверны.
Искусство чайной церемонии в конце концов
представляет собою духовную дисциплину,
и мое наслаждение каждым часом дня связано
с духом чая, что ни в коем случае не является
простым развлечением". ("Хагакурэ") Четвертый
принцип-Дзяку (Спокойствие, Покой). Полный
покой (внешний и внутренний), уравновешенность,
безмятежность (недаром иероглиф дзяку
переводят как нирвана).
Еще: шесть простых правил, сформулированный
Сэн Рикю для тянною. 1. Сигналом, приглашающим
гостей в чайную комнату, должен быть звук
деревянной колотушки (гонга). 2. Миска
для омовения рук должна быть всегда наполнена
водой. 3. Гость, который заметил какую-нибудь
неправильность в оснащении чайного домика
или почувствовал бестактность, должен
немедленно тихо и молча удалиться. 4. Разговоры
во время церемонии могут касаться только
серьезных и достойных тем. 5. Из уст гостей
не могут исходить ни ложь, ни лесть, ни
клевета, ни сплетни. 6. Чайная церемония
не может длиться более четырех часов.
И еще: когда ученики спросили
у Рикю: "В чем секрет Пути чая?", он
ответил: "Их семь. Приготовьте такой
чай, чтобы гости получили удовольствие.
Положите уголь таким образом, чтобы вода
закипела быстро. Поставьте цветок так,
чтобы он ожил. Летом должно быть прохладно,
зимой - тепло. Приходите немного раньше
условленного времени. Приготовьте зонт,
даже если нет дождя. Расположитесь сердцем
к каждому из гостей". Эти семь принципов
Рикю наряду с четырьмя правилами - Гармония,
Почтительность, Чистота, Спокойствие,
- должны постоянно присутствовать в сердце
каждого, кто следует Пути чая. Если четыре
правила касаются души человека, исповедующего
Путь чая, то семь принципов имеют в виду,
как нужно вести себя с другими. Нельзя
забывать, что вложить всю душу в приготовление
чая, проявить истинность сердца (магокоро)
важнее, чем соблюсти правила ритуала
или искусно подобрать чайную утварь.
4.Садовое искусство
Японские сады выглядят привлекательными
в течение всего года - в отличие от английских
миксбордеров, ярко расцветающих в летние
месяцы, но исчезающих из сада поздно осенью.
В японских садах используют много вечнозеленых
растений; такие сады создаются для того,
чтобы успокаивать и умиротворять, а не
будоражить наше восприятие. Они хороши
на небольших пространствах и могут быть
очень просты в уходе. В основе философии
японского садоводства лежит воссоздание
естественного ландшафта Японии в миниатюре
(обычно в виде горного пейзажа с водопадами
и ручьями). «Взгляд на природу со стороны»
как раз и делает этот стиль садового искусства
таким, каким он предстает перед нами сегодня.
Обычно говоря о японском саде, мы сразу
представляем себе камни и воду.
Существует великое множество
растений, присущих не только природе
Азии, но и России, которые могут быть использованы
в японских садах. Основным понятием здесь
следует признать: «Природа – это идеал,
к которому мы должны стремиться». Вы можете
идеализировать природу, выражать ее через
символы, но нельзя создавать того, чего
Вы никогда не встретите в Природе.
Камень может олицетворять
собой целую гору, пруд предстанет горным
озером. Крошечное пространство, засыпанное
песком, станет безграничным океаном.
Без всякого сомнения, фраза «Меньше –
значит лучше» впервые прозвучала из уст
мастера садового искусства. Откажитесь
от разнообразия. Повторение отдельных
элементов в различных частях сада создает
чувство целостности, что особенно важно
для малых пространств.
Садовое искусство в Японии
продолжает развиваться и совершенствоваться.
Умение создания садов передается из поколения
в поколение, сохраняя черты древней цивилизации
и приобретая признаки современной культуры.
Этому искусству японские мастера обучают
представителей молодого поколения в
специальных школах, где молодежь перенимает
навыки и впитывает дух древней культуры.
Рельефный характер обусловливает
плоские и холмистые сады. Разнообразие
композиционного построения позволило
выделить следующие степени сложности
садов: полная объемная форма — «син»,
полусокращенная неполная — «со», сокращенная
— «ге».
Первая степень «син» представляет
собой самую развернутую форму сада и
включает весь комплект композиционных
наборочных элементов. В таком саду отводится
место и камням, и цветам, и мху, также уделяется
внимание водопадам и песочным отмелям.
Японцы максимально выражают свою истинную
любовь к природе на минимальной площади
сада. Стремление сконцентрировать разнообразие
всех природных элементов качественно
определяет всю значимость и ценность
даров земли. Степень «со» состоит только
из половины компонентов, но тем не менее
они должны сочетаться между собой и создавать
в саду ауру спокойствия и единения. Степень
«ге» определяет более сжатую форму сада,
здесь используют небольшое количество
компонентов. Человек, находящийся в окружении
подобного сада, воспринимает значение
того или иного композиционного элемента
максимально точно. Если мастер ярко создал
контраст между пейзажами, то другой человек,
умеющий правильно оценивать красоту,
с легкостью воспринимает смысл, передающийся
природными средствами. В устройстве японского
сада действует принцип асимметрии: ни
один из предметов не должен быть равен
по размеру другому, как не должны они
быть размещены параллельно. Благодаря
внимательному отношению к деталям и продуманному
расположению необычных и красивых элементов
ландшафта (камень или узор дорожек, сухая
коряга или растение, ручей или водопад,
скульптура или фонарь) художник - создатель
сада, рисует пейзаж. Учитывается даже
отражение элементов ландшафта в зеркале
воды и рисунок тени, которую отбрасывают
предметы. Создатели сада любят играть
не только цветом, но и фактурой, как, например,
в саду мхов. Кроме форм, красок, линий
мир полон запахов и звуков: запах чистой
родниковой воды, пение цикад в вечерней
траве, болтовня ручейка… Звуки, как и
запах, используют при создании сада.
Самые удивительные и необычные
современные сады в мире, как, например,
«Сад из стекла и воды» или «Сад с одним
деревом». Этот сад располагает к размышлению
в одиночестве. Одинокое дерево так выразительно,
что кажется одухотворенным существом.
Уникальным шедевром
считается проект Кензо Кума «Дом
и вода». По старой традиции глыбы поставлены
в центре искусственного водоема без ограждений.
Их форма тоже традиционна, но сделаны
они из горного хрусталя; лучи заходящего
солнца, преломляясь, рассыпаются золотым
дождем по поверхности воды, переливаются
радостными бликами по прозрачным стеклянным
перегородкам.
5.Заключение:
Завершая работу можно прийти
к выводу, что икебана - это понятие, подразумевающее
красоту линий стеблей и веток с изящными
изгибами, красоту формы листьев, гармонию
красок цветов, воплощенных в композиции.
Мастера икебаны создают букеты
из цветов изысканных и обыкновенных,
сухих веток и трав, сухих корней, кусков
деревьев, в национальных вазах и без них,
используя в каждой аранжировке небольшое
количество цветов, но все они изящны,
сочетания их отличаются тонким вкусом
и покоряют своей элегантностью и простотой.
Искусство икебаны имеет свои законы и
принципы.
Японцы считают, что чайная
церемония воспитывает простоту, естественность,
опрятность. По-видимому, это так, но в
чайной церемонии заключено и другое.
Приобщая людей к точно установленному
ритуалу, она приучает их к строгому порядку
и безусловному исполнению социальных
правил. Чайная церемония является одной
из основ культивирования национальных
чувств.
В ходе исследования садово-паркового
искусства Японии выявили несколько типов
садов: сад Цубо, японский сад чайной церемонии,
сад камней и сад деревьев.
Сейчас сады в Японии находятся
на высочайшей ступени своего развития
и это «заслуга», в первую очередь, самой
природы страны.
В Японии очень любят красоту
зелёных деревьев, превращая сады настоящие
произведения искусства.
Современный японский сад, в
Японии или вне ее, сохраняет и развивает
традиции, а его поэзия привлекает все
новых и новых почитателей и ценителей
тонкого искусства.
6.Список использованной литературы:
- Ва сюра Т. Японская чайная церемония «Здесь и сейчас» 1999.
- Веряскин В. Путь чая «Здесь и сейчас» 1998.
- Виноградова Н.А. Искусство Японии. М., 1985.
- Икебана в современном мире.
– М., 2000.
- Николаева Н.С. Японские сады Издательство: Арт-Родник 2005
- Основные направления искусства
икебаны. – М.: ОЛМА-Пресс, 2004.
- Японские традиции в оформление
сада Издательство АСТ 2004