Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 11:26, реферат
Одна из центральных проблем понимания древнего мира- осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Историческая типология культуры локальных цивилизаций основана на признании уникальности, неповторимости каждой цивилизации и соответствующего ей типа культуры.
1.Введение……………………………………………………… ……...3
2. Религия Древней Индии. Ведизм. Индуизм. Буддизм…………… 4-6
3. Философия, литература, лингвистика………………………………6-7
4. Архитектура, скульптура, живопись………………………………..8-9
5. Математика, астрономия, медицина…………………………………9
6. Заключение…………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-
ФИЛИАЛ Г. ГРЕМЯЧИНСК
Р Е Ф Е Р А Т
ПО ПРЕДМЕТУ КУЛЬТУРОЛОГИЯ
ТЕМА: ИНДИЙСКАЯ КУЛЬТУРА
Преподаватель: кандидат философских наук
г. Гремячинск
2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Введение……………………………………………………
2. Религия Древней Индии. Ведизм. Индуизм. Буддизм…………… 4-6
3. Философия, литература, лингвистика………………………………6-7
4. Архитектура, скульптура, живопись………………………………..8-9
5. Математика, астрономия, медицина…………………………………9
6. Заключение……………………………………………………
1. Введение
Одна из центральных проблем понимания древнего мира- осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Историческая типология культуры локальных цивилизаций основана на признании уникальности, неповторимости каждой цивилизации и соответствующего ей типа культуры.
Между тем, очевидно, что, скажем, китайская культура имеет достаточно много общих черт с древнеегипетской и другими восточными, отличающих их все от западно-европейской или российской. С другой стороны, усиление взаимовлияния разных народов с 16 в., и особенно- с 19 в., позволяет говорить о тенденциях к складыванию общеземной культуры.
Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни. В рамках своего реферата я попытаюсь сделать беглый обзор богатства и разнообразия духовных поисков народов, населяющих Индостан.
2. Религия Древней Индии . Ведизм. Индуизм. Буддизм.
Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях – литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.
Культурная тысячелетняя традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм. Корни этой религии уходят в глубокую древность.
Ведизм. О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода – ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар.
Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: так Индра- бог грозы и могущественной воли; Варуна- бог мирового порядка и справедливости; Агни- бог огня и домашнего очага; Сома- бог священного напитка и.т.д. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы- небо, землю, антарижну (пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли- Агни и Сома. Строгой иерархии богов не существовало, обращаясь к конкретному богу, ведийцы наделяли его характеристиками многих богов. Творцом всего богов, людей, земли, неба, солнца- было некое абстрактное божество Пуруша. Все вокруг растения, горы, реки- считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселении душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, в грешника в страну Ямы. Боги как и люди способны были умереть.
Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни т.е. появление первой религии.
Индуизм. Из брахманизма со временем выделился индуизм, опиравшийся на позиции первобытной культуры. Он был более приемлем для крестьянского населения Индии. На первый план вышла тройка божеств: Брахма, Шива и Вишну. Брахма является создателем Вселенной. Шива уничтожает все живое, но он же одновременно - покровитель искусств и ремесел. Вишну олицетворял творческую космическую энергию. Эти божества могли иметь земные воплощения, как в мужской, так и в женской ипостаси. Они назывались аватарами. Одной из наиболее известных аватар Вишну был спаситель человечества Кришну. В индуизме жертвоприношение и отправление культа доступно любому, а те только ограниченной группе брахманов. Каждый мог поклоняться различным аватарам, наиболее нужным для какой-либо общины. Отсюда в индуизме большое количество местечковых богов. На основе почитания божеств – спасителей складывается институт святых наставников-гуру. Древние культы играли большую роль в религиях Индии. Это – почитание святых вод Ганга, изображение божеств в зооморфных видах: Ганеша- в виде слона, Гануман- в виде обезъяны, обожествление змей, коров и.т.д., что несет на себе черты тотемизма. Абстракции брахманизма в индуизме заменили более реальные вещи. Из культа предков ведут свое происхождение надмогильные ступы и подземные храмы. Для индуизма характерен эротизм. Это связывается с необходимостью подготовки форм для новых воплощений при реинкарнации. Так был создан ряд барельефов в Борободуре.
Буддизм. С эпохой Древнего Востока связано рождение в Индии в 6 веке до н.э. первой мировой религии, ей стал буддизм. Создатель этого учения Сиддхартха Гаутама в 40 лет «достиг просветления» и стал называться Буддой, т.е. «просветленным». Если вся жизнь является страданием, то человек в состоянии прервать извечный круговорот кармы и остановить цепь реинкарнации, буддизм претендовал на создание учения об освобождении и давал пути для реализации этого учения. Источник страданий- жажда жизни, жажда наслаждений, власти, обладания, а их прекращение- уничтожение этой жажды через освобождение от желаний.
В буддизме выделилось два направления: «малая колесница» (хинаяна) и «большая колесница» (махаяна). Для достижения слияния с Брахманом люди проходят несколько ступеней: человек, гуру (учитель), аскет (деревиш), ботхисатва (Будда, оставшийся на земле). Указанная очередность характерна для хинаяны, т.е. в ней основным является аскетизм. Некоторые народности, исповедующие это течение буддизма, в своей жизни на несколько лет уходят в монастыри (Шри Ланка, Бирма). Махаяна предполагает более доступный большинству людей путь к совершенству через знание. Мудрость Космоса идет через гуру, его истина верна. Для Востока учение Будды не требует доказательств. В махаяне впервые появляется понятие о рае и аде.
В Индии буддизм не получил большого распространения, поскольку на его пути стала кастовая система.
3. Философия, литература, лингвистика Древней Индии.
В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного «освобождения» и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Юольшим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишика. Школа санкхья отразила многие достижения в науке одним из крупнейших древне- индийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщей относительности или «всеобщей относительности» или «всеобщей пустоты», а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.
Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте- крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и.т.д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отожествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздней период развития буддизма.
Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии: «Махабхарата» и «Рамаяна». В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев.
Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные трактаты по драматургии.
Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Появляется несколько школ «поэтической науки», ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.
Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе науки и искусства. В грамматике Панини «Восимикнижие» анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученые находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.
4. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии.
Первые по времени
памятники архитектуры и изобра
В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применяться камень. Религиозная архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). В пещерных храмах Аджанты сохранились замечательные по своему реализму многокрасочные фрески (I-III в. н.э.).
В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур также носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальных руководств по правилам их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.
Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе, состоящем из 29 пещер, живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии.
5. Математика, астрономия, медицина Древней Индии.
Большое открытие древних индийцев в области точных наук, в том числе астрономии и математики. Здесь был создан солнечный своеобразный календарь. Год состоял из 360 дней, причём для уравнения с астрономическим годом каждые пять добавлялся високосный месяц. В V-VI в. н.э. индийским учёным была известна шарообразность Земли и закон земного притяжения, а также вращение Земли вокруг своей оси. В средние века эти научные открытия заимствовали у индийцев арабы. Ещё в протоиндийский период (III-II тысячелетия до н.э.) в долине Инда уже сложилась десятичная система исчисления. В дальнейшем математика достигает уровня, превосходящего в некоторых отношениях другие древние народы. Так, только в Индии употреблялся знак, обозначающий нуль. Цифры, которые мы называем арабскими, противопоставляя их римским, на самом деле изобретены древними индийцами и перешли от них к арабам. Также и арабская алгебра испытала влияние индийской. Древнеиндийские химики добывали серную, соляную и азотную кислоты.
Врачи стремились
выработать определённую
Обобщая все эти факты следует заметить, что почитание знаний- это отличительная черта индо- буддийской культуры.
6. Заключение
Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком.
В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом в мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире – «страной мудрецов».
Список использованной литературы:
1. «Древнеиндийская цивилизация» Т.М.Бонград-Левин, Москва, 1993 г.
2. Энциклопедия для детей - Искусство (Том VII) Москва “Аванта+” 1999 г.