Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 22:18, реферат
Что такое Аюрведа? Каждый, кто хоть что-нибудь слышал об этой науке, сразу и без запинки ответит, что Аюрведа - это наука о жизни, а кто-то может даже вспомнит, что «Айус» на санскрите значит «жизнь», а слово «веда» значит знание. Еще кто-то может сказать, что Аюрведа является частью Вед - знаний, являющихся самыми древними на Земле. Также иногда говорят, что Аюрведа - это традиционная индийская медицина. В этом утверждении тоже что-то есть. Действительно, в Аюрведе много медицинских знаний, но все-таки главный упор в этой науке делается на правильном (благоприятном) образе жизни, соблюдая который человек не будет нуждаться в помощи докторов, кроме очень редких случаев.
Введение………………………………………………………………………2
1.Что изучает аюрведа…..………………………………………………...……3
2.История аюрведы…..………………………………………………...………5
3.Буддизм и аюрведа…..………………………………….……………...…….11
4.Аюрведические университеты…..………………………………….…...…...12
5.Основные направления аюрведы…..…………………….…………….....….12
6.Основные понятия аюрведы…..…………………………...……………...….15
Заключение…..………………………………….……………………….…..….17
Список использованной литературы…..…………………….……………...….18
Аюрведическим принципам здоровой жизни следовали и в доведийском периоде. В "Ригведе" и "Атхарваведе" (примерно 5000 лет до н. э.) содержатся рекомендации относительно поддержания здоровья и лечения различных заболеваний. Медицинские руководства были написаны такими мастерами, как Чарака, Сушрута и Вагбхата, давшими детальное описание различных методов исцеления (см. "Чарака самхита", "Сушрута самхита"; они использовались в учебном процессе университетов Такшашилы и Наланды). Чарака составил список 50000 растительных средств.
Согласно индийской мифологии наука жизни была сначала изложена Брахмой, Творцом, в "Брахма самхите". По версии "Чарака самхиты", когда на земле воцарились болезни, препятствующие исполнению дхармы, 50 риши (Васиштха, Нарада, Ангирас, Агастья, Бхригу, Маркандейя, Кашьяпа и другие) собрались вместе и послали Бхарадваджу к дэвам (богам), чтобы обрести необходимое для победы над болезнью знание. Бхарадвадж изучал аюрведу под руководством Индры, царя дэв, а затем вернулся на землю, чтобы распространить полученное знание. Он преподал его нескольким мудрецам, а те, в свою очередь, передали священное знание далее. Аюрведические принципы жизни, методы и практические указания были, в конце концов, записаны в трактатах Чараки и Сушруты.
Аюрведа подчеркивает важность предотвращения развития болезни, омоложения систем организма и увеличения продолжительности жизни. Глубокий смысл изучения аюрведы заключается не только в том, что с ее помощью мы можем предотвращать развитие болезней, но также можем научиться лучше понимать самих себя и свое место в этом мире, а также жить в гармонии с Космосом и достичь духовного просветления.
К 400 г. н. э. аюрведические трактаты были переведены на китайский; в 700 г. н. э. китайские студенты изучали медицину в индийском университете в Наланде. В 800 г. н. э. аюрведические работы были переведены на арабский. Век спустя такие известные целители, как Авиценна и Раци Серапион, оба широко цитировавшие индийские тексты, стали известны на Западе. В XVI веке Парацельс, считающийся отцом современной западной медицины, развил учение, во многом заимствовавшее положения из аюрведы.
Аюрведа в ведическую эпоху
« В священных писаниях Индии запечатлено множество историй, показывающих, что в ведическую эпоху была развита сайнья чикитса(лечение армии), или чикитса (лечение). В "Ригведе" можно обнаружить много примеров, когда Ашвини-кумары, целители богов, выполняли потрясающие хирургические операции, предвосхищая достижения современной вибрационной и квантовой медицины.
"Атхарваведа", "Каушиксутра", "Рамаяна", "Махабхарата" и "Харшабхари" содержат подробные описания оснащения полевых врачей.
В "Артхашастре" Каутильи приводится обсуждение докторов, обладающих янтрами (оборудованием), шастрами (инструментами), агадой (ядом), аушадхой (лекарствами), снехой (любовью), вастрой (одеждой), паничаракой / паричарикой (медсестрами).
В ведическую эпоху уделялось большое внимание и лечению животных. Корова почиталась как священное животное; коров дарили, давали в качестве приданого, отдавали за долги. Ветеринария дала начало многим побочным отраслям ведического знания: гаджаюрведа, ашваюрведа, гаваюрведа.
Аюрведа делилась на три области:
3.Буддизма и аюрведа
4. Аюрведические университеты
«В истории аюрведы выделяются три больших университета, в которых преподавали астрономию, математику, медицину и философию:
2.Университет в Такшашиле – на берегу Джеллума (в настоящее время территория Пакистана) – VI век до н. э.
3.Университет в Наланде
– в штате Бихар – II-XII вв. н.
э. (в одном документе
5. Основные направления Аюрведы
В классической Аюрведе существовало восемь разделов:
1) Панчакарма Чикитсита
или Кайа Чикитсита - общая наружная
медицина. На современном медицинском
языке этот раздел можно
2) Кумара Тантра или
Баларога Чикитсита - педиатрия. Этот
раздел занимается беременными
женщинами, болезнями плода, детскими
болезнями детей до 12 лет. Единственный
сохранившийся текст этого
3) Бхутавидйа или Граха
Чикитсита - психология и демонология.
Этот раздел занимается
4) Шалакйа Тантра или Уртхванга Чикитсита - занимается болезнями органов, расположенных выше плеч. Это глаза, уши, нос и горло. Тексты этого раздела считаются утерянными. Скудную информацию можно найти в Кайа Чикитсите.
5) Расаяна Чикитсита или
Джара Чикитсита - омоложение и
сохранение молодости. Как и Бхутавидйа,
тексты этого раздела
7) Шалйа Чикитсита - хирургия.
Этот раздел описывает
8) Ваджикарана или Вришйа
Чикитсита - это наука сохранении
и восстановлении
«Таким образом, получается, что наиболее разработаны и известны терапевтический раздел Аюрведы (источник - Чарака Самхита) и хирургический (источник - Сушрута Самхита). Тем не менее, Аюрведа не стоит на месте. Она имеет собственное развитее и постепенно приобретает, говоря современным языком, «научный подход». В наше время Аюрведа состоит уже из 16 частей:
Современные разделы Аюрведы:
10)Расашастра - минералогия и наука о металлах.
11)Бхайшаджакальпана - фармацевтика.
12) Дравйагуна - фармакология.
13) Шарира - анатомия и физиология.
14)Шалакйа Тантра - лечение болезней органов, находящихся выше плеч.
15)Прасути Тантра - гинекология и акушерство.
16) Каумарабхритья - педиатрия.» [3]
6. Основные понятия Аюрведы
Всю Аюрведу можно представить в виде определенного свода концепций. Важнейшими среди них являются концепции пяти элементов (Панча Махабхута), трех дош (Тридоша), тканей (дхату) и продуктов жизнедеятельности (мала), а также понятие об оболочках (кошах) человека.
В таблице 1 представлены основные понятия, на которых базируется вся Аюрведа:
Понятие |
Его проявление |
Махагуны (модусы, качества материи) |
Благость (Саттва) Страсть (Раджас) Невежество (Тамас) |
Махабхута (первоэлементы) |
Эфир (Акаш) Воздух (Ваю) Огонь (Теджас, Агни) Вода (Ап) Земля (Притхви) |
Танматры |
Звук Прикосновение Форма, цвет Вкус Запах |
Гуны (вторичные качества) |
Тяжелый - Легкий Холодный - Горячий Твердый - Мягкий Чистый - Слизистый Активный - Пассивный Шершавый - Гладкий Большой - Маленький Твердый - Жидкий Сухой - Влажный, вязкий Подвижный - Неподвижный |
Дравья |
Раса Вирья Випак Прабхава Карма |
Коша (Шарира) |
Ананда-майя Вигьяна-майя Гьяна-майя Прана-майя Анна-майя |
Доша |
Вата Питта Капха |
Дхату (ткани) |
Хилус Кровь Мышцы Жир Кости Костный мозг Семя |
Агни |
Кая Агни Дхату Агни Бхута Агни |
Мала |
Кал Моча Пот Выделения из отверстий |
Ама |
Анна Мала Мала Санчая Пратама Доша-душти |
Одно из самых главных, базовых понятий всей Аюрведы - это понятие Тридоша. Хотя множество источников употребляет термин «три доши», но правильнее, все-таки, говорить "Тридоша".
Тридоша - это Вата (Воздух или принцип Движения), Питта (желчь, огонь или принцип Трансформации) и Капха (слизь, вода или принцип Объединения и Устойчивости). Успешное практическое применение аюрведического знания возможно только при четком понимании понятия Тридоша. Для этого необходимо выйти за пределы чисто медицинского аспекта Аюрведы и обратиться к философии Вед.