Индо-буддийская цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 13:18, доклад

Описание работы

Главным образом культура Древней Индии развивалась в северной части Индии. Культура Древней Индии начала складываться уже в период разложения первобытнообщинного строя, т.е. в Ш тыс. до н.э. В своем развитии искусство Древней Индии было связано с другими художественными культурами Древнего мира: от Шумера и до Китая. В изобразительных искусствах и архитектуре Индии (особенно в первые века н.э.) проявились черты связи с искусством Древней Греции, а так же с искусством стран Средней Азии; последние в свою очередь восприняли многие достижения индийской культуры.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 21.42 Кб (Скачать файл)

Индо-буддийская цивилизация.

Главным образом культура Древней Индии развивалась в  северной части Индии. Культура Древней  Индии начала складываться уже в  период разложения первобытнообщинного  строя, т.е. в Ш тыс. до н.э. В своем  развитии искусство Древней Индии  было связано с другими художественными  культурами Древнего мира: от Шумера и  до Китая. В изобразительных искусствах и архитектуре Индии (особенно в  первые века н.э.) проявились черты связи  с искусством Древней Греции, а  так же с искусством стран Средней  Азии; последние в свою очередь  восприняли многие достижения индийской  культуры. Первые известные нам произведения индийского искусства относятся  к периоду неолита. Археологические  находки в долине Инда открыли  древнейшие культуры, восходящие к 2500 - 1500 гг. до н.э. Важнейшая из них обнаружена в поселениях Махенджо-Даро (в Синде) и Хараппа (в Пенджабе) и относятся  к бронзовому веку. Найденные памятники  свидетельствуют о развитии ремесленного производства, наличии письменности, а так же и о торговых отношениях с другими странами. Начатыми в 1921 г. раскопками открыты города со строгой  планировкой улиц, которые тянулись параллельно с востока на запад  и с севера на юг. Города обносились стенами, здания строились высотой  в 2-3 этажа, из обожженного кирпича, штукатурились глиной и гипсом. Система  водостоков этих городов была самой  Совершенной в древнем мире. Предметы бронзового литья, ювелирного и прикладного  искусства отличаются большим мастерством  исполнения. Многочисленные печати с  искусной резьбой указывают на сходство культуры долины Инда с культурой  Месопотамии времен Шумера и Аккада. Вероятно, Древняя Индия была связана  с ними торговыми отношениями. На изображениях на печатях уже наметились многие иконографические черты, развитые в дальнейшем в искусстве Индии. Изображения животных на печатях  выполнены очень тонко и с  большой набожностью: горный козел, круто повернувший голову с длинными рогами; тяжело ступающий слон, величественно  стоящий священный бык. Для древней  художественной культуры характерны а  две статуэтки: жреца и танцовщицы. Статуэтка жреца, предназначенная, вероятно, для культовых целей, сделана  из белого стеатита и выполнена с  большой долей условности. Одежда, закрывающая все тело, украшена трехлистниками. Лицо с очень крупными губами, условно  изображенной бородой, уходящим назад  лбом и продолговатыми глазами, выложенными  кусочками раковин. Фигура танцовщицы, сделанная из серого шифера, мужской  торс из красного камня и отдельные  скульптурные головы отличающиеся большой  пластичностью и мягкостью моделировки, передачей свободного и ритмичного движения. Указанные черты связывают  искусство этого времени с  индийской скульптурой последующих  периодов. Большим разнообразием  отличаются керамические изделия. Блестящие  лощеные сосуды покрывались орнаментом, в котором сочетались животные и  растительные мотивы: условно выполненные  изображения птиц, рыб, змей, коз  и антилоп среди растений. Обычно роспись наносилась черной краской  по красному фону. Многоцветная керамика встречалась реже. Культура Мохенджо-Даро погибла в середине 2 тысячелетия  до н.э. в результате вторжения в  долину Инда племен Ариев, стоявших на более низкой ступени развития. Последующий период известен нам по древнейшему литературному памятнику Индии - Ведам. В Ведах есть некоторые сведения об архитектуре того времени. Селения индийских племен состояли из круглых в плане деревянных построек с полусферическим перекрытием и планировались, как города Мохендж-Даро и Харапца; их улицы пересекались под прямым углом и были ориентированы по четырем странам света. Божества: Брахма - созидатель, Вишну - охранитель, Щива - разрушитель, Индра - покровитель дарской власти с сонмом других богов, духов и гениев, стали постоянными образами в последующем искусстве Индии. Литературные источники описывают относящееся к 1-у тысячелетию до н.э. строительство городов, разделенных на 4 части соответственно делению населения на Варны. Постройки в городах были главным образом деревянными, камень применялся мало. О развитости архитектуры этого времени может дать представление следующее описание в Махаб-харате: «Он (стадион для игр и состязаний) был со всех сторон окружен загородными дворцами, искусно выстроенными, высокими, подобно вершине горы Кайласы. Дворцы были снабжены жемчужными сетками (вместо окон) и украшены полами из драгоценных камней, которые соединялись с лестницами, легкими для подъема, и были уставлены сотни просторных дверей. Они блистали ложами и сидениями. Отделанные во многих своих частях металлом, они напоминали собой вершины Хима-лая». Произведения изобразительного искусства от конца П до середины 1 тысячелетия до н.э. не сохранились. Для периода 322 - 232 гг. до н.э. характерно строительство дорог и городов. Дворец царя Дшоки из династии Маурья представлял собой деревянное здание в несколько этажей, стоявшее на каменном фундаменте и имевшее 80 колонн из песчаника. Дворец был богато украшен скульптурой и резьбой. В трех этажах один над другим размещались огромные залы, щедро декорированные живописью, драгоценными камнями, золотыми и серебряными изображениями растений и животных и т.п. По фасаду тянулся длинный ряд килевидных арок, чередовавшихся с балконами на столбах. От дворца к Гангу террасами спускались сады с фонтанами и бассейнами. Позже, появление буддизма повлекло за собой возникновение каменных культовых сооружений, служивших пропаганде его идей. При Дшоке в культовых сооружениях широко использовались уже сложившиеся традиции архитектуры. В скульптуре, украшавшей храмы, отразились древнейшие легенды, мифы и религиозные представления. Одним из главных видов буддийских культовых памятников были ступы. Она представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам. Она воздвигалась на круглом основании, но верху которого был сделан круговой обход. На вершине ставился кубический «божий дом», или реликварий из драгоценного металла (золота и др.). Над реликварием возвышался стержень, увенчанный убывающими кверху зонтами - символами знатного происхождения Будды. Лаконичность и монументальность тяжелых и мощных форм характерны для культового зодчества Маурья. Ступа в Санчи построена из кирпича и снаружи облицована камнем, на которых первоначально был нанесен слой с выгравированными рельефами буддийского содержания. Каменные ворота сплошь покрыты скульптурой. Эта скульптура напоминает резьбу по дереву и слоновой кости. Ворота представляют собой два массивных столба, несущих 3 пересекающие их наверху перекладины, расположенные одна над другой. На верхней перекладине помещались фигуры гениев - хранителей и буддийские символы. В архитектуре Индии, относящейся ко времени I - III вв. н.э., происходят изменения в сторону большей декоративности форм. Строительным материалом становится кирпич. К периоду Гупта относится создание одного из самых выдающихся памятников художественной культуры Древней Индии - росписей храмов Аджанты. В период Гупта завершается работа над архитектурным трактом «Манасара», собравшим и зафиксировавшим традиционные правила прошлых веков. В целом в архитектуре конца V - VI вв. происходит усиление декоративности, наблюдается известная перегруженность наружных стен скульптурным декором и мелкой резьбой. Однако при этом сохраняется еще ясность архитектоники. Одним ив лучших художественных ансамблей, создаваемых в период с III в. до н.э. и до VII в. н.э, были буддийские храмы Аджанты, находящиеся в центральной Индии (нынешняя провинция Бомбей). Эти храмы были вырублены в почти отвесных скалах живописной долины над рекой Вагхо-ра. Фасады пещерных храмов пышно декорированы скульптурой. Ниши стен заполняет большое количество статуй Будды. В структурных памятниках Аджанты видно развитие традиций прошлого и в содержании, и в трактовке образов. Но здесь эти образы предстают уже более зрелыми по мастерству, более свободным и совершенными по форме. Внутренние помещения храмов Аджанты покрыты росписями, в которых мастера выразили с большой силой богатство, сказочность и красоту своей художественной фантазии. Сюжетами росписей являются легенды из жизни Будды, сплетенные с древними индийскими мифологическими сценами. Росписи полны самых живых и непосредственных наблюдений и дают богатый материал для изучения жизни Древней Индии. В пещерном храме N 17 изображен Будда, встречающий жену и сына. Условность изображения проявляется в том, что фигура Будды показана огромной сравнительно с фигурами его жены и сына. Этой росписи свойственна простота, гармоничность и спокойная ясность.

ЛИНГВИСТИКА. Древнейшие памятники  индийской литературы -Веды - в течение  многих столетий оставались ее записанными, и до сих пор не обнаружено самой  письменности ведийского периода, В  связи о традицией заучивания наизусть и комментирования огромное количество священных текстов, язык которых становился все менее  понятным, в Индии очень рано стали  развиваться такие дисциплины как  фонетика, этимология, грамматика. В  У-ГУ вв. до н.э. была создана грамматика санскрита Папини - величайшее достижение языкознания древнего мира; некоторые  идеи Папини были вполне оценены и  развиты лишь в структурной лингвистике XX в.

ПИСЬМЕННОСТЬ: В последние  столетия до н.э. широко распространяется грамотность, особенно среди горожан. Точно датированные памятники письменности относятся лишь к Ш в. до н.э. (эдикты Ашоки), но в это время она столь  совершенна, что предполагает несколько  веков предварительного развития. Брахми - алфавит эдиктов Ащоки - возник, возможно, на основе какого-то вида семитского письма) но отличался от последнего обозначением гласных звуков и фонетически  правильным расположением алфавитных знаков.

ЛИТЕРАТУРА: В это же время  возникает письменная литература, повествовательная  и научная, на разных языках, главным  образом на санскрите. Значительная часть ее является лишь письменной редакцией произведении, имевших  устное происхождение и вековую  традицию. Еще в начале I тысячелетия  до н.э. складывались два цикла оказании, развившиеся затем в две огромные эпические поэмы. Первая - «Махаб-харата» - посвящена кровавой борьбе за престол  двоюродных братьев, потомков легендарного царя Бхараты (по имени Бхараты и  современная Индийская Республика на языке хинди называется Бхарат, т.е. страна потомков Бхараты). Вторая - «Рамаяма» - рассказывает о похождениях  царевича Рамы в дебрях Южной Индии  и его походе на остров Ланку (Цейлон). Обе поэмы были записаны на санскрите  в первые века новой эры. В них  включены многие мифы и сказания, не относящиеся прямо к сюжету, а  также собрания назидательных рассуждений  и философские трактаты в стихах (в частности «Бхагавадгита»). Но, пожалуй, наиболее ярко своеобразие  индо-буддийской духовности появилась  в классической японской поэзии - поэзии хокку (трехстиший) и танка (пятистиший).

ТЕАТР. Индийский театр  имеет, по-видимому, самостоятельное  происхождение. По крайней мере, в  источниках с середины первого тысячелетия  до н.э. (т.е. до эллинистического периода) упоминаются профессиональные рассказчики, певцы, плясуны, труппы бродячих актеров. Сведения о народном театральном  искусстве скудны, но придворный театр  и драматургия, в особенности  Гуптской и послегуптской эпох, известны хорошо. Сюжетом драм были чаще всего героические и любовные истории, заимствованные из эпоса. Прозаический текст перемешался со стихотворным, особенно в лирических монологах героев и изречениях назидательного свойства. Частыми были песенные и танцевальные номера. Не полагалось изображать на сцене: убийства, сражения, мятежи. Пьесы должны были иметь счастливый конец.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Постулируемая  в индо-буддийской традиции идея принципиальной неделимости мира делает каждую вещь неповторимой и все вещи - равными  между собой. Это психологически «снимает» остроту проблемы социального  неравенства в индивидуальном и  общественном сознании. «Просветление» человека, его духовного совершенствования  не зависят ни от социального статуса, ни от материального положения. Буддой может стать как принц, так  и нищий, и в этом - главном - они  равны. С другой стороны, мир - упорядоченное  целое, и каждое живое существо имеет  в нем свое «естественное место», свою «экологическую пищу». Явившись в  мир, человек становится частью великой, не им созданной, гармонии, где социальный порядок - часть мирового порядка, одно из проявлений «мирового закона». Поэтому  любая попытка радикального изменения  этого порядка, его «перестройки», любые «революционные» действия потенциально чреваты глобальными  катаклизмами. Это не значит, что  индо-буддийский Восток не занимается совершенствованием социального устройства и регулированием общественных отношений» что он «далек от политики» здесь  присутствуют все атрибуты «западной» политической жизни: и борьба партий, и свободные выборы, и парламентская  демократия, и многое другое. Однако общественное сознание индо-буддийских народов не политизировано, политическая проблематика никогда не занимала в  нем того места, какое, она занимает в сознании Запала или мусульманского Востока.

Индо-буддийская культура учит не отказу от жизни и деятельности, а отрешенности от мировой суеты. Именно оно вооружило человечество концепцией «панча шила» («пять принципов») - основополагающими принципами взаимоотношений  государств современного мира, без  которых уже немыслимо его  дальнейшее развитие. Может быть, примечательно  то, что индо-буддийское миропонимание  является одной из древних, явилась  основой других мировых религий  и не случайно то, что интерес  к ней привлекает не только движения в духе «ненасилия», но и европейские  народы.


Информация о работе Индо-буддийская цивилизация