Индо-буддийская
цивилизация.
Главным образом культура
Древней Индии развивалась в
северной части Индии. Культура Древней
Индии начала складываться уже в
период разложения первобытнообщинного
строя, т.е. в Ш тыс. до н.э. В своем
развитии искусство Древней Индии
было связано с другими художественными
культурами Древнего мира: от Шумера и
до Китая. В изобразительных искусствах
и архитектуре Индии (особенно в
первые века н.э.) проявились черты связи
с искусством Древней Греции, а
так же с искусством стран Средней
Азии; последние в свою очередь
восприняли многие достижения индийской
культуры. Первые известные нам произведения
индийского искусства относятся
к периоду неолита. Археологические
находки в долине Инда открыли
древнейшие культуры, восходящие к 2500
- 1500 гг. до н.э. Важнейшая из них обнаружена
в поселениях Махенджо-Даро (в Синде)
и Хараппа (в Пенджабе) и относятся
к бронзовому веку. Найденные памятники
свидетельствуют о развитии ремесленного
производства, наличии письменности,
а так же и о торговых отношениях
с другими странами. Начатыми в 1921
г. раскопками открыты города со строгой
планировкой улиц, которые тянулись
параллельно с востока на запад
и с севера на юг. Города обносились
стенами, здания строились высотой
в 2-3 этажа, из обожженного кирпича,
штукатурились глиной и гипсом. Система
водостоков этих городов была самой
Совершенной в древнем мире. Предметы
бронзового литья, ювелирного и прикладного
искусства отличаются большим мастерством
исполнения. Многочисленные печати с
искусной резьбой указывают на сходство
культуры долины Инда с культурой
Месопотамии времен Шумера и Аккада.
Вероятно, Древняя Индия была связана
с ними торговыми отношениями. На
изображениях на печатях уже наметились
многие иконографические черты, развитые
в дальнейшем в искусстве Индии.
Изображения животных на печатях
выполнены очень тонко и с
большой набожностью: горный козел,
круто повернувший голову с длинными
рогами; тяжело ступающий слон, величественно
стоящий священный бык. Для древней
художественной культуры характерны а
две статуэтки: жреца и танцовщицы.
Статуэтка жреца, предназначенная,
вероятно, для культовых целей, сделана
из белого стеатита и выполнена с
большой долей условности. Одежда,
закрывающая все тело, украшена трехлистниками.
Лицо с очень крупными губами, условно
изображенной бородой, уходящим назад
лбом и продолговатыми глазами, выложенными
кусочками раковин. Фигура танцовщицы,
сделанная из серого шифера, мужской
торс из красного камня и отдельные
скульптурные головы отличающиеся большой
пластичностью и мягкостью моделировки,
передачей свободного и ритмичного
движения. Указанные черты связывают
искусство этого времени с
индийской скульптурой последующих
периодов. Большим разнообразием
отличаются керамические изделия. Блестящие
лощеные сосуды покрывались орнаментом,
в котором сочетались животные и
растительные мотивы: условно выполненные
изображения птиц, рыб, змей, коз
и антилоп среди растений. Обычно
роспись наносилась черной краской
по красному фону. Многоцветная керамика
встречалась реже. Культура Мохенджо-Даро
погибла в середине 2 тысячелетия
до н.э. в результате вторжения в
долину Инда племен Ариев, стоявших на
более низкой ступени развития. Последующий
период известен нам по древнейшему литературному
памятнику Индии - Ведам. В Ведах есть некоторые
сведения об архитектуре того времени.
Селения индийских племен состояли из
круглых в плане деревянных построек с
полусферическим перекрытием и планировались,
как города Мохендж-Даро и Харапца; их
улицы пересекались под прямым углом и
были ориентированы по четырем странам
света. Божества: Брахма - созидатель, Вишну
- охранитель, Щива - разрушитель, Индра
- покровитель дарской власти с сонмом
других богов, духов и гениев, стали постоянными
образами в последующем искусстве Индии.
Литературные источники описывают относящееся
к 1-у тысячелетию до н.э. строительство
городов, разделенных на 4 части соответственно
делению населения на Варны. Постройки
в городах были главным образом деревянными,
камень применялся мало. О развитости
архитектуры этого времени может дать
представление следующее описание в Махаб-харате:
«Он (стадион для игр и состязаний) был
со всех сторон окружен загородными дворцами,
искусно выстроенными, высокими, подобно
вершине горы Кайласы. Дворцы были снабжены
жемчужными сетками (вместо окон) и украшены
полами из драгоценных камней, которые
соединялись с лестницами, легкими для
подъема, и были уставлены сотни просторных
дверей. Они блистали ложами и сидениями.
Отделанные во многих своих частях металлом,
они напоминали собой вершины Хима-лая».
Произведения изобразительного искусства
от конца П до середины 1 тысячелетия до
н.э. не сохранились. Для периода 322 - 232
гг. до н.э. характерно строительство дорог
и городов. Дворец царя Дшоки из династии
Маурья представлял собой деревянное
здание в несколько этажей, стоявшее на
каменном фундаменте и имевшее 80 колонн
из песчаника. Дворец был богато украшен
скульптурой и резьбой. В трех этажах один
над другим размещались огромные залы,
щедро декорированные живописью, драгоценными
камнями, золотыми и серебряными изображениями
растений и животных и т.п. По фасаду тянулся
длинный ряд килевидных арок, чередовавшихся
с балконами на столбах. От дворца к Гангу
террасами спускались сады с фонтанами
и бассейнами. Позже, появление буддизма
повлекло за собой возникновение каменных
культовых сооружений, служивших пропаганде
его идей. При Дшоке в культовых сооружениях
широко использовались уже сложившиеся
традиции архитектуры. В скульптуре, украшавшей
храмы, отразились древнейшие легенды,
мифы и религиозные представления. Одним
из главных видов буддийских культовых
памятников были ступы. Она представляли
собой сложенные из кирпича и камня полусферические
сооружения, лишенные внутреннего пространства,
по облику восходящие к древнейшим погребальным
холмам. Она воздвигалась на круглом основании,
но верху которого был сделан круговой
обход. На вершине ставился кубический
«божий дом», или реликварий из драгоценного
металла (золота и др.). Над реликварием
возвышался стержень, увенчанный убывающими
кверху зонтами - символами знатного происхождения
Будды. Лаконичность и монументальность
тяжелых и мощных форм характерны для
культового зодчества Маурья. Ступа в
Санчи построена из кирпича и снаружи
облицована камнем, на которых первоначально
был нанесен слой с выгравированными рельефами
буддийского содержания. Каменные ворота
сплошь покрыты скульптурой. Эта скульптура
напоминает резьбу по дереву и слоновой
кости. Ворота представляют собой два
массивных столба, несущих 3 пересекающие
их наверху перекладины, расположенные
одна над другой. На верхней перекладине
помещались фигуры гениев - хранителей
и буддийские символы. В архитектуре Индии,
относящейся ко времени I - III вв. н.э., происходят
изменения в сторону большей декоративности
форм. Строительным материалом становится
кирпич. К периоду Гупта относится создание
одного из самых выдающихся памятников
художественной культуры Древней Индии
- росписей храмов Аджанты. В период Гупта
завершается работа над архитектурным
трактом «Манасара», собравшим и зафиксировавшим
традиционные правила прошлых веков. В
целом в архитектуре конца V - VI вв. происходит
усиление декоративности, наблюдается
известная перегруженность наружных стен
скульптурным декором и мелкой резьбой.
Однако при этом сохраняется еще ясность
архитектоники. Одним ив лучших художественных
ансамблей, создаваемых в период с III в.
до н.э. и до VII в. н.э, были буддийские храмы
Аджанты, находящиеся в центральной Индии
(нынешняя провинция Бомбей). Эти храмы
были вырублены в почти отвесных скалах
живописной долины над рекой Вагхо-ра.
Фасады пещерных храмов пышно декорированы
скульптурой. Ниши стен заполняет большое
количество статуй Будды. В структурных
памятниках Аджанты видно развитие традиций
прошлого и в содержании, и в трактовке
образов. Но здесь эти образы предстают
уже более зрелыми по мастерству, более
свободным и совершенными по форме. Внутренние
помещения храмов Аджанты покрыты росписями,
в которых мастера выразили с большой
силой богатство, сказочность и красоту
своей художественной фантазии. Сюжетами
росписей являются легенды из жизни Будды,
сплетенные с древними индийскими мифологическими
сценами. Росписи полны самых живых и непосредственных
наблюдений и дают богатый материал для
изучения жизни Древней Индии. В пещерном
храме N 17 изображен Будда, встречающий
жену и сына. Условность изображения проявляется
в том, что фигура Будды показана огромной
сравнительно с фигурами его жены и сына.
Этой росписи свойственна простота, гармоничность
и спокойная ясность.
ЛИНГВИСТИКА. Древнейшие памятники
индийской литературы -Веды - в течение
многих столетий оставались ее записанными,
и до сих пор не обнаружено самой
письменности ведийского периода, В
связи о традицией заучивания
наизусть и комментирования огромное
количество священных текстов, язык
которых становился все менее
понятным, в Индии очень рано стали
развиваться такие дисциплины как
фонетика, этимология, грамматика. В
У-ГУ вв. до н.э. была создана грамматика
санскрита Папини - величайшее достижение
языкознания древнего мира; некоторые
идеи Папини были вполне оценены и
развиты лишь в структурной лингвистике
XX в.
ПИСЬМЕННОСТЬ: В последние
столетия до н.э. широко распространяется
грамотность, особенно среди горожан.
Точно датированные памятники письменности
относятся лишь к Ш в. до н.э. (эдикты
Ашоки), но в это время она столь
совершенна, что предполагает несколько
веков предварительного развития. Брахми
- алфавит эдиктов Ащоки - возник,
возможно, на основе какого-то вида семитского
письма) но отличался от последнего
обозначением гласных звуков и фонетически
правильным расположением алфавитных
знаков.
ЛИТЕРАТУРА: В это же время
возникает письменная литература, повествовательная
и научная, на разных языках, главным
образом на санскрите. Значительная
часть ее является лишь письменной
редакцией произведении, имевших
устное происхождение и вековую
традицию. Еще в начале I тысячелетия
до н.э. складывались два цикла оказании,
развившиеся затем в две огромные
эпические поэмы. Первая - «Махаб-харата»
- посвящена кровавой борьбе за престол
двоюродных братьев, потомков легендарного
царя Бхараты (по имени Бхараты и
современная Индийская Республика
на языке хинди называется Бхарат,
т.е. страна потомков Бхараты). Вторая -
«Рамаяма» - рассказывает о похождениях
царевича Рамы в дебрях Южной Индии
и его походе на остров Ланку (Цейлон).
Обе поэмы были записаны на санскрите
в первые века новой эры. В них
включены многие мифы и сказания, не
относящиеся прямо к сюжету, а
также собрания назидательных рассуждений
и философские трактаты в стихах
(в частности «Бхагавадгита»). Но,
пожалуй, наиболее ярко своеобразие
индо-буддийской духовности появилась
в классической японской поэзии - поэзии
хокку (трехстиший) и танка (пятистиший).
ТЕАТР. Индийский театр
имеет, по-видимому, самостоятельное
происхождение. По крайней мере, в
источниках с середины первого тысячелетия
до н.э. (т.е. до эллинистического периода)
упоминаются профессиональные рассказчики,
певцы, плясуны, труппы бродячих актеров.
Сведения о народном театральном
искусстве скудны, но придворный театр
и драматургия, в особенности
Гуптской и послегуптской эпох, известны
хорошо. Сюжетом драм были чаще всего героические
и любовные истории, заимствованные из
эпоса. Прозаический текст перемешался
со стихотворным, особенно в лирических
монологах героев и изречениях назидательного
свойства. Частыми были песенные и танцевальные
номера. Не полагалось изображать на сцене:
убийства, сражения, мятежи. Пьесы должны
были иметь счастливый конец.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Постулируемая
в индо-буддийской традиции идея принципиальной
неделимости мира делает каждую вещь
неповторимой и все вещи - равными
между собой. Это психологически
«снимает» остроту проблемы социального
неравенства в индивидуальном и
общественном сознании. «Просветление»
человека, его духовного совершенствования
не зависят ни от социального статуса,
ни от материального положения. Буддой
может стать как принц, так
и нищий, и в этом - главном - они
равны. С другой стороны, мир - упорядоченное
целое, и каждое живое существо имеет
в нем свое «естественное место»,
свою «экологическую пищу». Явившись в
мир, человек становится частью великой,
не им созданной, гармонии, где социальный
порядок - часть мирового порядка, одно
из проявлений «мирового закона». Поэтому
любая попытка радикального изменения
этого порядка, его «перестройки»,
любые «революционные» действия
потенциально чреваты глобальными
катаклизмами. Это не значит, что
индо-буддийский Восток не занимается
совершенствованием социального устройства
и регулированием общественных отношений»
что он «далек от политики» здесь
присутствуют все атрибуты «западной»
политической жизни: и борьба партий,
и свободные выборы, и парламентская
демократия, и многое другое. Однако
общественное сознание индо-буддийских
народов не политизировано, политическая
проблематика никогда не занимала в
нем того места, какое, она занимает
в сознании Запала или мусульманского
Востока.
Индо-буддийская культура учит
не отказу от жизни и деятельности,
а отрешенности от мировой суеты.
Именно оно вооружило человечество
концепцией «панча шила» («пять принципов»)
- основополагающими принципами взаимоотношений
государств современного мира, без
которых уже немыслимо его
дальнейшее развитие. Может быть, примечательно
то, что индо-буддийское миропонимание
является одной из древних, явилась
основой других мировых религий
и не случайно то, что интерес
к ней привлекает не только движения
в духе «ненасилия», но и европейские
народы.