Индо-буддийская 
цивилизация.
Главным образом культура 
Древней Индии развивалась в 
северной части Индии. Культура Древней 
Индии начала складываться уже в 
период разложения первобытнообщинного 
строя, т.е. в Ш тыс. до н.э. В своем 
развитии искусство Древней Индии 
было связано с другими художественными 
культурами Древнего мира: от Шумера и 
до Китая. В изобразительных искусствах 
и архитектуре Индии (особенно в 
первые века н.э.) проявились черты связи 
с искусством Древней Греции, а 
так же с искусством стран Средней 
Азии; последние в свою очередь 
восприняли многие достижения индийской 
культуры. Первые известные нам произведения 
индийского искусства относятся 
к периоду неолита. Археологические 
находки в долине Инда открыли 
древнейшие культуры, восходящие к 2500 
- 1500 гг. до н.э. Важнейшая из них обнаружена 
в поселениях Махенджо-Даро (в Синде) 
и Хараппа (в Пенджабе) и относятся 
к бронзовому веку. Найденные памятники 
свидетельствуют о развитии ремесленного 
производства, наличии письменности, 
а так же и о торговых отношениях 
с другими странами. Начатыми в 1921 
г. раскопками открыты города со строгой 
планировкой улиц, которые тянулись 
параллельно с востока на запад 
и с севера на юг. Города обносились 
стенами, здания строились высотой 
в 2-3 этажа, из обожженного кирпича, 
штукатурились глиной и гипсом. Система 
водостоков этих городов была самой 
Совершенной в древнем мире. Предметы 
бронзового литья, ювелирного и прикладного 
искусства отличаются большим мастерством 
исполнения. Многочисленные печати с 
искусной резьбой указывают на сходство 
культуры долины Инда с культурой 
Месопотамии времен Шумера и Аккада. 
Вероятно, Древняя Индия была связана 
с ними торговыми отношениями. На 
изображениях на печатях уже наметились 
многие иконографические черты, развитые 
в дальнейшем в искусстве Индии. 
Изображения животных на печатях 
выполнены очень тонко и с 
большой набожностью: горный козел, 
круто повернувший голову с длинными 
рогами; тяжело ступающий слон, величественно 
стоящий священный бык. Для древней 
художественной культуры характерны а 
две статуэтки: жреца и танцовщицы. 
Статуэтка жреца, предназначенная, 
вероятно, для культовых целей, сделана 
из белого стеатита и выполнена с 
большой долей условности. Одежда, 
закрывающая все тело, украшена трехлистниками. 
Лицо с очень крупными губами, условно 
изображенной бородой, уходящим назад 
лбом и продолговатыми глазами, выложенными 
кусочками раковин. Фигура танцовщицы, 
сделанная из серого шифера, мужской 
торс из красного камня и отдельные 
скульптурные головы отличающиеся большой 
пластичностью и мягкостью моделировки, 
передачей свободного и ритмичного 
движения. Указанные черты связывают 
искусство этого времени с 
индийской скульптурой последующих 
периодов. Большим разнообразием 
отличаются керамические изделия. Блестящие 
лощеные сосуды покрывались орнаментом, 
в котором сочетались животные и 
растительные мотивы: условно выполненные 
изображения птиц, рыб, змей, коз 
и антилоп среди растений. Обычно 
роспись наносилась черной краской 
по красному фону. Многоцветная керамика 
встречалась реже. Культура Мохенджо-Даро 
погибла в середине 2 тысячелетия 
до н.э. в результате вторжения в 
долину Инда племен Ариев, стоявших на 
более низкой ступени развития. Последующий 
период известен нам по древнейшему литературному 
памятнику Индии - Ведам. В Ведах есть некоторые 
сведения об архитектуре того времени. 
Селения индийских племен состояли из 
круглых в плане деревянных построек с 
полусферическим перекрытием и планировались, 
как города Мохендж-Даро и Харапца; их 
улицы пересекались под прямым углом и 
были ориентированы по четырем странам 
света. Божества: Брахма - созидатель, Вишну 
- охранитель, Щива - разрушитель, Индра 
- покровитель дарской власти с сонмом 
других богов, духов и гениев, стали постоянными 
образами в последующем искусстве Индии. 
Литературные источники описывают относящееся 
к 1-у тысячелетию до н.э. строительство 
городов, разделенных на 4 части соответственно 
делению населения на Варны. Постройки 
в городах были главным образом деревянными, 
камень применялся мало. О развитости 
архитектуры этого времени может дать 
представление следующее описание в Махаб-харате: 
«Он (стадион для игр и состязаний) был 
со всех сторон окружен загородными дворцами, 
искусно выстроенными, высокими, подобно 
вершине горы Кайласы. Дворцы были снабжены 
жемчужными сетками (вместо окон) и украшены 
полами из драгоценных камней, которые 
соединялись с лестницами, легкими для 
подъема, и были уставлены сотни просторных 
дверей. Они блистали ложами и сидениями. 
Отделанные во многих своих частях металлом, 
они напоминали собой вершины Хима-лая». 
Произведения изобразительного искусства 
от конца П до середины 1 тысячелетия до 
н.э. не сохранились. Для периода 322 - 232 
гг. до н.э. характерно строительство дорог 
и городов. Дворец царя Дшоки из династии 
Маурья представлял собой деревянное 
здание в несколько этажей, стоявшее на 
каменном фундаменте и имевшее 80 колонн 
из песчаника. Дворец был богато украшен 
скульптурой и резьбой. В трех этажах один 
над другим размещались огромные залы, 
щедро декорированные живописью, драгоценными 
камнями, золотыми и серебряными изображениями 
растений и животных и т.п. По фасаду тянулся 
длинный ряд килевидных арок, чередовавшихся 
с балконами на столбах. От дворца к Гангу 
террасами спускались сады с фонтанами 
и бассейнами. Позже, появление буддизма 
повлекло за собой возникновение каменных 
культовых сооружений, служивших пропаганде 
его идей. При Дшоке в культовых сооружениях 
широко использовались уже сложившиеся 
традиции архитектуры. В скульптуре, украшавшей 
храмы, отразились древнейшие легенды, 
мифы и религиозные представления. Одним 
из главных видов буддийских культовых 
памятников были ступы. Она представляли 
собой сложенные из кирпича и камня полусферические 
сооружения, лишенные внутреннего пространства, 
по облику восходящие к древнейшим погребальным 
холмам. Она воздвигалась на круглом основании, 
но верху которого был сделан круговой 
обход. На вершине ставился кубический 
«божий дом», или реликварий из драгоценного 
металла (золота и др.). Над реликварием 
возвышался стержень, увенчанный убывающими 
кверху зонтами - символами знатного происхождения 
Будды. Лаконичность и монументальность 
тяжелых и мощных форм характерны для 
культового зодчества Маурья. Ступа в 
Санчи построена из кирпича и снаружи 
облицована камнем, на которых первоначально 
был нанесен слой с выгравированными рельефами 
буддийского содержания. Каменные ворота 
сплошь покрыты скульптурой. Эта скульптура 
напоминает резьбу по дереву и слоновой 
кости. Ворота представляют собой два 
массивных столба, несущих 3 пересекающие 
их наверху перекладины, расположенные 
одна над другой. На верхней перекладине 
помещались фигуры гениев - хранителей 
и буддийские символы. В архитектуре Индии, 
относящейся ко времени I - III вв. н.э., происходят 
изменения в сторону большей декоративности 
форм. Строительным материалом становится 
кирпич. К периоду Гупта относится создание 
одного из самых выдающихся памятников 
художественной культуры Древней Индии 
- росписей храмов Аджанты. В период Гупта 
завершается работа над архитектурным 
трактом «Манасара», собравшим и зафиксировавшим 
традиционные правила прошлых веков. В 
целом в архитектуре конца V - VI вв. происходит 
усиление декоративности, наблюдается 
известная перегруженность наружных стен 
скульптурным декором и мелкой резьбой. 
Однако при этом сохраняется еще ясность 
архитектоники. Одним ив лучших художественных 
ансамблей, создаваемых в период с III в. 
до н.э. и до VII в. н.э, были буддийские храмы 
Аджанты, находящиеся в центральной Индии 
(нынешняя провинция Бомбей). Эти храмы 
были вырублены в почти отвесных скалах 
живописной долины над рекой Вагхо-ра. 
Фасады пещерных храмов пышно декорированы 
скульптурой. Ниши стен заполняет большое 
количество статуй Будды. В структурных 
памятниках Аджанты видно развитие традиций 
прошлого и в содержании, и в трактовке 
образов. Но здесь эти образы предстают 
уже более зрелыми по мастерству, более 
свободным и совершенными по форме. Внутренние 
помещения храмов Аджанты покрыты росписями, 
в которых мастера выразили с большой 
силой богатство, сказочность и красоту 
своей художественной фантазии. Сюжетами 
росписей являются легенды из жизни Будды, 
сплетенные с древними индийскими мифологическими 
сценами. Росписи полны самых живых и непосредственных 
наблюдений и дают богатый материал для 
изучения жизни Древней Индии. В пещерном 
храме N 17 изображен Будда, встречающий 
жену и сына. Условность изображения проявляется 
в том, что фигура Будды показана огромной 
сравнительно с фигурами его жены и сына. 
Этой росписи свойственна простота, гармоничность 
и спокойная ясность. 
ЛИНГВИСТИКА. Древнейшие памятники 
индийской литературы -Веды - в течение 
многих столетий оставались ее записанными, 
и до сих пор не обнаружено самой 
письменности ведийского периода, В 
связи о традицией заучивания 
наизусть и комментирования огромное 
количество священных текстов, язык 
которых становился все менее 
понятным, в Индии очень рано стали 
развиваться такие дисциплины как 
фонетика, этимология, грамматика. В 
У-ГУ вв. до н.э. была создана грамматика 
санскрита Папини - величайшее достижение 
языкознания древнего мира; некоторые 
идеи Папини были вполне оценены и 
развиты лишь в структурной лингвистике 
XX в. 
ПИСЬМЕННОСТЬ: В последние 
столетия до н.э. широко распространяется 
грамотность, особенно среди горожан. 
Точно датированные памятники письменности 
относятся лишь к Ш в. до н.э. (эдикты 
Ашоки), но в это время она столь 
совершенна, что предполагает несколько 
веков предварительного развития. Брахми 
- алфавит эдиктов Ащоки - возник, 
возможно, на основе какого-то вида семитского 
письма) но отличался от последнего 
обозначением гласных звуков и фонетически 
правильным расположением алфавитных 
знаков. 
ЛИТЕРАТУРА: В это же время 
возникает письменная литература, повествовательная 
и научная, на разных языках, главным 
образом на санскрите. Значительная 
часть ее является лишь письменной 
редакцией произведении, имевших 
устное происхождение и вековую 
традицию. Еще в начале I тысячелетия 
до н.э. складывались два цикла оказании, 
развившиеся затем в две огромные 
эпические поэмы. Первая - «Махаб-харата» 
- посвящена кровавой борьбе за престол 
двоюродных братьев, потомков легендарного 
царя Бхараты (по имени Бхараты и 
современная Индийская Республика 
на языке хинди называется Бхарат, 
т.е. страна потомков Бхараты). Вторая - 
«Рамаяма» - рассказывает о похождениях 
царевича Рамы в дебрях Южной Индии 
и его походе на остров Ланку (Цейлон). 
Обе поэмы были записаны на санскрите 
в первые века новой эры. В них 
включены многие мифы и сказания, не 
относящиеся прямо к сюжету, а 
также собрания назидательных рассуждений 
и философские трактаты в стихах 
(в частности «Бхагавадгита»). Но, 
пожалуй, наиболее ярко своеобразие 
индо-буддийской духовности появилась 
в классической японской поэзии - поэзии 
хокку (трехстиший) и танка (пятистиший). 
ТЕАТР. Индийский театр 
имеет, по-видимому, самостоятельное 
происхождение. По крайней мере, в 
источниках с середины первого тысячелетия 
до н.э. (т.е. до эллинистического периода) 
упоминаются профессиональные рассказчики, 
певцы, плясуны, труппы бродячих актеров. 
Сведения о народном театральном 
искусстве скудны, но придворный театр 
и драматургия, в особенности 
Гуптской и послегуптской эпох, известны 
хорошо. Сюжетом драм были чаще всего героические 
и любовные истории, заимствованные из 
эпоса. Прозаический текст перемешался 
со стихотворным, особенно в лирических 
монологах героев и изречениях назидательного 
свойства. Частыми были песенные и танцевальные 
номера. Не полагалось изображать на сцене: 
убийства, сражения, мятежи. Пьесы должны 
были иметь счастливый конец. 
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА. Постулируемая 
в индо-буддийской традиции идея принципиальной 
неделимости мира делает каждую вещь 
неповторимой и все вещи - равными 
между собой. Это психологически 
«снимает» остроту проблемы социального 
неравенства в индивидуальном и 
общественном сознании. «Просветление» 
человека, его духовного совершенствования 
не зависят ни от социального статуса, 
ни от материального положения. Буддой 
может стать как принц, так 
и нищий, и в этом - главном - они 
равны. С другой стороны, мир - упорядоченное 
целое, и каждое живое существо имеет 
в нем свое «естественное место», 
свою «экологическую пищу». Явившись в 
мир, человек становится частью великой, 
не им созданной, гармонии, где социальный 
порядок - часть мирового порядка, одно 
из проявлений «мирового закона». Поэтому 
любая попытка радикального изменения 
этого порядка, его «перестройки», 
любые «революционные» действия 
потенциально чреваты глобальными 
катаклизмами. Это не значит, что 
индо-буддийский Восток не занимается 
совершенствованием социального устройства 
и регулированием общественных отношений» 
что он «далек от политики» здесь 
присутствуют все атрибуты «западной» 
политической жизни: и борьба партий, 
и свободные выборы, и парламентская 
демократия, и многое другое. Однако 
общественное сознание индо-буддийских 
народов не политизировано, политическая 
проблематика никогда не занимала в 
нем того места, какое, она занимает 
в сознании Запала или мусульманского 
Востока. 
Индо-буддийская культура учит 
не отказу от жизни и деятельности, 
а отрешенности от мировой суеты. 
Именно оно вооружило человечество 
концепцией «панча шила» («пять принципов») 
- основополагающими принципами взаимоотношений 
государств современного мира, без 
которых уже немыслимо его 
дальнейшее развитие. Может быть, примечательно 
то, что индо-буддийское миропонимание 
является одной из древних, явилась 
основой других мировых религий 
и не случайно то, что интерес 
к ней привлекает не только движения 
в духе «ненасилия», но и европейские 
народы.