Индо-буддийский тип культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:36, реферат

Описание работы

Древнеиндийская цивилизация – одна из самых величайших и таинственных на Востоке. По мнению многих учёных и культурологов, специфика географического положения, щедрость природы, защищенность от иноземных вторжений создали необходимые условия для обеспечения самобытности развития Индии и легли в основу создания индо-буддийского типа культуры.

Файлы: 1 файл

Индо-Буддийский тип культуры.docx

— 24.51 Кб (Скачать файл)

Индо-буддийский тип культуры

Древнеиндийская цивилизация  – одна из самых величайших и  таинственных на Востоке. По мнению многих учёных и культурологов, специфика  географического положения, щедрость природы, защищенность от иноземных  вторжений создали необходимые  условия для обеспечения самобытности развития Индии и легли в основу создания индо-буддийского типа культуры.

Во главе стояли правители (кшатрии), но их власть постоянно ограничивалась жрецами, пользовавшимся огромным влиянием в сельских общинах. Брахман всегда почитался выше кшатрия, так как  был учёным и священником. Его  авторитет был неприкасаем. И  брахманы и кшатрии жили своими варнами и не смешивались друг с другом. Такие же варны образовывали земледельцы, ремесленники и торговцы (вайшьи), а так же наёмные работники, батраки (щудры). Эти четыре варны и заложили основу кастового строя в Индии.

Следствием кастового  строя явились отчужденность  между социальными группами, отказ  принимать пищу вместе с представителями  других каст и заключать браки  вне своей касты.

Пришедшие в Индию арии (народы, принадлежавшие к индоевропейской языковой общности, их нашествие - II тыс. до н.э.) принесли с собой Веды, создание которых относится к 2000 г. до н.э. Веды представляют собой смесь гимнов, молитв, описаний жертвоприношений, поэтических образов природы.

На основе вед сложилась  религия индусов, созданная брахманами в 1 тысяч. до н.э. Брахман – член высшей жреческой касты в Индии. Религия получила название Брахманизм.

Упанишады, появившиеся, примерно, в 800 г. до н.э., сделали следующий шаг в развитии индоарийской культуры. Их мысли и идеи проникнуты религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире человека, реальности и нереальности его существования, дороге к истине и её значение для праведной жизни и бессмертия.

В брахманизме основой  является идея скоротечности и незначительности человеческой жизни в сравнении  с неземным миром. Бесконечный круговорот вещей – это суровый закон  жизни. Самодисциплина, отказ от ненависти, подавление зависти, изучение священных  Вед и почитание брахманов  – всё это сулит смертному  возрождение его души.

Для брахманизма характерна обрядовая регламентация жизни, сложный ритуал. Средством улучшения  кармы являются аскетические подвиги. (осознанное подавление человеческих страстей с целью развития духа.)

В шестом веке до н.э. начал  формироваться буддизм. Его основоположник – Будда.

Буддизм формировался как  мировоззрение кшатриев, и их поддерживало в определенной степени население  Индии, недовольное засилием брахманов.

 

В основе – 4 благородные  истины.

Учение Будды, глубоко нравственное. Он учит: «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром», «можно победить тысячу людей в бою, но величайшим победителем будет тот, кто одержит победу над самим собой».

Будда призывает ориентироваться  на четыре нормы поведения: предотвращать  зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро.

В буддизме упор делается на понимании нирваны как состояния  отрешенности, достигаемом за счёт отказа от земных стремлений.

В результате синтеза ряда положений буддизма и брахманизма  сформировался индуизм.

Индуизм – широкое религиозно-культурное течение, расподающиеся на ряд независимых культов. Его основывают тантризм, культ Брахмы, Вишну и Шивы. На первый план выдвинулись Вишну и Шива.

Вишну – помощник людям. Он сообщает им истину, сохраняет их в опасности, избавляет их от зла.

Шива – суровое и  страшное божество, бог – разрушитель. У него три глаза, вокруг тела –  змеи, на шее – черепа. Но он же представляется индусам как покровитель искусства и учёности, разгульной жизни и любовных утех.

Индуистские боги принципиально  отличаются как от христианского  Бога, так и от исламского Аллаха. Они приближены к земным условиям, конкретизированны в своих качествах и постоянно находятся в центре земных событий.

Отношение к земному миру в индо-буддийской культуре проиворечиво. В учении о сансаре (Пояснение: круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой) он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Проживающий в мире сансары, озабоченный целью своего существования, обязан ориентироваться на гармоничное сочетание четырёх этических норм: джарма, артха, кама и мокша.

Джарма – важнейшая часть основного морального закона, направляющего жизнь вселенной и всего, что содержится в ней, и как часть этого закона она определяет содержание долга и обязанностей людей.

Артха – представляет собой нормы практического применения

Кама – определяет ценность удовлетворения чувственных побуждений.

Мокша – учение о том, как избавиться от сансары.

Так как Абсолютный дух  во всём и каждое сущее в едином духе, долг каждого не относится  с презрением ни к одному созданию. Каждый должен жить и давать право  жить другим. Не отвечай злом на зло, всегда твори добро. Умение прощать  – свойство сильных. Слабые никогда не прощают. Достойное поведение не в том, чтобы идти проторенным путём, а чтобы самому найти правильный путь и бесстрашно ему следовать.

Необходимо уточнить, что  индуизм и буддизм различно понимают ценность земных удовольствий. Буддизм  проповедует умеренную жизнь, воздержание  в страстях и верность любви. Индуизм  подчеркивает важность чувственных  радостей и плотских утех.

Важнейшей ценностью индо-буддийской культуры является мокша, как освобождение от сансары. Такое освобождение – высшее блаженство и достигается оно слиянием с Абсолютом, отождествленным с Брахманом. При этом индивид выпадает из кармы, просветляется за пределы иллюзорного мира. Самосознание личности не уничтожается, реализуется её слияние с Абсолютным духом.

Несомненно, на систему ценностей  индо-буддийской культуры наложил глубокий отпечаток кастовый спрос. Каждая Варна – это не только замкнутая социальная группа со своими традициями представлениями, но и олицетворение определенной культурной ценности. Быть брахманом, служить брахманам, учиться у брахманов – высшая ценность. Брахман – это олицетворение премудрости и святости.

Художественная  культура – как путь к освобождению духа.

Искусство в Индии развивалось  под непосредственным влиянием религиозно-нравственных ценностей брахманизма, буддизма и  индуизма. Первые художественные произведения одновременно были и сочинения по вопросам веры, о смысле жизни и  окружающего мира.

Веды и Упанишады –  священные книги Индии.

Учёные выделяют ряд особенностей индийской художественной культуры, отличающих её от западноевропейского  искусства. Это, во-первых, её теснейшая связь с религией и философией. Связь настолько тесная, что индийскую культуру нельзя понять, не зная религиозно-философских предпосылок.

Во-вторых, индийское искусство обращено главным образом к крестьянину, чтобы донести до него возвышенные религиозно-философские идеалы, сделать для него понятным закон кармы.

В-третьих, в поэзии, прозе, драме и музыке индийский художник как бы отождествляет  себя «с природой во всех её настроениях», выражает «присущую человеку гармонию с природой и вселенной». Так, живший в конце четвертого века Калидаса в поэме «Облако-вестник» красочно передает состояние попавшего в плен и разлученного со своей возлюбленной индийца. Пленник обращается к облаку и просит его дождливое время года передать любимой, как он томится по ней. Один из американских комментаторов этого произведения отмечает: «Калидаса в пятом веке понимал то, что Европа поняла только в девятнадцатом, да и сейчас понимает ещё ограниченно, а именно: мир не создан для человека и человек лишь тогда встает во весь свой рост, когда создает достоинство и ценность жизни, не принадлежащей человеку».

В-четвёртых, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. «Веды были против поклонения образу божества, и образ Будды был запечатлен в скульптуре и живописи лишь в сравнительно поздний период развития буддизма»

В седьмом – восьмом  веке н.э. в Индии сооружается  храм Каласы в Эллорских пещерах и создается изваяние Тримурти (триады из Брахмы, Вишну и Шивы) в Элефантских пещерах. В период монгольского правления в Индии эта буддийская традиция в скульптуре сурово подавлялась.

Буддийские монахи создали  фрески в пещере Аджанты - Храмово-монастырский комплекс.

Одна из жемчужин древнеиндийской  литературы – «Махабхарата». Бхарата-варша — древнее название Индии. Сложился на основе устных сказаний и легенд, бытовавших у племён и народностей северо-западной и северной Индии. Мало кто знает, что содержательная заповедь «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому», которую можно встретить у Конфуция, Аристотеля, а затем у Канта, впервые прозвучала на страницах «Махабхараты».

В Индии получили широкое  распространение театр и драматическая  литература. Свои истоки театр берёт  от гимнов и диалогов, содержащихся в Ведах.

Этика в индо-буддийской культуре

 В индо-буддийской культуре моральный капитал определяет престиж и влияние человека. Предписываемыми ключевыми добродетелями являются:

 самообладание, воздержанность, умеренность, самоограничение;

 неприменение насилия,  непричинение вреда живому, всепрощение, смирение, терпение, правдивость;

 развитие трансцендентного  знания, преданность возвышенным  мыслям.

 Ненасилие – одно из ведущих предписаний дхармы(закон,религия,долг) Оно предполагает ненасилие не только по отношению к человеку, но и к животным. Не только в физическом смысле, но и в моральном: «Где бы не возникала ссора, где бы вам не противостоял оппонент, покоряйте его с любовью». Норма ненасилия объясняет тот факт, что многие индийцы – вегетарианцы.

 Мораль требует всегда  и везде совершать добрые дела, направленные на освобождение  живых существ от неведения  и страданий. Стратегия освобождения  от страстей и желаний –  желания нужно нейтрализовать, а  не подавлять.Одной из особенностей индо-буддийской этики является ее своеобразный индивидуализм. Человек индивидуально и напрямую общается с космосом. Одиночна медитация, еда, танец.

 

 

Наука Индии

 В Индии издавна  развиты астрономия, математика, медицина. Сегодня признан вклад индийских  ученых в физику высоких энергий,  космологию, биомедицину, химию,  филологию. 

 В познании мира  проявилась большая тяга к  систематизации. В то же время научной мысли свойственны алогичность и невнимание к фактам. Один предмет мог называться разными словами и одно слово иметь множество значений.

Обращение к разуму и знанию типично для восточной культуры. Многорукий торжествующий Бог Шива изображен танцующим на повергнутом  им «карлике незнания»

 В традиционной кульутре представители литературы и науки сосредоточивались около дворцов царей.

Архитектура.  К наиболее характерным буддийским архитектурным формам относятся: храмы (чайтьи), монастыри (чайтья плюс вихара – монашеское общежитие), ступы, столбы-стамбхи. До появления буддизма и буддийской архитектуры в ведическую эпоху обряды совершались под открытым небом.

Музыка  Индии – древняя и самобытная. Вся импровизирована: любое вокальное и инструментальное произведение импровизируется. Ритуальным песням, танцам, музыке всегда предписывалась очистительная сила и способность порождать творческую энергию человека.

Танец.  Греческий историк Арриан так охарактеризовал отношение древних индийцев к танцу: «Ни один народ не питает большей любви к танцам и песням, чем индийский.». Эту любовь он пронес через всю свою историю. Классический танец – одна из разновидностей йоги, способ духовного и физического совершенствования. Пронизан традицией, символичен. Необычайно развиты движения-символы глаз и рук.

Театр. Индийский театр очень древний. Он вобрал в себя музыку, танец, пантомиму, слово. Основа большинства театральных представлений – сюжеты поэм Махабхарата и Рамаяна. Рама и Кришна – главные герои. Среди действующих лиц драмы – боги, святые, мудрецы, правители. Устраиваемые традиционно на открытом воздухе, представления могли длиться всю ночь.

Живопись.  В Древней Индии развита живопись, существовали специальные картинные галереи, было развито искусство стенных росписей. После VIII в. живопись развивается сравнительно слабо. Как и другие сферы деятельности, она была заключена в оковы кастового устройства. Существовали специальные касты живописцев и толкователей изображений. Тем не менее среди выдающихся явлений индийской живописи – средневековая миниатюра, развившаяся под мусульманским влиянием и представленная книжными иллюстрациями. Ее ведущие школы – Могольская ( XVI - XVIII вв.) и школа Кангра (середина XVIII в. – начало ХХ в.).

 

 Интерес к живописи  возродился под влиянием западной  культуры. На рубеже XIX -ХХ вв. возникает  школа «Бенгальского возрождения»  в Бенгалии. Во главе – Тагоры, организационно сплотившие художников национальной школы. Все последующие течения живописи выросли на ее основе. Основоположник новой индийской живописи – Обониндронатх Тагор и Нондолал Бошу.

Информация о работе Индо-буддийский тип культуры