Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:36, реферат
Древнеиндийская цивилизация – одна из самых величайших и таинственных на Востоке. По мнению многих учёных и культурологов, специфика географического положения, щедрость природы, защищенность от иноземных вторжений создали необходимые условия для обеспечения самобытности развития Индии и легли в основу создания индо-буддийского типа культуры.
Индо-буддийский тип культуры
Древнеиндийская цивилизация
– одна из самых величайших и
таинственных на Востоке. По мнению многих
учёных и культурологов, специфика
географического положения, щедрость
природы, защищенность от иноземных
вторжений создали необходимые
условия для обеспечения
Во главе стояли правители (кшатрии), но их власть постоянно ограничивалась жрецами, пользовавшимся огромным влиянием в сельских общинах. Брахман всегда почитался выше кшатрия, так как был учёным и священником. Его авторитет был неприкасаем. И брахманы и кшатрии жили своими варнами и не смешивались друг с другом. Такие же варны образовывали земледельцы, ремесленники и торговцы (вайшьи), а так же наёмные работники, батраки (щудры). Эти четыре варны и заложили основу кастового строя в Индии.
Следствием кастового строя явились отчужденность между социальными группами, отказ принимать пищу вместе с представителями других каст и заключать браки вне своей касты.
Пришедшие в Индию арии (народы, принадлежавшие к индоевропейской языковой общности, их нашествие - II тыс. до н.э.) принесли с собой Веды, создание которых относится к 2000 г. до н.э. Веды представляют собой смесь гимнов, молитв, описаний жертвоприношений, поэтических образов природы.
На основе вед сложилась религия индусов, созданная брахманами в 1 тысяч. до н.э. Брахман – член высшей жреческой касты в Индии. Религия получила название Брахманизм.
Упанишады, появившиеся, примерно, в 800 г. до н.э., сделали следующий шаг в развитии индоарийской культуры. Их мысли и идеи проникнуты религиозно-философским раздумьем о внутреннем мире человека, реальности и нереальности его существования, дороге к истине и её значение для праведной жизни и бессмертия.
В брахманизме основой
является идея скоротечности и
Для брахманизма характерна обрядовая регламентация жизни, сложный ритуал. Средством улучшения кармы являются аскетические подвиги. (осознанное подавление человеческих страстей с целью развития духа.)
В шестом веке до н.э. начал формироваться буддизм. Его основоположник – Будда.
Буддизм формировался как мировоззрение кшатриев, и их поддерживало в определенной степени население Индии, недовольное засилием брахманов.
В основе – 4 благородные истины.
Учение Будды, глубоко нравственное. Он учит: «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром», «можно победить тысячу людей в бою, но величайшим победителем будет тот, кто одержит победу над самим собой».
Будда призывает ориентироваться на четыре нормы поведения: предотвращать зло, пресекать зло, способствовать возникновению добра, поддерживать добро.
В буддизме упор делается на
понимании нирваны как
В результате синтеза ряда положений буддизма и брахманизма сформировался индуизм.
Индуизм – широкое религиозно-культурное течение, расподающиеся на ряд независимых культов. Его основывают тантризм, культ Брахмы, Вишну и Шивы. На первый план выдвинулись Вишну и Шива.
Вишну – помощник людям. Он сообщает им истину, сохраняет их в опасности, избавляет их от зла.
Шива – суровое и страшное божество, бог – разрушитель. У него три глаза, вокруг тела – змеи, на шее – черепа. Но он же представляется индусам как покровитель искусства и учёности, разгульной жизни и любовных утех.
Индуистские боги принципиально отличаются как от христианского Бога, так и от исламского Аллаха. Они приближены к земным условиям, конкретизированны в своих качествах и постоянно находятся в центре земных событий.
Отношение к земному миру в индо-буддийской культуре проиворечиво. В учении о сансаре (Пояснение: круговорот рождения и смерти в мирах, ограниченных кармой) он рисуется ужасным, полным страданий и боли. Проживающий в мире сансары, озабоченный целью своего существования, обязан ориентироваться на гармоничное сочетание четырёх этических норм: джарма, артха, кама и мокша.
Джарма – важнейшая часть основного морального закона, направляющего жизнь вселенной и всего, что содержится в ней, и как часть этого закона она определяет содержание долга и обязанностей людей.
Артха – представляет собой нормы практического применения
Кама – определяет ценность удовлетворения чувственных побуждений.
Мокша – учение о том, как избавиться от сансары.
Так как Абсолютный дух во всём и каждое сущее в едином духе, долг каждого не относится с презрением ни к одному созданию. Каждый должен жить и давать право жить другим. Не отвечай злом на зло, всегда твори добро. Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают. Достойное поведение не в том, чтобы идти проторенным путём, а чтобы самому найти правильный путь и бесстрашно ему следовать.
Необходимо уточнить, что индуизм и буддизм различно понимают ценность земных удовольствий. Буддизм проповедует умеренную жизнь, воздержание в страстях и верность любви. Индуизм подчеркивает важность чувственных радостей и плотских утех.
Важнейшей ценностью индо-буддийской культуры является мокша, как освобождение от сансары. Такое освобождение – высшее блаженство и достигается оно слиянием с Абсолютом, отождествленным с Брахманом. При этом индивид выпадает из кармы, просветляется за пределы иллюзорного мира. Самосознание личности не уничтожается, реализуется её слияние с Абсолютным духом.
Несомненно, на систему ценностей индо-буддийской культуры наложил глубокий отпечаток кастовый спрос. Каждая Варна – это не только замкнутая социальная группа со своими традициями представлениями, но и олицетворение определенной культурной ценности. Быть брахманом, служить брахманам, учиться у брахманов – высшая ценность. Брахман – это олицетворение премудрости и святости.
Художественная культура – как путь к освобождению духа.
Искусство в Индии развивалось под непосредственным влиянием религиозно-нравственных ценностей брахманизма, буддизма и индуизма. Первые художественные произведения одновременно были и сочинения по вопросам веры, о смысле жизни и окружающего мира.
Веды и Упанишады – священные книги Индии.
Учёные выделяют ряд особенностей индийской художественной культуры, отличающих её от западноевропейского искусства. Это, во-первых, её теснейшая связь с религией и философией. Связь настолько тесная, что индийскую культуру нельзя понять, не зная религиозно-философских предпосылок.
Во-вторых, индийское искусство обращено главным образом к крестьянину, чтобы донести до него возвышенные религиозно-философские идеалы, сделать для него понятным закон кармы.
В-третьих, в поэзии, прозе, драме и музыке индийский художник как бы отождествляет себя «с природой во всех её настроениях», выражает «присущую человеку гармонию с природой и вселенной». Так, живший в конце четвертого века Калидаса в поэме «Облако-вестник» красочно передает состояние попавшего в плен и разлученного со своей возлюбленной индийца. Пленник обращается к облаку и просит его дождливое время года передать любимой, как он томится по ней. Один из американских комментаторов этого произведения отмечает: «Калидаса в пятом веке понимал то, что Европа поняла только в девятнадцатом, да и сейчас понимает ещё ограниченно, а именно: мир не создан для человека и человек лишь тогда встает во весь свой рост, когда создает достоинство и ценность жизни, не принадлежащей человеку».
В-четвёртых, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. «Веды были против поклонения образу божества, и образ Будды был запечатлен в скульптуре и живописи лишь в сравнительно поздний период развития буддизма»
В седьмом – восьмом веке н.э. в Индии сооружается храм Каласы в Эллорских пещерах и создается изваяние Тримурти (триады из Брахмы, Вишну и Шивы) в Элефантских пещерах. В период монгольского правления в Индии эта буддийская традиция в скульптуре сурово подавлялась.
Буддийские монахи создали фрески в пещере Аджанты - Храмово-монастырский комплекс.
Одна из жемчужин древнеиндийской литературы – «Махабхарата». Бхарата-варша — древнее название Индии. Сложился на основе устных сказаний и легенд, бытовавших у племён и народностей северо-западной и северной Индии. Мало кто знает, что содержательная заповедь «Не делай другому того, что было бы неприятно тебе самому», которую можно встретить у Конфуция, Аристотеля, а затем у Канта, впервые прозвучала на страницах «Махабхараты».
В Индии получили широкое
распространение театр и
Этика в индо-буддийской культуре
В индо-буддийской культуре моральный капитал определяет престиж и влияние человека. Предписываемыми ключевыми добродетелями являются:
самообладание,
неприменение насилия, непричинение вреда живому, всепрощение, смирение, терпение, правдивость;
развитие трансцендентного знания, преданность возвышенным мыслям.
Ненасилие – одно из ведущих предписаний дхармы(закон,религия,долг) Оно предполагает ненасилие не только по отношению к человеку, но и к животным. Не только в физическом смысле, но и в моральном: «Где бы не возникала ссора, где бы вам не противостоял оппонент, покоряйте его с любовью». Норма ненасилия объясняет тот факт, что многие индийцы – вегетарианцы.
Мораль требует всегда
и везде совершать добрые дела,
направленные на освобождение
живых существ от неведения
и страданий. Стратегия
Наука Индии
В Индии издавна
развиты астрономия, математика, медицина.
Сегодня признан вклад
В познании мира проявилась большая тяга к систематизации. В то же время научной мысли свойственны алогичность и невнимание к фактам. Один предмет мог называться разными словами и одно слово иметь множество значений.
Обращение к разуму и знанию
типично для восточной
В традиционной кульутре представители литературы и науки сосредоточивались около дворцов царей.
Архитектура. К наиболее характерным буддийским архитектурным формам относятся: храмы (чайтьи), монастыри (чайтья плюс вихара – монашеское общежитие), ступы, столбы-стамбхи. До появления буддизма и буддийской архитектуры в ведическую эпоху обряды совершались под открытым небом.
Музыка Индии – древняя и самобытная. Вся импровизирована: любое вокальное и инструментальное произведение импровизируется. Ритуальным песням, танцам, музыке всегда предписывалась очистительная сила и способность порождать творческую энергию человека.
Танец. Греческий историк Арриан так охарактеризовал отношение древних индийцев к танцу: «Ни один народ не питает большей любви к танцам и песням, чем индийский.». Эту любовь он пронес через всю свою историю. Классический танец – одна из разновидностей йоги, способ духовного и физического совершенствования. Пронизан традицией, символичен. Необычайно развиты движения-символы глаз и рук.
Театр. Индийский театр очень древний. Он вобрал в себя музыку, танец, пантомиму, слово. Основа большинства театральных представлений – сюжеты поэм Махабхарата и Рамаяна. Рама и Кришна – главные герои. Среди действующих лиц драмы – боги, святые, мудрецы, правители. Устраиваемые традиционно на открытом воздухе, представления могли длиться всю ночь.
Живопись. В Древней Индии развита живопись, существовали специальные картинные галереи, было развито искусство стенных росписей. После VIII в. живопись развивается сравнительно слабо. Как и другие сферы деятельности, она была заключена в оковы кастового устройства. Существовали специальные касты живописцев и толкователей изображений. Тем не менее среди выдающихся явлений индийской живописи – средневековая миниатюра, развившаяся под мусульманским влиянием и представленная книжными иллюстрациями. Ее ведущие школы – Могольская ( XVI - XVIII вв.) и школа Кангра (середина XVIII в. – начало ХХ в.).
Интерес к живописи
возродился под влиянием