Информационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 17:44, реферат

Описание работы

Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Информационная культура - это умение грамотно и целенаправленно работать с информацией, применяя при ее создании, обработке, передаче и потреблении новые информационные технологии, современные технические средства и методы. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках.

Содержание работы

1. Информационная культура и социальные коммуникации, соотношение понятий
2. Информационная культура и научно-коммуникативное пространство
3.Информационная культура как этика межличностного общения
4.Информационная культура как методологический аппарат познания.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Информационная культура.docx

— 151.27 Кб (Скачать файл)

План:

1. Информационная культура и социальные коммуникации, соотношение понятий

2. Информационная культура  и научно-коммуникативное пространство

3.Информационная культура как этика межличностного общения

4.Информационная культура  как методологический аппарат  познания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Информационная культура и социальные коммуникации, соотношение понятий

Сегодня есть все основания  говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать  элементом общей культуры человечества. Информационная   культура - это умение грамотно  и  целенаправленно  работать с информацией, применяя при ее создании, обработке, передаче  и  потреблении новые информационные технологии,  современные  технические средства  и  методы. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.

Количественное и качественное  изменение информации, базирующееся на   компьютеризации и  внедрении  новых  информационных  технологий, ускорило и, в значительной  степени, предопределило  качественные  изменения  в человеческом обществе, произошедшие в конце XX  века . Начался новый этап  его развития  – информационное общество.

В наиболее общем и простом  виде информационное общество можно  определить следующим образом: информационное общество – это общество, в котором работающие ,в своем большинстве, заняты в  информационной сфере , т.е .обеспечивают производство, хранение, обработку, передачу и распределение информации , а также являются  ее потребителями.

Развитие информационного  общества связано с информатизацией .

Информатизация  – внедрение  информационных  технологий во  все  сферы человеческой  деятельности.

Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерный технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые  информационные процессы.

Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила  их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает  в качестве предмета, средства и  результата социальной активности , отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры. [1]

Информационно-семиотические  концепции культуры, первоначально  выдвинутые за рубежом, рассматривают  культуру как "совокупность негенетической информации", представленной средствами знаковых систем, как универсальный  канал социальной коммуникации. В  свете информационно-семиотических  концепций язык считается определяющей основой культуры, что способствовало обогащению культуроведения методами семиотики, структурной лингвистики, математики. В ииформационно-семиотических концепциях происходит отождествление культуры и социальной коммуникации, что представляет собой еще один вариант решения вопроса об их отношении. [9]


 

 

 

 

 


Для различных видов искусства, массовой коммуникации, а также для  ряда иных форм и способов, связанных  с социальным взаимодействием общающихся субъектов, правомочен универсальный  термин – социальная коммуникация. Множественное число этого же термина – социальные коммуникации – используется при необходимости дифференцировать коммуникационные потоки. [3]

Внимание науки и общества к процессам социальной коммуникации не случайно: от качества информационной среды, в которую «погружен» фактически каждый человек, зависит в значительной степени и качество нашей жизни.

Существуют различные  концепции и модели коммуникации, большинство из которых практически  отождествляют социальную коммуникацию с массовой коммуникацией и связаны  с представлением о ней как  о массовой передаче информации посредством  использования технических средств, с помощью различного рода профессиональных приемов для влияния и воздействия  на аудиторию.

Представление о коммуникации, положительно влияющей на людей и  в массовых масштабах совершенствующей их ум, нравственность, активно разрабатывалось  в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.). Особую надежду просветители связывали  с появляющимися в этот период печатными изданиями, прежде всего  газетами, а также с небывалыми доселе возможностями, открывающимися с началом книгопечатания.

Разочарование в идеях  Просвещения, а точнее, в результатах  предпринятых усилий и действий, не изменивших массовое сознание людей, снова  и снова обращало исследователей к поиску оптимальной модели коммуникации. К середине XX в. у многих ученых и  у большинства граждан разных стран сложилось стойкое мнение о том, что для судеб цивилизации  губительным оказалось влияние пропаганды, которую использовали для воздействия на умы, настроения и поступки миллионов людей.

В наши дни является просто очевидным тот факт, что каждый человек непрерывно взаимодействует  с огромным потоком информации. Информация является  одной из широко признанных составляющих практически всех сфер человеческой деятельности. Информация основа управления, связующее звено  между менеджером и средой, в которую  он включен в процессе жизнедеятельности. «Информация - первооснова мира. В  основе всего - информация. Информация внутри нас»

Современное общество трансформировалось в такой тип, который достаточно точно характеризуется понятием «информационное общество». «Информация - великий двигатель прогресса, ей суждено стать ведущей, магистральной  силой новой цивилизации, источником ее постоянного развития. Именно она  расшифровывает и открывает мир, и открывает человека; выражает картину  жизни, «образ времени»; его мысли, чувства, настроения. Она прокладывает человечеству путь к постижению мира как целостному процессу, куда информационное знание входит составной частью. Вырабатываемая информацией общая модель бытия - видение мира, представление о  человеке, общественный идеал  - превращается с ее помощью в панорамную картину  мира, в центре которого стоит человек».

Формой бытия информации является движение. Постоянно циркулируя в физической или социальной среде, она удовлетворяет потребности  людей в общении и взаимодействии.

В социальной сфере роль информации определяется тем, что она  занимает важнейшее место среди  компонентов, определяющих процесс  выбора решений. Особенность развития причинной связи в обществе состоит  в том, что она имеет информационную основу.[2]

Одним словом, общество  ныне  нуждается в чёткой, эффективной  информации, а человек – в систематической  подготовке к общению с информацией, включающей в себя этапы обнаружения, отбора, восприятия, получения, потребления, усвоения, обработки, осознания, применения. А умение общаться с информацией зависит от многих социальных и культурных факторов, индивидуальных особенностей личности, её ценностных ориентаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Информационная культура и научно-коммуникативное пространство

НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ  - совокупность видов профессионального общения в научном сообществе, один из главных механизмов развития науки, способа осуществления взаимодействия исследователей и экспертизы полученных результатов. Это научный дискурс во всей своей сложности и многоплановости, представленный разными жанрами и формами. Кроме того, она  служит задачам профессиональной социализации ученых.

Массированное изучение научных  коммуникаций социологами, психологами, специалистами по информатике и др. в конце 50-х – начале 60-х гг. было связано с поиском возможности интенсифицировать исследовательскую деятельность, справиться с так называемым “информационным взрывом”  удовлетворить отчетливую потребность в организационной перестройке американской науки в послевоенных условиях. При этом коммуникационную интерпретацию получили практически все информационные процессы, происходящие в современной науке, начиная с массива дисциплинарных публикаций и важнейших информационных собраний (конференции, симпозиумы, конгрессы) и функционирования мощных систем научно-технической информации и кончая личными контактами ученых по поводу мелких эпизодов исследовательской деятельности.

Система научных коммуникаций –  это информационное пространство, где формируются и распространяются научные знания.

Это,  безусловно,  очень  упрощенный подход.  Теория коммуникаций задает множество толкований системы  научных коммуникаций. В настоящее  время под влиянием интенсивного внедрения информационных технологий система научных коммуникаций меняет свою структуру,  появляются новые  средства коммуникаций.  При этом научные коммуникации становятся все  более важным механизмом развития науки.  Будучи вне системы коммуникаций,  исследователь может перестать ориентироваться –  находится ли он на переднем крае или на периферии развития современной науки. [6]

Результаты многочисленных исследований показывают сравнительно невысокий уровень коммуникации наших ученых  (имеется в виду профессиональное общение и общение  с внешним, по отношению к научному сообществу, миром). Профессиональная интеграция в мировое научное сообщество не превышает 40 %.  Причин тут много,  начиная от финансовых трудностей,  кончая не сложившейся информационной культурой.

Система научной коммуникации является высокоупорядоченной социальной системой, основанной на взаимодействии людей, функционировании социальных институтов и подчинении определенным общественным нормам. Элементы этой системы динамически  связаны таким образом, что изменение  одного из них неизбежно влияет на функционирование других. Взаимосвязь  эта проявляется, по крайней мере, в трех аспектах: функциональном, социальном и экономическом.

Каждый исследователь, вступая  в мир науки, застает систему  научных коммуникаций уже сложившейся  в виде комплекса различных ее каналов, средств, форм, институтов. Система  научных коммуникаций определяет условия  коммуникативного поведения. Она предоставляет  возможности для научных контактов  и одновременно накладывает на них  некоторые ограничения, задает рамки  взаимодействия.

Помимо понятия системы  научных коммуникаций , используется понятие «сети научных коммуникаций».  «Сети – стабильные модели непосредственного взаимодействия между людьми». Таким образом, неформальные, т.е. личные и неофициальные профессиональные контакты в научном сообществе, представляют собой социальные сети. Сети строятся на доверии и предполагают личную инициативу при их создании и поддержании.

Ученые, заинтересованные в  непосредственных и устойчивых профессиональных контактах друг с другом, устанавливают  их сами, минуя каналы коммуникации, предоставляемые существующей системой научных коммуникаций, поскольку  ее структура и возможности не соответствует их требованиям.

Исследователи осмысленно, рационально и, можно сказать, творчески  подходят к предоставленным им системой коммуникации возможностям и пытаются преодолеть налагаемые ею коммуникативные  ограничения, рамки и пределы. Зачастую  у них есть выбор. Они сами формируют  свои коммуникативные стратегии, исходя из собственных исследовательских  потребностей и возможностей. Их коммуникативные  стратегии прагматичны и избирательны, подчинены логике их исследовательской  практики и соотносятся с целями и реалистической оценкой собственной  позиции в социальном и когнитивном  пространстве дисциплины. Они выбирают формы и каналы коммуникации, партнеров  по взаимодействию, нередко преодолевая  при этом границы дисциплинарного  сообщества, используют при этом доступные  им наличные ресурсы и рычаги давления и влияния.

Пространство научных  коммуникаций производится и воспроизводится  агентами действия. Ученые своей коммуникативной  активностью дают жизнь всем институциональным  формам коммуникации.

Коммуникативная природа  науки является общепризнанной ее характеристикой. «Ни ход, ни результаты, ни субъекты познания не могут быть отторгнуты от той ситуации общения, в которой  осуществляется научное исследование. Каждый элемент познавательного  акта и его содержания пронизан, освещен контекстом коммуникационного  взаимодействия»

В процессе научной коммуникации, ученые обмениваются сообщениями научного характера. Сам процесс коммуникации не сводится к бесстрастному и  безличному изложению такого рода фактов, упоминанию имен, перечислению событий. Также сообщается не только о том, какие совершены открытия, проведены исследования. Научную коммуникацию можно рассматривать как многоголосый диалог. Это обусловлено тем, что ученые интерпретируют и переинтерпретируют друг друга, применяя риторические приемы, апеллируют к «черным ящикам» и авторитетам, как своим союзникам, замалчивают какие-либо факты и игнорируют какие-либо имена.

Зачастую, научные коммуникации используются для презентации результатов  научной деятельности: ученые знакомят своих коллег с результатами исследований, научными идеями, выдвигаемыми гипотезами, разрабатываемыми теориями - и все  это посредством самых различных  коммуникативных форм. Но одновременно они проводят в жизнь, отстаивают свою точку зрения, свою научную  позицию. [5]

В настоящее время происходят революционные процессы в изменении  структуры мировой системы научной  коммуникации. Становление за последнее  десятилетие мировой информационной сети привело к появлению “электронных”  научных периодических изданий.

Объектом исследований являются коллекции научных документов по одной тематике, полные библиографии. Результаты исследований позволяют  представить систему научной  коммуникации как информационное пространство, где возникают и формируются научные тематики.

Математическая модель информационного  пространства представляет собой множество  фрактальных кластерных структур, они  представляют собой объединенные ссылками публикации в периодических изданиях в рамках отдельных тематических направлений.

Появление и широкое распространение  электронных средств коммуникации во многом оказало влияние на информационные и библиотечные процессы. Появились  электронные документы с общественной и научной тематикой, не имеющие аналогов на бумажных носителях. Перевод научно — справочного и поискового аппарата в электронные формы позволяет по-новому взглянуть на проблемы научной коммуникации. Одна из важнейших проблем сегодня — описание структуры тематических совокупностей научных документов в мировой электронной сети.

Информация о работе Информационная культура