Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 09:06, курсовая работа
Необходимо отметить, что художественная культура своими корнями уходит к истокам развития человеческой цивилизации. С прогрессом духовной жизни человечества, с развитием и дифференциацией знаний, умений, навыков, с обогащением социального опыта человечества усложняются, совершенствуются формы деятельности. Выделяются формы художественно-культурной деятельности. Появляются различные виды искусства, обогащаются приемы художественного творчества, меняются формы и методы художественного образования, возникают разнообразные области научного знания, исследующие разные стороны процессов художественной культуры.
Структура художественной культуры сложна и включает в себя много разнородных элементов. Но все они существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и вместе образуют определенную целостность.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………
3-7
РАЗДЕЛ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ……….
8-25
РАЗДЕЛ 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СФЕРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: СПЕЦИФИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ …………………………………………………………
26-39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………............
40-45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………….................
46-47
- в-третьих, характеристики самого человека как субъекта деятельности, в-четвертых, аспекты общественной жизни, связанные с преемственностью, накоплением ценностей, их передачей будущим поколениям [15, с. 40].
В соответствии с двумя основными видами производства -материальным и духовным - культуру принято рассматривать как материальную (орудия труда, предметы повседневного обихода, средства транспорта, связи, жилища, одежда) и духовную (познание, наука, воспитание и просвещение, нравственность, художественная культура, язык, право).
Под духовным производством, как правило, понимается производство общественного сознания в его исторически определенных формах, т.е. в формах политического, философского, правового, научного, художественного сознания. Будучи отражением общественного бытия, оно выступает продуктом духовной деятельности людей. Не возникая само по себе, общественное сознание вырабатывается, производится людьми, вступающими в определенные отношения.
В процессе духовного производства люди создают духовные ценности (определенные взгляды, идеи, теории, учения, произведения литературы и искусства), которые образуют духовное богатство, духовную культуру общества.
Последняя охватывает собой всю область общественного сознания, всю совокупность результатов духовной деятельности людей.
В разделении культуры на материальную и духовную есть определенная условность и относительность, поскольку многие элементы культуры входят одновременно и в ту, и в другую культуру, например пресса, радио, телевидение, кино, памятники архитектуры, прикладное искусство [20, с.19].
Материальная и духовная культура - это лишь две стороны единого целого - культуры. Их взаимосвязь и взаимовлияние обусловлены тем, что, с одной стороны, результаты духовной практики, определяемые материальным производством, объективируются в предметной, вещественной форме, с другой - в любом процессе материального производства в той или иной мере присутствует духовное начало.
Духовная культура человеческого общества – многосоставная и в то же время целостная система. В нее входят все виды и формы общественного сознания (представления людей, ценности науки, искусства). Духовная жизнь общества включает в себя интеллектуальные и нравственные ценности, выработанные прошлыми поколениями; творческую деятельность людей по их усвоению и созданию новых ценностей, идеалов, теорий, создание живых человеческих личностей, которое проявляется в их отношениях, поведении.
Основными структурными элементами, образующими культурную систему, выступают три компонента духовной культуры - научный, художественный и моральный, соответствующие трем основным формам общественного сознания: научно-теоретическому, художественно-образному и нравственному.
Структурные элементы культуры отличаются друг от друга своими внутренними свойствами, способами воздействия на человека, степенью доступности для него. Находясь в неразрывном единстве и взаимодействии, составляя целостность системы духовной культуры, каждый из этих элементов является вместе с тем самостоятельной сферой в духовной жизни человека и общества. Ныне в научной литературе все больше утверждается представление о культуре как о целостной, «сквозной» общественной системе, пронизывающей все стороны жизни общества.
В современных условиях в системе духовной культуры приобретают новые качественные особенности такие ее подразделения, как политическая, мировоззренческая, нравственная, эстетическая, экологическая культура, культура производства.
Политическая культура - это система политических и правовых знаний, убеждений и принципов, способов и методов управления общественной жизнью, способствующих укреплению гармоничных отношений между людьми. Высокую политическую культуру характеризуют научное мировоззрение, реализм в мышлении, реализм действенный, активный, а не созерцательный. Важнейшим компонентом политической культуры является историческое мышление, предполагающее умение глубоко анализировать сложные исторические процессы, объективно воспроизводить различные страницы истории, устанавливать между ними закономерные связи, разбираться в чрезвычайно сложной и противоречивой современной общественной жизни.
Нравственная
культура характеризуется
Мировоззренческую культуру отличает господство научного мировоззрения, для которой характерны распространение и утверждение в сознании масс идей социальной справедливости, утверждение плюрализма мнений, общечеловеческих ценностей.
Эстетическая культура, постепенно охватывающая все сферы общества, способствует гармоничному развитию личности, овладению ею высокими эстетическими вкусами и привычками, применению их в трудовой и общественной деятельности, общении людей.
Экологическая культура - один из видов культуры и актуальнейшая проблема, стоящая сегодня перед всем человечеством по совершенствованию отношений, связанных с использованием природной среды и ее отдельных элементов для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Она представляет собой систему идей, знаний, навыков и умений, способствующих оптимальному и рациональному природопользованию.
Выделяются также культура мира, культура предотвращения конфликтов, культура собственности, власти и социальной престижности, культура познания, мировоззренческая культура и многие другие [13, с.58].
Специализированными сегментами культуры являются «экономическая культура», «педагогическая культура», «военная культура». В зависимости от социальных функций культура дифференцируется на «культуру научного мышления», «культуру труда и потребления», «культуру художественного творчества», «культуру языка» и др.
Если культура представляет систему, а духовная культура - одну из ее подсистем, то художественная культура, в свою очередь, является одним из составляющих элементов духовной культуры, подразделяясь при этом на культуру музыкальную, изобразительную, архитектурную, художественную литературу и т.д. Дифференциация культур - явление крайне противоречивое и многомерное, она происходит не только по линии массовой культуры и элитарной, но и внутри каждой из них. Так внутри элитарной культуры просматривается достаточно резкое разделение на имеющих огромное количество поклонников современную культуру (авангард) и классическую. Поэтому понятие «актуальная культура» включает в себя не только то, что привнес в искусство новый тип культуры, но и то из предшествующего художественного опыта, что представляется актуальным и в современных условиях.
Художественная культура как духовно-художественное, относительно самостоятельное и целостное явление в духовной культуре общества, является совокупностью процессов и явлений в духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью.
Как процесс, она представляет собой подвижную, динамическую систему, на функционирование которой решающее воздействие оказывают такие факторы:
- прогресс духовной жизни человечества,
- обогащение социального опыта цивилизации,
- развитие и дифференциация знаний, навыков и умений,
- расширение запасов ассоциативной памяти,
- формирование национального склада характера.
В этом же ряду - усложнение и совершенствование самой художественно-культурной деятельности - совершенствование ее форм, появление новых видов искусства, обогащение всего арсенала приемов художественной деятельности, изменение методов и стилей, наконец, зарождение и становление разнообразных областей научного знания, раскрывающего разные стороны художественно-культурного творчества.
Художественной культуре принадлежит особая роль в создании нового вида общественного пространства для диалога о смысле и ценности жизни, лишенного крайностей любой идеологической или светской условностей. Базисным принципом и руководящим ориентиром в преодолении «культурных войн», в формировании новой цивилизации выступает духовность в самом широком философском (а не религиозном) ее понимании.
Важно также подчеркнуть, что художественная культура, как и другие виды культуры, имеет собственную структуру, состоящую из трех ее основных классов.
Первый класс - искусство, представляющее собой ядро художественной культуры и рассматриваемое как с точки зрения разных форм художественной деятельности (виды искусства), так и по субъекту создания (профессиональная художественная деятельность, народное художественное творчество и самодеятельное искусство). Для этого класса художественной культуры характерны личностный по преимуществу тип авторства, необходимость высокого мастерства, совершенное владение художником «творческим арсеналом», заложенным в законах, приемах, методах, языке того или иного вида искусства, неповторимость и оригинальность решения творческого замысла, социальная и эстетическая значимость создаваемого произведения, его актуальность, идейность, гуманистическая направленность.
Второй
класс в структуре
Третий класс структурных элементов художественной культуры составляют науки, изучающие:
а) теорию культуры, исследующую содержание художественной культуры, ее структуру, закономерности развития, место и принципы функционирования в обществе;
б) эстетику, исследующую аксеологические и гносеологические принципы развития искусства, общие закономерности эстетической деятельности и художественного творчества, общее и специфическое в различных видах искусства, закономерности формирования художественных традиций, преемственности и новаторства в искусстве;
в) искусствознание, представляющее собой сложную структуру и интегрирующее такие направления теоретических исследований, как искусствоведение общее и частное; совокупность истории искусства, теории искусства и художественной критики; неискусствоведческие дисциплины, культурология, психология художественного творчества, семиотика искусств.
Вопросы социального функционирования художественной культуры, её роли и назначения в жизни человеческого общества во все времена были предметом интереса науки. Вокруг этих проблем всегда велись оживленные споры и дискуссии. Особое внимание неизменно привлекал вопрос о том, какая функция художественной культуры является основной, ведущей, главенствующей. По нашему мнению, функции художественной культуры можно условно разделить на несколько групп, поскольку они часто дублируют друг друга, обозначая по-разному одно и то же содержание.
Первая группа касается вопросов, связанных с информационными возможностями культуры: информационная (культура как средство накопления и передачи информации), функция накопления и хранения информации (способствует передаче от поколения к поколению человеческого опыта), функция аккумуляции культурных ценностей (сохранение и передача культурных ценностей как в рамках данного поколения, так и будущим поколениям), функция исторической преемственности (культура, искусство как средство сохранения социального наследования).
Вторая группа функций охватывает вопросы роли культуры в формировании социального облика личности: социализирующая или персонифицирующая функция (культура способствует процессу социально-культурного становления личности), функция социализации индивида (культура как средство формирования личности в соответствии с потребностями каждой социальной системы), проективная функция (культура как средство создания «моделей потребного будущего»).
Третья группа охватывает вопросы эстетического воздействия культуры на личность: гедонистическая (искусство как наслаждение), зрелищная (искусство как развлечение, зрелище, игра), проективная функция (культура способствует эмоциональной разрядке личности).
Кроме того, необходимо выделить и такие функции культуры, как:
- художественно-концептуальная (философичность или искусство как анализ состояния мира),
- функция предвосхищения (искусство как предсказание),
- внушающая (искусство как воздействие на подсознание),
- сигнификативная (функция осмысления и обозначения предметов, действий человека),
- индивидуализирующая функция (культура создает условия и предоставляет материал для развития индивидуальных склонностей и задатков),
- защитная (культура ограждает личность от неблагоприятных воздействий и изменений среды).
Наиболее масштабно рассмотрим следующие функции художественной культуры:
Информация о работе Информационные ресурсы художественной культуры