Информационные ресурсы художественной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 09:06, курсовая работа

Описание работы

Необходимо отметить, что художественная культура своими корнями уходит к истокам развития человеческой цивилизации. С прогрессом духовной жизни человечества, с развитием и дифференциацией знаний, умений, навыков, с обогащением социального опыта человечества усложняются, совершенствуются формы деятельности. Выделяются формы художественно-культурной деятельности. Появляются различные виды искусства, обогащаются приемы художественного творчества, меняются формы и методы художественного образования, возникают разнообразные области научного знания, исследующие разные стороны процессов художественной культуры.
Структура художественной культуры сложна и включает в себя много разнородных элементов. Но все они существуют в тесной взаимосвязи друг с другом и вместе образуют определенную целостность.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………
3-7
РАЗДЕЛ 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСОБАЯ ОБЛАСТЬ КУЛЬТУРЫ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ……….

8-25
РАЗДЕЛ 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ СФЕРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ: СПЕЦИФИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ …………………………………………………………


26-39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………............
40-45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………….................
46-47

Файлы: 1 файл

ИР сферы художественной культуры.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

- в-третьих, характеристики самого человека как субъекта деятельности, в-четвертых, аспекты общественной жизни, связанные с преемственностью, накоплением ценностей, их передачей будущим поколениям [15, с. 40].

В соответствии с двумя основными видами производства -материальным и духовным - культуру принято рассматривать как материальную (орудия труда, предметы повседневного обихода, средства транспорта, связи, жилища, одежда) и духовную (познание, наука, воспитание и просвещение, нравственность, художественная культура, язык, право).

Под духовным производством, как правило, понимается производство общественного сознания в его исторически определенных формах, т.е. в формах политического, философского, правового, научного, художественного сознания. Будучи отражением общественного бытия, оно выступает продуктом духовной деятельности людей. Не возникая само по себе, общественное сознание вырабатывается, производится людьми, вступающими в определенные отношения.

В процессе духовного производства люди создают  духовные ценности (определенные взгляды, идеи, теории, учения, произведения литературы и искусства), которые образуют духовное богатство, духовную культуру общества.

Последняя охватывает собой всю область  общественного сознания, всю совокупность результатов духовной деятельности людей.

В разделении культуры на материальную и духовную есть определенная условность и относительность, поскольку многие элементы культуры входят одновременно и в ту, и в другую культуру, например пресса, радио, телевидение, кино, памятники архитектуры, прикладное искусство [20, с.19].

Материальная и духовная культура - это лишь две стороны единого целого - культуры. Их взаимосвязь и взаимовлияние обусловлены тем, что, с одной стороны, результаты духовной практики, определяемые материальным производством, объективируются в предметной, вещественной форме, с другой - в любом процессе материального производства в той или иной мере присутствует духовное начало.

Духовная  культура человеческого общества – многосоставная и в то же время целостная система. В нее входят все виды и формы общественного сознания (представления людей, ценности науки, искусства). Духовная жизнь общества включает в себя интеллектуальные и нравственные ценности, выработанные прошлыми поколениями; творческую деятельность людей по их усвоению и созданию новых ценностей, идеалов, теорий, создание живых человеческих личностей, которое проявляется в их отношениях, поведении.

Основными структурными элементами, образующими культурную систему, выступают три компонента духовной культуры - научный, художественный и моральный, соответствующие трем основным формам общественного сознания: научно-теоретическому, художественно-образному и нравственному.

Структурные элементы культуры отличаются друг от друга своими внутренними свойствами, способами воздействия на человека, степенью доступности для него. Находясь в неразрывном единстве и взаимодействии, составляя целостность системы духовной культуры, каждый из этих элементов является вместе с тем самостоятельной сферой в духовной жизни человека и общества. Ныне в научной литературе все больше утверждается представление о культуре как о целостной, «сквозной» общественной системе, пронизывающей все стороны жизни общества.

В современных  условиях в системе духовной культуры приобретают новые качественные особенности такие ее подразделения, как политическая, мировоззренческая, нравственная, эстетическая, экологическая культура, культура производства.

Политическая  культура - это система политических и правовых знаний, убеждений и принципов, способов и методов управления общественной жизнью, способствующих укреплению гармоничных отношений между людьми. Высокую политическую культуру характеризуют научное мировоззрение, реализм в мышлении, реализм действенный, активный, а не созерцательный. Важнейшим компонентом политической культуры является историческое мышление, предполагающее умение глубоко анализировать сложные исторические процессы, объективно воспроизводить различные страницы истории, устанавливать между ними закономерные связи, разбираться в чрезвычайно сложной и противоречивой современной общественной жизни.

Нравственная  культура характеризуется последовательным утверждением принципов гуманистической морали, трудолюбия, патриотизма, интернационализма, активной жизненной позиции каждого члена общества, сознательного отношения к общественному долгу.

Мировоззренческую культуру отличает господство научного мировоззрения, для которой характерны распространение и утверждение в сознании масс идей социальной справедливости, утверждение плюрализма мнений, общечеловеческих ценностей.

Эстетическая  культура, постепенно охватывающая все сферы общества, способствует гармоничному развитию личности, овладению ею высокими эстетическими вкусами и привычками, применению их в трудовой и общественной деятельности, общении людей.

Экологическая культура - один из видов культуры и актуальнейшая проблема, стоящая сегодня перед всем человечеством по совершенствованию отношений, связанных с использованием природной среды и ее отдельных элементов для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества. Она представляет собой систему идей, знаний, навыков и умений, способствующих оптимальному и рациональному природопользованию.

Выделяются  также культура мира, культура предотвращения конфликтов, культура собственности, власти и социальной престижности, культура познания, мировоззренческая культура и многие другие [13, с.58].

Специализированными сегментами культуры являются «экономическая культура», «педагогическая культура», «военная культура». В зависимости от социальных функций культура дифференцируется на «культуру научного мышления», «культуру труда и потребления», «культуру художественного творчества», «культуру языка» и др.

Если  культура представляет систему, а духовная культура - одну из ее подсистем, то художественная культура, в свою очередь, является одним из составляющих элементов духовной культуры, подразделяясь при этом на культуру музыкальную, изобразительную, архитектурную, художественную литературу и т.д. Дифференциация культур - явление крайне противоречивое и многомерное, она происходит не только по линии массовой культуры и элитарной, но и внутри каждой из них. Так внутри элитарной культуры просматривается достаточно резкое разделение на имеющих огромное количество поклонников современную культуру (авангард) и классическую. Поэтому понятие «актуальная культура» включает в себя не только то, что привнес в искусство новый тип культуры, но и то из предшествующего художественного опыта, что представляется актуальным и в современных условиях.

Художественная  культура как духовно-художественное, относительно самостоятельное и целостное явление в духовной культуре общества, является совокупностью процессов и явлений в духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью.

Как процесс, она представляет собой подвижную, динамическую систему, на функционирование которой решающее воздействие оказывают такие факторы:

- прогресс духовной жизни человечества,

- обогащение социального опыта цивилизации,

- развитие и дифференциация знаний, навыков и умений,

- расширение запасов ассоциативной памяти,

- формирование национального склада характера.

В этом же ряду - усложнение и совершенствование самой художественно-культурной деятельности - совершенствование ее форм, появление новых видов искусства, обогащение всего арсенала приемов художественной деятельности, изменение методов и стилей, наконец, зарождение и становление разнообразных областей научного знания, раскрывающего разные стороны художественно-культурного творчества.

Художественной  культуре принадлежит особая роль в создании нового вида общественного пространства для диалога о смысле и ценности жизни, лишенного крайностей любой идеологической или светской условностей. Базисным принципом и руководящим ориентиром в преодолении «культурных войн», в формировании новой цивилизации выступает духовность в самом широком философском (а не религиозном) ее понимании.

Важно также подчеркнуть, что художественная культура, как и другие виды культуры, имеет собственную структуру, состоящую из трех ее основных классов.

Первый  класс - искусство, представляющее собой ядро художественной культуры и рассматриваемое как с точки зрения разных форм художественной деятельности (виды искусства), так и по субъекту создания (профессиональная художественная деятельность, народное художественное творчество и самодеятельное искусство). Для этого класса  художественной культуры характерны личностный по преимуществу тип авторства, необходимость высокого мастерства, совершенное владение художником «творческим арсеналом», заложенным в законах, приемах, методах, языке того или иного вида искусства, неповторимость и оригинальность решения творческого замысла, социальная и эстетическая значимость создаваемого произведения, его актуальность, идейность, гуманистическая направленность.

Второй  класс в структуре художественной культуры составляют такие художественные элементы материальной и социальной среды, для которых художественные и эстетические свойства не являются определяющими, а в качестве приоритета выступает практическая, утилитарная целесообразность (дизайн, техническая эстетика, эстетика поведения, эстетика быта). В этом классе элементов художественной культуры выделяется ряд конкретных направлений, связанных с художественной стороной материального производства, обмена и потребления (эстетика оборудования, среды обитания), с эстетизацией социально-политической и бытовой сфер жизни (художественные стороны обрядов, ритуалов, семейных событий, бытовых празднеств, идейно-художественное значение политической символики - гимнов, гербов, знаков, орденов).

Третий  класс структурных элементов  художественной культуры составляют науки, изучающие:

а) теорию культуры, исследующую содержание художественной культуры, ее структуру, закономерности развития, место и принципы функционирования в обществе;

б) эстетику, исследующую аксеологические и гносеологические принципы развития искусства, общие закономерности эстетической деятельности и художественного творчества, общее и специфическое в различных видах искусства, закономерности формирования художественных традиций, преемственности и новаторства в искусстве;

в) искусствознание, представляющее собой сложную структуру и интегрирующее такие направления теоретических исследований, как искусствоведение общее и частное; совокупность истории искусства, теории искусства и художественной критики; неискусствоведческие дисциплины, культурология, психология художественного творчества, семиотика искусств.

Вопросы социального функционирования художественной культуры, её роли и назначения в жизни человеческого общества во все времена были предметом интереса науки. Вокруг этих проблем всегда велись оживленные споры и дискуссии. Особое внимание неизменно привлекал вопрос о том, какая функция художественной культуры является основной, ведущей, главенствующей. По нашему мнению, функции художественной культуры можно условно разделить на несколько групп, поскольку они часто дублируют друг друга, обозначая по-разному одно и то же содержание.

Первая  группа касается вопросов, связанных с информационными возможностями культуры: информационная (культура как средство накопления и передачи информации), функция накопления и хранения информации (способствует передаче от поколения к поколению человеческого опыта), функция аккумуляции культурных ценностей (сохранение и передача культурных ценностей как в рамках данного поколения, так и будущим поколениям), функция исторической преемственности (культура, искусство как средство сохранения социального наследования).

Вторая  группа функций охватывает вопросы  роли культуры в формировании социального облика личности: социализирующая или персонифицирующая функция (культура способствует процессу социально-культурного становления личности), функция социализации индивида (культура как средство формирования личности в соответствии с потребностями каждой социальной системы), проективная функция (культура как средство создания «моделей потребного будущего»).

Третья  группа охватывает вопросы эстетического  воздействия культуры на личность: гедонистическая (искусство как наслаждение), зрелищная (искусство как развлечение, зрелище, игра), проективная функция (культура способствует эмоциональной разрядке личности).

Кроме того, необходимо выделить и такие  функции культуры, как:

- художественно-концептуальная (философичность или искусство как анализ состояния мира),

- функция предвосхищения (искусство как предсказание),

- внушающая (искусство как воздействие на подсознание),

- сигнификативная (функция осмысления и обозначения предметов, действий человека),

- индивидуализирующая функция (культура создает условия и предоставляет материал для развития индивидуальных склонностей и задатков),

- защитная (культура ограждает личность от неблагоприятных воздействий и изменений среды).

Наиболее масштабно рассмотрим следующие функции художественной культуры:

    • художественно-концептуальная функция проявляется в том, что она способствует творческому осознанию человеком окружающего мира, философскому осмыслению общемировых проблем и явлений. В то же время уровень философского осмысления окружающей действительности, мироощущение и миропонимание жизненных явлений художником и личностью находят свое отражение в концепции художественных произведений, во всем художественно-эмоциональном строе их образов.
    • Эстетическая функция художественной культуры состоит в ее способности пробуждать и формировать творческое начало личности, ее эстетическое сознание, воспитывать эстетические способности, потребности, вкусы человека, давая ему тем самым ценностные ориентации в окружающем мире. Специфика этой функции связана с эмоционально-чувственным характером художественной культуры, с ее способностью доставлять человеку духовное наслаждение, переживать, вызывать состояние «катарсиса» (очищение, освежение). Сам же процесс эстетического переживания основывается на индивидуальных особенностях художественного восприятия и мышления, на неповторимости индивидуальной оценки того или иного художественного произведения. Эстетически развитый человек воспринимает мир как эстетически значимый в каждом его проявлении и осваивает окружающую природу как творческая личность, как художник, заботясь не только о пользе вещей и предметов, но и об их красоте. Значимость эстетической функции проявляется в том, что человек, воспринимающий произведение искусства, начинает во многом чувствовать и думать так же, как персонажи произведения, он как бы перевоплощается в них или в автора. В то же время воспринимающий, перевоплощаясь, не перестает оценивать читаемое, видимое с точки зрения своих эстетических взглядов, нравственной и идейной позиции. На переживания, связанные с содержанием  художественного произведения, накладываются эмоции, вызванные мастерством исполнения. Воспринимая художественное произведение, человек делает выводы, обобщения, сопоставляет увиденное или услышанное на сцене, экране, в книге с определенными жизненными фактами, обстоятельствами, личными и общественными интересами. Таким образом происходит воспитание художественного вкуса, эстетических интересов и потребностей как у отдельной личности, так и у социальной группы, больших масс населения. Правдиво отображая картины общественной жизни, показывая наглядно мотивы поступков и действий людей, искусство воспитывает их, подводит читателя, слушателя, зрителя к определенным общественным, эстетическим, идейным выводам. Реализация эстетической функции способствует преодолению социальных различий между людьми, противоречий между профессиональными и непрофессиональными интересами [17, с.51].
    • Анализ познавательной функции художественной культуры предполагает учет того, что последняя является особой, специфической формой познания и отражения реальной действительности. Без преувеличения можно сказать, что ни один вид познания не может сравниться с художественной культурой по широте, разнообразию и убедительности донесения информации. Она является сугубо индивидуальным источником получения знаний, а поэтому эти знания уникальны. Именно поэтому критерием при оценке художественного направления, позиции художника, платформы теоретических школ служило признание познавательной функции в художественной культуре. Художественная культура, охватывая целиком все богатства предметно-чувственного мира, помогает раскрывать те стороны явлений, познание которых часто недоступно другим формам общественного сознания. Речь идет об эмоционально-эстетическом, чувственном отношении человека к миру, окружающей действительности, личности. Будучи мощным средством познания действительности, подлинно реалистическое искусство, пробуждая у человека, помимо эстетических, глубокие социальные чувства, воздействует на психику индивида, укрепляет его волю, формирует мировоззрение. Художественная культура вооружает человека определенной суммой знаний, необходимой для овладения силами природы, осуществления трудовой деятельности, определения линии поведения в непрерывно изменяющемся мире. Заметим, что именно искусству мы обязаны многими нашими знаниями о природе, обществе, человеке. Последнее во многом обусловлено непринужденностью и привлекательностью познания с помощью искусства, несущего людям обширную информацию об историческом прошлом человечества, о современной жизни народов мира, явлениях природы, человеке. Художественная культура облегчает людям понимание законов развития человеческого общества, особенностей их проявления. Рассказывая об отдельных личностях, их судьбах, отношениях, переживаниях, искусство в то же время раскрывает те или иные механизмы развития общественного организма. Заключенная в произведениях искусства информация существенно дополняет те наши знания о мире, которые мы получаем в реальной жизни, из научных трактатов.
    • Аксиологическая функция художественной культуры проявляется в том, что ценности культуры, выступая в виде определенных норм, правил, традиций, обычаев, регулируют поведение отдельных личностей, общностей, классов. К сожалению, заботливое отношение к культурным ценностям, бережное, трепетное и уважительное отношение к ним у нас нередко попиралось «насущными» задачами дня, безответственностью отдельных руководителей, разрушавших архитектурные шедевры, библиотеки, живописные полотна. Многие произведения отечественной культуры оказались за рубежом, немало их было уничтожено в период гражданской и Отечественной войн. Возрождение бережного отношения к ценностям культуры - одна из самых острых и неотложных задач трансформирующегося общества. Ценности должны быть сохранены, потери, насколько это возможно, восстановлены, бережливость и трепетность - возрождены, т.к. ценности культуры призваны служить людям.
    • Сущность семиотической функции культуры состоит в том, что художественная культура сохраняет и передает из поколения в поколение накопленные в процессе общественного развития достижения, материальные и духовные богатства и ценности в виде определенных систем знаков и символов. Для художественной культуры ключевое значение имеют языковые знаки, являющиеся единицами языка - морфемы, слова, словосочетания, предложения. Взаимодействие людей в любой организованной социальной группе определяется правилами поведения. Знание последних позволяет понять смысл происходящих событий. Зная правила (значения звуков, движений, жестов), т.е. зная «язык» музыки, театра, балета, мы получаем д

Информация о работе Информационные ресурсы художественной культуры