Информационный взрыв и информационный кризис

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 14:10, доклад

Описание работы

Информационный взрыв и информационный кризис, как основные
факторы, определяющие возрастание роли информационного анализа и синтеза в производстве информационных продуктов и услуг
Информация всегда была важнейшей, неотъемлемой составной частью жизни
человека.

Файлы: 1 файл

инфкультура.docx

— 22.21 Кб (Скачать файл)

1. Информационный взрыв и информационный кризис, как основные 
факторы, определяющие возрастание роли информационного анализа и синтеза в производстве информационных продуктов и услуг 
Информация  всегда  была  важнейшей, неотъемлемой  составной  частью  жизни 
человека. Однако  до  середины XX века  эта категория  не была  предметом  пристального 
общественного внимания и анализа с точки зрения ее влияния на личность и государство. 
Принципиально новый уровень отношения человечества к информации проявился 
после  Второй  мировой  войны, когда  экономическое  лидерство  стало  осознано 
отождествляться  с  наукоемкой  продукцией, глубокими  знаниями, умением  быстро  
наращивать  профессиональный  потенциал за счет  умелой  обработки  информации. Если 
ранее  в  производственно-практической  деятельности людей решающая  роль отводилась 
вещественным  и  энергетическим  ресурсам, которые, как  представлялось, полностью 
определяли  перспективы  развития  человечества, то  в  настоящее  время  информация  и 
знания  все  больше  становятся  третьим – в  дополнение  к  материи  и  энергии –главным 
ресурсом общества. Таким образом, коренное изменение отношения к информации связано с тем, что информацию  стали осознавать как стратегический ресурс, стоящий  в  одном  ряду  с природными, финансовыми, трудовыми  и  иными ресурсами  развития  общества  и государства. 
Информационные  ресурсы – это  продукт  интеллектуальной  деятельности 
общества; имеющиеся  в  наличии  запасы  информации, зафиксированной  на  каком-либо 
носителе и пригодной для ее сохранения и использования. Информационные ресурсы - это 
единственный вид ресурсов, который в отличие от всех других видов ресурсов (сырьевых, 
финансовых и др.) по мере потребления не исчезает, а лишь увеличивается. 
Приоритет информации по сравнению с другими благами и ценностями, обретение 
информационными  ресурсами  статуса  стратегических, определяется  также  и  тем, что  в любой  сфере  деятельности, включая  экономическую, политическую, социальную, 
преимуществами  владеют  те, кто  обладает  полнотой  доступа  к  информации  и 
соответствующими средствами ее получения, обработки, распространения и хранения. 
Именно  за  счет  информации  и  знаний, высокого  образовательного  уровня 
аналитиков  и  умения  перерабатывать  огромные  потоки  информации, связанные  с 
деятельностью  человечества  на  Земле, делается  попытка  решения  глобальных  проблем человечества (восполнения  уменьшающихся  запасов  сырья  и  энергии, поиск 
компромиссов между человеком и природой и тем самым выживания). 
Владение  информацией  всегда  рассматривалось  как  важнейший  фактор  власти 
военной, политической, управленческой, личной. Но  сегодня  эта  связь  становится  еще 
более  прямолинейной. Глобализация  и  сжатие  информационного  пространства, 
насыщение  сведениями  без  какого-либо  контроля, быстрота  передачи  превращают 
информацию  в  силу  власти, в  силу, позволяющую  без  видимых  физических  потрясений осуществлять  такие  воздействия  на  сознание  и  иные  объекты  реальности, которые 
подобны воздействию сильнейшего оружия. Сознание, поведение, институты общества и 
его  отдельные  структуры  испытывают  потрясения, которые  мир  до  сих  пор  не  знал. 
Информация превратилась  в  эффективное  средство управления  личностью  и обществом, она  стала  также  и  оружием, что  подтверждается  ведущимися  в  последние  годы 
информационными войнами. 
Обобщенное  представление  о  причинах  актуализации  роли  информации  в общественном развитии дает получившая широкую известность концепция американского 
ученого  А.Тоффлера. Он  выделил  три  основных  типа  цивилизации, возникшие  в  ходе 
глобальных социотехнологических революций: аграрно-ремесленную, индустриальную и 
информационно-компьютерную. Основу  каждой  из  трех  цивилизаций  составляет  своя 
особая  технологическая  система, связанная, соответственно, с  материей, энергией  и 
информацией. 
Все  это  диктует  необходимость  отношения  к  информации – оружию  в 
экономической  и  политической  борьбе, средству  управления  личностью  и  обществом, 
инструменту  власти, стратегическому  ресурсу – как  к  важнейшему  фактору, 
определяющему  развитие  современного  общества, источнику выживания  и устойчивого 
роста. Действие  этого  фактора  в  особой  мере  усиливается  ростом  количественных 
показателей информационных потоков в современном обществе. 
Высокие  темпы  научно-технического  прогресса, расширение  масштабов 
познавательной  деятельности  людей, появление  новых  наук, стремительная  смена  не 
только  производственных, но  и социальных технологий, динамизм  жизни  современного

общества – все это явилось основой для значительного роста информационных ресурсов. 
Их  примечательной особенностью является то, что в отличие от  всех  других  ресурсов с 
течением  времени  они  не  убывают, а  наоборот, характеризуются  ростом  и  накоплением объемов. 
По утверждению специалистов, сейчас мы достигли такого уровня познания, когда 
количество  информации, поступающей  в  промышленность, управление  и  научный мир, 
доходит  до  тревожных  пропорций.  Общая  сумма  человеческих  знаний  к  1800  году 
удваивалась  каждые  50  лет,  к  1950  г.  –  каждые  10  лет,  а  к  1970  г. – каждые  5  лет. 
Особенно растет объем научных знаний. В последние десятилетия он удваивается уже за 
2–3 года, а по последним данным,– ежегодно. 
По данным ЮНЕСКО, в начале ХIХ в. во всем мире выходило около 100 научных 
журналов, в 1850 г. – 1000, в 1900 – более 10 тыс., в настоящее время – свыше 100 тыс. 
Книг за последние 25 лет выпущено столько же, сколько за предыдущие 500 лет. 
Лавинообразный  рост  объемов  информации  во  второй  половине XX в. породил 
явление, получившее  название «информационный  взрыв». Информационный  взрыв – 
резкое  увеличение  объема и скорости обращения  информации в современном обществе, 
которую должен воспринять, хранить и использовать человек в процессе своей трудовой 
деятельности. Этому способствовали: 
- научно-техническая  революция, превратившая  науку  в  производительную  силу 
общества  (где  продукция  –  информация  о  мире)  и  поставившая  получение  и 
распространение научной и технической информации на промышленную основу; 
- новые технологии в полиграфии (ротационные машины), сделавшие возможными 
миллионные  тиражи  ежедневных  газет и других  видов  периодической  печати, а  также 
радио, многоканальное  телевидение, Интернет, средства  массовой  информации, 
создающие и формирующие ежедневную информационную картину мира; 
- массовое  образование, поставляющее  грамотных  людей – производителей  и 
потребителей как научной, так и массовой общественной информации. 
Следствием  информационного  взрыва  явился  информационный  кризис. 
Информационный  кризис – противоречие  между  быстро  возрастающими  объемами 
потоков  информации  и  ограниченными  возможностями  человека: скорость  восприятия 
информации  человеком (например, скорость  чтения) сегодня  такая же, как и тысячи  лет 
назад  и  увеличить  ее  кардинально  невозможно. Лавинообразный  поток  информации 
хлынул  на  человека, не давая ему возможности  воспринять  эту  информацию  в  полной 
мере. В  ежедневно  появляющемся  новом  потоке  информации  ориентироваться 
становилось все труднее. Так, например, ученые, тратя на информационную деятельность

до 50 % своего  рабочего  времени, в  состоянии  ознакомиться  не  более  чем  с 10–12 % 
публикаций, вышедших  за  год  даже  по  самой  узкой  специальности. В  результате 
существенно  снижается  эффективность  использования  информации  как  важнейшего 
ресурса. В  ежедневно  появляющемся  новом  потоке  информации  ориентироваться 
становится  все  труднее. Подчас  выгоднее  создавать  новый  материальный  или 
интеллектуальный продукт, нежели вести розыск аналога, сделанного ранее. 
Конечно, человечество  вовсе  времена  жаловалось  на  информационный  кризис, 
жалобы  на  обилие  информации  можно  найти  и тысячелетие назад: "Настали тяжелые 
времена. Дети  перестали  слушаться  родителей, и  каждый  норовит  написать  книгу"–гласит надпись на глиняной шумерской табличке, созданной еще в 4 тысячелетии до н.э. 
«Нет конца появлению новых книг» – печалился один из авторов Ветхого завета. 
Однако  на  стыке  ХХ-ХХI веков  возрастание  объема  информации  стало  особенно заметно. 
Информационный кризис привел общество к необходимости поиска путей выхода 
из  создавшегося  положения. Стало  очевидно, что  традиционные  технологии  сбора, 
обработки, поиска, хранения  и  передачи  информации  не  способны  обеспечить 
использование  в  полном объеме  накопленного  обществом громадного информационного 
потенциала. Кардинальное  решение  проблемы  информационного  кризиса  в  конце  ХХ  в. 
связывалось  с  созданием  принципиально  новых  технической  и  технологической 
платформ, базирующихся на персональных компьютерах и средствах телекоммуникации. 
Однако  появление  глобальных  сетей, в  частности  Интернета, аккумулирующих 
сверхбольшие  объемы  информации, породило  целый  ряд  других  проблем, давших 
основание  говорить  о  новом  этапе  информационного  кризиса  или  даже  о  новом 
информационном кризисе. Например, количество  новостных сообщений, публикуемых в 
сети Internet во всем мире, превышает 1000 000 в сутки. Крупнейшие сетевые интеграторы 
новостей  обрабатывают  ежесуточно  десятки  тысяч  сообщений. Каждая  интересующая 
пользователя  тематика, например, «инвестиционная  сфера», «банковская  сфера» или 
«экология», в  сутки  может  охватывать  тысячи  документов, которые  доставляются 
пользователю  всеми  доступными  средствами (электронной  почтой, доступом  к 
авторизированной Web-странице, Web-cайту или в виде SMS-сообщений). Даже эксперту 
порой не хватает времени на просмотр одних лишь заголовков. 
Отрицательные  следствия  резкого  роста  объемов  информации  усугубляются такими типичными для коммуникаций начала ХХI в. явлениями, как: непропорциональный рост «информационного шума» ввиду слабой структурированности 
информации; появление «паразитной» информации (спам); несоответствие  формально

релевантной (уместной, относящейся к делу) информации действительным потребностям; 
многократное дублирование информации. 
Работа  со  сверхбольшими  массивами  выявила  целый  ряд  сопутствующих 
эффектов, удивляющих самих разработчиков этих систем. Например, такой традиционно 
важный  параметр  поиска, как  полнота, в  условиях  поиска  в  сверхбольших  массивах 
информации  перестает  быть  актуальным. Например, по  результатам  исследования, 
проведенного  сотрудниками  поисковой  системы Altavista, 98% потребителей 
просматривают  только  первые 10 выданных  документов. Следует  подчеркнуть, что 
большинство  пользователей  не  подозревает  об  опасности  такого  подхода  к  оценке 
результатов поиска информации, когда наиболее ценная и полезная информация остается 
за пределами ограниченной таким образом выдачи. 
Итак, главное противоречие, отражающее суть современного этапа 
информационного  кризиса: наличие  сверхбольших  массивов  информации  и 
невозможность  их  реального  освоения, т.к. скорость  восприятия  информации  человеком 
сегодня такая же, как и тысячи лет назад и увеличить ее невозможно. 
Один  из  путей  решения  этой  проблемы – информационный  анализ  и  синтез, 
свертывание информации, ее аналитико-синтетическая переработка  и предоставление на 
этой  основе  пользователю  информационных  продуктов, позволяющих в краткой  форме 
получить  представление  об  имеющихся  достижениях  в  области  науки, культуры и др. 
областей человеческого знания. В основе производства таких информационных продуктов 
лежит  то, что  является  объектом  нашего  изучения  в  данном  курсе – аналитико- 
синтетическая переработка информации (АСПИ). 


Информация о работе Информационный взрыв и информационный кризис