Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:28, реферат
Цель работы- рассмотреть формы становления индивида как личности в процессе инкультурации.
Введение
1. Понятие «инкультурации»
2. Механизмы и стадии инкультурации
3. Процесс социализации
4. Инкультурация по А.Кардинеру
5. Р. Бенедикт об инкультурации
6. Инкультурация по М.Мид
Заключение
В отличие от социализации
понятие инкультурация
На индивидуальном уровне
процесс инкультурации
Инкультурация, или обучение
культуре, происходит несколькими путями,
однако наиболее распространенным из
них является опосредованный, когда
человек наблюдает (как бы подглядывает)
за поведением других людей. При таком
способе даже самая простейшая процедура,
которую мы многократно проделываем
каждый день, а именно прием пищи,
с точки зрения инкультурации
представляет определенную ценность,
поскольку состоит из определенных
поз и жестов, наделенных разным
смыслом и значением в
Уровни инкультурации (приобщения личности к культуре):
-актуальный;
-поколенный;
-родовой.
Актуальная инкультурация - это, по существу, социализация, т.е. приобщение к культуре современного общества.
Поколенная инкультурация - освоение опыта жизни ряда предшествующих поколений - одного, двух, трёх и т. д.
Родовая инкультурация - приобщение личности к основному содержанию всей своей национальной культуры и культуры человечества - от происхождения общества до сегодняшнего дня.
Типы инкультурации:
-региональная;
-этническая;
-национальная.
Тип инкультурации указывает на то, какая общность людей является основным источником усваиваемых человеком знаний. Важнейшее значение для развития личности имеет национальная инкультурация.
Инкультурация - приобщение человека к национальной и мировой культуре «вглубь», усвоение им жизненного опыта предшествующих поколений, умение использовать в своей жизни достижения культуры прошлого. Чем вы более приобщаетесь к культуре и чем лучше подготовлены к жизни в современном обществе, тем больше возможностей для творчества и самореализации откроется перед вами. Надо стремиться к тому, чтобы ваша самореализация затрагивала все стороны вашего существа, чтобы вы развивали и совершенствовали в лучшую сторону и тело, и душу, и дух.
4. Инкультурация по А. Кардинеру
Инкультурация - освоение норм, ценностей - всего того, что необходимо для жизни в конкретной культуре, конкретном обществе.
Первым теорию этнопсихологического характера попытался {формулировать не этнолог, а психиатр Абрам Кардинер (1891- 1981). Оп предложил свою модель взаимосвязи практики детского воспитания, типа личности, доминирующих в данной культуре, и социальных институтов, присущих этой же культуре. В двух его трудах, «Индивид и его общество» (1939) и «Психологические границы общества» (1943), в обобщенном виде изложены главные идеи, которые легли в основу этнопсихологической школы. Согласно представлениям Кардинера, личность человека начинает формироваться сразу после рождения, с первых дней жизни. Это происходит под действием внешней среды и, прежде всего, через конкретные способы ухода за младенцем, принятые в обществе: способы кормления, ношения, укладывания, позже - обучения ходьбе, речи, чистоплотности и пр. Эти впечатления раннего детства накладывают свой отпечаток на личность человека на всю его жизнь. Формирование психики идет первые 4-5 лет жизни человека, после чего она остается практически неизменной, определяя судьбу, успехи и неудачи человека. Психика людей следующего поколения опять формируется под влиянием тех же первичных опытов, что и у предыдущего поколения, и такой процесс повторяется беспрерывно, передаваясь по наследству.
Так как в среде каждого народа способы ухода за детьми приблизительно одинаковы, но отличаются от других народов, то любой народ обладает своей «средней» психикой, которая проявляется в форме базовой, или основной, личности - центрального понятия этнопсихологии. Какова основная личность данного народа, такова и его культура. С этим связан интерес представителей этнопсихологической школы к исследованию детства, детской психологии, что составляет главную заслугу этнопсихологической школы.
Таким образом, по Кардинеру, основная личность формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта, включает в себя такие личностные характеристики, которые делают индивида максимально восприимчивым к данной культуре и позволяют достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния. Иными словами, основная личность представляет собой некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры. Поэтому вполне закономерно распространить данные психологического изучения личности на общество в целом.
Модель взаимосвязи практики детского воспитания той или иной культуры. Формируется через конкретные способы ухода за младенцами. Впечатления раннего детства - отпечаток на личность на всю жизнь. Сильные различия ухода за детьми в различных культурах. Базовая личность - в каждой культуре свой доминирующий тип личности. В современных обществах человек сам может формировать свой жизненный стиль (пеленание детей: раньше - сейчас нет).
5. Р.Бенедикт об инкультурации
Рут Бенедикт: «Хризантема и меч», описывает японский национальный характер. Сравнила процесс инкультурации в США и Японии. Метод дистанционного изучения культурации, дети у японцев и у американцев: зависимость от группы, независимость, индивидуализм. Культура стыда и культура вины. У восточного человека нет личного чувства вины - только если будет обнаружен членами своей группы, не потерять свое лицо пред другими.)
«Психологические типы культур Юго-Запада» (1928), «Конфигурации культур в Северной Америке» (1932), «Модели культуры» (1934). Главный постулат ее концепции - каждый народ имеет специфическую «базовую структуру характера», передающуюся из поколения в поколение и определяющую его историю. В соответствии с этим постулатом Бенедикт развивала мысль, что каждая культура отличается уникальной конфигурацией внутри культурных элементов, объединенных этносом культуры, который определяет не только соотношение элементов, но и их содержание. Религия, семейная жизнь, экономика, политические структуры - все они, вместе взятые, образуют единую неповторимую структуру. Причем в каждой культуре присутствуют только такие варианты этих элементов, которые соответствуют ее этносу.
Каждая из культурных конфигураций является следствием уникального исторического процесса. Термин «культурная конфигурация» означает у Бенедикт особый способ соединения (сцепления) элементов культуры, создающих единое целое культуры. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности. В каждом тине личности есть некая доминантная модель поведения, или определяющая психологическая черта. Основываясь на данных полевых исследований племен Северной Америки и Малайзии. Бенедикт выделила следующие типы культурных конфигураций:
аполлонийский, отличающийся
подчинением индивидов
-дионисийский, представляющий противоположный тип конфигурации и ориентированный на индивидуализм. Здесь нередки проявления открытых форм насилия, в обществе высок престиж тех, кто показал себя бесстрашным и агрессивным, не останавливающимся перед насильственным достижением целей;
-параноидальный, характеризующийся конфликтами и подозрительностью. В этом типе культуры аккумулируется враждебность В отношениях между мужем и женой, соседями и деревнями; распространено убеждение, что удача, успех одного означают неудачу другого; широко практикуется вредоносная магия.
Довольно скоро практические
исследования показали несостоятельность
основных положений этнопсихологической
школы и поэтому в 1940-1950-х гг.
ее установки несколько
6. Инкультурация по М. Мид
Маргарет Мид: «Культура и мир детства». Полевые исследования на островах Тихого океана. Культура самца. Модель меж поколенной трансмиссии в культуре:
Наиболее видным представителем
данного направления стала
Мид выделяет три основных аспекта исследования национального характера: 1) сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры; 2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания; 3) изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений, таких, например, как отношения между родителями и детьми или отношения между ровесниками. Таким образом, в рамках данной парадигмы национальный характер определялся как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, детерминированных принятыми в ней способами детского воспитания.
В соответствии с особенностями детства, Мид различает три типа культурации: постфигуративный, конфигуративный, префигуративный.
Постфигуративный: дети учатся у своих предшественников. В традиционных обществах - прошлое взрослых = схема будущей жизни для их детей. Несколько поколений родственников под одной крышей.
Конфигуративная: поведение значимых современников - знаменитости, старшее поколение не столь значимое, нуклиарная семья. Идеал для подражания - не прошлое, а настоящее. Старшее поколение - не столь значимо. Основные ценности - рациональность, равенство всех участников взаимодействия.
Префигуративная: появилась в середине 20века. Будущее уже не представляется людям таким определенным. Дети перестают рассматриваться как объекты вертикального воздействия. Ребенок - равноправный партнер по общению.
Мид не только создала учение о трех тинах культур, она участвовала и во многих исследованиях различных феноменов культуры. Например, показав условность наших представлений о мужских и женских чертах характера, материнских и отцовских ролях в воспитании детей, ей удалось доказать уникальность различных культур.
Заключение
Под социализацией понимается гармоничное вхождение индивида в социальную среду, усвоение им системы ценностей общества. В процессе инкультурации индивид «осваивает традиционные способы мышления и действий, составляющие культуру и отличающее его общество от других человеческих групп».
Если оба процесса будут идти в одном направлении и на каждом этапе взаимодополнять друг друга определенными нормами и правилами, то возникает континуум «социализация» - «инкультурация. Континуум существенно повышает вероятность того, что человек станет полноценной личностью в обществе.
Личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности (воспитание). Было показано, что в разных странах (например: Англия и Япония) по разному относятся к воспитанию детей, вследствие чего у людей появляются разные жизненные ориентации.