Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2012 в 11:30, реферат
Националистический принцип может нарушаться разными способами. Политическая граница государства может не охватить всех представителей соответствующей нации; или, охватив их всех, также включить инородцев; или сделать и то и другое одновременно: не охватить всех представителей данной нации и включить представителей другой. Кроме того, нация может жить, не смешиваясь с иноплеменниками, во множестве государств, не имея собственного национального государства.
ВВЕДЕНИЕ
Национализм — это прежде всего политический принцип, суть которого состоит в том, что политическая и национальная единицы должны совпадать.
Национализм как чувство или как движение проще всего объяснить, исходя из этого принципа. Националистическое чувство — это чувство негодования, вызванное нарушением этого принципа, или чувство удовлетворения, вызванное его осуществлением. Националистическое движение — это движение, вдохновленное чувством подобного рода.
Националистический принцип может нарушаться разными способами. Политическая граница государства может не охватить всех представителей соответствующей нации; или, охватив их всех, также включить инородцев; или сделать и то и другое одновременно: не охватить всех представителей данной нации и включить представителей другой. Кроме того, нация может жить, не смешиваясь с иноплеменниками, во множестве государств, не имея собственного национального государства.
Но есть одна форма нарушения националистического принципа, на которую особенно болезненно реагирует националистическое чувство: националисты считают совершенно недопустимым с точки зрения политических норм, если правители политической единицы принадлежат не к той нации, к какой относится большинство населения. Это может быть либо результатом присоединения национальной территории к большему государству, либо результатом доминирования чужеродной группы.
Проще говоря, национализм — это теория политической законности, которая состоит в том, что этнические границы не должны пересекаться с политическими, и в частности, что этнические границы внутри одного государства — вероятность, формально исключающаяся самим принципом в его общей формулировке, — не должны отделять правителей от основного населения.
Ирландский национализм— это совокупность политических и общественных движений, которые проповедуют любовь к ирландской культуре, языку и истории, чувство гордости за Ирландию и ирландцев. Ирландские националисты борются за независимость Северной Ирландии от Великобритании. Среди националистов есть и католики, и протестанты.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЦИОНАЛИЗМА
Националистический принцип может иметь этический, «универсалистский» характер. Могут существовать и существуют абстрактные националисты, не склоняющиеся на сторону какой-нибудь одной — своей — национальности и великодушно проповедующие общую для всех доктрину: дать всем нациям возможность жить под собственной политической крышей и дать им волю не принимать под нее инородцев. В утверждении такого неэгоистического национализма формально нет ничего несообразного. В пользу его как доктрины можно выставить довольно веские аргументы, такие, как желательность сохранения культурной самобытности, разнообразия мировых политических систем, ослабление напряженности внутри государства.
В действительности же национализм почти никогда не был ни столь отрадно благоразумен, ни столь рассчитано уравновешен. Вполне вероятно, что, как считал Иммануил Кант, пристрастность, склонность во всем делать себе исключение — основная человеческая слабость, из которой проистекают все остальные; и что она наряду со всем прочим поражает и националистическое чувство, пробуждая то, что итальянцы во времена Муссолини называли sacro egoismo национализма. И вероятно, политические проявления националистического чувства стали бы гораздо умереннее, если бы националисты так же остро чувствовали несправедливости, совершенные их нацией, как они чувствуют несправедливости, совершенные по отношению к ним.
Но есть и другие, гораздо более существенные соображения, связанные со специфической природой того мира, в котором нам довелось жить и который восстает против всякого беспристрастного, общечеловеческого, благоразумного национализма. Можно представить это самым элементарным образом. На земле существует огромное количество потенциальных наций. На нашей планете есть также место для определенного количества независимых или автономных государств. Всякий разумный подсчет покажет, что число потенциальных наций по всей видимости намного, намного больше, чем число возможных жизнеспособных государств. Если этот аргумент, или расчет, верен, то не все националистические интересы могут быть в равной степени соблюдены, во всяком случае одновременно. Удовлетворение одних приводит к ущемлению других. Весомым подкреплением этого аргумента является и тот факт, что очень многие из потенциальных наций не живут или до недавнего времени не жили территориально сплоченными группами, а перемешаны друг с другом в самых сложных соотношениях. Отсюда следует, что территориальная политическая единица может стать этнически однородной только в том случае, если будут истреблены, изгнаны или ассимилированы все инородцы. Их нежелание мириться с подобной участью может сильно затруднить мирное осуществление националистического принципа.
Конечно, к этим определениям, как и к большинству определений, следует подходить здраво. Националистический принцип, как он определяется выше, не нарушается проживанием в стране небольшого числа иностранцев или единичными случаями появления иностранцев, скажем, в правящей национальной фамилии. Сколько именно инородцев должно оказаться в стране или среди представителей правящей верхушки, чтобы этот принцип можно было действительно считать нарушенным, трудно установить с точностью. Нет такого рокового числа, которое отделяло бы момент, когда с присутствием иностранца еще смиряются, от момента, когда к нему начинают относиться враждебно и его жизнь оказывается в опасности. Нет сомнения, что это число меняется в зависимости от обстоятельств. Однако невозможность назвать применимую ко всем случаям и точную цифру не умаляет полезности определения.
2. КОРНИ И ИСТОРИЯ ИРЛАНДСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА
C конца XII века Англия пыталась завоевать Ирландию. Гэлы сопротивлялись военными и другими средствами, однако из-за отсутствия централизованного государства (Ирландия была поделена на мелкие княжества), сопротивление было неорганизованным. Конфликт усугубляется протестантской Реформацией в Англии, которая внесла еще и религиозные противоречия. В Ирландии у множества католических помещиков были отобраны земли и отданы протестантским переселенцам из Англии и Шотландии. В 1609 году в Ольстере высадилась большая группа переселенцев, которая образовала свои колонии на севере острова.
За все время противостояния было поднято множество восстаний против английского присутствия.
В 1590 году произошло восстание Хью О'Нила, известное как Девятилетняя война. Восставшие надеялись на поддержку Испании. В случае успеха восстания Ирландия должна была стать вассалом испанцев. Многие историки считают, что О’Нил преследовал личные цели: обеспечение своей власти в Ольстере.
В 1641 году произошло Ирландское восстание. Была создана Ирландская конфедерация. Восставшие требовали прекратить конфискацию земли у католиков, предоставить автономию для ирландского парламента и полные права для католиков. Конфедерация была уничтожена Оливером Кромвелем.
Во второй половине XVII века Яков II был свергнут в результате Славной революции. Ирландцы оказались на стороне Якова II. Якобиты пообещали, что ирландских католиков будет большинство в автономном ирландском парламенте и что конфискованные земли будут возвращены. После поражения якобитов исповедование католичества было объявлено преступлением.
Связь религиозной и этнической идентичности, а также осознание лишения права собственности, дискриминация католиков и поражения от Англии породили ирландский национализм.
В XVIII веке ирландский парламент, в котором огромное влияние имели протестанты, неоднократно пытался добиться большей автономии от британского правительства, в частности отмены Акта Пойнингса, которая позволила бы ирландскому парламенту самостоятельно принимать решения по многим вопросам. Почин был продолжен публикацией проекта конституции независимой Ирландии Уильяма Молина. Подобные настроения позднее подхватил Джонатан Свифт.
Парламентариев, которые хотели самоуправления, называли «патриотами», например, Генри Грэттен, который добился существенной законодательной независимости в 1782—1783 гг. Грэттен и радикалы в 1790 году добивались равноправия католиков и протестантов, а также реформы избирательного права. В то же время он не боролся за полную независимость от Великобритании.
В наше время есть мнение, что движение Грэттена не было полностью националистическим, потому что многие из его сторонников были потомками «колониального меньшинства» в Ирландии. Однако такие националисты как Самуил Нильсон, Теобальд Вулф Тон и Роберт Эммет также происходили из колониальных семей, которые прибыли на остров в 1600 году. От Грэттена в 1770 году до Парнелла в 1890 году почти все лидеры ирландского сепаратизма были протестантами.
Современный ирландский национализм с демократическими устремлениями образовался в 1790-е годы, когда Теобальд Вулф Тон основал Ирландскую Парламентскую партию. Он хотел покончить с дискриминацией в отношении католиков, а затем добиться независимости Ирландской Республики. Лидеров партии вдохновила Великая французская революция: ирландцы подняли восстание против британцев, которое потерпело неудачу. Участники были жестоко репрессированы. В результате ирландский парламент проголосовал за отмену себя в Акта о Союзе в 1800—1801 гг. В дальнейшем ирландские депутаты сидели в Лондоне.
Две доминирующие формы ирландского национализма возникли после тех событий. Радикальная форма была известна как Ирландский республиканизм. Последователи данной позиции выступали за национально-освободительную войну, а после победы планировалось создать Ирландскую Республику. Одной из групп радикалов являлись Молодые ирландцы, некоторые из которых начали восстание в 1848 году.
Другие националистические движения были более умеренными, призывая ненасильственными средствами добиваться уступок со стороны британского правительства. Последователи данной позиции осуждали радикалов за насильственные методы, в то время как либеральные националисты хотели добиться независимости путём реформ и законов.
Дениэл О'Коннел был лидером умеренной тенденции. Он был главой Католической Ассоциации и Ассоциацией Отмены в первой половине XIX века и боролся за полные политические права для католиков в рамках «Союза Отмены». Свобода исповедания католической веры была достигнута, но заполучить автономию так и не удалось. Движение О’Коннела имело более чёткую позицию по сравнению с националистами XVIII века. Они пользовались поддержкой католического духовенства, которое отвергло Союз Объединённых Ирландцев, тем самым укрепив связь между ирландской самобытностью и католицизмом. Молодые ирландцы устраивали митинги в традиционных ирландских одеждах в Таре и Клонтарфе.
В конце XIX века доминирующей идеологией в Ирландии стал национализм. Партии националистического толка имели большое влияние в Парламенте Соединенного Королевства, что позволило начать серьёзную кампанию по борьбе за автономию и отмену Закона о Союзе. В этот период возникло Ирландское Республиканское Братство (IRB). В США участники движения Молодые ирландцы, которые были вынуждены покинуть страну, создали организацию Клан на Гаэл.
Голод в 1845—1849 гг. вызвал бурю недовольства в адрес британского правительства, которое, по мнению ирландцев, не смогло предотвратить гибель миллиона человек. Клан на Гаэл, возглавляемый Джоном Девоем и состаленный из ирландских ветеранов Гражданской войны в США, атаковал Канаду с требованием вывода британских войск из Ирландии.
В Ирландии IRB подняло восстание в 1867 году, но планы о мятеже были быстро раскрыты полицией, поэтому восстание не получило большого размаха и было подавлено.
Во второй половине XIX века в ирландском национализме образуется два течения: юнионисты во главе с Айзеком Баттом и радикалы во главе с Чарльзом Стюартом Парнеллом. Юнионисты в основном были протестантами, но в их число также входили и католики. Радикалы придерживались католичества.
Первые два законопроекта о самоуправлении Ирландии в 1886 и 1893 гг. вызвали недовольство со строны либеральных юнионистов и британских консерваторов.
После смерти Парнелла в 1891 году радикалы раскололись на две партии: Ирландская национальная лига и Ирландская национальная федерация. После этого радикалы стали действовать менее эффективней.
В 1898 году были издан Закон о местном самоуправлении.
В 1900 году состоялись Всеобщие выборы Соединённого Королевства. После выборов большое влияние получил Джон Редмонд.
Важной особенностью ирландского национализма в конце XIX века была приверженность гэлов ирландской культуре. Появились новые стили культуры — кельтское возрождение и гэльское возрождение. Для защиты чистоты и самобытности ирландского языка была создана Гэльская лига. Гэльская атлетическая ассоциация была образована для поддержки гэльского футбола. Ассоциация запрещала своим членам играть в крикет, футбол, гандбол, регби.
Большинство культурных националистов говорили на английском языке и не имели значительного влияния вГэлтахте, где использование английского отрицалось. Однако эти организации привлекли большое число членов и явились отправной точкой для многих радикальных ирландских националистов в начале XX века. Основной целью было подчеркнуть разницу между Ирландией и Англией, но большинство населения продолжило говорить по-английски.
Гэльские культурные аспекты не распространялись на политику, в то время как националисты были заинтересованы в воссоздании гэльской государственности.
Гомруль Изменения в сельском хозяйстве Кризис автономии 1912—1914 Первая мировая и Пасхальное восстаниеСепаратистское движение за независимость Раздел Ирландии Ирландское свободное государство Республика Ирландия Северная Ирландия.