Исаакиевский собор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 00:09, доклад

Описание работы

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции. Высота храма – 101, 5 метра, а общий вес достигает трех сот тысяч тонн. Площадь составляет 4000 кв м. Храм может вместить до 12000 человек. До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт-Петербурга, и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей.

Файлы: 1 файл

Церкви Санкт-Петербурга.doc

— 81.50 Кб (Скачать файл)

Исаакиевский  собор

 

 

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых  красивых и значительных купольных  сооружений не только в России, но и  в мире. По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и  Святой Марии во Флоренции. Высота храма – 101, 5 метра, а общий вес достигает трех сот тысяч тонн. Площадь составляет 4000 кв м. Храм может вместить до 12000 человек. До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт-Петербурга, и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей.

 

Петр Первый родился 30 мая, в день святого Исаакия Далматского, византийского  монаха. В его честь в 1710 году и  был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр венчался со своей женой Екатериной. Позже, в 1717 году,  было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали.

 

В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди, который был возведен между Исаакиевской и Сенатской площадью. Строительство  было завершено уже после смерти Екатерины II к 1800 году.  Позже храм стал ветшать и пришелся «не ко двору» императору.

 

После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Проект архитектора  Монферрана предполагал использовать часть конструкций собора А. Ринальди : сохранение алтарной части и подкупольных пилонов. Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена собора. Южная и северная стены сохранялись. Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней. Здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон планировалось построить колонные портики. Сооружение должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам. Император остановил свой выбор именно на проекте пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

 

Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Было построено  одно из высочайших купольных сооружений в мире.

 

 

Храм Спас-на-Крови

 

Храм Спас-на-Крови является музеем и памятником русской архитектуры. Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец  И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.

 

Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора – 1600 человек.

 

Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

 

Александром III объявляется конкурс  на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

 

 

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание,  для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

 

Собор Воскресения Христова, как  и Исаакиевский собор, находился  на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан  на массовые посещения. В нем проходили  только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

 

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято  решение о его разборке. Но с  началом Великой Отечественной  войны этот решение этого вопроса  было отложено. Во время блокады  в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

 

 

Смольный собор

 

 

Смольный собор в Санкт-Петербурге расположен на левом берегу Невы, в  районе Смольного двора, в том  месте, где варили смолу для изготовления кораблей. Храм входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря. Построен в стиле барокко. В архитектуре ансамбля органично сочетаются элементы древнерусского зодчества и  европейской архитектуры.

 

По преданию дочь Петра Первого  Елизавета хотела постричься в монахини и выбрала для монастыря одно из самых красивых мест на берегу Невы, там где стоял дворец, в котором она провела юность.

 

Строительство было начато по проекту  архитектора Б. Растрелли в 1748 году. Его расположение в центре монастырского  двора и высота в 93,7 метра создают ощущение устремленности сооружения ввысь.  Здание вмещает до 6000 человек. По замыслу архитектора рядом должна была быть построена самая высокая пятиярусная колокольня в России (140 метров, на 18 метров больше высоты шпиля колокольни Петропавловского собора). Но этим планам не суждено было сбыться. Растрелли умер в 1771 году, так и не увидев свое творение в завершенном виде. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж.  Весь монастырский комплекс строился 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутренняя отделка была завершена лишь в 1835 году.

 

Монастырь сначала именовался как  Воскресенский Новодевичий, затем  для краткости – Смольный. Был  освящен как собор всех учебных  заведений во имя Воскресения  Христова в присутствии императрицы Елизаветы в 1748 году. С 1765 года в зданиях монастыря находилось воспитательное заведение для девиц благородного и мещанского происхождения. Позже Екатерина II учредила училище для девиц низших сословий, располагавшееся в здании, построенном рядом и названном Александровским институтом. Выполнено оно было в стиле раннего классицизма по проекту архитектора Ю.М. Фельтена. Третья часть ансамбля – это торжественное здание Смольного института, построенное в классическом стиле по проекту архитектора Дж. Кваренги (1864 год). Центральную часть этого здания украшает величественный восьмиколонный ионический портик с фронтоном. Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

 

После революции в 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году  открылся концертно-выставочный комплекс, который располагается здесь и сейчас.

 

 

Никольский  Морской собор

 

 

Никольский Морской собор расположен на берегу Крюкова канала. Является великолепным памятником архитектурного стиля барокко. Николо-Богоявленский храм состоит из двух церквей - нижней и верхней. Нижняя церковь освящена во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца - покровителя всех путешествующих, в том числе и по морю. Верхняя церковь освящена во имя Богоявления Господня. Поэтому полное название храма - Николо-Богоявленский собор. Его строительство было завершено в 1762 году.

 

 

По преданию Петр Первый, побывавший в Астрахани, восхищался храмом Святителя  Николая и пожелал видеть такой  же храм в столице. Но при жизни  Петра построен такой храм не был.

 

В 18 веке на месте Никольской площади  находился плац Морского полкового двора. Для лейб-гвардии морского экипажа в 1743 году в центре площади была построена деревянная церковь. Однако из-за влажного климата церковь стала быстро ветшать. Тогда по ходатайству князя М. Голицына перед императрицей Елизаветой было решено построить каменную церковь по образцу Астраханской. Она должна была стать главным храмом Российского флота.

 

Проект был выполнен архитектором С.И. Чевакинским. Началось строительство  в июле1753 года. Чуть позже к западу от храма возводится колокольня. Ее построили в 1758 году, раньше церкви. Архитектор предвидел продление канала, и в 1780-ые годы колокольня оказалась стоящей на берегу. Чевакинский был учеником Ф.Растрелли и нереализованный план учителя отразился на архитектуре колокольни, пусть и в меньшем масштабе. (Растрелли мечтал построить пятиярусную колокольню высотой 140 метров). Николо-Богоявленский собор освящали два раза. В 1760 году освятили нижнюю церковь во имя Святителя Николая, а позже — верхнюю церковь во имя Богоявления Христова.

 

По распоряжению Екатерины II храму  были подарены 10 образов в честь  побед русского флота в битвах со шведами и турками. С тех  пор подарки храму делали многие известные люди: композитор Пётр Ильич  Чайковский, поэтесса Анна Ахматова и  другие.

 

Стало традицией любое событие в русском флоте отмечать богослужением в храме.

 

Позже около церкви разбивается  сад, проект которого выполнен также  С.И. Чевакинским. А позже он был  объединен со сквером, построенным  купцом Тупиковым. Так рядом с  храмом появился публичный сквер, в котором в 1908 году был установлен памятник офицерам и матросам, погибшим при Цусиме 15 мая 1905 года на броненосце «Император Александр III».

 

При храме в 1870 году было организовано благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней.

 

Храм стал местом поминовения моряков, погибших в годы русско-японской войны 1904 – 1905 годов. В их память здесь  установлены мемориальные доски.

 

После революции, как и все храмы, Николо-Богоявленский храм пострадал, но не был закрыт. Во время блокады здесь утром и вечером ежедневно проводились службы. С 1941 год по 1999 год он являлся кафедральным собором. Здесь жил Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх Алексий II.

 

В 1989 году в Николо-Богоявленском храме была установлена памятная доска в честь погибшего экипажа подводной лодки "Комсомолец". В 2000 году в храме установлены памятные доски с именами погибших моряков на подводной лодке «Курск». Здесь также можно видеть и памятные доски членам экипажей других погибших лодок.

 

 В 2000 году в нижнем ярусе  колокольни освящена часовня.

 

 

Троицкий собор

 

 

Троицкий собор является памятником архитектуры позднего классицизма. Свое название он получил по имени Измайловского полка, одного из самых старейших в России. Полк был основан императрицей Анной Иоанновной в 1730 году по названию села Измайловское в Подмосковье. Часто храм называют Троице-Измайловским. Является одним из самых монументальных в Северной столице.

 

В 40-х годах XVIII столетия на берегу реки Фонтанки были расположены слободы гвардейских полков – Преображенского, Семеновского и Измайловского. Каждый полк имел свой храм, в котором молились и хранили военные реликвии и трофеи. В 1756 году в слободе лейб-гвардии Измайловского полка была построена деревянная церковь. На месте этой церкви, пострадавшей от наводнения в 1824 году, в праздник Святой Троицы в 1835 году был заложен храм по проекту архитектора В.П. Стасова. Средства на возведение храма дал царь Николай I, поскольку он являлся шефом Измайловского полка.

 

В Троице-Измайловском соборе в 1867 году писатель Ф. Достоевский обвенчался с А. Сниткиной. В стенах храма  отпевали композитора А.Г. Рубинштейна.

 

В 1886 году перед храмом был установлен монумент Колонна Славы, выполненный  по проекту архитектора Д. Грима (скульптор П.И.Шварц). Он представлял собой 5 ярусов из 108 трофейных турецких пушек, увенчанных фигурой Славы. В 1930 году памятник был разобран.

 

После революции 1917 года все ценности из храма были вывезены и службы в нем были прекращены. А в 30-е годы в нем планировалось устроить  крематорий. Помещения храма использовались как склады. Во время войны храм был сильно поврежден от артиллерийских обстрелов и по окончании войны представлял собой здание без стекол, с поврежденными стенами и затопленным подвальным помещением. Внутри были лишь голые стены.

 

В 1969 году перед  зданием храма был установлен памятник создателю храма В.П. Стасову (скульптор М.Т. Литовченко).

 

Только  в 1990 году храм возвращают верующим и  в нем начинаются службы. В 2005 году Колонна Славы была восстановлена.

 

В 2006 году во время службы начался пожар, уничтоживший главный купол храма и повредивший  один из его малых куполов.

 

Прихожане храма, помогли вынести из горящего храма всю утварь и иконы, но некоторые  алтарные образы пострадали. Правительство Петербурга выделило 100 миллионов рублей на восстановление храма. Реставрационные работы были начаты сразу после пожара. Прихожане и сейчас предлагают помощь, приносят иконы, деньги в помощь храму.

Престольный праздник храма – День Святой Троицы, отмечается на 50-ый день после Пасхи.

 Наружное убранство Троицкого  собора в Санкт-Петербурге

 

Троицкий собор представляет собой  высокий белый храм с пятью  синими куполами, выполненными в форме  полусферы, усыпанными бронзовыми звездами и золочеными крестами. По преданию, цвет куполов выбран по цвету мундиров Измайловского полка. Главный купол храма можно заметить почти за 20 километров. Малые купола храма расположены над колоннами портиков.

 

 Фасады украшены четырьмя 6-колонными портиками коринфского ордена. В нишах западного портала размещаются бронзовые фигуры ангелов (скульптор С. И. Гальберг).

 

Недалеко от храма, расположена  часовня, которая была отреставрирована.

 

 

Андреевский собор

 

Андреевский собор это один из старейших и почитаемых храмов Северной столицы. Является действующим православным храмом, памятником архитектуры 18 века.  Расположен на Васильевском острове.

 

Во втором десятилетии 18 века деловой  и административный центр города переносится с Заячьего острова на Васильевский. Петр Первый хотел, чтобы здесь, на острове, перед зданием Двенадцати коллегий, была сооружена церковь, посвященная святому Андрею Первозванному. Но храм был построен уже после смерти Петра Первого.

Информация о работе Исаакиевский собор