Исчезнувшие цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Древний мир отдален от сегодняшних дней тысячелетиями, и все же нас привлекают и завораживают его знания, искусство и архитектура, его литература, религия и философия. Видимо, через тысячелетия в загадочном облике культур далекого пошлого мы угадываем самих себя, усматриваем последующее многообразие путей культурного развития и осознаем уникальность мировых культур современности.

Содержание работы

1. Введение........................................................................................
2. Исчезнувшие цивилизации.........................................................
Майя.............................................................................................
Инки..............................................................................................
Ацтеки..........................................................................................
3. Заключение...................................................................................
4. Список литературы..........................................

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 77.00 Кб (Скачать файл)

     Инки обладали обширными медицинскими познаниями, лечили травами и проводили различные операции, в том числе трепанацию черепа. За много веков до прихода в Перу современной медицины здесь зародилась нейрохирургия.

     Инки достигли высокого уровня мастерства в обработке металлов, производстве тканей и имели налаженное массовое производство посуды, кирпича и хозяйственной утвари, правда менее красивой и изящной, чем у индейцев майя. В огромных количествах они добывали медь, олово, серебро, свинец. Из бронзы отливали топоры, серпы, ножи, ломы, наконечники палиц, щипцы, булавки, иглы, колокольчики. Лезвия ножей, топоров и серпов прокаливались. Некоторые технические приёмы инков до сих пор остаются загадками. Мировоззрение древних инков оказалось в некоторых случаях просто непередаваемо современными европейскими языками из-за отсутствия схожих понятий. 
 
 

     3. Ацтеки 

     Ацтеки – индейская народность в центральной Мексике. Численность свыше 1,5 млн. человек. Цивилизация ацтеков (XIV – XVI века) обладала богатыми мифологией и культурным наследием. Столицей империи ацтеков был город Теточтитлан, расположенный на озере Тескоко (Тешкоко), там, где сейчас располагается город Мехико.

     Название «ацтеки» (букв. «люди Астлана») напоминает о легендарной прародине  племени теночков, откуда они  совершили многотрудное путешествие  в долину Мехико. Ацтеки были  одним из многих бродячих или  полуоседлых племен чичимеков,  которые мигрировали из пустынных районов северной Мексики (или даже более отдаленных) в плодородные сельскохозяйственные области Центральной Мексики.

      Ацтеки были большими любителями  словесности и собирали библиотеки  пиктографических книг (т.н. кодексов) с описаниями религиозных обрядов и исторических событий либо представляющих реестры сбора дани. Бумага для кодексов изготовлялась из коры. Подавляющая часть этих книг была уничтожена во время конкисты или сразу после нее. В целом во всей Мезоамерике (так называется территория от севера долины Мехико до южных границ Гондураса и Сальвадора) сохранилось не более двух десятков индейских кодексов. Некоторые ученые утверждают, что до наших дней не дошло ни одного ацтекского кодекса доиспанской эпохи, другие полагают, что таковых два – Бурбонский кодекс и Реестр податей. Как бы там ни было, но и после конкисты ацтекская письменная традиция не умерла и применялась для различных целей.

     Ацтекское общество было строго иерархичным и делилось на два основных класса – наследственную аристократию и плебс. Ацтекская знать жила в роскоши в пышных дворцах и имела множество привилегий, в том числе на ношение особых одежд и знаков отличия и на многоженство, посредством которого устанавливались союзы с аристократией других городов-государств. Знати были уготованы высокие посты и самые престижные виды деятельности, ее составляли военачальники, судьи, жрецы, учителя и писцы.

     Низший класс составляли земледельцы, рыбаки, ремесленники, торговцы. В Теночтитлане и соседних городах они жили в особых кварталах под названием «калпулли» – своего рода общинах. Каждый калпулли имел собственный надел земли и своего бога-покровителя, собственную школу, платил общинную подать и выставлял воинов. Многие калпулли были сформированы по профессиональной принадлежности. Так, например, мастера по выделке птичьих перьев, резчики по камню или торговцы проживали в особых районах. Некоторые земледельцы были приписаны к владениям аристократов, которым платили трудом и податями больше, чем государству.

     Однако, при всей своей прочности, классовые барьеры можно было преодолеть. Чаще всего путь наверх открывали военная доблесть и захват пленников на поле боя. Иногда сын простолюдина, посвященный какому-либо храму, со временем становился жрецом. Искусные ремесленники, изготовлявшие предметы роскоши, или торговцы могли, несмотря на отсутствие наследственных прав, заслужить благосклонность правителя и разбогатеть.

     В ацтекском обществе было  распространено рабовладение. В  качестве наказания за воровство  или невыплату долга виновного могли на время отдать в рабство пострадавшему. Нередко случалось, когда человек на оговоренных условиях продавал в рабство себя или членов своей семьи. Иногда рабов покупали на рынках для человеческих жертвоприношений.

     Приблизительно до 15-летнего возраста дети получали домашнее образование. Мальчики осваивали военное дело и учились управлять хозяйством, а девочки, которых в этом возрасте часто выдавали замуж, умели готовить, прясть и вести домашнее хозяйство. Кроме того, и те и другие получали профессиональные навыки в гончарном ремесле и искусстве выделки птичьих перьев.

     Большинство подростков отправлялись в школы в 15 лет, хотя некоторые начинали школьное обучение в 8 лет. Детей знати отправляли в калмекак, где под руководством жрецов они обучались военному делу, истории, астрономии, управлению, общественным установлениям, обрядам. В их обязанности вменялось также собирать дрова, наводить чистоту в храмах, участвовать в различных общественных работах, жертвовать кровь во время религиозных обрядов. Дети простолюдинов посещали телпочкалли своего городского квартала, где обучались главным образом военному делу. И юноши и девушки ходили также в школы под названием «куикакалли» («дом песни»), предназначенные для обучения литургическим песнопениям и танцам.

     Женщины, как правило, занимались воспитанием детей и домашним хозяйством. Некоторые обучались ремеслам и акушерству или же посвящались в религиозные таинства, после чего становились жрицами. По достижении 70-летнего возраста мужчины и женщины окружались почетом и получали ряд привилегий, в том числе дозволение без ограничений употреблять алкогольный напиток пульке.

    Вера в жизнь после смерти сопровождалась определенными представлениями о том, что ждет умершего. Воина, погибшего в бою или принесенного в жертву, ожидала честь сопровождать Солнце на его пути от восхода к зениту. Женщины, погибшие при родах – так сказать, на своем поле битвы, – сопровождали Солнце от зенита к закату. Утопленники и убитые молнией попадали в цветущий рай, обитель бога дождя Тлалокан. Большинство же умерших ацтеков, как считалось, не выходили за пределы низшего подземного мира, Миктлана, где правили бог и богиня смерти.

     Война составляла важнейшую сферу  жизнедеятельности ацтеков. Успешные войны обогащали империю и предоставляли возможность отдельным воинам продвинуться вверх по социальной лестнице. Главной доблестью считался захват пленного для жертвоприношения; воин, взявший в плен четырех воинов противников, повышался в чине.

     Ацтеки проявили себя как искуснейшие строители, скульпторы, резчики по камню, гончары, ювелиры, ткачи. Особым почетом пользовалось искусство изготовления изделий из ярких перьев тропических птиц. Перьями украшали щиты воинов, одежды, штандарты, головные уборы. Ювелиры работали по золоту, жадеиту, горному хрусталю и бирюзе, проявляя необычайное мастерство в создании мозаик и орнаментов. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Итак, как мы смогли увидеть,  что каждый народ интересовала своя сторона жизни - одни больше уделяли внимание медицине, другие астрологии и математики. Но никогда человек не оставался равнодушным к окружающему миру.

          Памятники архитектуры, письмена и книги давно исчезнувших цивилизаций рассказывают нам о достижениях и системах ценностей целых цивилизаций, переносят нас в древние эпохи.

     Мы не должны забывать о прошлом. Наша планета преподнесла немало уроков нашему человечеству за все время его существования, о чем свидетельствуют многочисленные отметины на ее поверхности. Археология рассказала нам о величии и умах исчезнувших цивилизаций и подвигах наших предков. Памятники и другие сохранившиеся творения человека являются образцами техники и физическими свидетельствами о людях и событиях давно минувших дней, которые иначе бы были просто забыты. Наследие, тающее с каждым днем - это состояние всего рода человеческого.

 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. В.И. Гуляев "Америка и Старый Свет в доколумбову эпоху". - Москва -1968.

2. Древние цивилизации. – М.: Мысль, 1989. – 287 с

3. И.М.  Дьяконова "История древнего мира".- Москва - 1983.

4. Л.А. Коноплева, А.В. Трофимов "История мировых цивилизаций". - Екатеринбург - 2003. 

      
 
 
 
 
 

Информация о работе Исчезнувшие цивилизации