Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 07:07, контрольная работа
Барокко - одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы и Америки конца XVI - середины XVIII вв. Итальянское «Barocco» буквально означает «причудливый, странный, вычурный, искаженный». Зародившись в конце XVI века, барокко, в сущности, было естественным продолжением ренессансного стиля. Его истоки восходят к эпохе Возрождения, в частности к творчеству Микеланджело, которого нередко называют «отцом барокко». Микеланджело считают одновременно и последним мастером Возрождения и создателем стиля Барокко, ибо именно он осознал его основной стилеобразующий элемент - пластику стены.
1. Введение.
2. Архитектура барокко: Л. Бернини, Ф. Борромини.
3. Скульптура барокко.
4. Живопись барокко. Караваджо и караваджизм.
5. Заключение.
6. Список литературы.
В архитектуре городских дворцов и загородных резиденций распространяются выпуклые и вогнутые фасады. Ордер становится менее функциональным, чем в эпоху Возрождения, на первый план выходит декоративность. Собранные в пучки колонны, пилястры, появившиеся витые колонны, плюс фронтоны различных форм, вкомпонованные друг в друга (например, лучковые в треугольные), или разорванные посередине фронтоны с картушем придают зданиям чрезвычайную пластическую объёмность и выразительность, эффектно выделяют порталы. Вообще пластика всегда преобладает в фасадах над тектоникой. Итальянские палаццо поражают колоссальным ордером над нижним цокольным этажом, тяжёлыми аттиками, обилием скульптурного декора. Они имеют парадный, праздничный вид. В Испании особый декоративный колорит сообщает дворцам сплошь покрывающее стену, словно плывущее скульптурное убранство, совершенно скрывающее членения фасада (так называемый стиль чурригереск - от имени архитектора X. Чурригера).
Во Франции преобладает тип дворца п-образной формы, состоящего из центральной постройки и боковых ризалитов. Здание неразрывно связано с парком, разбитым позади него, и почётным двором (court d'honneur) перед фасадом. Двор отгорожен от улицы железной решёткой с позолотой. Часто такие решётки сами по себе являлись чудесными произведениями искусства бронзолитейщиков барокко. Почётные дворы имели и отели-особняки более интимного характера, получившие распространение в XVII веке.
Со временем загородные замки приобретают всё более дворцовый вид. Железные мосты через рвы заменяются каменными, связывающими постройки с парками. Благодаря нововведению архитектора Ж. А. Мансара, повысившего крышу и придавшего чердачному помещению функциональность, в загородных дворцах, как и в городе, появляются мансарды. Если добавить к этому яркие крыши, выложенные либо цветной черепицей "в шашечку", либо шифером и увитые краснеющим по осени виноградом или плющом, получается весьма живописная картина.
В строительстве городских и загородных особняков Фландрии преобладало подражание итальянским палаццо. Порталы украшались изогнутыми фронтонами, балконы - скульптурой и поддерживались кариатидами или атлантами. Из Германии заимствовались формы трансформированного барочного картуша, напоминающего очертания волны, маски, хряща (кнорпельверк - от нем. knorpel- «хрящ» и were –«работа») или ушной раковины (ормушль). Они сочетались с сочным растительным скульптурным орнаментом и придавали порталам пышные, выразительные очертания.
В Австрии особняки тоже были выдержаны в стиле итальянских барочных дворцов, но нижние этажи часто строились из гранёных каменных блоков (так называемый бриллиантовый руст), а верхние декорировались выразительными ордерными деталями-пилястрами, колоннами, арками со скульптурой.
Несколько выделялись из общего ряда постройки голландского барокко. Богатый бюргерский дом здесь выглядел значительно скромнее, чем дворцы Франции, Австрии и тем более Италии. Из-за дороговизны земли в Голландии были распространены лишь крохотные садики позади здания. Традиционно высокий фронтон усиливал вертикальную вытянутость трёх - четырёхэтажного дома. Красный кирпич, из которого возводились постройки, дополняли ордерные детали из белого камня, использовавшегося в отделке.
Скульптура барокко.
Архитектуру барокко
Светская скульптура барокко представлена монументами разного типа и назначения: парадные статуи монархов, портреты знати, скульптуры для городских фонтанов и садово-парковая пластика. Типичный признак барочной скульптуры — потребность в среде, активное взаимодействие с ней, со стихией воды, воздуха, света. Произведения скульптуры барокко нуждаются в архитектурном или пейзажном обрамлении, поэтому впечатление от них теряется в музейной среде. Скульпторы барокко любят мрамор и бронзу, сочетание драгоценных декоративно выразительных материалов. Но в странах с крепкими традициями крестьянского ремесла (Бавария, Австрия, Польша, Прибалтика) дерево переживает блестящее возрождение в декоративных ансамблях церковного убранства.
В барочных
скульптурах мы видим
В эпоху Ренессанса
живопись тяготела к
В эпоху позднего барокко декоративная скульптура достигает полной свободы: статуи заполняют все пространство церквей и фасадов, садятся на выступы карнизов, взлетают до купола. В эпоху Возрождения скульптура служила украшением стен, в эпоху барокко она делается украшением пространства.
Ярчайшим
мастером культовой скульптуры
барокко был Бальтазар Пермозер
(“Отчаяние проклятого”, “
Скульптор
Антонио Канова известен
В эпоху
барокко создаются также
Крупнейшие
представители скульптуры
В России в стиле барочной скульптуры работал Б. К. Растрелли.
Живопись барокко. Караваджо и караваджизм
Образ Ренессанса не может быть представлен вне художественных достижений эпохи. Наиболее знамениты живописные полотна таких мастеров, как Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Караваджо и др.
Художники Возрождения
придают особое значение
Достижением художественной
культуры Ренессанса является
также правильная
Большинство сюжетов
художественных произведений
Возрождение исключительно богато творческими личностями. Не случайно принято говорить о титанах и титанизме Возрождения. Одним из таких титанов был, несомненно, Леонардо да Винчи (1452—1519). Титанизм проявляется (как уже отмечалось) в страстном порыве к самоутверждению личности. Личность соизмеряет себя с творческими силами Космоса. Пока что это реализуется по преимуществу в художественно-эстетической форме; последующая эпоха Нового времени будет утверждать индивидуального и коллективного субъекта через научно-технический прогресс; речь пойдет о практическом преобразовании природы. Возрождение не ставит этих задач. Далеко отстоит оно и от атеизма, и от культа научного разума, свойственных последующему времени западноевропейской культуры. Однако Возрождение прямо или косвенно подготовляет последующую эпоху. Уже в деятелях Возрождения заметно, что чрезвычайная внешняя активность, широта интересов, одержимость творчеством достигаются ценой утраты цельной личности. Личность активна, как никогда раньше. Одновременно она ощущает внутренний надлом, постоянную неудовлетворенность. Она разбросана, направляет свои титанические усилия то в одну, то в другую сторону; ни в чем она не находит утоления жажды самоутверждения, хотя всюду достигает результатов, невиданных ранее, — результатов, часто не доведенных до завершения. Таков был Леонардо — один из величайших деятелей Возрождения.
Караваджо и караваджизм
Караваджо (Caravaggio; собственно Мерзи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, — 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 века. Учился в Милане (1584—88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем — в Неаполе (1607 и 1609—10), на острове Мальта и в Сицилии (1608—09). Творчество К., не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв. (маньеризму и академизму).
Ранние произведения Караваджо (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа Караваджо противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета — непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 1592—93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи — натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Религиозная картина получает у него новую, интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Зрелые произведения К. (1599—1606) — это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599—1600, церковь Сан - Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600—01, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 1603—06, церковь Сант-Агостино, — все в Риме; «Положение во гроб», 1602—04 (см. илл.), Пинакотека, Ватикан; «Смерть Марии», около 1605—06, Лувр, Париж). Подчёркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонников официального искусства. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606—10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта; «Погребение св. Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). К. обращается к теме одиночества людей в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности. Новаторское искусство К. нашло последователей в Италии и др. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (Караваджизм).