Искусство барокко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по духу.
В 20-е годы 20 века происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.

Содержание работы

1. Барокко: идейно-художественные стили в искусстве и литературе
2.Развитие изобразительного искусства Украины в 19 веке
2.1 Живопись
2.2 Графика
Литература

Файлы: 1 файл

Искусство барокко.docx

— 73.04 Кб (Скачать файл)

Искусство барокко

План

 

1. Барокко: идейно-художественные  стили в искусстве и литературе

2.Развитие изобразительного искусства  Украины в 19 веке

2.1 Живопись

2.2 Графика

Литература

1. Барокко:  идейно-художественные стили в  искусстве и литературе

 

Один из главенствующих стилей в европейской литературе и искусстве  конца 16—середины 18 в. в., барокко утвердился в эпоху интенсивного сложения наций  и национальных государств (главным  образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости, интерес к реальной среде, к окружающей человека природной стихии барокко пришло на смену гуманистической художественной культуре Возрождения и изощрённому субъективизму искусства маньеризма. Отказавшись от присущих классической ренессансной культуре представлений о гармонии и строгой закономерности бытия, о безграничных возможностях человека, его воли и разума, эстетика барокко строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и власти иррациональных сил. Человек в искусстве барокко предстаёт многоплановой личностью, со сложным внутренним миром, вовлечённым в круговорот и конфликты среды.

Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой  культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по духу.

В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В настоящее время он употребителен  в искусствоведческих трудах для  определения стиля, господствовавшего  в европейском искусстве между  маньеризмом и рококо, то есть приблизительно с 1600 г. до начала 18 века. От маньеризма Барокко искусство унаследовало динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность  и пышность: черты обоих стилей гармонично слились в одно единое целое.

Существует несколько  версий происхождения термина:

1) от итальянского “baruecco” - жемчужина неправильной формы;

2) “baroco” - одна из форм схоластического (религиозно-догматического) силлогизма (рассуждения, в котором две посылки объединены общим термином);

3) от итальянского barocco — причудливый, странный;

В 18 веке термин приобретает  значение отрицательной эстетической оценки. Барочным обозначалось все неестественное, произвольное, преувеличенное.

В 50-е годы 19 века начинается рассмотрение барокко как исторического  стиля, закономерного этапа в  развитии искусства позднего возрождения.

В 80-е годы 19 века происходит настоящее “открытие” барокко: работы Гурлита, Вельфлина, Юсти. За барокко признали право на существование как особого художественного явления.

В 20е годы 20 века происходит кризис капиталистического мировоззрения. Пробуждается интерес к местным, национальным вариантам барокко. Дается периодизация, устанавливаются исторические границы.

 

 

 

Самые характерные черты  Барокко - броская цветистость и  динамичность - соответствовали самоуверенности  и апломбу вновь обретшей силу римской католической церкви. За пределами  Италии стиль Барокко пустил самые  глубокие корни в католических странах, а, например, в Британии его влияние  было незначительным. У истоков традиции Барокко искусства в живописи стоят два великих итальянских  художника - Караваджо и Аннибале Карраччи, создавшие самые значительные работы в последнее десятилетие 16 века - первое десятилетие 17 века.

 

 
В изобразительном искусстве барокко  преобладают виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического  или аллегорического характера, парадные портреты, подчёркивающие привилегированность  общественного положения человека. Идеализация образов сочетается в них с бурной динамикой, неожиданными композиционными и оптическими  эффектами, реальность — с фантазией, религиозная аффектация — с подчёркнутой чувственностью, а нередко и с  острой натуральностью и материальностью  форм, граничащей с иллюзорностью. В  произведениях искусства барокко  порой включаются реальные предметы и материалы (статуи с реальными  волосами и зубами, капеллы из костей и т. п.).

 

В живописи большое значение приобретают эмоциональное, ритмическое  и колористическое единство целого, часто непринуждённая свобода мазка, в скульптуре — живописная текучесть  формы, ощущение изменчивости становления  образа, богатство аспектов и впечатлений. Для итальянской живописи конца 16 века характерны неестественность и стилевая неопределённость.

Караваджо и Карраччи своим  искусством вернули ей цельность  и выразительность.

В итальянской архитектуре  самым видным представителем Барокко  искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг.), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль. Его главное творение - фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.). Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг.).

Самыми видными итальянскими современниками Бернини в этот период зрелого барокко были архитектор Борромини и художник, и архитектор Пьетро да Кортона. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг.); расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию. В 17 веке Рим был столицей мира в области искусства, привлекал художников всей Европы, и Барокко искусство скоро распространилось за пределы "вечного города". В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. В одних странах оно становилось более экстравагантным, как, например, в Испании и Латинской Америке, где развился стиль архитектурного украшательства, названный чурригереско; в других приглушалось в угоду более консервативным вкусам. В католической Фландрии Барокко искусство расцвело в творчестве Рубенса, на протестантскую Голландию оно оказало не столь заметное влияние. Правда, зрелые работы Рембрандта, чрезвычайно живые и динамичные, явно отмечены влиянием Барокко искусства. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. Его советником в этой области был Шарль Лебрен, который руководил художниками и декораторами, работавшими во дворце Людовика в Версале. Версаль с его грандиозным сочетанием пышной архитектуры, скульптуры, живописи, декоративного и ландшафтного искусства явил собой один из самых впечатляющих примеров слияния искусств.

Барокко искусство способствовало созданию театральных эффектов, достигавшихся  освещением, ложной перспективой и  эффектными сценическими декорациями. Однако оно мало отвечало сдержанному  британскому вкусу. В английской архитектуре влияние барокко  было заметно лишь в начале 18 века в своеобразном творчестве Ванбру и Хоксмора. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена. Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св. Павла (1675-1710 гг.) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г.). Барокко сменилось более спокойным палладианством. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. Это слияние было весьма плодотворным в Центральной Европе, особенно в Дрездене, Вене и Праге.

 

Литература  барокко

 

Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И  если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в  литературе можно наблюдать аналогичные  явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же время для нее характерна детализация, орнаментика (Драйден “Пиршество Александра, или сила гармонии” 1697г.)

 

Среди двора фонтан, наполненный до края,

Кристальная струя  звенит, не угасая

На влажный  алебастр, спадая с вышины

Есть сто чудовищ  там - фонтана украшенье -

Необычайно тел  причудливых сплетенье,

Как ваза, светлый  круг бассейна вознесен,

Под ним из камня  столб - подставкой служит он.

Жорж де Скюдери

“Аларих, или побежденный Рим” 1654

 

К стилю барокко можно  отнести и позднее творчество Мильтона, его поэмы на библейские сюжеты: ”Потерянный рай”, “Возвращение в рай”, “Самсон-борец”. Для его  творчества характерно: масштабность поэмы; сочетание чувственной, материальной стихии с высокой духовностью; рельефные  образы; нагромождение деталей; господство идеи о двойственности и противоречивости жизни, борьбе добра и зла.

В то же время происходит возрождение героики, особенно во французском романе:

1) Мадлен де Скюдери “Артамен или великий Сир” (1649-1653). Отличительные черты: громоздкость, многословность, подробность и живописность описаний; риторическая величественность речи героев;

2) “Мещанский роман” (1666г.) Антуана Фюретьера;

3) “Симплициссимус” (1668г.) Гриммельсхаузена. Характерно: расплывчатость на множество эпизодов, сочетание символики и натурализма. “В каждой конкретной до осязаемости, подчеркнутой до натурализма сцене присутствует некое отвлечение от реальности в ее непосредственной данности... Условно не только изображение обстановки, но и самого героя. Он - ... назидательный пример, иллюстрирующий этические и философские положения автора” (Морозов)

2.Развитие  изобразительного искусства Украины  в 19 веке

 

2.1 Живопись

 

Ведущей темой украинского  изобразительного искусства второй половины 19 века стала жизнь народа, красота родной природы. Это был  своеобразный протест против жестокого  гнета, господствовавшего в царской  России, когда преследовалась национальная украинская культура.

В 1865 г. в Одессе создается  Общество художников, которое основывает первую на Украине рисовальную школу. В 1875 г. художник Н.И. Мурашко, преподаватель  первой киевской гимназии, создает  частную рисовальную школу, где  закладывались основы художественного  мастерства многих выдающихся художников, в том числе М.А. Врубеля, В.А. Серова и др.

В 1890 г. в Одессе возникло Товарищество южнорусских художников, выставки которого пропагандировали реалистическое искусство. Невозможно не увидеть здесь  прямой связи с деятельностью  русских художников-передвижников.

В украинской реалистической живописи этого периода особое развитие получил бытовой жанр, связанный  с творчеством последователей Т.Г. Шевченко — Л.М. Жемчужникова, И.И. Соколова, К.А. Трутовского.

Л.М. Жемчужников (1828—1912) отмечал, что поэзия Шевченко была вдохновляющим символом пробуждения интереса к Украине: "Он был сила, сплавляющая нас с народом, он пробудил нас к новой жизни". Жемчужников создает серию офортов к альбому "Живописная Украина" (1861—1862), задуманному как продолжение известной серии Шевченко.

Одна из самых значительных живописных работ Жемчужникова —  картина "Кобзарь на шляху" (1854), где созданы образы, полные драматизма: слепой кобзарь у дороги с мальчиком-поводырем, собирающим милостыню, они вызывают ассоциации с шевченковской поэмой “Катерина”

К.А. Трутовский (1826—1893) также принадлежал к плеяде художников, наследовавших идеи Т.Г. Шевченко. Трутовский, творческая манера которого соединила романтизацию Украины с наблюдательностью и верностью деталей, воссоздал в своих работах колоритные стороны народных обычаев, юмористические и увлекательные жанровые сцены. Это картины "Масленица", "Лирник в крестьянской хате", "В лунную ночь", "Свадебный выкуп" и др. Среди произведений Трутовского на народную тему выделяется картина "Больной" (1883), правдиво показывающая всю тяжесть крестьянской жизни.

Трутовский увлекался и графикой. Ему принадлежат сатирические обличительные рисунки, высмеивающие пороки помещиков-крепостников. Им же созданы иллюстрации к басням И.А. Крылова, раскрывшие дарование художника с новой стороны.

К жизни украинского народа обратился и художник И.И. Соколов (1823—1910). От идиллических воспеваний красочных пейзажей и некоторых моментов быта он обратился к драматическим явлениям народной жизни, создав картины "Погорельцы", "Калики перехожие", но особенно — "Проводы рекрутов", навеянные поэзией Шевченко.

Движение передвижничества, в котором приняли участие  украинские художники, работавшие в  разных городах Украины, привело  к оживлению выставочной деятельности. Активным участником этого движения был Н.Д. Кузнецов, расцвет творчества которого приходится на 90-е годы. Одна из картин Кузнецова — "На заработки" (1882) изображает группу крестьян, вынужденных искать средства к существованию вдали от родных мест. Картина не вызывает тягостного чувства. В бодрых и жизнерадостных фигурах крестьян, освещенных солнцем, подчеркнуто ощущение внутренней силы и стойкости.

Идеи передвижничества формировали  творчество К.К. Костанди (1852—1921). Как и Кузнецов, он был активным деятелем товарищества южнорусских художников. Тема народной доли — в его картине "В люди" (1885). Лирическую окраску приобретает здесь тема одиночества и тоски. Девушка едет в город на заработки, невеселы ее мысли о будущем. Картина овеяна задушевным лиризмом; она отличается тонкой живописностью.

Информация о работе Искусство барокко