Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:45, реферат
Более двух тысяч лет отделяют нас от времени расцвета древнегреческого искусства. Однако античность стала вечной школой для человечества, способствовавшей развитию всей последующей европейской культуры и оказавшей громадное влияние на умы людей.
Искусство Древней Греции
Более двух тысяч лет отделяют нас от времени расцвета древнегреческого искусства. Однако античность стала вечной школой для человечества, способствовавшей развитию всей последующей европейской культуры и оказавшей громадное влияние на умы людей.
МИНОЙСКИЙ ПЕРИОД
Раскопки на острове Крит,
в южной части Пелопоннеса
и в Трое, проведенные в конце
XIX — начале XX в., открыли миру греческую
цивилизацию догомеров-ского периода.
Центром ее в начале II тыс. до н.э. был остров
Крит, а позже — город Микены в южной оконечности
полуострова Пелопоннес, отсюда и название
этого периода — крито-микенский (начало
II тыс. до н.э. — XIII в. до н.э.). На Крите, где
существовало рабовладельческое государство,
в городах Кносс, Фест и Малья были найдены
остатки великолепных дворцов. Они представляют
собой помещения, расположенные вокруг
обширного внутреннего двора и соединенные
между собой лестницами и переходами.
Здесь были комнаты различного назначения:
жилые покои и святилища, кладовые для
хранения продуктов и мастерские ремесленников.
Сложная планировка дворца напоминает
миф о Минотавре, помещенном в лабиринт,
который построил Дедал.
Самую большую ценность Кносского дворца
составляют его уникальные росписи. Примерно
около 1600 г. до н.э. местные мастера освоили
технику фрески — живописи по сырой штукатурке
— и создали удивительные по цветовому
и композиционному решению росписи. Стены
украшены пейзажами со скалами и цветущими
деревьями, изображениями различных животных
— антилоп, кошек, всевозможных птиц. Удивительная
точность и свобода в их изображении свидетельствуют
об умении мастера видеть и понимать природу.
Кроме животных, на стенах дворцовых помещений
запечатлены сцены приношения даров и
развлечений; юноши и девушки несут корзины
и ведут животных либо играют с быком —
в то время эта игра была любимой на Крите.
Великолепны изображения придворных дам
в ниспадающих платьях, открывающих грудь.
Их прически украшены диадемами, а руки
и шеи — драгоценностями. Условность в
изображении фигур — грудь и плечи даны
анфас, а ноги и лицо в профиль, изобилие
зооморфных мотивов и цветовое решение
— яркие локальные синие, красные, зеленые
тона — вызывают ассоциации с искусством
Древнего Египта. Но здесь, в Кносском
дворце, принципы изображения более свободные,
не подчиняющиеся жестким канонам, характерным
для египетского искусства. В середине
XV в. до н.э. страшное извержение вулкана
на соседнем острове Тира (Санторин) уничтожило
цветущую цивилизацию Крита. Все города,
кроме Кносса, были покинуты. Тогда же
греки-ахейцы захватили Кносс и подчинили
его своей власти. Еще сто лет Крит оставался
сильной морской державой. Согласно легенде,
правивший в это время на острове царь
Минос стал владыкой всего Эгейского моря.
МИКЕНСКИЙ ПЕРИОД
В XV в. до н.э. Кносский дворец
был разрушен пожаром, и постепенно, уже
однажды поколебленная, критская цивилизация
угасла. Одновременно усиливались города-крепости
ахейцев материковой Греции — Микены,
Тиринф и Пилос. Ахейцы, защищая свои поселения
от врагов, строили их на холмах и окружали
высокими стенами. До нас дошли остатки
крепостей Микен и Тиринфа, сооруженные
в XIV-XIII вв. до н.э. Стены Микен длиной почти
в километр имеют толщину от 6 до 10 м. Внутри
пробиты галереи и расположены хранилища
для продовольствия и оружия. Стены обоих
городов сложены из огромных, грубо отесанных
глыб, щели между которыми заполнялись
глиной или мелкими камнями. Такую кладку
ученые называют циклопической. Особую
известность получили центральные ворота
Микен. Над входом укреплена треугольная
плита из известняка с рельефным изображением
колонны — символа правителей Микен —
и двух львов по сторонам. За стенами на
вершине холма возвышался дворец. Микенский
дворец в плане гораздо проще Кносского.
Центр его занимает особое помещение для
пиршеств, собраний и отправления культов
— мегарон — с очагом посередине. Четыре
колонны вокруг поддерживают крышу с отверстием
для дыма.
К числу самых известных памятников архитектуры
относятся гробницы ахей-ских царей. Наиболее
знаменита из них так называемая сокровищница
Атрея,
относящаяся к XIV в. до н.э. Гробница находится
в холме, внутри она представляет собой
круглое помещение диаметром 14,5 м с купольным
перекрытием высотой 13,2 м. Захоронения
отличались особой пышностью: лица умерших
закрывали золотые маски, на тело клали
золотые бляхи и пластины, а рядом помещали
парадное оружие с рукоятками из слоновой
кости, золотые кубки, резные печати, драгоценные
сосуды.
ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД
Вскоре после Троянской
войны из северных районов Балкан
на Грецию хлынули полчища дорийцев,
которые грабили и жгли ахейские города.
Дольше всех держались Микены, но и они
пали в конце XII в. до н.э. С гибелью эгейских
государств погибло и все их богатое наследие.
Дорийцы, правда, восприняли религиозно-мифологические
представления своих предшественников,
ремесленнические традиции в керамике
и мелкой пластике, но в целом эллины создали
новую культуру.
Дорийцы к XI в. до н.э. заселили весь Пелопоннес.
Ранний период их истории с XI по VIII в. до
н.э. называют гомеровским, так как примерно
в конце IX — начале VIII в. до н.э. были созданы
великие эпические поэмы "Одиссея"
и "Илиада", приписываемые Гомеру.
В эту эпоху складывается сложная система
мировоззрения греков, нашедшая отражение
в их уникальной мифологии. Почти все искусство
эллинов обращено к мифам и их героям.
Поэтическая фантазия древних греков
впечатлила последующие поколения людей
— не случайно мифологические темы остаются
столь популярными и по сей день. В гомеровский
период благодаря преемственности традиций
на высоком уровне остается гончарное
ремесло. Сосуды этого времени, созданные
на гончарном круге, расписывали геометрическими
рисунками — треугольниками, кругами,
волнообразными линиями и т.д. Так, в IX-VIII
вв. до н.э. складывается так называемый
геометрический стиль в вазописи.
На желтом или охристом фоне темно-коричневой
краской горизонтальными фризами наносили
геометрический орнамент, выделяя наиболее
важные конструктивные элементы сосуда
— ножку, тулово, горлышко. Среди геометрических
рисунков появляются изображения зверей
и людей. Их фигурки сведены к условной
схеме, к плоскому, четкому силуэту, подчиненному
общему ритму геометрического орнамента.
ПЕРИОД АРХАИКИ
Следующий период в истории
Греции носит название "архаика".
Эта эпоха, охватывающая IX-VI вв. до н.э.,
— время формирования греческих городов-государств.
Бурное развитие этих городов способствовало
расцвету культуры и искусства. В VII-VI вв.
до н.э. распространяется греческая письменность,
процветают науки — математика, медицина,
астрономия, возникает философия. Рост
городов (полисов) в первую очередь отразился
на развитии монументального зодчества.
Храм, в котором ставились статуи богов,
стал основным типом общественного здания
и главенствовал в застройке города, располагаясь
на его центральной площади. На ней обычно
проходили народные собрания, религиозные
празднества. Вокруг греческого храма
была сосредоточена вся жизнь полиса и
его граждан. Именно поэтому архитектуре
храма уделяли огромное внимание. Уже
в VII в. до н.э. архитекторы разработали
систему соотношения между несущими и
несомыми частями здания. Эта система,
которая легла в основу архитектуры всего
западного мира, получила название ордер.
Ранними ордерами считаются "дорический"
(он складывался на Пелопоннесе и в Великой
Греции, т.е. в греческих колониях Сицилии
и юга Италии) и "ионический", родившийся
на побережье Малой Азии. Самым распространенным
типом греческого храма был периптер.
Такой храм стоял на высоком подиуме, его
центральный объем (наос) окружали колонны
дорического или ионического ордера. Колонна
дорического ордера опиралась непосредственно
на стилобат. Ее ствол украшало множество
желобков-каннелюров. Завершала колонну
простая капитель, состоявшая из круглой
каменной подушки-прокладки (эхин), и прямоугольной
плиты (абак). Над колоннами находился
антаблемент, состоявший из трех частей.
Непосредственно на колоннах лежал архитрав,
на нем — фриз из чередующихся прямоугольных
плит (метопы) и вертикальных плит с желобками
(триглифы). Над фризом располагался карниз.
Передний и задний фасады храмов украшали
треугольные фронтоны, в которых обычно
помещали скульптуры. Внутреннее пространство
храма (наос, или целла) двумя рядами колонн
делилось на три нефа. В среднем нефе, у
противоположной от входа стены, стояла
статуя бога. Ионический ордер отличался
большей легкостью и изяществом пропорций.
Колонна опиралась на базу, а венчавшая
ее капитель имела два завитка — волюты.
Храмы греки строили из тесаных кубов
известняка или мрамора без всякого связующего
раствора. Архитектурные детали построенного
храма подкрашивали разными цветами, так
же как и отдельные элементы скульптуры.
Один из наиболее значительных храмов
архаической эпохи — храм Аполлона в Коринфе
второй половины VI в. до н.э. Это дорический
периптер с шестиколонным портиком. Его
приземистые пропорции характерны для
раннего дорического ордера. Данный период
был и временем рождения прославленной
греческой пластики. Развитие скульптуры
определялось эстетическими запросами
общества. Частые вооруженные столкновения
народов друг с другом требовали от воинов
большой физической силы. С юных лет греки
занимались гимнастическими упражнениями,
которые развивали крепость тела и стойкость
духа. Древние эллины были уверены, что
физическая красота свидетельствует о
не менее красивом духе. Становлению такого
мировоззрения во многом способствовали
Олимпийские игры, победителей которых
считали равными богам. Образ прекрасного
человека нашел свое воплощение в статуях
прекрасных юношей, так называемых куросах.
Почти все подобные скульптуры однотипны:
как правило, это фигура в полный рост,
имеющая упрощенный геометризированный
силуэт. Статичность позы передается особой
постановкой ног — выдвинутая вперед
левая нога и отставленная назад правая.
Подчеркивая атлетичность сложения тела,
скульптор схематично намечает грудные
мышцы, диафрагму и мышцы живота. Особый
подход к обработке камня и решение человеческой
фигуры напоминают более ранние древнегреческие
статуи, но греческие мастера наполнили
старую схему иным смыслом, созвучным
гуманистическим идеалам их культуры.
Вторым, не менее распространенным образом
раннего греческого искусства являлись
статуи девушек — коры. Это были изображения
юных жриц Афины, которые обычно помещали
на Акрополе. Девушек изображали неподвижно
стоящими в длинных пеплосах, перехваченных
поясом. Голову коры с длинными волнистыми
волосами мог украшать венок, в ушах были
серьги, а в левой руке она держала венок
или ветку. Скульптор удивительно передает
лицо юной жрицы с миндалевидными глазами,
тонкими дугами бровей, неуловимой улыбкой.
Нужно отметить, что архаические скульптуры
не были абсолютно белыми, на многих статуях
сохранились следы краски. Волосы кор
были золотистыми, глаза и брови — черными,
а розоватый тон мрамора великолепно передавал
цвет человеческого тела. Не менее нарядными
были и одежды жриц. К VI в. до н.э. Афины
вступили в эпоху своего расцвета. Постепенно
они стали ремесленным, торговым и культурным
центром всей Древней Эллады. Во время
своего правления Писистрат привлек в
город выдающихся поэтов и художников.
Последние продемонстрировали свое мастерство,
оформляя храмы Акрополя. Древнейший храм
Афины — Гекатомпедон, существовавший
еще в начале VI в. до н.э., занимал центральное
место на Акрополе. При раскопках в конце
прошлого столетия были обнаружены скульптуры
с фронтонов этого храма. Сюжеты скульптурных
групп заимствованы из мифологии. Здесь
были сцены борьбы Геракла с Тритоном
— морским чудовищем, а также изображение
Тифона — дракона с тремя человеческими
телами, крыльями за спиной и змеиными
хвостами. Несмотря на определенный схематизм
в изображении этих персонажей, они гораздо
более живые и выразительные, чем статичные
куросы. Рядом с храмами на Акрополе ставились
разные посвятительные статуи. Одна из
них — известная мраморная статуя человека,
несущего жертвенного теленка, — так называемого
Мосхофора (около 570 г. до н.э.). Условность
изображения — волосы, борода, напоминающие
геометрический узор, прорисовка мышц
— сочетается с живым, непосредственным
восприятием человека и животного. Позже,
в христианском искусстве, этот образ
обретет символический смысл — так будет
изображаться Христос "Добрый пастырь".
Скульптура архаической эпохи еще несет
в себе черты условности, но, постепенно
освобождаясь от них, становится более
реалистической. Этот путь приведет к
расцвету классической скульптуры V в.
до н.э.
До нас не дошла монументальная живопись
архаики, но сохранилось большое количество
ваз, рисунки на которых поражают и сегодня.
Знакомство греков с цивилизацией Древнего
Востока и собственная мифология способствовали
богатству сюжетных и орнаментальных
композиций, украшающих сосуды. Здесь
встречаются сфинксы, грифоны, сирены.
Часто изображаются сцены из мифов с участием
богов и героев, батальные сцены и сюжеты
из гомеровского эпоса. В орнаментике
заметны египетские и переднеазиатские
мотивы (стилизованные листья пальм и
лотоса).
Росписи на вазах VII в. до н.э. были исполнены
темно-коричневым лаком по светлой, розовато-желтой
глине. Фигуры даны не просто силуэтом,
как на вазах геометрического стиля, —
теперь художники прорисовывают лицо,
мускулатуру, детали одежды. Поверхность
ваз украшали фризы с изображением идущих
друг за другом людей или животных, а свободное
пространство сплошь заполнялось орнаментом.
Такой стиль живописи называют ковровым.
Однако уже к концу VII в. до н.э. ковровый
стиль уступает место чернофигурному,
который достигает своего расцвета в VI
в. до н.э. Теперь изображение наносили
густым черным лаком и подкрашивали глину
охрой, отчего после обжига она приобретала
красноватый тон. Одним из самых выдающихся
мастеров чернофигурного стиля был Эксекий,
который работал во второй половине VI
в. до н.э. Знаменитый килик (чаша для вина)
— вершина творчества Эксекия. На внешней
его стороне изображены фантастические
глаза, которые должны были уберечь пьющего
от сглаза. На дне килика — ладья бога
виноделия Диониса с виноградными гроздьями,
а вокруг нее — дельфины. Здесь запечатлена
легенда о том, как пираты похитили Диониса.
Они не знали, кто он такой, и решили продать
его в рабство. Однако когда корабль вышел
в открытое море, по палубе внезапно потекло
вино, мачту обвил виноград и появились
дикие звери, являвшиеся спутниками Диониса.
Испуганные пираты попрыгали в море, но,
не долетая до воды, превращались в дельфинов.
Эксекий изобразил поэтическую сцену,
полную очарования и непринужденности.
Около 530 г. до н.э. живописцы создали технику
краснофигурной росписи. Вся свободная
от изображений поверхность покрывалась
черным лаком, а фигуры прорисовывали
тонкой кистью. При обжиге они приобретали
охристый тон. В технике краснофигурной
вазописи работал современник Эксекия,
вазописец Евфимид. Хорошо известна амфора
работы Евфимида, на одной стороне которой
изображен праздник в честь Диониса, а
на другой — прощание воина с родителями.
Это сцена из гомеровского эпоса: на амфоре
запечатлены Гектор, его отец, царь Приам,
и мать Гекуба. Интересно, что костюмы,
прически персонажей и оружие — такие,
какими они были в эпоху Евфимида. Царь
Приам предстает на амфоре облысевшим
сгорбившимся старцем, опирающимся на
посох и дающим напутствие сыну. Таким
образом, живописец изображает героическую
сцену из мифологии как трогательное семейное
событие из жизни простых греков. Сюжет,
повествующий об эпических героях, мастер
наполняем лиризмом, свойственным человеческой
душе.
ПЕРИОД КЛАССИКИ
Архаический период, во время
которого была создана система архитектурных
ордеров, положил начало греческой
пластике и живописи, определил пути
дальнейшей эволюции эллинской культуры.
Следующий, классический, период в истории
Древней Греции явился периодом расцвета
ее цивилизации, а V—IV вв. до н.э. — временем
наивысших достижений. В это время на первый
план выдвигаются Афины, что во многом
было обусловлено становлением там демократии.
Рядовые граждане города получают возможность
решать важные вопросы политической жизни
на народном собрании. Идея осознания
себя гражданами полиса, а не просто его
жителями отразилась в первую очередь
в творчестве Софокла, Еврипида, Эсхила,
трагедии которых способствовали успешному
развитию греческого театра. Во многом
именно последний, будучи общедоступным,
воспитывал патриотизм и гражданственность.
В искусстве в полной мере воплотился
идеал человека-героя, совершенного физически
и нравственно. Большинство скульптур
дошли до нас в поздних римских копиях.
Из сохранившихся греческих оригиналов
есть знаменитая статуя
"Дельфийского возничего", созданная
около 470 г. до н.э. Молодой человек изображен
в рост в длинном хитоне, перехваченном
поясом на талии, с вожжами в руках. Струящиеся
складки его одежды напоминают каннелюры
дорической колонны, но его лицо с глазами
из цветного камня обретает необычайную
живость, одухотворенность. Этот образ,
полный гармонии, олицетворяет идеал совершенного
человека, равного героям эпоса.
В период ранней классики мастера V в. до
н.э. успешно решают проблему синтеза архитектуры
и скульптуры. И та, и другая выступают
как совершенно равные, дополняющие друг
друга искусства. Скульптурный декор фронтонов
храма Зевса в Олимпии (470-456 гг. до н.э.)
— лучший тому пример. На одном из фронтонов
была изображена сцена состязания Пелопса
и Эномая, которые положили начало Олимпийским
играм. Сюжетом композиции на противоположном
фронтоне послужила битва героев с кентаврами.
В центре фронтона находится высокая фигура
Аполлона. По сторонам от него — кентавры,
сражающиеся с героями. Лица последних
— спокойные и мужественные — демонстрируют
силу духа и уверенность в победе. Весь
замысел скульптурной композиции символизирует
победу разумного начала, воплощенного
в Аполлоне и греческих героях, над необузданными
силами природы в лице кентавров. Композиционное
решение скульптурных групп очень продуманно.
Драматизм постепенно нарастает к центру,
и вдруг Аполлон своим властным жестом
как бы усмиряет этот хаос.
Великим достижением греческой классики,
несомненно, является искусство рельефа.
Самое знаменитое произведение этого
вида пластики — рельеф "Рождение Афродиты"
(470-460 гг. до н.э.). Это целая композиция,
состоящая из трех рельефов, выполненных
из паросского мрамора. На центральном
изображен сам момент рождения богини
из морской пены. Две девушки поддерживают
Афродиту, прикрывая ее тело тонкой струящейся
тканью. На одной из боковых плит изображена
обнаженная девушка, играющая на флейте,
на другой — женщина, сидящая в такой же
позе и задрапированная в длинную одежду,
возжигает курильницу в честь Афродиты.
Очень простыми приемами скульптор создает
поистине поэтическое зрелище. Музыкальный
ритм прекрасных женских профилей и изгибов
тел образует законченный гармоничный
рисунок. Середина и третья четверть V
в. до н.э. — это период, когда творили ведущие
мастера греческой пластики — Мирон, Поликлет
и Фидий. Их произведения дошли до нас
лишь в римских мраморных копиях I—II вв.
н.э. Самая прославленная работа Мирона
— "Дискобол" (460-450 гг. до н.э.). Юный
атлет изображен в тот момент, когда он
собирается метнуть диск. Его рука отведена
назад, еще момент — и юноша пустит снаряд
далеко вперед. Мирон, которого волновала
проблема изображения движения, улавливает
тот момент, который лежит между замахиванием
и самим броском. Это переходное состояние
позволяет скульптору не запечатлевать
какое-то определенное движение атлета,
а передать всю мощь внутреннего напряжения,
необходимого для победы. Поликлета, другого
великого художника эпохи классики, интересовал
образ идеального человека-героя, победителя.
Скульптор уделял особое внимание пропорциям
человеческого тела. В своем трактате
"Канон" он математически точно рассчитал
соотношение частей тела между собой,
создав таким образом настоящий идеал,
ставший образцом для подражания. Поликлет
воплотил свой идеал в бронзовой статуе
"Дорифора" — юноши с копьем (450-440
гг. до н.э.). Сдержанная сила атлета и в
то же время готовность к подвигу отражает
образ человека-гражданина, который так
высоко ценили греки. Физическое, а значит,
и внутреннее совершенство Дорифора утверждает
мысль о человеке как о мериле всего сущего.
Одной из вершин мировой художественной
культуры является архитектурно-скульптурный
ансамбль афинского Акрополя, строительство
которого связано с именем Фидия. На скале
Акрополь, на которой еще в микенскую эпоху
существовали поселения, в VI в. до н.э. возвели
множество общественных зданий, которые
были уничтожены во время греко-персидских
войн. В 50-30-х гг. V в. до н.э., во время правления
Перикла, Афины украшаются новыми величественными
постройками, в том числе самой значительной
из них — ансамблем Акрополя.
Вспыхнувшая в 431 г. до н.э. Пелопоннесская
война между Спартой и Афинами поколебала
идеалы классической эпохи. Тяготы войны
заставили греков задуматься над человеческим
существованием. Не случайно в это время
получают распространение различные философские
течения, в том числе стоицизм и скептицизм,
рассматривающие человека не в союзе с
природой, а в конфликте с ней.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Связан в первую очередь с походами
Александра Македонского и открытием
мира. Греки лучше познакомились с культурой
Египта, Вавилона, Индии. Постигая необъятность
земли, человек вдруг ощутил себя всего
лишь крошечной песчинкой в сложной системе
мироздания. Бессилие перед судьбой и
окружающим миром рождало в человеке трагическое
мироощущение, что побудило его обратиться
к собственным переживаниям. В этот период
существует множество самостоятельных
художественных школ, зачастую испытывающих
влияние искусства Востока. Подлинным
шедевром эллинистического искусства
можно считать статую богини победы, которая
была поставлена в святилище на острове
Самотраки около 190 г. до н.э. Богиня стояла
на постаменте, выполненном в форме носа
корабля, на отвесной скале над морем.
Мокрая одежда облепила ее фигуру, демонстрируя
прекрасную пластику тела. Преодолевая
порывы ветра, богиня гордо стремится
вперед, олицетворяя торжество победы.
Титанический образ Ники Самофракийской
кажется самой стихией, не меньшей, чем
та, которой она сопротивляется. Тема борьбы
нашла свое совершенное выражение в выдающемся
ансамбле — в рельефах, украшавших алтарь
Зевса, построенный в Пергаме около 180
г. до н.э. Вдоль его цоколя лентой длиной
120 м тянулись рельефы со сценами борьбы
богов с титанами. Благодаря высокой технике
рельефа скульпторы добились интересной
светотеневой игры, которая создавала
необходимый эмоциональный настрой. Драматизм
борьбы выражен и в разнообразии движений,
ракурсов, поз персонажей, кажется, что
все они связаны в один гигантский живой
узел, состоящий из человеческих тел, лошадей,
змеиных хвостов, крыльев. Центральными
образами рельефа становятся боги — Зевс
и Афина, — ведущие борьбу с гигантами.
Зевс поражает молниями сразу нескольких
противников. Его тело — тело сверхчеловека:
наделенный нереальной, преувеличенной
мускулатурой, он кажется средоточием
энергии и силы всего боя. Более драматична
сцена борьбы Афины, которая крепко держит
за волосы гиганта Алкионея. Беспомощность
его могучего тела вносит в композицию
ощущение трагизма происходящего.
Но, отвлекаясь от драматических сюжетов,
эллинистические мастера обращались и
к идеалам классической эпохи. Так, около
120 г. до н.э. скульптор Александр из Антиохии
создает статую Афродиты. По имени острова,
где статуя была найдена, она получила
название Венеры Милосской. Полуобнаженное,
чуть изогнутое, гибкое тело богини полно
покоя и сдержанной силы, ее чистый и благородный
профиль уводит нас к идеалам славного
V в. до н.э., к эпохе Перикла. В конце I в.
до н.э. ведущая роль переходит к Риму,
но вся его цивилизация строится на великих
достижениях древних греков.