Искусство в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Моя цель выяснить для себя более подходящее определение для искусства в системе культуры.
Мои задачи:
- выяснить сущность искусства
- узнать формы эстетического освоения человеком мира
- узнать социокультурные смыслы искусства
- узнать основные функции искусства
- изучить роль искусства
- понять, как искусство взаимодействует с другими сферами культуры

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1.Сущность искусства. …………………………………………………………6
1.1 Специфика художественного об¬раза и эстетического восприятия……..9
1.2 Классификация искусств. …………………………………………………15
1.3 Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии....18
2. Социальная природа искусства………..……………………………………23
2.1 Основные функции ис¬кусства……………………………………………..27
2.2 Роль искусства в выработке, сохранении и передаче ду¬ховных ценностей………………………………………………………………………..29
3. Взаимодействие искусства с другими сферами культуры…………….…31
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

2.1 Основные функции искусства.

Искусство, как  и вся духовная жизнь человечества, развивается под воздействием исторической действительности. Это проявляется  в том, что степень и уровень  развития искусства не совпадают  со степенью и уровнем развития экономики. Например, когда в Англии появился Шекспир, в ней не наблюдалось хозяйственного расцвета; искусство и философия в России XIX века достигли высокого развития, несмотря на экономическую отсталость страны. Искусство, как форма общественного сознания, не только отражает реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие, что присутствует в некоторых функциях искусства.

Искусство выполняет  следующие функции:

- познавательную. Является средством просвещения  и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о мире;

- мировоззренческую.  Выражает в художественной форме  определенные чувства и представления; 

- воспитательную. Воздействует на людей через  эстетический идеал, позволяет 

обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом;

- эстетическую. Формирует эстетические вкусы,  потребности людей, тем самым  ценностно ориентируя их в  мире, пробуждая творческий дух,  творческое начало людей; 

- гедонистическую.  Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника;

- коммуникативную.  Искусство передает информацию  от поколения к поколению (по  вертикали) и от человека к  человеку (по горизонтали);

- прогностическую.  Произведения искусства зачастую  обладают элементами предвидения;

- медико-оздоровительную.  Например, такое воздействие может  оказывать музыка, т.к. сочетание  звуковых сигналов влияет на  психику и состояние; 

- компенсаторное. Влияние искусства на психику  человека позволяет ему выжить  в самых трудных условиях.

- нормативная.  Осознание того, что человек находится  внутри культуры, приводит и к  пониманию существования определенных  культурных запретов, норм, табу. Культура  как система нравственных, моральных  ограничений и положений. 

- аксиологическая. Именно культура определяет ценность для человека тех или иных феноменов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Роль искусства  в выработке, сохранении и передаче  духовных ценностей.

Различные подходы  к пониманию искусства и его  возникновения свидетельствуют  о множественности его социокультурных смыслов. Л.С. Выготский утверждал, что "искусство первоначально возникает как сильнейшее орудие в борьбе за существование, и нельзя, конечно, допустить и мысли, чтобы его роль сводилась только к коммуникации чувства и чтобы оно не заключало в себе никакой власти над этим чувством. Если бы искусство...умело только вызывать в нас веселость или грусть, оно никогда не сохранилось бы и не приобрело того значения, которое за ним необходимо признать".

Мы читаем книги, смотрим фильмы, слушаем музыку, восхищаемся грандиозными архитектурными сооружениями и тем самым расширяем наши знания о мире и о человеке, его чувствах и мировоззрении. Русский литературный критик В. Г. Белинский отмечал, что истина открылась человечеству впервые в искусстве, а немецкий философ Ф. Шеллинг считал искусство высшей формой познания.

Искусство может  рассматриваться как способ коммуникации: в нем закрепляется связь между  человеком и обществом; благодаря  искусству человек может переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми пусть даже вымышленными в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства.

Воспринимая художественные произведения, мы живем вместе с  любимыми героями, качествами которых не обладаем, с детских лет примеряя для себя полюбившиеся образы: это могут быть сказочные персонажи (Иван-царевич), носители доброго начала (Зорро, супермэн). Позднее все нереализованные возможности и скрытые желания компенсируются при общении с искусством (я — следователь, я — президент, я — суперполицейский, я — балерина и т.д.). Кроме того, при включенности в мир художественных образов, происходит своеобразная компенсация нашей будничной, подчас однообразной, жизни. В одних видах искусства (литература, театр, кино) эта взаимосвязь более очевидна, в других (архитектура, живопись, музыка) — механизм художественно-психологической компенсации более сложен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Взаимодействие  искусства  с другими сферами культуры

Культура — целостная система, элементы которой не существуют изолированно друг от друга. Так, проблема взаимодействия искусства и политики может рассматриваться в нескольких аспектах. Во-первых, это политика государства в отношении искусства и его творцов: возможное ограничение свободы творчества, введение цензуры, финансирование средств из государственного бюджета на развитие художественных институтов.

Во-вторых, это  проведение идеологических установок  через искусство с определенными  целями. Примером может служить метод социалистического реализма, утвержденный в качестве догмы (критерии: простота, доступность, массовость, народность, партийность, выражение интересов пролетариата), театрализация политической и общественной жизни, распространенная во время выборных кампаний, съездов, конференций, появление политизированных видов искусства. И в-третьих, — отношение творцов искусства к политическим событиям в стране.

Взаимодействие искусства и философии имеет свои закономерности. Не случайно искусство, как и философию, можно назвать самосознанием культуры: это как бы художественный взгляд "изнутри" в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Известный философ М. Мамардашвили считал, что благодаря искусству происходит накопление и передача человеческой чувственности. Но нельзя не учитывать и рациональные моменты в художественном творчестве. Любой художник, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме доносит до нас не только свои чувства, но и свои представления о мире, которые могут либо отражать мировоззренческие взгляды эпохи, либо противостоять им в периоды кризисов. Именно с этой позиции следует рассматривать соотношение философии и искусства.

Художественным  зеркалом XX века считается модернизм. О кризисе искусства заговорили многие мыслители: немецкий философ О. Шпенглер (а еще раньше — Г. Гегель), охарактеризовав разлад, крушение целостности человеческого бытия, конфликтность отношения человека к природе и другим людям, механизацию и утрату творческого начала в искусстве как "закат" европейской культуры; голландский культуролог И. Хейзинга, усмотревший в утрате игрового начала современного искусства проявление кризисных явлений; испанский культуролог X. Ортега-и-Гассет, увидевший в современной культуре тенденцию "дегуманизации искусства"; американский социолог П. Сорокин, отстаивавший на примере модернизма концепцию рождавшегося нового, идеационалъного или идеалистического, типа культуры...

 Пессимизм  и тяжелые предчувствия пронизывают  произведения А. Камю и Ж.  Сартра, С. Дали и Э. Ионеско, А Шенберга и К. Пен-дерецкого, в кубизме изображение раскладывается на составляющие, в абсурдистском искусстве отрицается всякий смысл человеческой жизни,  абстракционисты отказываются от воспроизведения предметности бытия, сюрреалисты в своих произведениях выводят из области подсознания чудовищных химер. Существует ли связь этих художественных явлений с широким распространением идей Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, 3. Фрейда и М. Хайдеггера? Безусловно.

 В любом  справочном пособии можно прочитать,  что мировоззренческой основой модернизма являются иррационализм, психоанализ и экзистенциализм. Однако взаимосвязь философии и искусства значительно глубже: культура современной эпохи такова, что вместиться в рамки реалистического искусства она не может. Это и есть то опосредованное философское познание действительности, которое дает нам искусство.

Иногда элементы культуры, взаимодействуя между собой, порождают самостоятельные феномены, каким, например, является религиозное искусство.

Существуют  целые периоды в истории культуры, когда можно говорить о полном подчинении искусства религиозному мировоззрению: это западноевропейское искусство эпохи Средневековья, буддийское и мусульманское искусство, греческое искусство до-классического периода VIII —VI веков до н.э. и др. В этом случае характерной особенностью искусства будет то, что оно приближает верующего к Богу, и правильнее говорить не о дихотомии искусство-религия, а о религиозном искусстве. У религиозного искусства свои закономерности; оно всегда символично, созидается в соответствии с определенными канонами, то есть регламентируется религиозными институтами, и чаще всего обезличено. Мы не знаем имен художников, расписавших стены буддийских пещерных храмов Аджанты, авторов икон, которые различаем лишь по специфической манере новгородской, псковской или московской Школ, неизвестны и мастера, создавшие прекрасные арабески мусульманских орнаментов.

Отечественный философ А.Ф. Лосев отмечал, что  символ — это, с одной стороны, знак, заменитель предмета, а с другой — образ, несущий определенный смысл, содержание. Религиозное искусство отличается особой символичностью. В буддийской культуре символом Будды могут быть цветок лотоса (легенда повествует: как только принц Гаутама сделал свои первые шаги, в каждом из следов расцвел прекрасный цветок лотоса); лошадь, бык, лев и слон — воплощения Будды в других жизнях. Согласно канонам, в изображении Будды присутствуют 32 обязательных и 80 вторичных признаков-символов: пучок из волос на голове — ушниша — символ его мудрости, положение руки на уровне груди — символ бесстрашия и т.д.

В мусульманской  архитектуре купол мечети — символ божественной красоты, башня минарета —символ божественного величия, письмена на стенах мечети—символ божественного имени Аллаха.

В православной культуре церковь, построенная в виде продолговатого корабля — Ноев Ковчег, который "ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном"; в виде многоугольника, как бы звезды, означает, что "церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире".

Князь Е. Трубецкой, называя русскую икону "умозрением в красках", утверждал, что за "несравненным языком" религиозных символов стоит  вопрос о смысле жизни. Раньше даже неграмотные люди могли "прочитать" икону, видели скрытый смысл в  движениях, жестах, персонажах. Так, восточные мудрецы — волхвы, пришедшие поклониться младенцу Христу, изображались в виде юноши, зрелого человека и старца: это не только олицетворяло этапы человеческой жизни — все человечество, независимо от возраста, должно прийти к новой христианской вере. В сложной композиции иконы "Рождества Христова" изображение Иосифа, сидящего в одиночестве, с полузакрытыми глазами, символизировало тишину, ночной покой рождественской ночи. Глубоко символичен язык жестов на иконе: рука, протянутая вперед ладонью вверх, означает покорность, повиновение; рука, прижатая к щеке изображаемого персонажа, — символ печали.

И религия и  искусство обращаются к самым  тонким струнам человеческой души. Не случайно во время расцвета художественной культуры в эпоху Возрождения именно через религиозные сюжеты утверждались гуманистические идеалы. Проблема соотношения отдельных элементов в системе культуры затрагивает и особенности творческого мышления. Это проявляется, например, в характеристике взаимодействия науки и искусства.

В XX веке человек, оснащенный новейшими компьютерными  технологиями и современной техникой, становится более рациональным. В  античности, когда еще не существовало дифференцированного разделения на сферы культуры, греческий термин "techne" означал и "науку", и "ремесло", и "искусство".

Аристотель, противопоставляя науку, искусство, с одной стороны, и ремесло, с другой, утверждал, что  ремесло основано на привычках, на подражании одного мастера другому, а наука и искусство имеют свои определенные методы и принципы построения. Но наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуждается.

Цель науки  можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами, а для искусства познание, отражение действительности — это только одна из его граней наряду с другими — эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление нестрогое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры. Объектом естественных наук можно назвать всю природу и человека, как часть этой природы, объектом искусства — человека, его духовность и отношение к миру. Проводя аналогии между наукой и искусством, отечественный философ П.П. Гай-денко писала: "Как живопись XV — XVI вв. обращается к перспективе, так наука этого периода —к геометрии... Подобно тому, как перспектива становится методом для изображения природы, геометрия становится методом познания природы".

 В эпоху  Ренессанса художники, опираясь на открытие прямой перспективы, утверждали гуманистические идеалы на холсте, а ученые, в соответствии с духом времени, стремились дать упорядоченную картину мира (Галилей). Противопоставление этих двух способов познания —научного и художественного, абсолютизация рациональности приводят к крайностям. Это как бы два полюса в культуре и две части единого целого: человечество должно осознать существующее противоречие, гуманизуя саму науку.

XX век называют  веком техники и интеграции. В  этой связи актуализируется проблема  соотношения искусства и техники. Именно в современную эпоху появляются художественная фотография, кино, телевидение, эстрада, светомузыка. Благодаря технике расширяются "языковые", выразительные возможности искусства. Театр — это уже не только игра актера и мастерство режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля. Иногда в театральных постановках используются лазеры, слайды, кино, топография (Пражский театр "Латерна Магика"). В музыке появляется новый способ звукоизвлечения — электронный. "Интонационный словарь эпохи" (выражение русского композитора и музыкального критика Б. Асафьева) пополняется за счет утверждения в музыке шумового элемента и появления сферы урбанистического звучания.

Информация о работе Искусство в системе культуры