Искусство Византии 4-5 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 23:32, реферат

Описание работы

Одиннадцатого мая 330 года император Константин основал столицу Восточной Римской империи. Границы города, который он назвал в свою честь Константинополем, император определил сам. Согласно легенде, длинным копьем начертал он на земле расположение будущих городских стен, которые должны были сомкнуться кольцом, включив в себя семь холмов по берегам залива Золотой Рог и Мраморного моря. Размеры Константинополя, какими их установил император, превышали в пять раз не только территорию, занимаемую греческим городом Византией, с древних времен стоявшим на этом месте, но даже сам Рим.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..……3
1. Возрождение храмов……………………………………………………….4
2. Вид монументального искусства – мозаика…………………………….7
3. Резьба по слоновой кости………………………………………………...10
5. Изготовление сосудов из серебра………………………………………..13
Вывод……………………………………………………………………….....15
Литература……………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Министерство науки  и образования Автономной Республики Крым

Республиканское высшее учебное заведение

«Крымский инженерно-педагогический университет»

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Этика, Эстетика

Тема: Искусство Византии IV-V века

 

 

 

                                                              Студентки: Набиркиной Евгении

                                                              специальности: ИЗО и ДПИ

                                                              курса: 3

                                                              группы: ИИ – 2 – 09

                                Преподаватель:

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь, 2012 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..……3

1. Возрождение храмов……………………………………………………….4

2. Вид монументального искусства – мозаика…………………………….7

3. Резьба по слоновой кости………………………………………………...10

5. Изготовление сосудов из серебра………………………………………..13

Вывод……………………………………………………………………….....15

Литература……………………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одиннадцатого мая 330 года император Константин основал столицу Восточной Римской империи. Границы города, который он назвал в свою честь Константинополем, император определил сам. Согласно легенде, длинным копьем начертал он на земле расположение будущих городских стен, которые должны были сомкнуться кольцом, включив в себя семь холмов по берегам залива Золотой Рог и Мраморного моря. Размеры Константинополя, какими их установил император, превышали в пять раз не только территорию, занимаемую греческим городом Византией, с древних времен стоявшим на этом месте, но даже сам Рим.

Место, выбранное для  столицы, оказалось весьма удачным  в военном и торговом отношении. Константинополь находился на границе  Европы и Азии. Он господствовал  безраздельно над Черным морем и  Восточным Средиземноморьем. Особенно возросло его значение после разрушения Рима готами и вандалами.

Константинополь строился как церковный центр с сильной  императорской властью и гибким аппаратом управления. Пришедшая  на смену язычеству христианская религия способствовала укреплению власти императора.

Новую столицу Константин хотел видеть достойной своей  империи, потому не только размером, но и блеском она должна была затмить  Рим. Строительство каменных городских стен, дворцов, храмов, домов знати, которую насильственно переселил сюда. Пересекающиеся под прямым углом широкие улицы города, и особенно центральную Мессу, украсили многочисленные античные скульптуры. По традиции, в центре Константинополя отвели место для форума. Он получил овальную форму, и оба его конца завершили триумфальные арки. Середина овала была отмечена порфировой античной колонной со статуей Аполлона, которую впоследствии заменили скульптурой с изображением Константина, а затем Феодосия.

1. Возрождение  храмов

В связи с тем, что  одной из основных задач императоров стало укрепление и распространение новой религии, они особенно заботились о воздвижении храмов. Однако новый тип церковного здания не был еще создан в это время. В течение двух первых веков с момента Миланского эдикта (313 год), сделавшего христианство официально признанной религией, для церквей использовались два типа зданий, первоначальное назначение которых в античности было светским.

Первый - центрическая постройка, имевшая  в плане квадрат, круг, восьмиугольник либо равноконечный крест, предназначалась в основном для крещален. Ее применяли и для церквей - мартириев, то есть храмов, которые воздвигались на месте погребения или казни какого-нибудь из святых - тех, кто в период гонений на христиан подвергся мучениям от язычников.

Вторым, основным типом храма в этот период стала базилика - вытянутое с запада на восток здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, называемые по-гречески нефами, то есть кораблями. Нефы, число которых достигало трех или пяти, проходили с запада на восток. Центральный неф часто строился выше боковых, и верхние части его стен прорезали окна, необходимые для освещения. Продольные нефы в западной части храма пересекались поперечным - нартексом, что усложняло внутреннее пространство базилики. Все храмы ориентировались на восток, так как там, по представлению христиан, находился центр земли - Иерусалим. На востоке в полукруглом выступе апсиды располагался алтарь. Характерную черту архитектуры базилики составляли деревянные, балочные, открытые во внутреннее пространство храма перекрытия. Перед входом в здание обычно располагался двор - атриум, окруженный со всех сторон крытой колоннадой.

Своеобразие оформления византийских храмов заключалось в контрасте  между их внешним обликом и  интерьером. Внешний вид церкви поражал суровой гладью стен, совершенно лишенных, особенно в этот ранний период, элементов декора. Простота экстерьера христианской церкви возникла как противопоставление богатому внешнему декору античного храма. Христианские идеологи стремились обосновать такое распределение декоративных элементов в архитектуре церкви и сравнивали ее с верующим человеком. Подобно смиренному христианину, с его богатой внутренней духовной жизнью, храм должен был быть подчеркнуто строг в своем экстерьере. Вот почему в византийских храмах декорировался в основном интерьер.

При Константине в новой столице  велось строительство многочисленных церквей, среди которых выделялась своими размерами базилика св. Софии. Однако от построек этого времени  в Константинополе ныне ничего не сохранилось: все они были значительно переделаны или уничтожены в более позднее время. Самая ранняя известная нам теперь церковь столицы - базилика Иоанна Предтечи Студийского монастыря (463 год). Она дошла до нас сильно перестроенной и частично разрушенной. Широко расставленные колонны с мощными капителями, декорированными тонкой резьбой, отделяли друг от друга три довольно коротких нефа этого храма, когда-то принадлежавшего константинопольскому патриарху. Центральный, более широкий, неф на востоке завершался апсидой, полукруглой в интерьере и многогранной снаружи.

Гораздо лучше сохранились храмы, строившиеся в эти первые века после принятия христианства в провинциях. Основание Константинополя вовсе  не означало упадка других городов  империи. Среди них Александрия в Египте и Антиохия в Сирии еще долгое время продолжали сохранять свое былое значение центров культуры. Новая столица могла многому поучиться у этих древних городов с их богатыми традициями не только в области архитектуры, но и изобразительного искусства.

В провинциальных постройках сохранялись  некоторые местные черты, характерные  только для этих частей империи и  обычно унаследованные от античной архитектуры. Так, в сирийских базиликах, о  которых можно судить, скажем, по храму и Калб-Лузе, внутренняя колоннада часто заменялась низкими массивными столбами, связанными в продольном направлении широкими пролетами арок.

Среди храмов центрического типа, возникших в эти годы вдали  от Константинополя, хорошо сохранился храм-мавзолей и Риме (около 350 года) над могилой св. Констанции - очевидно, сестры императора Константина.

Он представляет собой ротонду, центральный, более высокий объем  которой перекрыт куполом. Барабан  купола покоится не на наружных стенах, а на внутреннем кольце сдвоенных  колонн. Интерьер здания освещается окнами, расположенными в этом барабане. В восточной части храма над могилой св. Констанции был поставлен привезенный из Египта порфировый саркофаг (ныне в музее Ватикана). Богатство оформления интерьера создавалось прежде всего мозаиками купола, а также многочисленным резным декором капителей, карнизов, архивольтов. Некоторые рельефы были взяты из античных построек.

Огромным достижением ранневизантийских  архитекторов явилось усовершенствование принципов возведения купола над  квадратным основанием. Сводчатые сооружения Древнего Рима обладали большой массой. Силам давления сводов противопоставлялись значительные массы толстых стен. Византийские сооружения - качественно новая ступень в развитии сводов и куполов. Она характеризовалась появлением конструктивного каркаса. Прямоугольные структуры, определяющие план сооружений, получили возможность гармоничного сочетания со сферическими. В середине V века в мавзолее Галлы Плацидии в Равенне переход квадрата стен к круглому основанию купола был осуществлен за счет четырех сферических треугольников - парусов. В то же время ветви "креста", расходящиеся от подкупольного квадрата, перекрыты полуциркульными сводами.

 

2. Вид монументального искусства - мозайка

Техника этого особого  вида монументального искусства была заимствована средневековыми художниками от античных. Однако в античную эпоху мозаикой украшали чаще всего пол здания. Теперь же композиции разместили на стенах. Их стали выкладывать не из гальки, но из смальты. Кубики смальты - стекловидной массы, окрашенной окисью металлов в разные цвета, а затем обожженной, составляли яркие композиции. Кубики несколько отличались друг от друга по форме и размеру. Из них составлялась не идеально гладкая поверхность. Каждый кубик был положен под некоторым углом к другому, затвердевая так в известковом растворе основы, на которую накладывался. Неровная поверхность подчеркивала разнообразие цветовой окраски смальты, создавала мерцание её тона.

С IV века, со времени правления Константина, живопись, и прежде всего та, которая оформляла интерьеры храмов, стала основным видом изобразительного искусства. С этого момента устанавливается её преобладание над скульптурой, которую постепенно всё более отвергали как напоминавшую о языческих богах.

В мавзолее св. Констанции в Риме мозаика ещё в основном орнаментальна. Сцены сбора винограда, повторяющиеся мотивы виноградной лозы, павлинов, декоративных веток можно даже, если забыть о символизме христианского искусства, принять за языческие сюжеты. Между тем виноград - символ Христа, а виноградное вино - символ его крови, пролитой им ради искупления грехов людей. Павлин - символ вечности, то есть загробной жизни, уготованной христианам. Ветки, цветы, павлины в мавзолее св. Констанции свободно размещены на синем фоне, который напоминает о небесной сущности всего изображенного.

Символика стала пронизывать собой  не только византийское, но и все  европейское искусство. С течением веков она сложилась в систему, строго обоснованную теологами. Но впервые  язык новых символов возник еще тогда, когда христианство было гонимой религией. Тайные его приверженцы, помещая на стенах своих погребальных камер - катакомб изображения, должны были скрыть их смысл от язычников. Художники в катакомбах начали изображать символы Христа - пастуха, виноградную лозу, рыбу. О присутствии Христа напоминал крест. Язык символов оказался универсальным, с его помощью можно было придать изображению многозначность, выразить глубокий смысл. Именно поэтому он сохранился и продолжал развиваться после объявления христианства господствующей религией.

В V веке, через столетие после выполнения мозаик в мавзолее св. Констанцы  в Риме, в другом мавзолее - Галлы  Плацидии в Равенне - уже появились  большие сюжетные композиции. Среди  них - изображение Христа как Доброго  Пастыря. Образ молодого пастуха в свободной короткой тунике часто встречался среди памятников античного искусства Его заимствовали первые христианские художники, когда они стали изображать на стенах катакомб Христа в виде пастуха Язычники, преследовавшие христиан, могли принять такое изображение за бога Гермеса. Но христиане видели в этом образе напоминание об одной из первостепенных миссий Христа как пастыря человеческих душ. Тип Христа - Доброго Пастыря оставался основным и после официального признания христианства. Так изображали Христа в скульптуре таким он появился в мозаичной композиции в мавзолее Галлы Плацидии.

Христос сидит в саду, который  символизирует рай. Он окружен овцами - символами душ праведников, попавших в рай. Однако не только в теме этой сцены проявляется ее средневековый характер.

Симметричные композиции становятся самыми излюбленными у средневековых  художников. Они отличаются более  репрезентативным, по сравнению с  асимметричными, характером. Их предпочитают христианские живописцы, желая подчеркнуть  значение изображенных персонажей. Христос представлен в центре композиции. Трем овцам справа от него соответствуют три овцы слева. Значение Христа подчеркивается не только его центральным положением, но и позами овец повернувшихся к нему. Свободное движение Христа классические пропорции его фигуры, скалистый пейзаж еще напоминают об античных памятниках. Фронтальность постановки торса, симметрия композиции, некоторая плоскостность фигуры появились в этой мозаике как результат воздействия на христианских художников древнего восточного искусства (Двуречья, Египта). В композиции мавзолея Галлы Плацидии вокруг головы Христа мозаичисты изобразили нимб - символ святости, атрибут, правда не всегда обязательный, всех христианских персонажей.

Вернемся вновь в  Константинополь, покинув на некоторое время провинциальные города империи. Мозаик IV - V веков здесь сохранилось немного (сейчас находятся в музее мозаик в Стамбуле). Это те, которые украшали полы дворцов и домов знати, а не стены храмов. Их авторы, изображая пастухов, птиц, животных, гирлянды цветов, Медузу Горгону, повторяли античные образцы.

Если мозаики сохранились  плохо, то произведения скульптуры, которые украшали улицы Константинополя во времена первых византийских императоров, дошли до наших дней в большом числе.

 

 

5. Резьба по слоновой кости

Тем же новым художественным принципам, которым были привержены скульпторы-монументалисты, следовали резчики по слоновой кости. Многие из них выполняли в те годы так называемые консульские диптихи.

Каждый год в Константинополе  избирался консул. Первого января, в день выборов, торжественная процессия  двигалась от дома консула к сенату, а затем на ипподром, где в честь вновь избранного давались представления. Консул же рассылал в разные провинции огромной империи диптихи, на которых был изображен он сам или начертано его имя. Тем самым он возвещал о своем избрании.

Форма диптиха была воспринята византийскими художниками от античных. Но в Древнем Риме на внутренней стороне створки, покрытой воском, писали, процарапывая буквы острым инструментом - "стилем". Внешнюю сторону каждой створки украшали резьбой. Теперь же на внутренней стороне створок резчик выполнял изображение, покрывая слоновую кость красками, а иногда инкрустируя цветными камнями. Византийские скульпторы тогда не ценили еще цвета слоновой кости, не видели красоты в глубине и теплоте ее тона.

Информация о работе Искусство Византии 4-5 веков