Ислам и его культурные формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:19, реферат

Описание работы

Цель моей работы состоит в рассмотрении мира исламской культуры.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. Дать понятие ислам;
2. Дать характеристику ислама.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Причины и условия возникновения и развития мусульманства…………………………………………………..…………….….4
Формы ислама…………………………………………...….………………….…7
Сунниты………………………………………………………………………7
Шииты………………………………………………………………………..8
Хариджиты……………………………………………………………………8
Прочие течения и секты………………………………………………….…..9
Идейные течения…………………………………………………………..……17
Исламские течения в России……………………………………………….17
Суфизм на Севеном Кавказе……………………………………………….18
Религиозные идеологии……………………………………….………………..20
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы…………………………………………………………………22

Файлы: 1 файл

культуролОгия (Автосохраненный).docx

— 96.65 Кб (Скачать файл)

 

Исламские течения

 

Расхождение течений в исламе началось при Омейядах и продолжалось во времена Аббасидов, когда учёные начали переводить на арабский язык сочинения иранских и древнегреческих учёных, анализировать и интерпретировать эти труды с исламской точки зрения.

Несмотря на то, что ислам сплачивал людей на основе общности религии, этноконфессиональные противоречия в мусульманских странах не исчезли. Данное обстоятельство нашло отражение в разных течениях мусульманской религии. Все различия между течениями в исламе (суннизмом и шиизмом) фактически сводятся к вопросам правоприменения, а не догматики. Ислам считается единой религией всех мусульман, но между представителями исламских течений существует ряд разногласий. Имеются также значительные несовпадения в принципах юридических решений, характере праздников, в отношении к иноверцам.

Согласно большинству источников, примерно 85 % мусульман мира составляют сунниты, приблизительно 15 % — шииты вместе с небольшим меньшинством, в которое входят члены других исламских сект (ахмадие, алавиты, друзы, ибадиты,исмаилиты и др.).

 

 Сунниты

 

Сунниты, Ахлю Сунна валь-Джамаат— самое крупное течение в исламе. Люди сунны считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али — а также признают, наряду с Кораном, многочисленные предания (сунну) о пророке Мухаммеде (два самых авторитетных для них источника — сборники хадисов аль-Бухари и Муслима). Сунниты следуют принципам приверженности исламским ценностям, зафиксированным в Священном Предании, и идее руководящей роли мусульманской общины в решении жизненно важных проблем.

 

 Суннитские правовые школы

 

Сунниты признают четыре Богословско-правовые школы, называемые «мазхабами»: маликитский, шафиитский, ханафитский иханбалитский. Один суннитский мазхаб — захиритский — ныне полностью исчез. Все четыре школы признают правомерность друг друга. Мусульманин может выбрать любую из этих школ и следовать той, с которой соглашается.

 

 Суфизм

 

Суфизм— направление в исламе, включающее представляющее собой учение очищения сердца от всего, помимо Бога — Пути познания и достижения Аллаха. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, но на практике он часто подразумевает существование организаций (тарикатов, орденов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности. В ряде стран суфизм составляет доминирующую часть исламской традиции, однако в других странах или кругах отношение к нему может быть неоднозначным. Оппоненты нередко считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими традициями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу: например, почитание умерших учителей, возведение иммавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге. Однако все противоречащие исламу обряды отвергаются признанными учеными суфиями, которые говорят о суфизме лишь как об очищении сердца и воспитании искренности, что необходимо каждому мусульманину. Настоящий же суфизм обязательно должен соответствовать шариату.

При всем при этом, существует достаточное количество людей, называющих себя суфиями, в практике которых присутствуют указанные выше отклонения от истинного ислама, что вызывает критику суфизма в целом. Суфийские ордены и традиции могут заметно отличаться друг от друга.

 

Тарикаты

 

Тарикат (Сулук) — путь познания Бога, синоним суфийского братства. Суфизм допускает множество таких путей и братств. Тарикатом также называют этап духовного совершенствования, следующий за шариатом и предшествующий хакике.

Хаджи-мюриды — мусульманское религиозное течение в форме суфизма, распространенное в Чечне, Ингушетии и Северной Осетии и главным образом среди чеченцев, и ингушей, .

 

Салафия

 

Салафи́я (араб. - «предки, предшественники») — направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков, квалифицируя как бида все позднейшие нововведения в указанных сферах, начиная с методов символико-аллегорической трактовки Корана и заканчивая всевозможными новшествами, привнесёнными в мусульманский мир его контактами с Западом .

К салафитам причисляются, в частности, Ибн Таймийа, «ваххабиты», идеологии ассоциации «ал-Ихван ал-муслимун» . В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины «традиционализм», «фундаментализм», «возрожденчество». Салафия не относиться к суннитам,а является отдельным течением.

 

Шииты

 

Шииты (от араб.— приверженцы, партия) — вторая по величине ветвь ислама. После смерти пророка Мухаммеда сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам (детям Фатимы, дочери Мухаммеда, иАли, его двоюродного брата). По мнению шиитов, право на имамат (институт верховного руководства общиной) было закреплено за родом Али божественным установлением. Первоначально эта группа являлась только политической партией, а как самостоятельное религиозно-правовое течение в исламе сформировалась позднее, при шестом имаме Джафаре ас-Садыке.

Шииты традиционно делятся на две большие группы: умеренных (шииты-двунадесятники, зейдиты) и крайних (исмаилиты, алавиты, алевиты и др.)

Шииты-двунадесятники

 

Шииты-двунадесятники или иснаашариты являются преобладающим направлением в рамках шиитского ислама, преимущественно распространённое в Иране, Азербайджане, Бахрейне, Иракеи Ливане, а также представленное и в других странах.

 

Исмаилизм

 

В IX веке исмаилиты раскололись на фатимидских исмаилитов, признававшей скрытых имамов, и карматов, считавших, что имамов должно быть семь. В конце XI — начале XII веков карматы прекратили существование.

После смерти в 1094 году фатимидского халифа ал-Мустансира исмаилиты раскололись на низаритов (восточных исмаилитов), поддерживающих приход к власти старшего сына ал-Мустансира — Низара, и на мусталитов, признающих имамом фатимидского халифа ал-Мустали. Наиболее известной из низаритских сект стали хашшашины, более известные как ассасины.

 

Друзы

 

Друзы — этноконфессиональная группа мусульман (хотя некоторые исламские авторитеты полагали, что друзы настолько далеко отошли от остальных исламских течений, что потеряли право считаться мусульманами), являющаяся ответвлением исмаилитов. Секта возникла в начале XI века под влиянием проповеди ряда проповедников-сторонников египетского исмаилитского правителя Хакема среди исмаилитов Египта, Сирии и Ливана.

 

Карматы

 

Карматы — крупная ветвь религиозно-политической секты исмаилитов, создавшие утопическую общину в Бахрейне, в 899 г. перенесшая центр своей деятельности из Сирии в Персию.

 

Зейдиты

 

Зейдиты представляют ветвь «умеренных» шиитов, распространённое на северо-востоке Йемена; также одна из ветвей —нукватиты, распространены в Иране.

 

Алавиты

 

Алавиты (Алауиты) или нусайриты (по имени Мухаммада бен Нусайра ан-Нумайри, считающегося основателем секты) являются представителями «крайних» шиитов. В основном они проживают в Западной Сирии, а также в Северном Ливане и Турции.

 

Ахл-е Хакк или Йарсан

 

Крайнешиитское эзотерическое учение, коренящееся в месопотамских течениях гулата, и распространённое на западе Ирана и востоке Ирака преимущественно средикурдов.

 

Кайсаниты

 

Исчезнувшая ветвь — кайсаниты, сформировались в конце VII века и распалось на ряд сект: мухтариты, хашимиты, байаниты и ризамиты. Общины кайсанитов прекратили своё существование в середине IX века.

 

Гулат

 

Гулат (араб. – «преувеличение») — термин, которым обозначается ряд сект в исламе, объединяемых верой в то, что потомки Мухаммада, по линии Али - шиитские имамы, обладают качествами божественности.

Алевиты - верят, что Али был представителем бога, а не Мухаммад. Гурабиты (от араб. «ворон») — верят, что Али был внешне похож на Мухаммада, „как один ворон на другого“, по этому Джабраиль ошибочно предоставил пророчество Мухаммаду. Алавиты - верят в троицу 'айн-мим-син, первые буквы от имен Али, Мухаммада и Сальмана Перса. Дамийты - верят, что Али был богом, а Мухаммад его посланником. Базигиты - верят, что Шестой Имам Джафар аль-Садык был богом, а все предшествующие имамы были его посланниками. Йафуриты - верят, что некий Му'аммар из Куфы был богом. Кайсаниты - верят в имамата, который после смерти Хусайна ибн Али перешел на Абу аль-Касим Мухаммад ибн Ханафийа, а после его смерти распались на несколько мелких групп.

 

Хариджиты

 

Хариджизм (от араб.— выступившие, покинувшие) — религиозно-политическое движение преимущественно радикального толка. Возникло в период правления халифа Али после битвы Сиффин. Часть воинов Али, недовольных результатом третейского суда, объявили себя врагами как Али, так и Муавии, и начали против них активные диверсионные и военные действия.

В конце VII века, после череды расколов, среди хариджитов сформировалось несколько течений: мухаккимиты, азракиты, надждатиты, байхаситы, аджрадиты, саалабиты, ибадиты, суфриты и др. Численность хариджитов в конце XX века, по разным оценкам, составляла от 1 до 3 миллионов человек. Хариджизм господствует преимущественно в Омане, где представлен группой ибадитов, утратившей активную нетерпимость к иноверцам. 

3. ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В ИСЛАМЕ

 

  • Ашариты
  • Матуридиты
  • Мутазилиты
  • Асариты
  • Джабариты
  • Кадариты

 

3.1. Исламские течения в России

 

Большинство российских мусульман — сунниты, придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов. К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам — 30 % российских мусульман. Татары, башкиры, казахи,ногайцы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы и шапсуги, часть ингушей, а также исповедующие ислам осетины являются ханафитами. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все народы Дагестанакроме Татов и ногайцев.

Шиитами джафаритского толка являются две трети российских азербайджанцев (около 3 % мусульман России). Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группа лезгин.

 

3.2. Суфизм на Северном Кавказе

 

В Дагестане, Чечне и Ингушетии широко распространен суфизм. В нём существуют различные тарикаты (направления), основанные религиозными авторитетами и названные по их именам. Суфизм в Чечне и Ингушетии представлен тарикатами накшбандийя и кадырия, в Дагестане распространен также тарикат шазилийя(преимущественно среди аварцев). Тарикаты состоят из мелких религиозных групп — вирдовых братств, которых только в Чечне существует более тридцати. Самым многочисленным суфийским братством в Чечне является братство кунтахаджинцев (зикристов) — последователей кадирийского тариката в интерпретации шейха Кунта-Хаджи Кишиева — и отпочковавшиеся от него вирды — Баммат-Гирей-Хаджи, Чимммирзы, Мани-шейх. К кадирийскому тарикату относятся и последователи Батал-Хаджи, проживающие в Ингушетии. До 1991 г. в Чечено-Ингушетиинаиболее влиятельными были последователи накшбандийского тариката, но с начала 1990-х гг. ХХ в. в Чечне они были оттеснены последователями кадирийского тариката на периферию общественно-политической жизни и даже подверглись преследованиям. В Дагестане самым известным и влиятельным шейхом до своей гибели в 2012 г. являлся Саид Афанди Чиркейский. Он возглавлял два тариката — накшбандийя и шазалийя. Суфийские братства в Дагестане в основном формируются по этническому принципу.

На Северном Кавказе наблюдается противостояние «народного» ислама — практического суфизма и исламского фундаментализма (салафизма).

 

3.3. Прочие течения и секты

 

Васатыя

 

Аль-Васатыя (араб.–«срединность») - международный научно–исследовательский и образовательно–просветительский центр занимающийся распространением умеренного пути в исламе.

 

Хабашиты

 

Аль-ахбаш , учат Таухиду, Ахлю Сунна , которая придерживается (учений) Абдуллаха ибн Аль-Хабаши. Возникла в Ливане, хотя истоки свои берёт из Абиссинии. Представители этого течения являются в основном ашаритами, шафиитами, .

 

 

 

4. РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ

 

Исламизм

 

Исламизм — религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием будут решаться на основе норм шариата

 

Панисламизм

 

Панисламизм (др.-греч. Pan — «всё» и араб. Islam‎‎ — «ислам») — религиозно-политическая, в основе которой лежат представления о духовном единстве мусульман всего мира вне зависимости от социальной, национальной или государственной принадлежности; и о необходимости их политического объединения под властью высшего духовного главы (халифа). 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ислам — сравнительно молодая  религия, но это и одна из многочисленных религий в мире. Мусульмане, приверженцы  ислама, в настоящее время являются второй по численности религиозной  группой, которая включает 1,6 млрд человек (23% мирового населения). С каждым годом ее приверженцев становится все больше.

Страны, в которых распространен ислам имели и имеют свой собственный путь развития, свои традиции, свои обычаи.

В современном понимании ислам - и религия, и государство по причине активного вмешательства религии в государственные дела.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Багдасарьян Н.Г. Культурология. Учебник. - Москва: «Высшая школа», 2001г. - 511с.
  2. Гуревич П.С. Культурология. ИНФРА. -М., 2006.
  3. Мамонтов С.П. Основы культурологии. ЮНИТИ-ДАНА. -М., 1994.
  4. Камилов И.Р. Религиоведение. НОРМА. -М., 2002.
  5. Мухаммад Ф.Р. Исламская культура. -М., 2006.
  6. Солонин Ю. Н., Каган М. С. Культурология. -М., 2007.

Информация о работе Ислам и его культурные формы