Ислам: Направления, течения, секты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 15:48, реферат

Описание работы

Ислам-третья и последняя из развитых монотеистических религий. Она возникла на Ближнем востоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что христианство и иудаизм. Это религиозная система, сложившаяся на базе двух ее предшественников, так что заимствования в плане общекультурном, но и чисто теологическом, религиозно-культовом, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими наполнена священная книга мусульман - Коран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях, морали и т.п.

Файлы: 1 файл

Ислам.docx

— 41.70 Кб (Скачать файл)

В исламе право собственности охраняется и гарантируется шариатом. В современных  исламских государствах собственность  подразделяется на две формы: частную  и государственную. Посягательство на собственность карается достаточно сурово. Наказание в шариате классифицируется на: худуд, касас, дийат и тазир.

Худуд на языке религиозно-правовых норм означает определение наказания  согласно божественному праву. Цель худуда согласно мусульманским нормам есть устрашение. К худуду относятся: избиение камнями, отсечение частей тела, телесные наказания, распятие. Эта  группа наказаний применялась, например, за совершение умышленного убийства, хищение, изнасилование.

  Тазир- система видов наказаний,  налагаемых по усмотрению судьи,  преследует цель исправления  виновного. Наказание по тазиру  назначается тогда, когда характер  совершенного деяния и личность  виновного дают суду основание  считать, что его исправление  возможно. Тазир бывает четырех  родов и степеней. К тазиру  относятся: заключение в тюрьму, телесные наказания, различные  вида штрафа.

 

2.5 Этикет принятия пищи, запреты,  предписания и обряды

 

В исламе существует свой кодекс приличий. Особенно детально разработан он в отношении  еды. Брать еду и питье полагается только правой рукой. Левая считается  «нечистой» - ею сморкаются. Только правой рукой следует передавать блюда  и другие приборы сотрапезникам. При еде пищу рекомендуется брать тремя (или больше) пальцами, но никак не двумя. Резать хлеб ножом запрещается нужно его ломать руками.

Широко  известно, что в исламе существует как бы «сухой закон»: мусульманам  запрещено употреблять спиртные напитки, и в этом есть своя логика: пьяный не может совершать намаз, ибо молитву нельзя начинать нечистым, к числу которых всегда относились и пьяные. Для мусульманина считается  тяжким грехом не только употребление вина, но даже присутствие  при пьяном застолье. Один  из хадисов гласит: «Вино - источник грехов. Тот, кто выпил  вина, теряет разум. Он не знает бога, не признает ни чьих прав, никого не уважает, даже своих родных и близких…»  Существуют и пищевые запреты. Мусульмане не должны есть свинину, употреблять  в пищу кровь и падаль. Запрещены  также азартные игры: азарт сжигает  человека и отвлекает его от обязанностей.

К числу предписаний шариата  относятся нормы, касающиеся прав и  положения женщины. Об этих правах, точнее, о бесправии женщин в исламских  странах известно немало. Официальная  процессуальная норма шариата приравнивает двух женщин к одному мужчине (в частности, при свидетельствовании).   

Правоверные, по Корану, имеют право брать две, три, даже четыре жены (если имеют средства содержать их), не считая рабынь-наложниц, количество которых практически не ограничено. Кроме того, муж всегда имеет право на развод и тем самым - на замену жен. Жена права на развод не имеет, она обязана соглашаться с любым решением мужа, в том числе и в случае развода. Жена и рабыня должны соблюдать верность своему господину, прелюбодеяние жестоко карается. Правда, практика побивания неверной жены камнями - это норма адата, чем официально канонизированного шариата. Однако в случае, если неверность жены доказана, подтверждена свидетелями, законы шариата столь же суровы и беспощадны к провинившейся. Вместе с тем в Коране и нормах шариата зафиксированы и определенные права женщины - как гражданские, так и имущественные. Так, женщину, в том числе и рабыню, нельзя лишить ее ребенка (в случае развода с женой, продажи рабыни), если последний нуждается в ее уходе. Практически это означает, что до семи лет ребенок при любых условиях остается с матерью, в дальнейшем он может быть взят отцом, но не безоговорочно,  не при любых обстоятельствах. За женщиной признаются определенные права при разделе имущества, наследовании, разводе. Жена у мусульман не приносит с собой приданого, но, хотя плата за жену, калым - это тоже практика адата, чем каноническая норма шариата, женщин, в том числе и малолетних девочек, их родственники часто продавали,  дарили, словом, использовали почти как товар, имевший стоимость и цену. Нормы шариата и особенно адата предусматривают обязательное затворничество женщин. Одежда мусульманки должна обладать определенными качествами и отвечать ряду условий, что является абсолютно необходимым:

1.)Женская одежда должна скрывать  все тело женщины за исключением  лица и ладоней. Закрывать лицо  необходимо только в одном  случае - если на нем присутствует  краска или макияж. Во всех  остальных ситуациях закрывать  лицо необязательно. 

2.) Женское одеяние не должно  быть прозрачным и материал  для него следует подбирать  плотный, через который нельзя  рассмотреть цвет кожи или  нижнюю одежду.

3.) Одежда должна быть широкой  и просторной, а не узкой и  облегающей.

4.) Женская одежда не должна  быть вызывающей и бросающейся  в глаза.

 Женщинам практически всегда был закрыт путь к образованию, к какой-либо общественной деятельности.

Из всех предписаний ислама, которые  наиболее строго соблюдаются населением мусульманских стран - это обряд  обрезания. Мальчиков примерно в  семилетнем возрасте, когда они считались уже выходящими из-под материнской опеки, подвергали этой операции, корни которой восходят, видимо, к обрядам инициации древних. Обрезание было известно семитским племенам с незапамятных времен и считалось важным обрядом у евреев, которые подвергали этой операции 8-дневных младенцев. В исламе обряд обрезания семилетних (реже более старших) мальчиков служит, как и у иудеев, своего рода символом религиозной принадлежности и 'считается обязательным. Этот обряд символизирует взросление ребенка, переход его в новое, «взрослое» состояние. Вытерпеть боль-дело чести мальчика, которого задолго готовят к операции, разъясняя ему всю ритуальную важность. После обрезания мальчик более уже не возвращается на женскую половину дома: его отделяют от сестер и приобщают к мужчинам семьи. Как и другие обряды, обрезание обычно сопровождается праздником, на который съезжается множество родственников с соответствующими подарками по случаю торжества.

Еще один важный семейный обряд в  жизни мусульманина - свадьба. Молодых обычно венчает один из служителей ислама, который, совершая церемониал, чаще всего читает четвертую суру Корана, где излагаются основные положения ислама о месте, правах и обязанностях женщины в семье и обществе. Совершающий обряд имам или мулла от имени ислама как бы скрепляет союз молодых, превращая его в официально признанный и имеющий силу закона брак.

Торжественно, опять-таки со специальными ритуальными обрядами, отмечается в семье мусульманина и рождение ребенка, особенно сына. И наконец, последний из серии обрядов, сопутствующих мусульманину на протяжении всей его жизни, - похороны. Этот мусульманский погребальный обряд сохранил многое из доисламских традиций. «Спешите хоронить своих мертвых,- говорил Мухаммед.- Они скорее достигнут вечного блаженства, если были праведны в земной жизни. А если они были порочны, то тем самым вы скорее удалитесь от них, осужденных гореть в пламени ада». Поэтому тело покойного в мусульманских странах обычно предают земле в течение 24 часов после смерти. Умершего обмывают, натирают благовониями, заворачивают в саван (кафан) из белого полотна. Саван завязывается у головы и ног. Гроб или погребальные носилки накрывают черным покрывалом, несут головой вперед. Покойника кладут в могиле по- разному, исходя из местных народных обычаев. Но если хоронят в гробу, тело должно лежать либо головой, либо правым боком к Мекке. Памятников на могиле обычно не ставят, ограничиваясь строгим каменным надгробием в виде круглого или четырехгранного столба.

 

2.6 Праздники в исламе

 

Как правило, все семейные обряды мусульман  сопровождаются праздниками. Однако кроме семейных праздников в исламе существуют и общие, касающиеся всех и продолжающиеся подчас по нескольку дней. Один из таких всеобщих религиозных праздников - ураза-байрам, праздник разговенья, приходящийся на первый день месяца  после месячного поста в рамазане. Этот праздник длится три дня, на протяжении которых каждый из правоверных отчитывается за месяц поста: насколько тщательно он соблюдал предписания, изучал текст Корана, умиротворял свою душу, укрощал страсти, раздавал милостыню и т. д. Если он допустил нарушение поста, то обязан в возмещение уплатить штраф, чаще всего в виде жертвы барана, верблюда или в денежной форме.

Другой большой мусульманский  праздник приходится на 70-ый день после  окончания поста. Это курбан-байрам, великий праздник жертвоприношения. Снова режут скот в честь Аллаха и во имя райского будущего. Праздник курбан-байрам - наиболее длительный, он тянется не менее четырех дней. Остальные праздники короче. Так 12 числа месяца раби-альавваля  отмечается день рождения пророка. В мечетях  в этот день совершается богослужение. Правоверные в честь пророка  устраивают пиршества, собирают пожертвования.

Заключение

 

Итак, несмотря на наличие разных направлений, течений  и сект, ислам в целом представляет  собой достаточно цельную религиозную  систему. Сложившаяся на стыке древних  европейской и ближневосточной  цивилизаций, впитавшая в себя все  элементы христианства и иудаизма, греческой философии и римского права, эта система оказалась  сложным итогом многостороннего  синтеза. Основой этого синтеза  были арабская культура  и арабская государственность.

Ислам показал  себя одной из наиболее значительных сил среди мировых религиозных  систем. Его сила состояла и состоит  в том, что он пронизал все поры мусульманского общества, определил  характер социально-экономических 

Отношений, культуру и быт правоверных.

Таким образом, сила ислама заключается в основах, которые были заложены еще Мухаммедом. Ислам и сегодня живая, развивающаяся  религия, которая активно вторгается в социально-политическую жизнь  исламских стран и в мировую  политику.

 

Литература:

 

1. Боронбеков. Основные ценности ислама. Объекты охраны шариата// государство и право-2003-№2 стр. 92-101.

2. Васильев Л.С. История религий востока. Учебное пособие для Вузов четвертое издание. 1999г.

3. Ельянов  Е.В.  Ислам: основные направления, течения и секты// история (ПС)- 2001- №40 стр. 1-3.

4. Еремеев  Д.Е. Ислам: образ жизни и  стиль мышления.

 


Информация о работе Ислам: Направления, течения, секты