Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 20:26, контрольная работа
Из всех видов искусств, относящихся к мусульманской культуре, самым заметным, оригинальным и впечатляющим является архитектура. Строительство мечетей, мусульманских культовых зданий, первоначально базировалось на региональных традициях, однако со временем сложился новый стиль, который, сохраняя локальную специфику религиозных построек, был подчинен потребностями нового культа. Традиционно выделяют пять архитектурных школ: сирийско-египетскую, персидскую, индийскую, магрибинскую и османскую (более мелкие, например, иракская, среднеазиатская, считаются производными).
Мамлюки наполнили этот город своими постройками, которые придали ему своеобразный стиль. Но от дворцов практически сегодня ничего не сохранилось, так как последующие правители стремились превзойти своих предшественников. Зато некоторые общественные здания – караван-сараи, кварталы базаров, внутри которых были и мечети, и медресе, и хаммамы (бани) – до сих пор существуют. Бани были важным элементом Каира, строительство их велось не только из соображений гигиены, но и для престижа города. Практические все путешественники отмечали большое число каирских бань, рассматривая их строительство как свидетельство заботы правителей о своем народе. В 1341 ан-Насир Мухаммад провел водопровод, желоб которого тянулся по акведуку и гребню городской стены к цитадели. Тогда же в Каире было сооружено много фонтанов.
В османское время в городе появляются здания с тонкими островерхими минаретами, что можно рассматривать как стремление подражать Стамбулу: мечеть Сулейман-паши на территории каирской цитадели, а также мечеть Шахин аль-Халвати (1538). Все здания приписываются известному османскому архитектору Синану. При Мухаммаде Али город подвергся перепланировке. Правитель стремился европеизировать город, началась расчистка руин, прокладывались улицы, разбивались скверы. Подражая османским правителям, в 1830 Мухаммед Али задумал построить новую мечеть, подобную мечети Ахмедийе в Стамбуле. Она была спроектирована архитектором Юсуфом Бусхнаком, была многокупольной и имела два высоких (82 м) минарета и широкий двор с аркадой, что свидетельствовало о восприятии османского стиля.
В 1883 в Каире был создан департамент по охране памятников, который во многом способствовал реставрации ветшающих зданий и учреждению музеев, в том числе Музея исламского искусства. В частности, в 1905 была проведена реконструкция мечети ар-Рифаи. После ее реставрации она и стоящая рядом мечетью Хасана составили интересный архитектурный ансамбль.