Исскуство в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 23:17, реферат

Описание работы

Иску́cство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка— образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Содержание работы

Введение
Понятие искусства
Функции искусства
Специфика художественного образа
Эстетические направления

Файлы: 1 файл

КУЛЬТА.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Модернизм (франц. moderne - новейший, современный) - в литературе и искусстве начала XX в. совершил восстание против принципов реализма. Не внешний мир, реальный ход событий, а поток сознания героя, его сумбурный, хаотичный внутренний мир в центре внимания таких авторов, как М. Пруст, Ф. Кафка, Д. Джойс, Т. Манн, А. Камю, Г. Гессе и др. Модернисты отрицают достижимость нормы и заняты вечной патологией жизни. Их интересуют пограничные между жизнью и смертью состояния героев. Те погружены в абсурд жизненных обстоятельств, обречены потерпеть поражение в борьбе с обществом. Текст произведения сводится к внутреннему монологу героя. Время художественного произведения течет в обратном порядке - сиюминутные впечатления героев перемежаются воспоминаниями. В целом искусство модернизма предвосхитило и отразило небывалый трагизм XX в. с его мировыми войнами, геноцидом, тоталитарными режимами власти, приближением экологической катастрофы. Так лучшие произведения модернизма становятся со временем классически реалистичными.

Сюрреализм (букв. сверхреализм) - крайний модернизм, не оставляющий надежды на сохранение каких-то ценностей перед лицом жестокости и смерти, отрицающий смысл ради абсурда. Авангардистское направление в литературе, живописи, скульптуре, театре, возникшее на рубеже XIX–XX вв. Своего рода эстетический психоанализ, когда с помощью художественных образов делается попытка выразить подсознательные движения души авторов и их героев. Таковы картины С. Дали, фильмы Л. Бюнюэля и А. Тарковского, стихи Г. Аполлинера и Лотреамона, пьесы Э. Ионеско, Ж. Ануя, С. Беккета и похожих по вычурности авторов, которые ставят своей целью шокировать публику во что бы то ни стало, создать небывалое и практически невозможное сочетание образов, привести любой смысл к абсурду (ср. горящий жираф и прочие знаменитые картины Дали, пьесу Ионеско “Лысая певица”). В сюрреализме извечная тяга искусства к оригинальности достигает своего высшего проявления и как всякая экстремальность не может быть постоянной, массовой. Впоследствии занимает место перешедшего в классику модерна.

Поп-арт (т.е. популярное искусство) - эстетика массовой культуры. Ее произведения в живописи, музыке, дизайне доступны и понятны всем желающим, без особой подготовки и личных усилий; поэзия, театр, литература просто невозможны на этом уровне упрощения и демократизации художественных ценностей. Возможны только эстрада, “криминальное чтиво”, телесериалы-”мыльные оперы” и т.п. псевдоэстетические “продукты массового спроса и потребления”. Авторское начало тут уступает место подражательности, художественные образы упрощаются до предела, теряя большинство своих качеств. Артисты спешат удовлетворить самым пошлым, низменным вкусам публики, завоевать успех во сто бы то ни стало, зачастую обделенные от природы музыкальным слухом, голосом и особенно творческой фантазией. Романы Пикуля и Марининой, песни А. Пугачевой и какого-нибудь Леонтьева, индийские фильмы, живопись Шилова и К. Васильева, “театр” телесериалов и “писателей-сатириков” - вот образцы “попсы” или кича (нем. Kitsch - безвкусица, дешёвка) в искусстве нашей страны. Еще больше заражено кичем американское искусство (“жизнерадостный идиотизм” большинства фильмов - лауреатов премии Оскара). Большая часть публики всегда потребляла и будет потреблять эти суррогаты искусства с пользой для себя. Ведь более сложное искусство требует учебы, а затем усилий для своего восприятия. У большинства народа нет времени и сил после тяжелой работы на такие усилия. Поэтому к массовому искусству стоит относиться снисходительно. Каждый вправе выбирать зрелище по собственному вкусу.

Абстракционизм (лат. abstractio - отвлечение) - искусство, в котором форма заменяет собой содержание произведения. Возникло к живописи, скульптуре и графике XX в., когда ряд художников отказался изображать реальные предметы и явления, более или менее условно передавая их с помощью геометрических форм, цветовых пятен и случайных линий. Надо иметь в виду, что и П. Пикассо, и К. Малевич, и прочие абстракционисты, прославившиеся благодаря черным и всяким иным квадратам, могли и рисовали вполне реалистичные пейзажи, портреты, натюрморты. Однако свое понимания XX века они не могли выразить иначе, как художественными абстракциями. “Прощая мой век, боль и отрада, - писал А. Вознесенский, - спасенье в круге, говорят / Дорогу чёрному квадрату / Круг вписывается в квадрат...”.

Как видно, искусству  противопоказано единообразие. Жизнь  искусство - постоянное продолжение игры в самые разные образы жизни, такой, какой она была, есть или будет, а может быть, и такой, какой еще никто, кроме художника, ее не воображал.

 

 

Литература

 

  1. Аронсон О. Метакино. С., 2003.
  2. Брожик В. Эстетика на каждый день. М., 1986.
  3. Вельфин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Пер. с нем. М., 2002.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986.
  5. Даниэль С.М. Искусство видеть. О творческих способностях восприятия, о язы-ке линий и красок и о воспитании зрителя. М., 1990.
  6. Делла Вольпе Г. Критика вкуса. М., 1979.
  7. Коллингвуд Р.Дж. Принципы искусства. М., 1999.
  8. Лукач Д. Своеобразие эстетического. Т. I–IV. М., 1985–1987.
  9. Пог Д., Спек С. Классическая музыка / Пер. с англ. М., 2002.
  10. Райнов Б. Волшебный фонарь. М., 1986.
  11. Энциклопедический словарь юного зрителя. М., 1990.
  12. Эткинд Е. Разговор о стихах. М., 1970.

Информация о работе Исскуство в философии