Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:12, реферат
Человеку свойственно обращаться к истокам родной культуры. События прошлого имеют притягательную силу. В них мы обретаем моральную, интеллектуальную и религиозную опору. Поэтому важно знать и понимать события и ценности нашей культуры. Только правильное восприятие символов искусства, науки, религии, философии дает адекватную картину мира и приносит смысл современной жизни.
Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
Истоки и основные идеи русской культуры…………………………………....................3
Заключение………………………………………………………………………………………………………...8
Список литературы……………………………………………………………………………………………..9
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра культурологии и
социальной коммуникации
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
на тему: «Истоки и основные идеи русской культуры»
Выполнил:
студент группы З-11181
Безлипкина Марина Валериевна
Домашний адрес:
634024, г. Томск,
ул. 5-ой Армии, 9, кв. 117
Проверил:
преподаватель
Томск 2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
Истоки
и основные идеи русской культуры………………………………….........
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Современная российская
В культуре России преобладал
«этико-аксиологический» уклон
Человеку свойственно
Истоки и основные идеи русской культуры.
Русская культура - продукт длительного исторического развития, она возникла на основе синтеза многих культур, через Византию на Русь пришло античное наследие. Формирование же русской цивилизации началось с момента христианизации Древней Руси. Древней Русью было воспринято восточное византийское и древнеболгарское духовное наследие, которое оказалось вовлеченным в мощную стихию собственно славянской культуры. Впоследствии русская культура стала сильно фольклоризированной и апокрифически оформленной.
Иностранные языки были необходимы ввиду постоянных контактов Древней Руси с Византией, Западной Европой и восточными странами. Наиболее интенсивными были культурные связи с Византией, основой такого взаимодействия явились не только экономические и политические отношения Древней Руси с Константинополем, но и, конечно, принятие христианства, которое открыло широкие возможности для распространения на Руси христианской культуры.
Принятие христианства способствовало тому, что культурные традиции, выработанные восточными славянами, соединились с наследием высокой цивилизации Византии, стран передней Азии и Средиземноморья. Тем самым историческое самосознание Древней Руси было поднято на более высокую ступень. После принятия христианства на Руси распространяются грамотность, книжное просвещение, создаются библиотеки при монастырях. Развиваются летописание, литература.
Наши предки умели находить общий язык с богами и духами - могли заключить с ними договор или, наоборот, испугать. Возрождение языческого мировоззрения, гуманного, доброго отношения к природе должно способствовать решению экологических проблем, а так же проблем воспитания нравственности.
Так же наши предки не только
любили и берегли природу, но
и воспевали ее красоту. Гармония,
ритм, цветовое богатство –
предметов быта и одежды славянина.
Очевидно, что такие ценности
культуры Древней Руси и
В иконопись прочно вошли
Древняя Русь имела постоянные
торговые и культурные связи
с мусульманскими и
Древняя Русь сохранила свой
самобытный политический строй,
церковь, независимую от папства
и относительно
В ХIV-Х V в.в. начинается сложение русской национальной культуры, в этот период национальное своеобразие русской культуры выражено особенно отчетливо.
Русская культура конца ХIV начала ХV в.в. несет в себе черты уравновешенной, уверенной в себе древней культуры и поражает гибким подчинением насущным задачам своего времени.
Новые веяния русской культуры отразились в полной мере в середине ХIV в. В Новгороде во фресках церкви Михайло-Сковородского монастыря. Они были раскрыты в 1937 г. И погибли во время войны – в 1941 г.
Новое движение в живописи
в России ярче всего
Максим Грек также внес
С половины ХIV в. Наблюдается на Руси явление, которое можно объяснить историческими условиями. Татаро-монгольское иго разорило хозяйственный уклад Руси, ослабило ее духовный потенциал, но не сломило духа православного христианства. Под влиянием чуждой культуры русские люди удалялись в непроходимую лесную глушь, и основывали там монастыри.
Этот период по праву можно
назвать эпохой Сергия
ХIХ в. в истории русской культуры занимает особое место, отличаясь тем богатством и разнообразием общественных процессов, которые позволили данное столетие как «золотой век» русской культуры. Отметим ряд характерных особенностей того времени:
ХIХ в. представлен сложнейшим сочетанием многих, зачастую полярных, культурных традиций, ведь каждое его десятилетие сопровождалось стремительными изменениями, как в положении высших слоев общества, так и в традиционном укладе крестьянской и мещанской жизни. Общей тенденцией века становится преодоление сословной замкнутости, диалог различных социальных культур.
Настоящий духовный переворот
в русском обществе был связан
с Отечественной войной 1812 года,
наложивший серьезный
Дворянское сословие сыграло
главную роль в развитии
Появление в России интеллигенции как особого социального слоя относится к 1830-40-м годам и связано с распространением образования и востребованностью умственного труда. Массовый характер приобретают профессии врача, учителя, адвоката, журналиста. Уже к середине ХIХ в. интеллигенция существует как вполне сложившаяся группа, а с периода реформ превращается в одну из главных действующих сил российской истории, способствуя демократизации отечественной культуры.
Духовная культура русского
Жизнь крестьянской общины
На протяжении всего ХIХ в. культура России не приобрела массового характера, по-прежнему впитывая в себя сильную социальную поляризацию и отражая предчувствие социальных катаклизмов. Наиболее полно тревожное ощущение неминуемых общественных потрясений воплотится в культуре «серебряного века» рубежа ХIХ – ХХ столетий.
В ХIХ веке возрастает и общественная роль театра. Центром театральной культуры в Москве был Малый театр. Во второй половине века наряду со столичными центрами театральной культуры развивается театральное движение провинции.
Колоссальный художественный
Во второй половине ХIХ в. в России уже существовала довольно обширная система газетной печати. Увеличилось число ежедневных газет, во всех губерниях выходили официальные «Губернские ведомости». Большое развитие получили различные формы культурно-просветительных учреждений (библиотеки, музеи, выставки). Возникли бесплатные народные библиотеки-читальни, книжные склады, земские библиотеки.
Заключение.
Таким образом, духовные слепки
русской культуры в разное
историческое время
С укреплением государства, с
победой над татаро-монголами
расширялось и влияние
В заключение можно сказать, что благодаря усилиям двух основных субъектов социокультурного творчества – дворянства и интеллигенции, была создана всероссийская культура, обогатившая лучшие традиции русской национальной культуры и национальные традиции других народов России.