Истоки и основные идеи русской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 19:12, реферат

Описание работы

Человеку свойственно обращаться к истокам родной культуры. События прошлого имеют притягательную силу. В них мы обретаем моральную, интеллектуальную и религиозную опору. Поэтому важно знать и понимать события и ценности нашей культуры. Только правильное восприятие символов искусства, науки, религии, философии дает адекватную картину мира и приносит смысл современной жизни.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2
Истоки и основные идеи русской культуры…………………………………....................3
Заключение………………………………………………………………………………………………………...8
Список литературы……………………………………………………………………………………………..9

Файлы: 1 файл

реферат культурология 1 семестр.docx

— 28.69 Кб (Скачать файл)

 

                                                                               

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра культурологии и

социальной коммуникации

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

на тему: «Истоки и основные идеи русской культуры»

 

 

Выполнил:

студент группы З-11181

Безлипкина Марина Валериевна

Домашний адрес:

634024, г. Томск,

ул. 5-ой Армии, 9, кв. 117

Проверил:

преподаватель 

 

 

Томск 2009

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………….2

 Истоки  и основные идеи русской культуры…………………………………....................3

Заключение………………………………………………………………………………………………………...8

Список литературы……………………………………………………………………………………………..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              1

Введение.

 

     Современная российская культура  своими корнями уходит в глубокое  прошлое. Какой бы отрезок нашей  истории мы не взяли, в нем  проявляются  доблесть духа, народная  мудрость и высокий героизм  наших предков.

     В культуре России преобладал  «этико-аксиологический» уклон как  ориентация прежде всего на  те ценности, которые определяют стремление к внутренней свободе человека, возможностям его внутреннего выбора. Сегодня, к сожалению, традиционные русские духовные ценности – сострадание к ближнему, почитание старших, взаимопомощь, бескорыстие, вера во всевышнего -  в основном отсутствуют.

     Человеку свойственно обращаться  к истокам родной культуры. События  прошлого имеют притягательную  силу. В них мы обретаем моральную, интеллектуальную и религиозную  опору. Поэтому важно знать и  понимать события и ценности  нашей культуры. Только правильное  восприятие символов искусства, науки, религии, философии дает адекватную картину мира и приносит смысл современной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                             

 

   

                                                                             2

 Истоки  и основные идеи русской культуры.

 

     Русская культура -  продукт длительного исторического развития, она возникла на основе синтеза многих культур, через Византию на Русь пришло античное наследие. Формирование же русской цивилизации началось с момента христианизации Древней Руси.  Древней Русью было воспринято восточное византийское и древнеболгарское духовное наследие, которое оказалось вовлеченным в мощную стихию собственно славянской культуры. Впоследствии русская культура стала сильно фольклоризированной и апокрифически оформленной.

     Иностранные языки были необходимы ввиду  постоянных контактов Древней Руси с Византией, Западной Европой и восточными странами.  Наиболее интенсивными были культурные связи с Византией, основой такого взаимодействия  явились не только экономические  и политические отношения Древней Руси с Константинополем, но и, конечно, принятие христианства, которое открыло широкие возможности для распространения на Руси христианской культуры.

     Принятие христианства  способствовало  тому, что культурные традиции, выработанные  восточными славянами, соединились  с наследием  высокой цивилизации  Византии, стран передней Азии  и Средиземноморья. Тем самым историческое самосознание Древней Руси было поднято на более высокую ступень. После принятия христианства на Руси распространяются грамотность,  книжное просвещение, создаются библиотеки при монастырях. Развиваются летописание, литература.

          Наши предки умели находить общий язык с богами и духами -  могли заключить с ними договор или, наоборот, испугать. Возрождение языческого мировоззрения, гуманного, доброго отношения к природе должно способствовать решению экологических проблем, а так же проблем воспитания нравственности.

     Так же наши предки не только  любили и берегли природу, но  и воспевали ее красоту. Гармония, ритм, цветовое богатство – отличительные  черты 

                                                             3

предметов быта и  одежды славянина.

     Очевидно, что такие ценности  культуры Древней Руси и русичей  как соборность, доброта и другие, стали основание для их обращения в православие, и, приобретая характер  собственно православных  ценностей,  составили базис уже русской культуры.

     В иконопись прочно вошли национальные  типы, а так же народные элементы. Иконы воскресили языческий антропоморфизм (наделение предметов и явлений человеческими свойствами). Вошло в обычай передавать иконы по наследству.

     Древняя Русь имела постоянные  торговые и культурные связи  с мусульманскими и христианскими  государствами Востока и Запада. Культура Древней Руси развивалась не в изоляции, но в постоянных контактах с разными цивилизациями, такими как Византия, Болгария,  Грузия, Армения.

   Древняя Русь сохранила свой  самобытный политический строй, церковь, независимую от папства  и относительно самостоятельную  по отношению к константинопольской  патриархии, отстояла свои границы  от агрессии, создала и сохранила  неповторимую оригинальную культуру, выразившуюся в древнерусской  живописи, скульптуре и архитектуре, в фольклоре и литературе.

 

     В  ХIV-Х V в.в. начинается сложение русской национальной культуры, в этот период национальное своеобразие русской культуры выражено особенно отчетливо.

     Русская культура конца ХIV  начала ХV в.в. несет в себе черты  уравновешенной,  уверенной в себе древней культуры и поражает гибким подчинением насущным задачам своего времени.

     Новые веяния русской культуры  отразились в полной мере в  середине ХIV в. В Новгороде во фресках церкви Михайло-Сковородского монастыря. Они были раскрыты в 1937 г. И погибли во время войны – в 1941 г.

                                                             4

     Новое движение в живописи  в России ярче всего представлено  творчеством византийского мастера  Феофана Грека. Лучше всего о  его творчестве дают представление  фрески новгородской церкви Спаса  Преображения на Ильине.

     Максим Грек также внес огромный  вклад в русскую культуру. Он  обогатил русскую литературу  новыми переводами текстов Священного  писания и сочинений святых  отцов. Он явился  в России первым  ученым – филологом, сформировавшим принципы переводческой деятельности. Переводческая деятельность Максима Грека была важнейшим фактором истории письменной культуры русского языка.

     С половины  ХIV в. Наблюдается на Руси явление, которое можно объяснить историческими условиями. Татаро-монгольское иго разорило хозяйственный уклад Руси, ослабило ее духовный потенциал, но не сломило духа православного христианства. Под влиянием чуждой культуры русские люди удалялись в непроходимую лесную глушь, и основывали там монастыри.

     Этот период по праву можно  назвать эпохой Сергия Радонежского. В это время начинается становление  отечественной культуры. Духовный  подъем привел к расцвету русской  иконописи.

 

     ХIХ в. в истории русской культуры занимает особое место, отличаясь тем богатством и разнообразием общественных процессов, которые позволили данное столетие как «золотой век» русской культуры. Отметим ряд характерных особенностей того времени:

  • небывалый расцвет русской культуры (Ренессанс);
  • гуманистическая направленность художественного творчества;
  • формирование всероссийской культуры, начало процесса интеграции с русской культурой национальных культур России;
  • появление нового субъекта культуры – интеллигенции, взамен прежнего субъекта – дворянства;

                                                            5

  • возрождение и развитие славянских и древнерусских социокультурных традиций в литературе, живописи, музыке;
  • создание уникальных стилевых направлений (русский классицизм и романизм);
  • становление развития элементов национального самосознания и осознания особого предназначения русской культуры.

     ХIХ в. представлен сложнейшим сочетанием многих, зачастую полярных, культурных традиций, ведь каждое его десятилетие сопровождалось стремительными изменениями, как в положении высших слоев общества, так и в традиционном укладе  крестьянской и мещанской жизни. Общей  тенденцией века становится преодоление сословной замкнутости, диалог различных социальных культур.

     Настоящий духовный переворот  в русском обществе был связан  с Отечественной войной 1812 года, наложивший серьезный отпечаток  на сознание всех социальных групп. Общая идейная атмосфера этих лет вызвала колоссальный патриотический подъем, способствовала становлению единого национального самосознания. Опыт Отечественной войны впервые существенно сблизил элитное сословие с простым народом, сделав на время  социальную пропасть между ними менее значимой, чем общие национальные интересы.

     Дворянское сословие сыграло  главную роль в развитии русской  культуры первой половины  ХIХ в., поскольку главным образом дворяне имели в данный период благоприятные материальные и социальные условия для образования и художественного творчества.

     Появление в России интеллигенции как особого социального слоя относится к 1830-40-м годам и связано с распространением образования и востребованностью умственного труда. Массовый характер приобретают профессии врача, учителя,  адвоката, журналиста. Уже к середине  ХIХ в. интеллигенция существует как вполне сложившаяся группа, а с периода реформ превращается в одну из главных действующих сил российской истории, способствуя демократизации отечественной культуры.

                                                             6

     Духовная культура русского крестьянства  имела под собой религиозную основу, в которой христианство причудливым образом переплеталось с языческими обрядами, аграрной и бытовой магией. Главной ценностью крестьянского существования являлась Земля – творение Божие, за  которую человек отвечает перед  Богом. 

     Жизнь крестьянской общины была  насыщена собственной  исторической  памятью в виде сказаний, былин, фольклора.

     На протяжении всего  ХIХ в.  культура России не приобрела массового характера, по-прежнему впитывая в себя сильную социальную поляризацию и отражая предчувствие социальных катаклизмов.  Наиболее полно тревожное ощущение неминуемых общественных потрясений воплотится в культуре «серебряного века» рубежа ХIХ – ХХ столетий.

     В ХIХ веке возрастает и общественная роль театра. Центром театральной культуры в Москве был Малый театр.  Во второй половине века наряду со столичными  центрами театральной культуры развивается театральное движение провинции.

     Колоссальный художественный подъем  переживает российская музыка, обнаружившая  после 1812 г. тягу к национальным сюжетам. Популярной формой художественной жизни становятся публичные и камерные концерты, музыкальные вечера, на которых выступают известные композиторы и музыканты.

     Во второй половине ХIХ в. в России уже существовала довольно обширная система газетной печати. Увеличилось  число ежедневных газет, во всех губерниях выходили официальные «Губернские ведомости». Большое развитие получили  различные формы культурно-просветительных учреждений (библиотеки, музеи, выставки). Возникли бесплатные народные  библиотеки-читальни, книжные склады, земские библиотеки.

    

 

 

                                                             7

Заключение.

 

     Таким образом, духовные слепки  русской культуры в разное  историческое время характеризуются  разными аксиологическими ориентациями. На ранних этапах развития  культуры это язычество, послужившее  почвой для принятия православия.

     С укреплением государства, с  победой над татаро-монголами  расширялось и влияние православия. Именно православие, в  конечном счете, явилось духовной доминантой русской культуры, оказав влияние на развитие искусства, политики, морали, литературы. 

     В заключение можно сказать, что благодаря усилиям двух основных субъектов социокультурного творчества – дворянства и интеллигенции, была создана всероссийская культура, обогатившая лучшие традиции русской национальной культуры и национальные традиции других народов России.

Информация о работе Истоки и основные идеи русской культуры