Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 13:08, контрольная работа
Истоки культуры – в способности человека творить некий искусственный, окружающий нас мир, обозначая реальность определенными символами. Язык, наука, искусство, религия, мифы суть лишь части символического круга, в котором живет человек. По сравнению с другими живыми существами человек находится в ином измерении действительности: в символической вселенной, которая порой заслоняет от нас реальность.
Вариант№4
1Вопрос
Это самая молодая и
самая влиятельная современная
школа в культурологии. Она объединяет
лингвистов, специалистов по информатике.
Все процессы, происходящие в культуре,
рассматриваются ими как
Из многочисленных представителей этой школы следует выделить ее патриархов – Э. Кассирера и К. Леви-Строса.
Эрнет Кассирер(1874–1945) – немецкий философ, автор труда «Философия символических форм». В основе его концепции культуры – человеческая способность к массовой, систематической символизации. По Кассиреру, логика окружающего мира неотделима от логики знаков, ибо знак или символ – не просто оболочка мысли, но и ее необходимый инструмент. Словесные и иные знаковые обозначения в повседневной жизни, науке и искусстве не только передают во времени и пространстве ту или другую информацию, но придают ей определенную форму и сохраняют на века, образуя огромный мир культуры.
Истоки культуры – в способности человека творить некий искусственный, окружающий нас мир, обозначая реальность определенными символами. Язык, наука, искусство, религия, мифы суть лишь части символического круга, в котором живет человек. По сравнению с другими живыми существами человек находится в ином измерении действительности: в символической вселенной, которая порой заслоняет от нас реальность. Духовный прогресс делает все более непроницаемой для здравого смысла сеть символов. Отсюда огромная разница в восприятии мира, скажем, между европейским ученым и дикарем Южной Америки. «Цивилизационный» человек имеет дело не с реальными вещами, а с их символами, взаимодействуя с ними посредством языковых форм, художественных образом, религиозных обрядов, мифических символов. Исходя из этого Кассирер называет человека не мыслящим (Homo sapiense), а символическим (Homo simbolicum). Таким образом, человек из существа естественного, живущего инстинктами и чувствами, постепенно превращается в искусственную, скованную ограничениями и правилами структуру, подчиненную оторванному от реальности абстрактному мышлению. Осмыслению этой проблемы на примере племен Южной и Северной Америки посвятил свои работы французский этнограф, философ и культуролог Клод Леви-Строс
Леви-Строс – создатель
структурной антропологии – науки,
в основе которой лежит использование
некоторых приемов структурной
лингвистики и информатики при
анализе культуры первобытных племен.
Вслед за К.Г.Юнгом, он верил в
существование некоего «
Французский этнограф доказывает необходимость восстановления в человеке единства чувственного и рационального начал, утраченного в результате развития цивилизации.
При оценке общей пропорции
«природного» и «социального» в
поведении цивилизационного человека
Леви-Строс, вслед за Кассирером, признает
чрезмерную роль формализма и условностей
во взаимоотношениях людей, решающее влияние
на их поступки символических форм,
традиций, ритуалов и, прежде всего
языка, порождающего все общественные
институты. Человек, по мысли Леви-Строса,
живет условностями и мифами, все
больше отдаляющими его от реальной
жизни. Таким образом, культура становится
все более непроницаемой